«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок "Различие в строении клеток эукариот и прокариот" 9 класс

Методическая цель урока:

  1. Актуализировать знания учащихся о строении и функциях клеток.
  2. Создать условия для формирования умений самостоятельно добывать знания и применять их в ходе исследования; выявлять характерные особенности царств эукариот и прокариот, определять проблемную ситуацию, находить пути ее решения, систематизировать, обобщать полученный материал.
  3. Способствовать развитию умений прогнозировать, сравнивать выделять главное при работе с текстом; показать практическую значимость исследовательских умений.

На уроке проводилась тестирование, взаимопроверка и проверка ответов по шаблону, практическая работа, ставились проблемные вопросы, ученики работали над решением этих вопросов; применялось моделирование различных клеток; дети работали в парах и группах, рефлексия урока закончилась заполнением таблицы.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новонадыровская СОШ»








Разработка урока по биологии 9 класс, на тему:


Различие в строении клеток прокариот и эукариот




Учитель биологии первой квалификационной категории

Хайдарова Т.А.










2017 год







Цели:

  1. Актуализировать знания учащихся о строении и функциях клеток.

  2. Создать условия для формирования умений самостоятельно добывать знания и применять их в ходе исследования; выявлять характерные особенности царств эукариот и прокариот, определять проблемную ситуацию, находить пути ее решения, систематизировать, обобщать полученный материал.

  3. Способствовать развитию умений прогнозировать, сравнивать выделять главное при работе с текстом; показать практическую значимость исследовательских умений.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Оборудование: демонстрационные таблицы с изображениями клеток бактерий, цианей, грибов, растений и животных; микроскопы; предметные и покровные стекла, пипетки, салфетки, культура бактерий; наборы деталей для моделирования клеток (пластилин) ; сравнительные таблицы (для каждого) ; презентация о клетках.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

Письменный опрос:

Тест. Органеллы клетки.

Задание: исходя из определений, впишите соответствующие термины.

  1. Синтез белков происходит на ( рибосомах)

  2. Система мембран, разделяющих клетку на отдельные отсеки, в которых протекают реакции обмена веществ, называется (ЭПС)

  3. Внутренние мембранные структуры хлоропластов называются (граны)

  4. Структуры, обеспечивающие движение клеток ( реснички и жгутики)

  5. Стопки мембранных цилиндров, пузырьков, в которые упаковываются синтезированные в клетке вещества – (комплекс Гольджи)

  6. Клеточная структура, содержащая генетический материал в форме ДНК ( ядро)

  7. Регуляция поступления веществ в клетку осуществляется с помощью (наружная клеточная мембрана)

  8. Двумембранные органеллы клетки, где идет запасание энергии в виде молекул АТФ (митохондрии)

  9. Одномембранные структуры с ферментами, осуществляющими расщепление веществ( лизосомы)

  10. Органеллы клетки, в которых осуществляется синтез сахара (пластиды)

Проверка работ в парах, выставление оценок.

II. Проблемно – поисковый этап.

Учитель: Ребята! Теперь мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?

Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток.

Учитель: И так, тема нашего урока и цель исследования:

Различия в строении клеток прокариот и эукариот (запись на доске и в тетрадях).(слайд №1)

Учитель: Какие же задачи должны быть решены на сегодняшнем уроке , для подтверждения этой гипотезы?

В ходе обсуждения учитель показывает слайд №2 , а учащиеся записывают – в тетрадях.

Задачи:

  1. Выявить характерные признаки прокариот.

  2. Сравнить клетки прокариот и эукариот.

Учитель организует работу групп учащихся. Группы получают задания и необходимое оборудование, информацию для поиска ответов на вопросы

Задание для 1-й группы.

1. Выполните практическую работу “Изучение клеток прокариот”. Инструкция по проведению и оформлению работы:

а) настройте микроскоп;
б) приготовьте микропрепараты культуры бактерии сенной палочки: на предметное стекло пипеткой нанесите каплю жидкости, обязательно захватив с поверхности часть пленки; накройте покровным стеклом;
в) рассмотрите микропрепарат, обратите внимание на внешние особенности клеток (форма, размеры, окраска). Заметна ли клеточная оболочка? Ядро?
г) оформите работу в тетрадях, указав:

  • название работы;

  • рисунок с поясняющими надписями.

