«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

3 класс. Полезные ископаемые.

Класс: 3

Тема: Полезные ископаемые

Тип урока: открытие новых знаний

Цель:

использовании, формировать умение определять ПИ по их основным признакам;

- развить познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- воспитать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занимающихся добычей ПИ.

Оборудование:

- учебник «Познание мира 3 класс», изд. «Атамура 2014» (А. Бирмагамбетов, Н. Жапанбаева); карточки с дополнительной информацией; ноутбук, проектор, экран; коллекция ПИ; физическая карта Казахстана.

Структура:

Мотивационно-целевой этап.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

2. Деление на группы.

3. Распределение ролей в группах.

Операционно-деятельностный этап.

1. Выход на тему «Мозговой штурм».

2. Постановка целей урока.

3. Защита групп.

4. Физминутка

5. Исследовательская работа.

6. Контроль полученных знаний.

Рефлексия.

1. Итог.

2. Выставление оценок.

3. Домашнее задание

Формы работы: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая.

Технологии: ИКТ, АФО, критическое мышление

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

20 января 2017 год.

Познание мира.

3 класс.

Тема: Полезные ископаемые.

Цель:

- дать представление о полезных ископаемых (ПИ), расширить представление об их использовании, формировать умение определять ПИ по их основным признакам;

- развить познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- воспитать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занимающихся добычей ПИ.

Оборудование:

- учебник «Познание мира 3 класс», изд. «Атамура 2014» (А. Бирмагамбетов, Н. Жапанбаева); карточки с дополнительной информацией; ноутбук, проектор, экран; коллекция ПИ; физическая карта Казахстана.

Ход урока:

Мотивационно-целевой этап. (7 мин) (слайд №1 Познание мира 3 класс)

1. Организационный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята и дорогие гости! Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Деление на группы.

- У каждого из вас есть карточка со словом (уголь, нефть, природный газ, песок). Внимательно его прочитайте, затем обратите внимание, что на каждом столе есть название группы (твердые, жидкие, газообразные, рыхлые). Подумайте внимательно, по какому принципу вы можете сейчас разделиться на группы?

- Посмотрели друг на друга, запомнили свою группу.

- Вспомним правила работы в группе. ((слайд №2 правила работы в группе и в папке-помощнице)

3. Распределение ролей в группах.

- Пожалуйста, посовещайтесь и распределите роли (лидер, спикер, секретарь, дизайнер, сотрудник) в группах. Свой выбор объясните. С каждой ролью вы уже знакомы и знаете, кто и за что отвечает.

Операционно-деятельностный этап.

1. Выход на тему «Мозговой штурм».

- Ребят, сегодня нам предстоит путешествие в недра земли, которые хранят в себе многочисленные богатства! Вы знаете, как называются эти богатства? (предположение учащихся)

- Эти природные богатства называются ПИ (слайд №3 Полезные ископаемые). Что означает «полезные» и «ископаемые»? (ответы учащихся),

слайд №4

«Полезные» – потому, что служат человеку. Полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

«Ископаемые» – потому, что их добывают из различных слоев Земли.

- На столах листы успеха, отметьте, на какой ступени (по знаниям о ПИ) вы находитесь.

2. Постановка целей урока.

- Давайте вместе поставим цели сегодняшнего урока.

Цели: (слайд №5)

  • Узнать что такое ПИ.

(1 группа. Составление «Кластера». Проговаривают определение «ПИ» - устно; определение «месторождение, бассейн»- устно, определение «геология, геолог» - устно, записывают в кластер только термин; 3 физических состояния ПИ: твердые – нерудные, рудные, угли; жидкие: нефть, минеральная вода; газообразные: природный горючий газ)

  • Какие они бывают?

(2 группа. Таблица. Виды ПИ (горючие, рудные, нерудные)+примеры)

  • Как их добывают и обрабатывают?

(3 группа. Составление «Кластера». Способы добычи: закрытый-шахты, открытый-карьеры, бурение-скважины.

«Логическая цепочка». Способы обработки: Очищение-----сортировка-----размельчение-----шлифовка.

  • Как используют люди ПИ?

(3 группа. Таблица. ПИ------Использование. Например: песок-----строительство)

  • Зачем и как их нужно охранять?

ПРОБЛЕМА:

РЕШЕНИЕ:

ВЫВОД:

3. Защита групп.

Выброс на доску. Спикер и лидер защищают работу.

Оценивание групп по критериям:

Критерии оценивания:

1. Полный ответ.

2. Внятная речь.

3. Аккуратное оформление.

- стикерами, команды совещаются, крепят стикер на работы других групп. Розовый – «5», желтый – «4», зелёный – «3». Средняя оценка. Выставление в оценочный лист.

4. Физминутка. слайд № 6

Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).

5. Исследовательская работа.

- Пришло время нам стать исследователями. У каждой группы на столе есть одно ПИ и физическая карта Казахстана, на которой есть условные обозначения ПИ.

  • Слайд № 7. Задание: Изучи ПИ и заполни таблицу. Используй коллекцию ПИ, учебник, дополнительную информацию на карточках, физическую карту Казахстана, на которой есть условные обозначения ПИ.

Название

Свойства ПИ

Использование

Месторождение

1 группа - бурый уголь

2 група – каменный уголь.

3 группа – гранит.

4 группа – известняк.

Любой участник команды у доски защищает.

Критерии оценивания:

1. Полный ответ.

2. Внятная речь.

3. Аккуратное оформление.

Оценивание группами. Розовый – «5», желтый – «4», зелёный – «3». Средняя оценка. Выставление в оценочный лист.

Слайд №8 картинки ПИ с названиями.

6. Контроль полученных знаний.

  • «Тест». Тема: «Полезные ископаемые». На карточках.

  1. Полезные ископаемые – это…

а) металл, получаемый из железных руд;

б) горные породы и минералы, которые человек использует для собственных нужд;

в) тонны удобрений, добываемых из недр земли.

2. Жидкие полезные ископаемые, это …

а) руды, уголь;

б) нефть, минеральные воды;

в) горючие и другие газы.

3. Три основные группы полезных ископаемых:

а) полезные, бесполезные, неполезные;

б) горючие, рудные, нерудные;

в) ценные, бесценные, горючие.

4. Месторождение, это - …

а) места залегания полезных ископаемых;

б) места добычи полезных ископаемых;

в) соединение горных пород.

5. Нефть и газ добывают путем бурения: 
а) скважин; 
б) траншей; 
в) глубоких ям. 

6. Поиском местонахождения полезных ископаемых занимаются: 
а) геологи; 
б) археологи; 
в) архитекторы. 
7. Человек должен охранять и бережно использовать полезные ископаемые потому, что 
они: 
а) полезные; 
б) исчерпаемы (могут закончиться)
в) ценные.

Самопроверка по ключу (слайд № 10-12).

Критерии оценивания:

без ошибок – «5»

1 ошибка– «4»

2 ошибки – «3»

более 3 ошибок «2»

Выставление оценок в оценочный лист.

Рефлексия.

1. Итог.

- На столах листы успеха, отметьте, на какой ступени (по знаниям о ПИ) вы ТЕПЕРЬ находитесь.

Слайд №13

На стикерах продолжите фразы:

Розовый стикер. Клеят на экран, на фразу:

- Я узнал…..

Желтый стикер. Клеят на экран, на фразу:

- Теперь я могу….

Зеленый стикер. Клеят на экран, на фразу:

- Было интересно…

Голубой стикер. Клеят на экран, на фразу:

- Мне было сложно…

2. Выставление оценок.

Подсчет среднего балла.

3. Домашнее задание.(по выбору) слайд №14

1 уровень. с. 86-93 читать., с.97 ответить на вопрос № 1 письменно

2 уровень. Приготовить сообщение о любом полезном ископаемом и о профессии шахтер.

3 уровень. Составить синквейн на тему «Полезные ископаемые».

- Спасибо за урок! (слайд №15)

























Приложение 1.


Роли в группе:

лидер – распределяет роли в группе и обосновывает свой выбор;

чтец – читает вслух;

секретарь – записывает от лица группы;

дизайнер – оформляет творческие задания;

спикер – рассказывает, что решила группа;

тайм-менеджер – следит за временем

сотрудник – участник группы, участвующий в обсуждении


Правила организации групповой работы:

  • Говори спокойно и ясно;

  • Говори только по делу;

  • говори по очереди;

  • реагируй жестами и знаками;

  • возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;

  • обращайся к другу по имени.






Приложение 2.

Группа №1.

  • Узнать что такое ПИ.

Составление «Кластера». Запись терминов. Устное объяснение терминов.


Полезные ископаемые.

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, и используются для нужд человека, называются полезными ископаемыми.

Скопление полезных ископаемых называют месторождениями, а большие по площади скопления называют бассейнами. Поиском месторождений занимаются геологи.

Геология – это наука, о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.




  • Составление кластера «3 физических состояния ПИ» +запись примеров



Физические состояния полезных ископаемых.

учебник стр. 86 (схема)









Приложение 2.

Группа №2.


  • Какие бывают ПИ?


Таблица. Виды ПИ+запись примеров на каждый вид

Виды ПИ

Примеры


Виды полезных ископаемых.

Существует очень много видов полезных ископаемых. По способу применения они делятся на 3 основные группы:

1. Горючие полезные ископаемые

2. Рудные полезные ископаемые

3. Нерудные полезные ископаемые

К горючим полезным ископаемым относятся каменный уголь, нефть и газ.

К рудным полезным ископаемым относятся горные породы, в составе которых встречается металл. В процессе их обработки получают железо, алюминий, медь, свинец и другие металлы.

Нерудные полезные ископаемые используются для получения кислот, производства удобрений, а также для нужд строительства. В данную группу входят соли, фосфориты, мрамор, гранит, известняк, песок, глина и другие.


См. учебник с. 91-92





Приложение 2.

Группа №3.


  • Как и кто добывает и обрабатывает ПИ? Профессия шахтер.


Способы добычи и способы обработки

См. учебник с. 92


Составление «Кластера».

Способы добычи:


закрытый- ……., открытый-……, бурение-……..



«Логическая цепочка».

Способы обработки:

1.________-----2. __________-----3. ____________-----4. _____________.



  • Как используют люди ПИ?


Использование ПИ в жизни людей

См. учебник с. 94

Таблица.

ПИ

Применение


Например: песок-----строительство





Приложение 2.

Группа №4


  • Зачем и как нужно охранять ПИ?


Охрана полезных ископаемых.

См. учебник с. 95


ПРОБЛЕМА:


РЕШЕНИЕ:



ВЫВОД:




  • Нарисуй свой знак охраны ПИ







Познание мира, 3 класс

Тема: Полезные ископаемые




Папка-помощница





Группа №



Оценочный лист.

Ф. И.________________________


Вид работы

Оценка

1. Групповая работа


2. Исследовательская работа


3. Тест


Итог



Оценочный лист.

Ф. И.________________________


Вид работы

Оценка

1. Групповая работа


2. Исследовательская работа


3. Тест


Итог



Оценочный лист.

Ф. И.________________________


Вид работы

Оценка

1. Групповая работа


2. Исследовательская работа


3. Тест


Итог



Оценочный лист.

Ф. И.________________________


Вид работы

Оценка

1. Групповая работа


2. Исследовательская работа


3. Тест


Итог





УГОЛЬ

НЕФТЬ

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

ПЕСОК

УГОЛЬ

НЕФТЬ

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

ПЕСОК

УГОЛЬ

НЕФТЬ

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

ПЕСОК

УГОЛЬ

НЕФТЬ

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

ПЕСОК

УГОЛЬ

НЕФТЬ

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

ПЕСОК


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее