Педагогический проект «Животные в мире природы».
Название организации: МАОУ « СОШ №74» г. Перми.
Проблема: У детей невысокий уровень знаний об окружающем мире, знания фрагментарные, обрывочные. Изучение животного мира только на уроках природоведения не позволяет учащимся сформировать правильные и достаточно глубокие представления о жизни, среде обитания и повадках животных.
Необходима деятельность, выходящая за рамки стандартного урока, деятельность по выработке умений собирать информацию из разных источников и фиксировать ее.
Название проекта: Для решения данной проблемы создан проект «Животные в мире природы, который реализуется посредством интегрированных уроков и создание альбома «Животные в мире природы» во внеурочное время.
Цель данного проекта:
Создание условий для формирования представлений о жизни животных через интегрированные уроки и внеучебную деятельность.
Образ конечного результата, критерии его оценки
После завершения проекта предполагается:
У учащихся сформируется представление о жизни животных, о животных Пермского края, о их поведении и повадках, о том, как описаны они в книгах писателей – натуралистов Е.И.Чарушина, М.М.Пришвина, В.В.Бианки
Критерием оценки этого показателя можно считать уровень успеваемости учащихся, страницы альбома составленного детьми.
У учащихся появится опыт коллективной творческой деятельности: они смогут побывать в роли художников, редакторов, писателей, корреспондентов…
Критерием оценки этого показателя послужит качество оформления альбома.
Планирование работы по реализации проекта.
I этап - интегрированные уроки и внеклассная работа в рамках класса.
II этап – ознакомление с результатами работы учащихся 1-х классов.
Способы и средства достижения результата
Проект реализуется в трех направлениях: через учебную деятельность посредством интегрированных уроков, внеклассную работу и организацию создания коллективного альбома «Животные в мире природы» Приоритетными являются игровые, творческие формы организации деятельности с практической направленностью.
По окончанию работы над альбомом учащиеся смогут представить результат своего труда учащимся первых классов, поделиться своими знаниями и рассказать о том, как создавался сам альбом.
Ресурсное обеспечение
Кадровое:
-учитель логопед;
-учитель музыки;
-психолог;
-библиотекарь;
-воспитатель.
Научно – методическое:
-Программа 0-4 классы\ Под редакцией А.К.Аксеновой. – Санкт-Петербург: Филиал издательства «Просвещение» 2007 год
Материально – техническое:
-книги В.В. Бианки, Е.И. Чарушина, М.М. Пришвина.
-картины и иллюстрации, изображающие животных в природе;
-фотоаппарат;
-материалы для продуктивной изобразительной деятельности;
-ноутбук, мультимедийный проектор.
Реализация проекта
Интегрированные уроки
Задачи:
Сформировать представление о жизни животных через изучение учебно-природоведческой литературы и творчество писателей-натуралистов В.В. Бианки, Е.И. Чарушина, М.М. Пришвина.
Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.
Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи.
Посредством произведений способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
№ | Темы | Произведение | Предмет |
1. | «Лесные хозяева» | М.М.Пришвин «Полянка в лесу» | Чтение + ИЗО |
2. | «Лучший друг человека» | Е.И.Чарушин «Собака» | Чтение + Живой мир |
3. | «Хорошо поет щепка» | В.В.Бианки «Музыкант» | Чтение + музыка |
4. | «Умная птица» | Е.И.Чарушин «Яшка» | Чтение + ИЗО |
5. | Лесной барабанщик | Е.И.Чарушин «Дятел» | Чтение + музыка |
6. | Следы невиданных зверей… | Е.И.Чарушин «Что за зверь» | Чтение + труд |
7. | Животные в разное время года |
| Живой мир + ИЗО |
Внеклассные мероприятия
Задачи:
Углубить представления учащихся о жизни, повадках животных в природе.
Воспитывать бережное, правильное отношение к животному миру.
№ | Мероприятие | Форма | Специалисты |
1. | «Птицы в нашем городе» | Классный час | учитель |
2. | «Звери и птицы на каждой странице» | Игра-путешествие | библиотекарь |
3. | «Звери нашего края» | Экскурсия в зоопарк | учитель |
4. | «Что? Где? Когда?» | Игра | учитель |
5. | «Животный мир» | Экскурсия в краеведческий музей | учитель |
6. | Клуб «Почемучка» | Учебно-исследовательская деятельность | учитель |
Создание альбома
Задачи
Создавать условия для учебно-исследовательской деятельности.
Формирование умения коллективной деятельности
Развитие умения работать с простыми источниками информации: извлекать необходимый материал из дополнительной литературы
Предполагается, что учащиеся свои впечатления от уроков, внеклассных мероприятий будут фиксировать в большом классном альбоме «Животные в мире природы»
Рубрики:
Биография и творчество писателей
Жизнь животных
Прочитанные произведения
Экскурсии
Кроссворды о животных
Перспективы развития проекта
Данный проект может иметь продолжение. Учащиеся могут дополнять этот альбом новыми знаниями и впечатлениями. Могут выбрать другую тему альбома. Могут использовать материал альбома для создания презентации к урокам «Живой мир»
МС(К)ОУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1 VII ВИДА» Г. ПЕРМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ЖИВОТНЫЕ
В МИРЕ ПРИРОДЫ»
Автор:
учитель начальных классов
Першина Надежда Васильевна
Пермь
Выступление
(№1) Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входя сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
(№2) Цель каждого учителя – помочь детям почувствовать красоту родной природы, пробудить интерес к изучению ее законов, способствовать формированию целостной картины мира у учащихся. А у детей VIII вида знания об окружающем мире обрывочные, фрагментарные. Им сложно удерживать в памяти большой объем разнообразной информации о растениях, животных.
(№3) Изучение животного мира только на уроках природоведения не позволяет учащимся VIII вида сформировать правильные и достаточно глубокие представления о жизни, среде обитания и повадках животных.
Необходима деятельность, выходящая за рамки стандартного урока, деятельность по выработке умений собирать информацию из разных источников и фиксировать ее.
(№4) Для этого создан образовательный проект «Животные в мире природы»
(№5) Цель проекта: Создание условий для формирования представлений о жизни животных через интегрированные уроки и внеучебную деятельность.
(№6) Реализация проекта предусматривает 2 этапа:
I этап - интегрированные уроки и внеклассная работа в рамках класса.
II этап – трансляция приобретенных знаний и умений, ознакомление с результатами работы учащихся 1-х классов.
(№7) Реализуется он в трех направлениях: через учебную деятельность посредством интегрированных уроков, внеклассную работу и организацию создания коллективного альбома «Животные в мире природы» Приоритетными являются игровые, творческие формы организации деятельности с практической направленностью.
По окончанию работы над альбомом учащиеся смогут представить результат своего труда учащимся первых классов, поделиться своими знаниями и рассказать о том, как создавался сам альбом.
Немного о формах работы.
(№8) Интегрированные уроки предполагают решение следующих задач:
Сформировать представление о жизни животных через изучение учебно-природоведческой литературы и творчество писателей-натуралистов В.В. Бианки, Е.И. Чарушина, М.М. Пришвина.
Способствовать формированию у детей эмоционально-образного восприятия произведений через художественное описание образов.
(№9) Интеграция предметов «Живого мира», «Чтения», «Изобразительного искусства» и «Занимательного труда» позволит учащимся овладеть научными знаниями о жизни животных, сравнить их с описанием в художественной литературе, и свои чувства и впечатления отразить в рисунках и поделках.
(№10) Внеклассные мероприятия ставят своей задачей:
Углубить представления учащихся о жизни, повадках животных в природе.
Воспитывать бережное, правильное отношение к животному миру.
Планируется экскурсия в краеведческий музей, зоопарк, организуется клуб «Почемучка», где любой учащийся сможет выступить с результатами своей учебно-исследовательской деятельности о жизни животных.
(№11) И еще одна форма деятельности, предусмотренная проектом - это коллективное творческое дело: Создание альбома «Животные в мире природы»
Предполагается, что учащиеся свои впечатления от уроков, внеклассных мероприятий будут фиксировать в большом классном альбоме «Животные в мире природы», где могут быть следующие рубрики:
Биография и творчество писателей
Жизнь животных
Прочитанные произведения
Экскурсии
Кроссворды о животных
(№12) Таким образом, по завершению проекта предполагается что:
у учащихся сформируется представление о жизни животных, о животных Пермского края, о их поведении и повадках, о том, как описаны они в книгах писателей – натуралистов Е.И.Чарушина, М.М.Пришвина, В.В.Бианки.
появится опыт коллективной творческой деятельности: они смогут побывать в роли художников, редакторов, писателей, корреспондентов…
Критерием оценки можно считать уровень успеваемости учащихся, качество оформления страниц альбома составленного детьми.