«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок по теме "Фенотипическая изменчивость"

Урок по теме «Фенотипическая изменчивость» проводится в 9 классе после изучения наследственной изменчивости. Направлен на формирование представления о модификационной изменчивости. В ходе урока проводится лабораторная работа на выявление закономерностей, которым подчиняется модификационная изменчивость. Учащиеся работают в микрогруппах, оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Приложение 1

1.Если хлореллу определённого генотипа выращивать на свету, то образующиеся колонии имеют зелёный цвет. Такие же клетки, но выращенные в темноте, образуют колонии жёлтого цвета. Если жёлтые клетки перенести на свет, они вновь образуют зелёные колонии. Следовательно,  возможность образования хлорофилла в клетках была в обоих случаях, но для реализации её был необходим свет.

Но даже в том случае, когда развитие признака происходит, степень его выраженности может варьировать в зависимости от условий внешней среды в определённых пределах. Так, например, наличие веснушек у человека определяется генотипом, однако  степень их развития зависит от длительности пребывания на солнце.

2.Если у гималайского кролика на спине выщипать белую шерсть и поместить его в холод (или наложить холодную повязку), на этом месте вырастет чёрная шерсть. Если чёрную шерсть удалить и наложить тёплую повязку, вырастет белая шерсть. При выращивании гималайского кролика при температуре 30° С вся шерсть у него будет белая. У потомства двух таких белых кроликов, выращенного в нормальных условиях, будет обычное распределение пигмента.

3.Под действием ультрафиолетовых лучей у всех людей, если они не альбиносы, возникает загар, хотя и в неодинаковой степени. Таким образом,  на действие определённого фактора внешней среды каждый вид организмов реагирует специфически и реакция (в форме изменения признака) оказывается сходной у всех особей данного вида. 

4.Хорошим примером  адаптивного значения модификационной изменчивости может служить приобретение способности клетками дрожжей сбраживать необычный субстрат — галактозу. Обычно дрожжи сбраживают глюкозу, но если клетки поместить на среду, содержащую только галактозу, то через некоторое время клетки начинают сбраживать и галактозу. Если такие клетки вновь перенести на среду, содержащую глюкозу, то они вновь восстанавливают способность сбраживать глюкозу.

5.У человека при пребывании на разных высотах над уровнем моря вырабатывается неодинаковое количество эритроцитов: в 1 мм3 крови у людей, живущих в местностях на уровне моря, их в два раза меньше, чем у людей, живущих высоко в горах.

Число эритроцитов растет пропорционально подъему над уровнем моря. Это явление можно легко объяснить, если вспомнить, что главная функция эритроцитов — перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким. Увеличение высоты над уровнем моря сопровождается снижением концентрации кислорода в атмосфере, что приводит к недостатку его в тканях. Поэтому насущная потребность в кислороде заставляет человека и животных адаптивно реагировать путем изменения числа эритроцитов на разных высотах.

Эта реакция обратима: переезд в места, расположенные на уровне моря, приводит к снижению числа эритроцитов в крови.

6. Если корову кормить хорошо, она даст много молока, а если ее кормить плохо, молока будет мало (но никогда корова не сможет дать 500 л молока в день).
7. Растения, выращенные на плодородной почве с хорошим поливом, дадут более богатый урожай, чем растения, выращенные в засушливых условиях на неплодородных почвах. Однако любое растение вырастает только в пределах определенной нормы (например, томат не может вырасти до 5 м и давать плоды по 2-3 кг каждый).
8. Степень развития мускулатуры является количественным признаком. Если люди со слаборазвитой мускулатурой начнут усиленно тренироваться в спортивной секции, то у них разовьются мышцы, появится сила и ловкость, однако лишь в пределах своего биологического вида.

Содержимое разработки

Приложение 2

Лабораторная работа

«Изучение закономерностей модификационной изменчивости.

Построение вариационной кривой»


Цель работы: ознакомиться со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.

Оборудование: листья лавра, семена бобов, линейка, карандаш.


Ход работы.

1.Постройте вариационный ряд (расположите исследуемые объекты в порядке возрастания их длины или размера).


2.Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок, размер семян.

Результат занесите в таблицу:



Длина (в мм)









Частота встречаемости











3.Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие редко.

4. Постройте вариационную кривую (отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости)



Построение вариационной кривой

Частота встречаемости















Вариант изменчивости



5. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена?