2. Подготовьте рассказ о внешних особенностях и структуре прокариотической клетки.(п.25 учеб.64 рис. Слайд №3 ) Почему прокариоты считаются примитивными организмами?

3. Из имеющихся деталей соберите модель ( или из пластилина) растительной клетки. Используя данные о структуре клетки, спрогнозируйте, какие процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, размножение) характерны для растительной клетки. Опишите внешние особенности, структуру и процессы жизнедеятельности растительной клетки.( слайд №4)

4. Рядом с моделью растительной клетки постройте клетку прокариотическую. Укажите черты отличия этих клеток.

Задание для 2-й группы.

  1. Выполните практическую работу (см. задание для I группы).

2. Используя имеющиеся у вас знания и текст § 25 (учебн. 9 кл.,С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин) расскажите о процессах жизнедеятельности прокариот. (слайд №5)

2. Из имеющихся деталей (или из пластилина) соберите модель животной клетки. На основе строения клетки предположите, какие процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, размножение) характерны для животной клетки. С помощью вашей модели дайте характеристику животной клетке (внешние особенности, структура, процессы жизнедеятельности).

4. Рядом с моделью животной клетки постройте прокариотическую клетку. Укажите черты различия этих клеток.

Задание для 3-й группы.

1. Выполните практическую работу (см. задание для 1-й группы).

2. На отдельном листе бумаги закончите и “озвучьте” схему: Роль бактерий в природе(слайд №6)

3. Из имеющихся деталей соберите модель грибной клетки. На основе данных о строении клетки спрогнозируйте процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, рост, размножение.

Используя модель, демонстрационные таблицы дайте характеристику клетки гриба: внешние особенности, строение, процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, размножение).(слайд №7)

  1. Рядом с моделью грибной клетки постройте модель прокариотической клетки. Укажите их различия.

II. Физкультминутка.

III. Этап рефлексии.

Ответы первой, второй и третьей групп заслушиваются по мере выполнения заданий каждой группой: сначала 1-е и 2-е задание, затем 3-е и т.д.

Каждый учащийся по ходу выступлений постепенно заполняет сравнительную таблицу (таблица прилагается).

Характеристика

Прокариоты

Эукариоты

1

2

3

Размеры клеток

Диаметр 0,5–5 мкм

Диаметр до 40 мкм, объем
в 1000–10000 раз больше,
чем у прокариот

Генетический
материал

Кольцевая ДНК находится в цитоплазме. Нет ядра,
хромосом, ядрышка

Молекулы ДНК связаны с белками и образуют хромосомы внутри оформленного ядра, там же есть ядрышко

Органеллы

Органелл мало, имеются рибосомы .Функции органоидов выполняют выпячивания мембраны -мезосомы.

Немембранные органеллы –
рибосомы, микротрубочки,

клеточный центр.

Одномембранные – комплекс Гольджи, лизосомы,вакуоли,эпс

Двумембранные –ядро, митохондрии, пластиды

Клеточные

стенки

Жесткие, содержат полисахариды и аминокислоты. Основной арматурный
компонент – муреин

У растений и грибов жесткие, содержат полисахариды.
Основной арматурный компонент у растений – целлюлоза,
у грибов – хитин

Фотосинтез

Хлоропластов нет. Происходит на мембранах, без специфической упаковки

Происходит в специализированных органоидах – пластидах, имеющих специфическое
строение

Фиксация азота

Некоторые обладают этой способностью

Ни один эукариотический
организм не способен к фиксации азота





После заслушивания ответов в ходе обсуждения формируются выводы.

Различия на клеточном уровне являются причиной многообразия живой природы на организменном уровне.(слайд №8)

Выводы записываются в тетрадях.


IV.   Итог урока

Подведем итог урока. Цели, которые ставили в начале урока, достигли?

(Выставление оценок с комментарием)

V. Домашнее задание:

Изучить § 25

Ответить на вопросы на с. 124

Подготовить реферат (по желанию):

  1. Значение бактерий в природе.

  2. Использование бактерий в практической деятельности человека

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее