Конспект урока биологии _Udilova_TA_1_8
Урок открытия нового знания по теме «Ткани человека»
Предмет – биология,
Класс – 8
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся знакомятся с особенностями строения клеток разных тканей человека, разнообразием их разновидностей и их функциями; учатся выделять существенные признаки тканей, находить сходство и отличие в строении различных тканей, различать ткани на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль различных тканей в органах.
Метапредметные:
Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение различных видов тканей, определяя принадлежность разных типов клеток к тем или иным тканям; учатся работать по плану с разными источниками информации: текст, рисуночная схема, таблица, видеоролик.
Личностные:
Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения различных видов тканей, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к самим себе, происходит осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью, развивают умения слушать и слышать
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные УУД: (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество со сверстниками и учителем, постановка вопросов, оценка и коррекция своей работы.
Целеполагание
День добрый, друзья! Внимание! Прозвенел долгожданный звонок. Поэтому садитесь поудобнее. Начнем скорей урок! Я люблю музыку и начну его с небольшого музыкального фрагмента. Гармония природы созвучна с гармонией музыки. Пусть музыка звучит, притягивая свет и доброту, и собирает вместе множество друзей творящих добрую мечту! С вашего позволения я, сегодня не ваш учитель, а дирижер нашего оркестра. Слаженная игра оркестра зависит от каждого инструмента, т.е. от голоса каждого из вас. Итак, приступим к настройке инструментов для репетиции нашего концертного номера. Сегодня вам пригодится для этого листы партитуры – это ваши рабочие листы с нотами, т.е. с заданиями для сегодняшней репетиции, которые вы подпишите сейчас.
Я предлагаю вам разгадать, о чем пойдет сегодня речь, просмотрев небольшие объяснялки первоклассников по теме нашего урока.
Ребята, догадались, что будет объектом нашего изучения сегодня?
(Ткани) А в курсе биологии 8 класса какой вид живой природы мы изучаем?
(Homo sapiens - человек разумный) Верно. В связи с этим прошу вас уточнить тему нашего разговора.
Тема урока: Ткани человека. Запишите тему в рабочие листы.
Человек существо одно- или многоклеточное? Да, вы правы. А все ли клетки одинаковые?
По каким основаниям тогда следует разделить клетки? (функции, строение) В результате деления образуются группы. В рабочей партитуре найдите задание № 1 и выполните его.
Задание № 1. Подберите подходящее по смыслу определение группе клеток сходных по строению и выполняемой функции.
1. обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме.
2. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями.
3. совокупность сходных или несходных образований, совместно участвующих в выполнении одной общей функции и образующих единое целое
Как следует называть эту группу клеток? (Ткань)
На какие две группы вы можете разделить все известные вам ткани? (растительные и животные)
Задание № 2. Выберите из предложенного списка только животные ткани.
Механическая
Основная
Эпителиальная
Нервная
Проводящая
Запасающая
Мышечная
Образовательная
Покровная
Соединительная
Ключ для проверки: 3, 4, 7, 10
А человеку присущи животные или растительные ткани. Способны ли наши ткани также хорошо восстанавливаться как у плоских червей, кишечнополосных животных или пресмыкающихся. Получается, что о тканях мы имеет представление, но знаем еще не все.
Прошу вас обратиться опять к своим рабочим листам и поработать в разделе «Хочу узнать и научиться»
Прошу озвучить задачи, которые вы для себя определили на данный урок.
Я позволила себе ваш выбор несколько скорректировать и более кратко изложить в двух предложениях. Ознакомьтесь с ними на слайде. Согласны? Продолжаем работать.
Задачи на слайде
1. Научиться распознавать ткани человека по строению и свойствам.
2. Определять их местоположение в организме и выполняемые функции.
Прошу рассмотреть на слайде коллаж о тканях составленный учениками начальных классов. Как вы считаете, позволит ли он вам решить поставленные задачи? Нет – не совсем. Тогда предложите свои пути для решения поставленных задач. Учебники и др… Я вас услышала. Предвосхищая ваши потребности, я подготовила для групповой работы задание № 3. Для его выполнения возьмите жёлтые конверты и прочитайте, что вам предлагается для работы. Прошу задать вопросы по процедуре выполнения задания, если таковые имеются.
Ну что же у нас хорошо прошла настройка инструментов и теперь все готовы работать, и можем начать репетицию. Приступайте к поэтапному выполнению задания № 3, а я в это время сделаю электронные фотографии тканей человека и представлю их вашему вниманию.
II. Открытие нового знания
Задание № 3 выполняется за 10 минут в группах
1. Извлеките информацию из предложенного источника (видеофрагмент, текст, таблица, рисуночная схема) по плану:
- разновидности ткани;
- место нахождения ткани в организме;
- функции ткани;
- свойства ткани.
2. Рассмотрите особенности расположения клеток тканей на микропрепаратах с помощью световых микроскопов.
III. Рефлексия
Ну что ж репетиция окончена. Пора продемонстрировать каждой группе свой концертный номер, который называется «Живая скульптура».
Задание № 4 («Живая скульптура»)
Изобразите пантомимой расположение клеток изученных тканей и их функции (по возможности).
Устно сделайте вывод об особенностях расположения клеток ткани, их функциях, свойствах.
1. «Живая скульптура».
Учащиеся должны расположиться так, как клетки эпителиальной ткани (плотно друг к другу). Ещё один ученик изображает чужеродный объект, пытающийся проникнуть через клетки эпителия.
Вывод: клетки микроорганизмов не проникнут через неповреждённые покровы. Эпителиальные ткани выполняют защитную функцию в нашем организме, располагаются очень плотно, образуют железы, наружные покровы и выстилают полости тела
2. «Живая скульптура».
Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки соединительной ткани (на расстоянии друг от друга). Показать, как происходит транспорт элементов в клетку и из клетки через межклеточное вещество.
Вывод: соединительная ткань в общей массе любого органа не только составляет 60-90 %, но и обеспечивает правильное питание и очищение основных клеток нашего организма. По состоянию соединительной ткани в организме человека можно судить о его возрасте. Разновидности ткани придают ему опору и являются запасным источником энергии.
3. «Живая скульптура».
Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки гладкой мускулатуры (взявшись за вытянутые руки, образовав ряд). Как будет происходить сокращение гладкой мускулатуры (рукопожатие передаются от одного к другому). А теперь как клетки поперечно-полосатой мышечной ткани (взявшись за руки, образовав кольцо). Все одновременно пожали друг другу руки.
Вывод: В ответ на сигнал нервного импульса гладкая мускулатура сокращается медленно и непроизвольно, скелетная поперечнополосатая – быстро и произвольно, а сердечная поперечнополосатая вообще работает автономно.
4. «Живая скульптура».
Несколько учащихся должны расположиться так, как выглядят и работают нервные клетки (тело нейрона с короткими отростками – дендритами, тело нейрона с длинным отростком – аксоном и синапс между ними)
Нервная ткань представлена – нейронами с длинными (аксонами) и короткими (дендритами) отростками, а синапс – это такой участок, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы по аксонам распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.
Спасибо, вы отлично исполнили свой концертный номер и заслужили аплодисменты.
А завершающим аккордом станет ассоциативный ряд к ключевому понятию нашего сегодняшнего концерта.
Задание № 5 (Ассоциации)
Осмыслите результаты проделанной работы и предложите ваши ассоциации к термину «ткань».
(возможные варианты)
- система
- совокупность
- единое
-целое
-функциональность
IV. Домашнее задание
1. Изучить § 4
2. Составить систематизирующую таблицу «Ткани человека», отражающую четыре вопроса:
- тип ткани и его разновидности
- особенности строения и расположения клеток относительно друг друга
- местоположение ткани в организме человека
- функции ткани
3. Индивидуальное задание – подготовить устное сообщение на 1 минуту по теме «Роль стволовых клеток в организме человека»
5