Содержимое разработки


Приложение 3

Тест

Какие из приведенных примеров доказывают существование модификационной изменчивости?

1.Рождение ребенка с шестью пальцами на одной руке.

2. Возникновение белоцветковой розы среди ярко - красных на одном кусте.

3. Появление в семействе тигров тигренка с белой шерстью и небольшим числом темных полос.

4. При содержании телят в холодном помещении шерстный покров стал более густым.

5. Зацвела срезанная и принесенная в комнату веточка вишни в марте.

6. Образовалось большое количество завязей плодов томата после подкормки этих растений микроудобрениями.

7. Увеличились надои молока у коров, переведенных из ко­ровника на летнее пастбище.

8. Среди длинноногих щенков дога появился один с очень короткими ножками.

9. У одного растения душистого табака из почки вырос не­обычной побег с красивыми полосатыми листьями.

10. Среди четырех щенков колли один не имел шерсти и зубы у него оказались недоразвитыми.

11. У сизого голубя родился птенец с оперенными ногами и перепонкой между пальцами.

12. При хорошем уходе у растений томата одного и того же сорта на одной грядке образовались очень крупные плоды, на другой при плохом уходе — мелкие.

13. При выращивании картофеля в затененном месте на приуса­дебном участке появились растения с очень высокими побегами.

14. Один из щенков овчарки, оттесняемый часто от миски с кормом своими братьями, начал отставать от них в росте и развитии.





Содержимое разработки

Аннотация проекта

Тема урока Фенотипическая изменчивость

Предмет Биология

Класс 9

Автор, должность Карташова Е.Б, учитель биологии

Образовательное учреждение МКОУ СОШ №2 г.Черепаново

Город Черепаново

Описание проекта Урок по теме «Фенотипическая изменчивость» проводится в 9 классе после изучения наследственной изменчивости. Направлен на формирование представления о модификационной изменчивости. В ходе урока проводится лабораторная работа на выявление закономерностей, которым подчиняется модификационная изменчивость. Учащиеся работают в микрогруппах, оценивают свою работу и работу своих одноклассников.


Описание урока

Предмет

Биология

Класс

9

Тема

Фенотипическая изменчивость

Автор

Карташова Елена Борисовна

Образовательная организация

МКОУ СОШ №2 г.Черепаново

Район

Новосибирская область Черепановский район

Город

Черепаново

Тип урока

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Время реализации урока

45 минут

Цели

1)образовательные: формирование  знаний  у обучающихся о модификационной изменчивости; о причинах ее появления; выявление статистического  характера закономерностей модификационной изменчивости;

2) развивающие: развитие  умений устанавливать причинно - следственные связи; графических умений (умения строить вариационный ряд и график изменчивости признака); навыков систематизации данных; умений работать в микрогруппе; развитие речи;

3)воспитательные: формирование научного мировоззрения;  интереса к дисциплине; воспитание уважительного отношения друг к другу при работе в микрогруппах.

Планируемые результаты

1.предметные

-Формирование представления о модификационной изменчивости

-Выявление свойств модификационной изменчивости

-Выявление закономерностей, которым подчиняется модификационная изменчивость

Объяснение роли модификационной изменчивости в практической деятельности люде

2.личностные

-Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, ксаморазвитию и самообразованию

-Ответственно относятся к выполнению учебных задач

-Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека

3.метапредметные

-Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней

-Работают с информацией и преобразуют её

-Находят причинно-следственные связи

-Оценивают свою работу и работу своих одноклассников

Дидактическая структура урока

учатся культуре общения, строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное; фиксировать индивидуальные затруднения; самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группах; осуществлять самоконтроль и коррекцию; ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

мобилизуют свои силы к волевому усилию.

Дополнительная информация


Размер мультимедиа компонента


Вид мультимедиа компонента

презентация

Ресурсы, оборудование и материалы

мультимедийная установка, презентация « Модификационная изменчивость», инструкционные карточки, раздаточный материал


Список учебной и дополнительной литературы

Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 класс. Справочное пособие. М., «Дрофа» 2013г.

Кучменко В.С, Козлова Т.А., Биология, краткий справочник школьника 10-11 класс, М., издательский дом «Дрофа», 2013г, с. 73-77.

Ловкова Т.А. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Методическое пособие к учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. « Биология. Общие закономерности 9 класс». М., «Дрофа», 2013г.

Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. « Биология. Общие закономерности 9 класс». М., «Дрофа», 2013г.

Сивоглазова В.И, Агафонова И.Б., Захарова Е.Т..Общая биология.10-11 класс. М., издательский дом «Дрофа», 2013г.

Сухова Т.С., Козлова Т.А. Сивоглазов В.И. Рабочая тетрадь по общей биологии: Вопросы, задания, лабораторные работы и наблюдения / под редакцией Захарова В. Б., М., «Школа-Пресс», 2013 г.

Ссылки на использованные интернет - ресурсы

  • http://biologylife.ru/wp-content/uploads/2012-06-21/fenotipicheskaja-izmenchivost_1.jpg

http://biolicey2vrn.ru/index/nenasledstvennaja_izmenchivost/0-639

https://yandex.ru/images/search?textpng&pos=3&rpt=simage&lr=65

http://biofile.ru/bio/6805.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

ИКТ,словесный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.



Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые универсальные учебные действия

1.Организационный момент.

Урок начинается с предварительной организации, что позволяет почувствовать настроение класса, подготовить учащихся к занятию, обеспечить нормальную обстановку для работы.

Приветствие. На этом этапе определяется характер взаимоотношений учителя и ученика.

Определение отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Активизация внимания.

Осуществляют само­проверку готовности к уроку.

-Уважительное отношение к дру­гому человеку, его мне­нию.

-Самоконтроль учебной деятель­ности


2.Актуализация знаний.

Задает вопросы (эвристическая беседа)

-Что изучает генетика?

-Что такое наследственность?

-Каково значение наследственности?

-Что такое изменчивость?

-Что такое генотип?

-Что такое фенотип?

-С каким видом изменчивости познакомились на прошлом уроке?

-Назовите характерные признаки наследственной изменчивости.

-Назовите формы наследственной изменчивости

-В чем сущность комбинативной изменчивости?

-Каковы источники комбинативной изменчивости?

-Что такое мутации?

Благодаря постоянному мутационному процессу возникают различные варианты генов, составляющие резерв наследственной изменчивости. Ч.Дарвин мутационную изменчивость называл неопределенной индивидуальной изменчивостью. Почему? (случайный характер, ненаправленный, относительная редкость возникновения). Учитель обобщает ответы учащихся. Таким образом, наследственная изменчивость связана с изменением генотипа.

Отвечают на вопросы.

-Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач

-Уважительное отношение к дру­гому человеку, его мне­нию.

-Контроль

-Коррекция

-Участие в сов­местной деятель­ности

-Изложение соб­ственных мыслей

-Построение рече­вого высказыва­ния


3.Мотивация и целеполагание.

Сегодня мы с вами продолжим разговор об изменчивости. Познакомимся ещё с одним видом изменчивости, давайте обратимся к слайдам и выявим тему урока.

  • Показывает слайды № 1-7,

  • Совместно с учащимися формулирует тему и цели урока. Слайд № 8.

Смотрят слайды, формулируют тему и цели урока. Записывают тему в тетрадь.

-Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач

-Готовность к вос­приятию научной картины мира, осознание ценно­сти каждого жи­вого организма

-Уважительное отношение к дру­гому человеку, его мне­нию.

-Целеполагание

-Участие в сов­местной деятель­ности

-Изложение соб­ственных мыслей

-Формулирование проблемы, поиск путей решения

-Информационный поиск

-Построение рече­вого высказыва­ния


4.Первичное усвоение знаний.

  • Давайте попробуем дать определение, что такое фенотипическая изменчивость? Помогает учащимся сформулировать определение. Знакомит с понятием модификация. Слайд №9.

Задает вопросы. Какое значение имеет модификационная изменчивость для особи, вида в целом? (Приспособление к условиям среды)

  • Все ли признаки одинаково зависят от условий среды? слайд №10,11.

Предлагает примеры признаков

слайд №12.

Можно ли их как то классифицировать? (Качественные и количественные),

слайд №13.

Какие признаки легче изменить?

Приводит примеры http://biofile.ru/bio/6805.html, предлагает прочитать примеры модификаций и сформулировать вывод на основе этих примеров, слайд №14.

Даёт определение нормы реакции, слайд №15,16,17.

Пределы модификационной изменчивости называют нормой реакции. А чем обусловлены эти пределы? (генотипом)

Норма реакции может быть широкой и узкой. Какой нормой реакции обладают качественные и количественные признаки?

Выдвигают гипотезы. Формулируют определение. Записывают в тетрадь определение.

Отвечают на вопросы учителя.


Предлагают варианты классификации.

Отвечают на вопрос.


Читают примеры модификаций (у каждого на парте, приложение 1).

Формулируют вывод. (Есть пределы фенотипической или модификационной изменчивости).



Отвечают на вопросы.




-Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач

-Готовность к вос­приятию научной картины мира, осознание ценно­сти каждого жи­вого организма

-Уважительное отношение к дру­гому человеку, его мне­нию.

-Участие в сов­местной деятель­ности

-Изложение соб­ственных мыслей

-Анализ с выявле­нием существен­ных и несуще­ственных призна­ков, установление причинно-след­ственных связей, обобщение

-Построение рече­вого высказыва­ния







Осознание и осмысление учебной информации

На основе сказанного мы познакомились с некоторыми свойствами модификаций. Давайте продолжим эту работу. Предлагает работу с учебником (учебник с. 165-166).




Демонстрация слайда №18

Работают с учебником. Выявляют свойства модификаций и самостоятельно составляют схему «Свойства модификаций». Сравнивают его с образцом на (слайде 18).

-Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач

-Готовность к вос­приятию научной картины мира, осознание ценно­сти каждого жи­вого организма

-Самоконтроль учебной деятель­ности

-Информационный поиск

-Анализ с выявле­нием существен­ных и несуще­ственных призна­ков, установление причинно-след­ственных связей, обобщение

-Построение рече­вого высказыва­ния

Закрепление учебного материала

Модификационная изменчивость многих признаков растений, животных и человека подчиняется особым закономерностям. Каким? Это мы с вами выявим в процессе лабораторной работы, слайд 19.

Организует работу по инструкции (приложение 2).

Какие закономерности выявили?

Работа в парах.

Выполняют лабораторную работу, выявляют закономерности.



Делают вывод, сравнивают

(Слайд 20,21,22).

-Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач

-Готовность к вос­приятию научной картины мира, осознание ценно­сти каждого жи­вого организма

-Участие в сов­местной деятель­ности

-Формулирование проблемы, поиск путей решения

-Информационный поиск

-Анализ с выявле­нием существен­ных и несуще­ственных призна­ков, установление причинно-след­ственных связей, обобщение

-Построение рече­вого высказыва­ния

Применение учебного материала

Организует беседу о практическом значении модификационной изменчивости.

Нужны ли человеку знания, полученные Вами сегодня на уроке? Где человек может их использовать?

Люди, каких профессий чаще пользуются этими знаниями?


Высказывают своё мнение.

Сообщение учащегося на тему «Практическое использование модификационной изменчивости»

(опережающее домашнее задание).

-Готовность к вос­приятию научной картины мира, осознание ценно­сти каждого жи­вого организма

-Уважительное отношение к дру­гому человеку, его мне­нию.

-Участие в сов­местной деятель­ности

-Изложение соб­ственных мыслей

-Анализ с выявле­нием существен­ных и несуще­ственных призна­ков, установление причинно-след­ственных связей, обобщение

-Построение рече­вого высказыва­ния


Домашнее задание

Параграф 3.16 , вопросы, найти примеры модификационной изменчивости.

Записывают домашнее задание.

-Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач

Рефлексия и подведение итогов

Подводит итог урока и предлагает тест (приложение 3), который оценит результативность работы на уроке.(слайд 24)


Решают тест, оценивают результативность своей деятельности на уроке.

-Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач

-Самоконтроль учебной деятель­ности

-Контроль

-Коррекция

-Изложение соб­ственных мыслей






2


Содержимое разработки

Объясните, почему у одуванчиков, имеющих один и тот же генотип (корень был разрезан пополам) сформировалось два разных фенотипа?

Объясните, почему у одуванчиков, имеющих один и тот же генотип (корень был разрезан пополам) сформировалось два разных фенотипа?

Почему у стрелолиста сформировалось три вида листьев?  Какой действующий фактор определяет место расположения устьиц на листе?

Почему у стрелолиста сформировалось три вида листьев? Какой действующий фактор определяет место расположения устьиц на листе?

На рисунке изображены бычки годовалого возраста, происшедшие от одного отца.  Почему у них разные фенотипы?

На рисунке изображены бычки годовалого возраста, происшедшие от одного отца. Почему у них разные фенотипы?

Две ветки сосны одна из них имеет желтоватую окраску хвоинок, а другая ярко-зелёную. Почему у них такая окраска?

Две ветки сосны одна из них имеет желтоватую окраску хвоинок, а другая ярко-зелёную. Почему у них такая окраска?

Известно, что горностаевые кролики рождаются совершенно белыми. В течение их развития окраска меняется. Почему?

Известно, что горностаевые кролики рождаются совершенно белыми. В течение их развития окраска меняется. Почему?

« Фенотипическая (модификационная) изменчивость »

« Фенотипическая (модификационная) изменчивость »

Какие факторы внешней среды может испытывать на себе организм?  Как вы думайте что такое фенотипическая изменчивость?

Какие факторы внешней среды может испытывать на себе организм? Как вы думайте что такое фенотипическая изменчивость?

Признаки  Окраска цветков Форма плодов Яйценоскость кур Молочность коров Масса семян пшеницы Цвет глаз

Признаки

Окраска цветков

Форма плодов

Яйценоскость кур

Молочность коров

Масса семян пшеницы

Цвет глаз

Признаки Качественные Количественные

Признаки

Качественные

Количественные

1.Если хлореллу определённого генотипа выращивать на свету, то образующиеся колонии имеют зелёный цвет. Такие же клетки, но выращенные в темноте, образуют колонии жёлтого цвета. 2.Под действием ультрафиолетовых лучей у всех людей, если они не альбиносы, возникает загар, хотя и в неодинаковой степени. 3.У человека при пребывании на разных высотах над уровнем моря вырабатывается неодинаковое количество эритроцитов : в 1 мм 3 крови у людей, живущих в местностях на уровне моря, их в два раза меньше, чем у людей, живущих высоко в горах. 4. Если корову кормить хорошо, она даст много молока, а если ее кормить плохо, молока будет мало (но никогда корова не сможет дать 500л молока в день). 5. Растения, выращенные на плодородной почве с хорошим поливом, дадут более богатый урожай, чем растения, выращенные в засушливых условиях на неплодородных почвах. Однако любое растение вырастает только в пределах определенной нормы (например, томат не может вырасти до 5 м и давать плоды по 2-3 кг каждый). 6. Степень развития мускулатуры является количественным признаком. Если люди со слаборазвитой мускулатурой начнут усиленно тренироваться в спортивной секции, то у них разовьются мышцы, появится сила и ловкость, однако лишь в пределах своего биологического вида.

Изменения не наследуются Пределы изменчивости обусловливаются изменением генотипа Свойства модификаций Изменения носят групповой характер Изменения соответствуют действиям определённого фактора среды

Изменения не наследуются

Пределы изменчивости обусловливаются изменением генотипа

Свойства модификаций

Изменения носят групповой характер

Изменения соответствуют действиям определённого фактора среды

Лабораторная работа «Изучение закономерностей модификационной изменчивости. Построение вариационной кривой»

Лабораторная работа

«Изучение закономерностей модификационной изменчивости. Построение вариационной кривой»

1.Среди показателей изменчивости данного признака чаще всего встречаются средние значения признака, а минимальные и максимальные проявления признака встречаются как исключения. 2.Проявление признака стремится к средним величинам, так как многочисленные факторы среды действуют в разных направлениях; 3. Чем короче вариационный ряд, тем меньше выражена модификационная изменчивость, тем однообразнее условия развития; 4. Чем разнообразнее условия среды, тем шире модификационная изменчивость. 5.Модификационной изменчивости присущи статистические закономерности, среднее значение признака обнаруживается только при массовых подсчетах (чем больше данных, тем более четко проявляется закономерность).

1.Среди показателей изменчивости данного признака чаще всего встречаются средние значения признака, а минимальные и максимальные проявления признака встречаются как исключения.

2.Проявление признака стремится к средним величинам, так как многочисленные факторы среды действуют в разных направлениях;

3. Чем короче вариационный ряд, тем меньше выражена модификационная изменчивость, тем однообразнее условия развития;

4. Чем разнообразнее условия среды, тем шире модификационная изменчивость.

5.Модификационной изменчивости присущи статистические закономерности, среднее значение признака обнаруживается только при массовых подсчетах (чем больше данных, тем более четко проявляется закономерность).

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее