«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок по биологии "Ткани человека"

Урок изучения нового материала. Представлена технологическая карта урока.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок биологии. 8 класс

Учитель: Пчелинцева Е. В.

УМК под редакцией Н. И. Сонин

Тема урока: «Ткани человека».

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.



Цель урока. Создать условия для формирования у обучающихся представлений об особенностях строения и функциях тканей организма человека, закрепить знания о строении клетки человека.


Задачи урока.

Образовательные: изучить особенности строения тканей человека и их функции, через решение биологических задач и выполнение лабораторной работы.

Развивающие: развивать способности применять знания и опыт в различных ситуациях; развивать общеучебные и предметные умения (работать с текстом, с микроскопом, описывать морфологические особенности по плану, анализировать, делать выводы); формировать умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке, самооценку, самоконтроль и взаимоконтроль.

Воспитательные: помочь осознать ценность совместной деятельности, формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества.


Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся знакомятся с особенностями строения клеток разных тканей человека, разнообразием их разновидностей и их функциями; учатся выделять существенные признаки тканей, находить сходство и отличие в строении различных тканей, различать ткани на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль различных тканей в органах.

Метапредметные:

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение различных видов тканей, определяя принадлежность разных типов клеток к тем или иным тканям; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию в учебнике, составлять таблицы, схемы на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные УУД:

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения различных видов тканей, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к самим себе, происходит осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью, развивают умения слушать и слышать, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем, постановка вопросов, оценка и коррекция своей работы, оценка работы в парах и в группе.



Межпредметные связи. Биология: Ботаника, Зоология

Оборудование. Микроскоп, набор микропрепаратов по анатомии и физиологии

Средства обучения: Биология. Человек 8 класс, линия Н. И. Сонин; интернет ресурсы, мультимедийный проектор, презентация учителя, инструктивные карточки.

Формы урока. Фронтальная работа, самостоятельная работа в тетрадях, индивидуальная работа с учебником, групповая, парная работа

Методы репродуктивный, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, создание ситуации успеха.

Основные понятия. Ткань, эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная и их разновидности





Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный

Цель: организация работы учащихся, эмоциональный настрой на учебную деятельность

Приветствует учащихся.

Учитель предлагает занять рабочие места (по группам).

Приветствуют учителя.

Занимают рабочие места по группам.

Регулятивные:

волевая саморегуляция (способность к мобилизоваться на работу

2.Мотивационно-целевой (актуализация знаний, определение темы урока, целеполагание)

Цель: на основе имеющихся у учащихся знаний и субъектного опыта обеспечить актуализацию знаний, направленных на изучение данной темы.


Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности в учебной деятельности.


Предлагает посмотреть видео-вопрос.




Задает вопросы, опираясь на субъектный опыт учащихся.

Какие мы можем сформулировать вопросы к нашей теме и как их решить?

Учащиеся определяют термин, о котором говорится в презентации, определяют и записывают тему урока.


Учащиеся с опорой на субъектный опыт отвечают.


Учащиеся отвечают, формулируют вопросы к теме урока, ставят цель, предлагают план изучения.

Регулятивные:

способность к волевому усилию (преодоление препятствий);

целеполагание;

планирование;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить высказывания;

Коммуникативные:

постановка вопросов (сотрудничество с учителем в поиске и сборе информации)

3.Организационно-деятельностный этап.

Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях строения, расположения тканей человека и функциях, которые они выполняют

Организует работу с заданием № 1. Проверка домашнего задания по строению клетки человека. (Приложение № 1)

Организует проверку






Организует работу с заданием № 2.

Поработайте с текстом учебника, информационными листами и составьте схему «Ткани человека» (Приложение 1.).


Проверьте правильность написания терминов.

Организует проверку





Организует работу с заданием № 3 (в группе). Задание по группам. 4 группы. Каждая группа получает задание. Изучить текст учебника и доп. информацию и по плану описать одну из тканей человека. (Приложение №1)

Заполняют таблицу (Приложение №1).

Организует проверку




Организует работу с заданием № 4.

Посмотрите видео. Найдите и соотнесите название ткани с изображением тканей

Организует проверку.




Организует работу с заданием № 5.

Текст выведен на экран

Найдите ошибки в тексте и исправите их.

Организует проверку.


Организует физкультминутку для глаз.



Организует работу с заданием № 6. Работа в группе. Предлагает обсудить один из поставленных вопросов. Проверяет логическое мышление, рассуждение.

Организует проверку.


Организует работу с заданием № 7.

В качестве закрепления организует лабораторную работу «Микроскопическое строение тканей». Организует самооценку.

Работают самостоятельно с заданием. Индивидуальная работа.



Осуществляют самоконтроль и самооценку. Заполняют лист самооценки и взаимооценки (Приложение № 2)

Работают в парах. Изучают текст учебника, и доп. информацию

Выполняют задание самостоятельно. Заполняют схему.




Осуществляют взаимоконтроль и взаимооценку. Заполняют лист самооценки и взаимооценки

Работают в группе с заданием по плану.



Оформляют таблицу по сообщениям обучающихся.













Оценивают работу в листах самооценки.






Работают индивидуально, с помощью учебника и доп. информации.


Осуществляют (в парах) взаимоконтроль и взаимооценку.





Работают индивидуально, с помощью учебника и доп. информации.



Оценивают работу в листах самооценки.

Выполняют упражнения для глаз.




Работают в группе. Обсуждают поставленный вопрос. Предлагают варианты ответов




Осуществляют самооценку.



Работают в парах с микропрепаратами. Оформляют лабораторную работу.



Работают с листами самооценки.

Регулятивные

- контроль (сличение результата с заданным эталоном)

- коррекция (внесение необходимых дополнений)

оценка своей деятельности, взаимооценка

Познавательные:

смысловое чтение

моделирование


извлечение необходимой информации


выбор оснований и критериев для сравнения


умения строить высказывания


умение структурировать знания


умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме


Коммуникативные

управление поведением партнера,


контроль, коррекция, оценка действий партнера


планирование учебного сотрудничества


инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

4. Рефлексивно-оценочный этап

Цель: посредством решения биологических задач определить качество усвоения учебного материала.



Возвращает учащихся к плану урока. Все ли нам удалось выполнить на уроке? Достигли ли мы поставленных целей?

Предлагает поработать с листами самооценки и самоконтроля и оценить свою работу и работу товарища.

«Лестница успеха»

Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные в начале урока, возвращаются к цели урока, анализируют, делают выводы.

Работают с листами самооценки и самоконтроля, оценивают свою работу.


Учащиеся с помощью смайликов оценивают свою работу и настроение

Регулятивные

  • контроль

  • коррекция

  • оценка

Познавательные

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные

  • самооценка на основе успешности учебной деятельности

5. Заключительный этап (домашнее задание)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: реализовать необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Направляет деятельность учащихся на понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дает домашнее задание: изучить параграф учебника. Творческое задание по выбору. Сочинить сказку о строении цветка.

Получают домашнее задание в соответствии с их запросами и интересами.

Регулятивные

  • выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению











ПРИЛОЖЕНИЕ № 1



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Ф. И.____________________________________________________________



Тема урока: ______________________________________________________



Цель урока. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи урока.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Задание № 1.

Рассмотрите рисунок, подпишите органоиды клетки человека.































Дайте определение:

Клетка – это _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание № 2. Изучите параграф учебника и информационные листы.

Составьте схему «Ткани человека»























Проверьте правильность написания терминов.



Задание № 3. С помощью параграфа учебника и информационных листов составьте описание ткани по плану.

План.

1. Название ткани человека.

2. Виды ткани (кроме нервной).

3. Особенности строения

4. Структуры, образованные тканью.

5. Функции ткани.



Ответ оформите в виде таблицы



Название ткани человека.

Виды ткани

Особенности строения

Структуры, образованные тканью

Функции ткани.

Эпителиальная ткань








Соединительная ткань








Мышечная ткань









Нервная ткань








Задание №.4. Посмотрите видео. Найдите и соотнесите название ткани с изображением тканей.



РИСУНКИ ТКАНЕЙ (1столбец). НАЗВАНИЕ ТКАНЕЙ (2 столбец)





Задание №5. Найдите ошибки в тексте и исправите их.

Предлагается текст о тканях человека, в котором допущены ошибки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №6. Вопросы для обсуждения по группам

1.____________________________________________

2.____________________________________________

3. ____________________________________________

4. ____________________________________________



Задание № 7 (работа в парах)

Лабораторная работа № 1

Тема: «Изучение микроскопического строения тканей человека».

Цель. Изучить особенности строения тканей человека



Ход работы.

1. Рассмотрите поочерёдно два выданных учителем препарата тканей

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Изучите, сравните их строение и зарисуйте.























3. Опишите особенности строения каждой ткани. Укажите, какие функции они выполняют

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Сделайте вывод, как особенности строения тканей связаны с выполняемыми функциями.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ И ВЗАИМООЦЕНКИ

ЗАДАНИЯ

САМООЦЕНКА И ВЗАИМООЦЕНКА

Задание №1 (индивидуально)


Задание №2 (в парах)


Задание №3 (в группе)


Задание №4 (индивидуально)


Задание №5 (индивидуально)


Задание №6 (в …….)


Задание №7 (в парах)


Ваша отметка за урок


Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее