«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок по теме: "Полезные ископаемые"

Урок-наблюдение с проблемной ситуацией о теме"Полезные ископаемые" в 3 классе по предмету"Человек и мир"

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект урока для 3 класса

Учитель начальных классов: Гуркова Людмила Владимировна,

ГУО «Средняя школа №18 г. Могилёва»

Человек и мир

Тема: «Полезные ископаемые: песок, глина».

Цель: раскрытие роли полезных ископаемых в деятельности человека.

Задачи:

  • создать условия для обучения проведения простейших опытов, для исследования свойства песка и глины, для прогнозирования и нахождения путей решения проблемной ситуации по теме, для ознакомления со способами добычи полезных ископаемых;

  • способствовать развитию умения сравнивать, анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы;

  • содействовать воспитанию аккуратности и дисциплинированности при проведении практических работ;

прививать любовь к природе, родному краю, бережное отношение к её богатствам.

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация.

  2. Музыкальное сопровождение.

  3. Наглядный и раздаточный материал.

  4. Оборудование для проведения опытов (образцы песка и глины, посуда с водой, воронки, фильтрованная бумага, 4 стакана, предметное стекло).

  5. Технологические карты «Дневник геолога» для исследовательской работы в группе.

  6. Физическая карта Беларуси.

  7. «Толковы словарь русского языка» С.И. Ожегова.

  8. Учебник Человек и мир» 3 класс.

Реализация: активизация умственной деятельности учащихся через коллективную и групповую формы работы.

Методы и приёмы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, практический, исследовательский, анализ, решение проблемной задачи.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – исследование.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Слайд1

- Я приветствую вас, ребята, и наших гостей, на уроке Человек и мир.

- Что необходимо на уроке, чтобы хорошо думалось?

Правильно, нужно, чтобы вы были спокойны и уверены в себе, активны и внимательны.

Я верю в ваши силы и возможности. Вместе мы способны на многое.

  1. Проверка домашнего задания.

А) Индивидуальный опрос по карточкам

- Ребята, сейчас мы проверим домашнее задание и посмотрим насколько творчески вы подошли к его выполнению.

Б) Творческие задания (кроссворд, пословицы и поговорки о реке, рисунок з загадками…, коллаж (ученик пересказывает материал параграфа учебника на основе выполненного коллажа)

В) Фронтальные вопросы для класса «Продолжи задуманное» или «Продолжи предложение» (с мячом)

Обобщение: …………, Ребята, кроме водных богатств, у нас есть и многие другие, о которых мы узнаем сегодня на уроке.

  1. Актуализация знаний. Проблемная задача.

Представление проектной задачи.

Слайд 2 (Учащиеся получают письмо от Джека на английском языке

с просьбой помочь решить вопрос вступления в наследство.)

- Нам пришло письмо. Сможем ли мы его перевести? (Перевод текста учителем) Слайд 3

Видите, как важно знать иностранные языки. Когда-нибудь вы сможете сделать это и без моей помощи, если будете добросовестно изучать английский язык.

4. Сообщение темы, целеполагание.

- Ребята, в письме встретилось слово реставрация. Понимаете ли вы это слово? (Реставрация – восстановление разрушенного)

- Да, ребята, у Джека проблема …. Нам нужно помочь Джеку решить, стоит ли ему вступать в наследство. Поможем? (Да.)

Нам надо дать ему ответ:

1) Есть ли полезные ископаемые для реставрации замка?

2) Достаточно ли их у нас в Беларуси, чтобы их можно было использовать?

3) Как можно использовать эти полезные ископаемые при реставрации замка?

- Догадались ли вы из письма какая тема урока у нас сегодня будет? Чем интересуется Джек? (Полезные ископаемые).

(Открываю тему урока, половина темы не открыта.)

- А с какими полезными ископаемыми мы познакомимся сегодня нам подскажут загадки.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу! (Глина.) (Открываю остальную часть темы.)

- Как вы думаете, пригодятся эти полезные ископаемые при реставрации замка?

Прежде чем решить проблему и дать ответ Джеку, сформулируем задачи урока: (на доске)

Узнать

Выяснить

Рекомендовать

  1. Работа над темой урока.

Познакомимся с новыми словами по теме.

1) Словарная работа

А) Исходя из названия темы урока, попробуйте определить, что такое полезные ископаемые?

От каких слов образовались полезные? (Польза) Ископаемые? (Копать) Слайд 4

Как вы понимаете значение этих слов? (Полезные, потому что служат человеку, ископаемые, потому что извлекаются из недр земли)

Обратимся к учебнику и проверим наши предположения стр. 39 Совпали ваши предположения? (Да.)

- Иногда полезные ископаемые называют «сокровищами недр Земли» или «Природными богатствами», либо «Кладовыми Земли».

Продолжаем знакомиться с новыми словами.

Работа с «Толковым словарём» С.И. Ожегова.

(Ученик подготовил инд. домашнее задание, сделал заготовки, по рекомендуемым учителем, словам)

Слайд 5

Месторождения –места залегания полезных ископаемых. (На доске)

- Прежде чем воспользоваться полезными ископаемыми, их нужно ещё найти. Как вы думаете, кто занимается этим нелёгким делом? Люди какой профессии? Мы узнаем, разгадав ребус.

Слайд 6 Геолог (ребус) ГЕ +, КОЛОС, +Г

- Обратимся к толковому словарю.

Геолог - занимается разведыванием полезных ископаемых.

- Я предлагаю вам сегодня на уроке побыть в роли геологов во время исследования полезных ископаемых. Вы будете вести геологический дневник, работать с картой. Геологи всегда работают в команде, так поступим и мы.

- Какие полезные ископаемые мы должны исследовать? (Песок и глину.)

2) Практическая работа учащихся.

Исследование свойств песка и глины. Выполнение опытов, оформление результатов в таблице.

- Для того чтобы узнать какими свойства обладают песок и глина я предлагаю отправиться в лабораторию и провести опыты.

Ребята, а что такое лаборатория?

Лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты.

А что такое опыт?

Опыт – проверка какого-либо предположения или гипотезы на практике.

Какие законы мы должны соблюдать при работе в лаборатории?

Слайд 7

  • Все участвуют в работе.

  • Все друг другу помогают.

  • Конфликты решаются мирным путем.

  • Когда один говорит, все внимательно слушают.

  • Соблюдать технику безопасности.

Все опыты проводятся по инструкции. Инструкции к опытам лежат у вас на столах.

- Цель наших опытов: установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании.

Вы должны провести опыты в своих группах и записать полученные результаты в таблицу «Дневник геолога». Если полезное ископаемое обладает свойством, которое мы будем проверять, то в таблицу ставим знак «плюс», а если не обладает, то «минус».


Дневник геолога

Свойства:

Песок

Глина

Сыпучесть



Вязкость, пластичность



Запах



Растворимость



Твёрдость частичек



Водопроницаемость



Использование







(Музыкальное сопровождение опытов. )

3) Работа в группах. (6 мини-групп, тройки)

Группа 1 Инструкция

Опыт 1. Установление сыпучести песка и глины.

Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина.

1) Возьмите песок и проверьте, сыпется ли он?

2) Возьмите глину и проверьте, сыпется ли он?

3) Запишите результат опыта в таблицу. (+, - )

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: песок легче…… (пересыпается) струйкой. Песок… (сыпучий).

Глина струйку не… (образует). Глина не обладает… (сыпучестью).

Ключевые слова: образует, сыпучестью, пересыпается, сыпучий.

Группа 2 Инструкция

Опыт 2. Определение вязкости, пластичности песка и глины.

Цель 1: узнать, что прочнее связывается друг с другом – частицы песка или глины.

  1. Сделайте из песка шарик, колбаску.

- Обладает песок вязкостью?

  1. Сделайте из глины шарик.

- Обладает глина вязкостью?

3) Запишите результат опыта в таблицу. (+, - )

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: глина легко … (скатывается) в шарик. Она прочная и … (пластичная). Из песка шар, колбаску сделать нельзя, он … (рассыпается). Песок не обладает … (вязкостью), его частицы плохо прилипают друг к другу, частицы глины очень хорошо … (прилипают) друг к другу.

Ключевые слова: пластичная, скатывается, вязкостью, прилипают, рассыпается.

Группа 3 Инструкция

Опыт 3. Определение запаха песка и глины.

Цель: узнать, есть ли запах у песка и глины.

  1. Подыши на песок и глину.

  2. Понюхай их.

- Есть ли запах у песка?

- Есть ли запах у глины?

3) Запишите результат опыта в таблицу. (+, - )

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: песок не имеет …(запаха). Влажная глина имеет … (землистый) запах.

Ключевые слова: землистый, запаха.

Группа 4 Инструкция

Опыт 4. Определение растворимости песка и глины.

Цель: определить растворимость песка и глины.

  1. В один стакан с водой насыпь немного песка.

  2. В другой стакан с водой положи комочек глины.

- Растворяются ли песок и глина в воде?

3) Запишите результат опыта в таблицу. (+, - )

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: песок и глина … (не растворяются) в воде.

Группа 5 Инструкция

Опыт 5 Определение твёрдости частичек песка и глины.

Цель: определить твёрдость частичек песка и глины.

  1. Возьми комочек глины и помести его на предметное стекло.

  2. Осторожно потри им стекло.

  3. Стряхни глину и рассмотри стекло на свет.

- Что вы заметил на стекле?

  1. Проделай то же самое с песком.

- Что вы заметил на стекле?

5) Запишите результат опыта в таблицу. (+, - )

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Песок … (твёрдый), он оставляет … (царапины) на стекле. Глина не оставляет следов на стекле, она … (мягкая).

Ключевые слова: царапины, мягкая, твёрдый.

Группа 6 Инструкция

Опыт 6. Установить водопроницаемость песка и глины.

Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина.

  1. Возьмите 2 стакана с воронками.

  2. Вставьте в них воронки.

  3. В воронки положите фильтровальную бумагу.

  4. Сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину.

  5. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды.

6) Запишите результат опыта в таблицу. (+, - )

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: раньше появились капли из воронки с … (песком). Вода в этом стакане собирается быстрее, чем в воронке с … (глиной). Песок хорошо … (пропускает) воду. … (Глина) - хуже.

Ключевые слова: глиной, песком, пропускает, глина.

Проверка выполненных работ. Во время выступления групп каждый из учеников заполняет свой геологический дневник.

Обобщение: сверим наши выводы с учебником, стр.42

- Правильно ли мы определили свойства песка и глины? (Да.)

- В любой работе важен отдых.

Физкультминутка (Песня –танец «Сердце Беларуси»)

4) Работа в парах.

- Как обозначаются эти полезные ископаемые и как много их месторождений разрабатывается? Ответ на этот вопрос найдём с помощью физической карты РБ и условных знаков (обозначений)

Слайд 8 (условные знаки)

Задание:

- Нанесите условные знаки на карту и посчитайте количество месторождений песка и глины в РБ.

(2 ученика у большой карты выполняют эту же работу) Проверка работы с доской.

Проверка. Слайд 9 (кол-во месторождений)

Вывод: В РБ много полезных ископаемых, таких как песок и глина.

- Ребята, не смотря на то, что много, о чём нужно помнить при потреблении природных богатств? (Бережное отношение, охрана природы).

5) Способы добычи полезных ископаемых.

(На доске 3 названия, картинки, соответствующие названиям расположенные с боку от названий.)

- Существует 3 способа добычи полезных ископаемых:

  • Скважина. Пробуренное в поверхности земли глубокое отверстие, похожее на колодец. Добыча полезных ископаемых из скважин проводят с помощью специального бурового оборудования.





  • Шахта. Такой способ добычи подходит для полезных ископаемых, которые залегают на большой глубине.

  • Карьер - добыча полезных ископаемых открытым способом.




Задание:

- А сейчас геологи будьте внимательны! Разместите картинки в соответствии с названиями.

Вывод:

- Как вы думаете каким способом добывают песок и глину? (В карьере.)

- Каким способом перевозят? (На машинах, на баржах по реке.)

6) Использование песка и глины.

А) Работа с учебником. (Дифференциация.)

- На вопрос что изготовляют из песка и глины, вы сможете найти ответ в учебнике.

1 вариант- стр. 41(- Что изготовляют из песка?)

Запишите в свой геологический дневник.

2 вариант – стр. 42 (- Что изготовляют из глины?)

Запишите в свой геологический дневник.

Доп. задание: (для тех, кто быстро справится с заданием) дополнить предложения:

  1. Если исчезнет песок….

  2. Если глина утратит пластичность ….

Проверка. Слайд 9 (песок – кирпич, посуда, стекло; глина – кирпич, посуда, гончарные изделия)

- Какой сделаем вывод? (Беречь.)

Слайд 10 (Береги планету)

Б) Рубрика «Это интересно»

Слайды 11 - 1: (презентация, рассказ учителя)

  1. 1 часть песка и 2 части извести – это штукатурка, 1 часть сухой толчёной глины и 2 части извести – это цемент, в цемент примешать мелкую кирпичную крошку – получите бетон.

– Пригодится всё это для реставрации замка, при строительстве?

  1. КСИ - Комбинат силикатных изделий

  2. г. Добруш в Гомельской области, фарфор.

  3. г. Минск «Керамин», керамическая плитка, кирпич.

  4. г. Борисов, хрусталь.

  5. г. Нёман, Гродненская область, стекло.

  6. г. Минск, «Белхудожкерамин», изделия из глины.

- Пригодится ли всё это при реставрации замка? (Да, а также Джек сможет приобрести посуду, светильники производства РБ.)

(Кроме того, глина ещё широко применяется в медицине, косметологии.)?

6. Домашнее задание.

- Дома вы продолжите работу над изученной темой и подготовите одно из заданий.

Слайд

  • Прочитать статьи на стр. 39, 41–42, ответить на вопрос 1 на стр. 42.

Творческие задания:

  • Исследовать научную литературу в библиотеке и узнать, какие полезные ископаемые добывают в Беларуси кроме песка и глины.

  • Придумать и нарисовать знаки «Берегите природные богатства».

7. Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. И чтобы узнать, как вы усвоили свойства песка и глины, выполните тест.

1) Выходной контроль. Тест «+/–».

Песок сыпучий?

Песок плохо пропускает воду?

Песок имеет запах?

Песок и глины добывают в шахте?

Глина твёрдая?

Глина плохо пропускает воду?

Глина растворяется в воде?

Глину и песок использует человек в хозяйственной деятельности?

Слайд Самопроверка. (+, +, -, -, -, +, -,+)

2) Решение проблемной ситуации. Ответ на письмо.

- Ребята, теперь мы можем ответить на письмо Джека? (Да.)

Вспомним, что мы узнали, выяснили на уроке и, что мы можем порекомендовать Джеку, ответив на вопросы:

1) Есть ли полезные ископаемые в РБ для реставрации замка? О каких вы узнали?

2) Достаточно ли их у нас в Беларуси, чтобы их можно было использовать?

3) Как можно использовать эти полезные ископаемые при реставрации замка?

8. Рефлексия.

Игра «Светофор»


уроков поучительно







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее