Урок биологии. 8 класс
Учитель: Пчелинцева Е. В.
УМК под редакцией Н. И. Сонин
Тема урока: «Ткани человека».
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Цель урока. Создать условия для формирования у обучающихся представлений об особенностях строения и функциях тканей организма человека, закрепить знания о строении клетки человека.
Задачи урока.
Образовательные: изучить особенности строения тканей человека и их функции, через решение биологических задач и выполнение лабораторной работы.
Развивающие: развивать способности применять знания и опыт в различных ситуациях; развивать общеучебные и предметные умения (работать с текстом, с микроскопом, описывать морфологические особенности по плану, анализировать, делать выводы); формировать умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке, самооценку, самоконтроль и взаимоконтроль.
Воспитательные: помочь осознать ценность совместной деятельности, формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся знакомятся с особенностями строения клеток разных тканей человека, разнообразием их разновидностей и их функциями; учатся выделять существенные признаки тканей, находить сходство и отличие в строении различных тканей, различать ткани на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль различных тканей в органах.
Метапредметные:
Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение различных видов тканей, определяя принадлежность разных типов клеток к тем или иным тканям; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию в учебнике, составлять таблицы, схемы на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Личностные УУД:
Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения различных видов тканей, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к самим себе, происходит осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью, развивают умения слушать и слышать, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем, постановка вопросов, оценка и коррекция своей работы, оценка работы в парах и в группе.
Межпредметные связи. Биология: Ботаника, Зоология
Оборудование. Микроскоп, набор микропрепаратов по анатомии и физиологии
Средства обучения: Биология. Человек 8 класс, линия Н. И. Сонин; интернет ресурсы, мультимедийный проектор, презентация учителя, инструктивные карточки.
Формы урока. Фронтальная работа, самостоятельная работа в тетрадях, индивидуальная работа с учебником, групповая, парная работа
Методы репродуктивный, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, создание ситуации успеха.
Основные понятия. Ткань, эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная и их разновидности
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный Цель: организация работы учащихся, эмоциональный настрой на учебную деятельность | Приветствует учащихся. Учитель предлагает занять рабочие места (по группам). | Приветствуют учителя. Занимают рабочие места по группам. | Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизоваться на работу |
2.Мотивационно-целевой (актуализация знаний, определение темы урока, целеполагание) Цель: на основе имеющихся у учащихся знаний и субъектного опыта обеспечить актуализацию знаний, направленных на изучение данной темы.
| Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности в учебной деятельности.
Предлагает посмотреть видео-вопрос.
Задает вопросы, опираясь на субъектный опыт учащихся. Какие мы можем сформулировать вопросы к нашей теме и как их решить? | Учащиеся определяют термин, о котором говорится в презентации, определяют и записывают тему урока.
Учащиеся с опорой на субъектный опыт отвечают.
Учащиеся отвечают, формулируют вопросы к теме урока, ставят цель, предлагают план изучения. | Регулятивные: способность к волевому усилию (преодоление препятствий); целеполагание; планирование; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить высказывания; Коммуникативные: постановка вопросов (сотрудничество с учителем в поиске и сборе информации) |
3.Организационно-деятельностный этап. Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях строения, расположения тканей человека и функциях, которые они выполняют | Организует работу с заданием № 1. Проверка домашнего задания по строению клетки человека. (Приложение № 1) Организует проверку
Организует работу с заданием № 2. Поработайте с текстом учебника, информационными листами и составьте схему «Ткани человека» (Приложение 1.).
Проверьте правильность написания терминов. Организует проверку
Организует работу с заданием № 3 (в группе). Задание по группам. 4 группы. Каждая группа получает задание. Изучить текст учебника и доп. информацию и по плану описать одну из тканей человека. (Приложение №1) Заполняют таблицу (Приложение №1). Организует проверку
Организует работу с заданием № 4. Посмотрите видео. Найдите и соотнесите название ткани с изображением тканей Организует проверку.
Организует работу с заданием № 5. Текст выведен на экран Найдите ошибки в тексте и исправите их. Организует проверку.
Организует физкультминутку для глаз.
Организует работу с заданием № 6. Работа в группе. Предлагает обсудить один из поставленных вопросов. Проверяет логическое мышление, рассуждение. Организует проверку.
Организует работу с заданием № 7. В качестве закрепления организует лабораторную работу «Микроскопическое строение тканей». Организует самооценку. | Работают самостоятельно с заданием. Индивидуальная работа.
Осуществляют самоконтроль и самооценку. Заполняют лист самооценки и взаимооценки (Приложение № 2) Работают в парах. Изучают текст учебника, и доп. информацию Выполняют задание самостоятельно. Заполняют схему.
Осуществляют взаимоконтроль и взаимооценку. Заполняют лист самооценки и взаимооценки Работают в группе с заданием по плану.
Оформляют таблицу по сообщениям обучающихся.
Оценивают работу в листах самооценки.
Работают индивидуально, с помощью учебника и доп. информации.
Осуществляют (в парах) взаимоконтроль и взаимооценку.
Работают индивидуально, с помощью учебника и доп. информации.
Оценивают работу в листах самооценки. Выполняют упражнения для глаз.
Работают в группе. Обсуждают поставленный вопрос. Предлагают варианты ответов
Осуществляют самооценку.
Работают в парах с микропрепаратами. Оформляют лабораторную работу.
Работают с листами самооценки. | Регулятивные - контроль (сличение результата с заданным эталоном) - коррекция (внесение необходимых дополнений) оценка своей деятельности, взаимооценка Познавательные: смысловое чтение моделирование
извлечение необходимой информации
выбор оснований и критериев для сравнения
умения строить высказывания
умение структурировать знания
умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме
Коммуникативные управление поведением партнера,
контроль, коррекция, оценка действий партнера
планирование учебного сотрудничества
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
4. Рефлексивно-оценочный этап Цель: посредством решения биологических задач определить качество усвоения учебного материала.
| Возвращает учащихся к плану урока. Все ли нам удалось выполнить на уроке? Достигли ли мы поставленных целей? Предлагает поработать с листами самооценки и самоконтроля и оценить свою работу и работу товарища. «Лестница успеха» | Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные в начале урока, возвращаются к цели урока, анализируют, делают выводы. Работают с листами самооценки и самоконтроля, оценивают свою работу.
Учащиеся с помощью смайликов оценивают свою работу и настроение | Регулятивные контроль коррекция оценка Познавательные рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные самооценка на основе успешности учебной деятельности |
5. Заключительный этап (домашнее задание) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: реализовать необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. | Направляет деятельность учащихся на понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает домашнее задание: изучить параграф учебника. Творческое задание по выбору. Сочинить сказку о строении цветка. | Получают домашнее задание в соответствии с их запросами и интересами. | Регулятивные выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф. И.____________________________________________________________
Тема урока: ______________________________________________________
Цель урока. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи урока.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 1.
Рассмотрите рисунок, подпишите органоиды клетки человека.
Дайте определение:
Клетка – это _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2. Изучите параграф учебника и информационные листы.
Составьте схему «Ткани человека»
|
|
|
|
|
Проверьте правильность написания терминов.
Задание № 3. С помощью параграфа учебника и информационных листов составьте описание ткани по плану.
План.
1. Название ткани человека.
2. Виды ткани (кроме нервной).
3. Особенности строения
4. Структуры, образованные тканью.
5. Функции ткани.
Ответ оформите в виде таблицы
Название ткани человека. | Виды ткани | Особенности строения | Структуры, образованные тканью | Функции ткани. |
Эпителиальная ткань
|
|
|
|
|
Соединительная ткань
|
|
|
|
|
Мышечная ткань
|
|
|
|
|
Нервная ткань
|
|
|
|
|
Задание №.4. Посмотрите видео. Найдите и соотнесите название ткани с изображением тканей.
РИСУНКИ ТКАНЕЙ (1столбец). НАЗВАНИЕ ТКАНЕЙ (2 столбец)
Задание №5. Найдите ошибки в тексте и исправите их.
Предлагается текст о тканях человека, в котором допущены ошибки.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №6. Вопросы для обсуждения по группам
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4. ____________________________________________
Задание № 7 (работа в парах)
Лабораторная работа № 1
Тема: «Изучение микроскопического строения тканей человека».
Цель. Изучить особенности строения тканей человека
Ход работы.
1. Рассмотрите поочерёдно два выданных учителем препарата тканей
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Изучите, сравните их строение и зарисуйте.
|
|
3. Опишите особенности строения каждой ткани. Укажите, какие функции они выполняют
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод, как особенности строения тканей связаны с выполняемыми функциями.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ И ВЗАИМООЦЕНКИ | |
ЗАДАНИЯ | САМООЦЕНКА И ВЗАИМООЦЕНКА |
Задание №1 (индивидуально) |
|
Задание №2 (в парах) |
|
Задание №3 (в группе) |
|
Задание №4 (индивидуально) |
|
Задание №5 (индивидуально) |
|
Задание №6 (в …….) |
|
Задание №7 (в парах) |
|
Ваша отметка за урок |
|