Урок №1: Биология-наука о живой природе.
Тип урока : урок открытия нового знания. Цели урока:
Деятельностная: создание условий для формирования у обучающихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.
Задачи:
Образовательная: Систематизировать знания учащихся о живой природе, полученные ими при изучении предмета "Окружающий мир" в начальной школе; познакомить с разнообразием живых организмов и предметом науки биологии; показать связь человека с другими живыми организмами; охарактеризовать содержание курса "Биология. 5класс".
Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слышать и слушать друг друга.
Воспитательные: формировать экологическую грамотность, установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знать определение науки биология, биологических наук; понимать значение природы в жизни человека; называть основные принципы и правила отношения к живой природе; называть задачи, стоящие перед учеными-биологами; давать сравнительную характеристику как природа влияла на древних и современных людей.
Метапредметные:
Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи. Анализировать, сравнивать.
Регулятивные: формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать па плану.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы и истории развития знаний о природе; понимание значимости живых организмов в жизни человека; формирование эстетического восприятия объектов природы.
Методы: Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические (поиск информации, работа с рисунками) Дополнительные: частично – поисковый.
.
Средства обучения:
Учебник И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А. Корнилова Биология. 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2015;
Оценочный лист.
Рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Знакомство (учитель знакомится с классом, беседует, рассказывает о кабинете и правилах поведения в нем)
II Актуализация знаний. О живой природе, о разнообразии живых организмов, об использовании человеком живых организмов в своей жизнедеятельности. Знакомство учащихся с методическим аппаратом учебника "Биология. 5 класс"
и правилами работы с ним. Сообщает какие учебные принадлежности необходимы для работы на уроках биологии.
Физкульт-минутка в ходе которой можно проверить готовность к уроку:
1. Встаньте, возьмите учебник, поднимите его высоко над головой и потянитесь заним! Положите его на стол.
2. Возьмите тетрадь, вытяните руки с тетрадью перед собой и присядьте 3 раза!Положите тетрадь на стол.
3. Крепко обнимите дневник и попрыгайте! положите его на стол.
4. А теперь возьмите ручку в одну руку, карандаши в другую руку, вытяните руки в стороны и двигайте их, скрещивая перед собой. Выполните 3 раза и положите ручку и карандаши на стол.
5. Сядьте за парты, закройте глаза, выровняйте дыхание и сосчитайте до 7!
III Изучение нового материала.
Постановка проблемы: Может ли современный человек прожить без живых организмов? (обсуждение гипотез)
Беседа, работа по учебнику.
Давно, тысячи лет назад, человек был совсем не похож на нас. внешний вид, поведение, ежедневные занятия- все отличало его от нас свами. В суровых условиях жили древние люди (каких)?Холод, жара, голод, ядовитые растения, нападение хищников, болезни и многие другие факторы влияли на жизнь человека, но в то же время природа кормила и одевала его, закаляла и давала новые полезные знания.
Откройте учебник на странице 5, рассмотрите рис 1 и сравните людей, изображенных на рисунках между собой и современным человеком.(кченики дают сравнительную характеристику) Итак, мы видим , что древние люди отличаются от нас с вами. А сможем ли мы определить, кто ближе к природе, Почему вы так считаете?
Игра: Сейчас я буду называть признаки и действия. Если речь идет о современных людях, руку поднимают девочки, если о древних- мальчики:
1. Одеваются в шкуры животных (д.л) 2. Ездят на велосипеде (с.л) 3. Охотятся при помощи копья (д.л) 4. Сушат варежки на теплых печках (с.л) 5. Собирают ягоды (д. и с. л) 6. Мусорят (с.л) 7. Живут в пещерах (д.л) 8. Приручили диких собаку и лошадь (д.л) 9. Сажают сады и леса (с.ч) 10. Ловят рыбу (д. и с. л) 11 (Внешне похожи на обезьян (д.л)
Молодцы!!!Ребята, вы заметили, что некоторые признаки и действия присущи древнему и современному человеку. Древние люди-наши предки, как тогда, так и сейчас мы остаемся частью природы, и чтобы лучше приспособиться, жить комфортнее,мы должны дружить с природой, любить ее, оберегать и изучать. На наших уроках мы будем изучать природу!
Так что же такое биология? Это слово произошло от греческих слов биос- "жизнь" и логос-" учение". Значит биология-наука о природе, изучающая строение, жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, происхождение и развитие.
Записываем определение понятию биология в тетрадь.
Современная "биология"- семья, состоящая из множества биологических наук. Самые крупные-ботаника (изучает растения), зоология (изуч. животных), микология (изуч грибы), микробиология (изуч бактерии).
Как и в любой другой комплексной науке, в биологии есть множество подразделов. Каждым из них сконцентрирована на разных аспектах природы:
Ботаника – наука о растениях;
Зоология – наука о животных;
Генетика – наука о наследственности и генах;
Физиология – наука о жизнедеятельности целостного организма;
Цитология – наука о клетках, изучается их строение, функционирование, размножение;
Анатомия – наука о внутреннем строении живых организмов, расположении и взаимодействии внутренних органов;
Морфология – наука о форме и строении организмов;
Микробиология – наука о микроскопических веществах (микробах);
Биология относится к теоретическим наукам, однако результаты исследований биологов часто имеют прикладной характер. Где же могут использоваться биологические открытия?
- Сельское хозяйство – с целью увеличения уровня сбора урожая, роста продуктивности животноводства, изобретение способов борьбы с вредителями.
- Медицина – изучение полезных свойств объектов живой и неживой природы помогает изобретать новые лекарственные средства.
- Охрана окружающей среды – биология показывает, в каких направлениях человек разрушает существующий в природе порядок вещей и помогает находить способы борьбы с этими явлениями.
IV Закрепление знаний
Вопросы для закрепления: Влияла ли природа на жизнь людей в древности, как именно она влияла? -Какие источники пищи использовали древние люди? - В чем вы видите преимущества земледелия перед собирательством? -Охарактеризуйте разнообразие живых организмов. - Приведите примеры культурных растений и домашних животных? -Как современный человек связан с живой природой? - Что такое биология и что изучает эта наука?
V Рефлексия
-Понравился/не понравился урок?
Я усвоил/не усвоил материал урока?
-Материал урока мне показался...
-Трудности возникли у меня с...
VI Домашнее задание. Изучить внимательно текст ПАР1 учебника, ответить на вопросы в конце учебника.