УРОК "ЦВЕТОК " ФГОС
Автор: Помещикова Светлана Александровна
Оренбургская область, Тоцкий район, поселок Суворовский. МАОУ Суворовская СОШ
Предмет: биология.
Класс: 6 класс.
Тема урока: Цветок.
Цель урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Личностные: готовность к самообразованию и самовоспитанию.
Коммуникативные: работая в парах, вести диалог в доброжелательной и открытой форме.
Познавательные: работать с текстом, иллюстрациями, натуральными объектами; делать выводы и обобщения; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с лабораторным оборудованием.
Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы; делать выводы о ее качестве.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать строение и функции цветка.
Уметь объяснять, как строение цветка связано с его выполняемой функцией;
Уметь понимать смысл биологических терминов: цветок, цветоложе, цветоножка, венчик, чашечка, пестик, тычинка, околоцветник, двудомные и однодомные растения.
Метапредметные: учащиеся должны уметь определять существенные признаки объекта; действовать в соответствии с инструкцией.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник по биологии 6 класс, проектор,натуральные цветковые растения, гербарии цветковых растений, разборные модели «Цветок яблони, таблицы «Цветковое растение и его органы», карточки с заданиями.
Средства обучения:
Информационные (учебник, рабочая тетрадь);
Наглядный – демонстрация таблиц, муляжей цветков, рисунок строения цветка, иллюстраций учебника, раздаточного материала (гербарии цветковых растений);
Основные понятия
Цветок; пестик; тычинка; лепестки; венчик; чашелистики; чашечка; цветоножка; цветоложе; околоцветник,тычиночная нить; пыльник; рыльце; столбик; завязь; семязачаток.
Форма урока: индивидуальная, групповая, работа с текстом.
Ход урока
Организационная часть
Аткуализация знаний учащихся
Изучение нового материала
Закрепление изученного материала
Оценка знаний учащихся
Задание на дом
Подведение итогов урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка отсутствующих и готовности к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся
Фронтальные вопросы (Видоизменения побегов)
Вопрос 1. Какие видоизмененные подземные побеги вы знаете? Назовите растения, имеющие корневище, клубень, луковицу.
Различают следующие видоизмененные подземные побеги: 1) корневища (у крапивы, пырея, ириса, ландыша); 2) клубни (у картофеля, хохлатки, кормового растения топинамбура); 3) луковицы (у лука репчатого, лилии, тюльпана, нарцисса, дикорастущего гусиного лука)
Вопрос 2. Как отличить корневище от корня?
По внешнему виду корневище напоминает корень, но отличается от него наличием чешуевидных листьев, листовых следов (рубцов от опавших листьев), почек, а также отсутствием корневого чех- лика.
Вопрос 3. Как развивается клубень картофеля?
Из листьев картофеля через стебли в подземные побеги (столоны) постоянно оттекают органические вещества и в виде крахмала откладываются в верхушках столонов. Верхушки столонов растут, утолщаются и к осени превращаются в крупные клубни.
Вопрос 4. Почему клубень картофеля следует считать побегом?
Клубень картофеля следует считать побегом потому, что он, как и побег, образован стеблем, выполняющим запасающую функцию, имеет почки (глазки) и чешуевидные листья.
Вопрос 5. Какое строение имеет луковица?
В нижней части луковицы, например репчатого лука, расположен почти плоский стебель — донце. От донца отходят придаточные корни и видоизмененные листья (чешуи). Наружные листья — чешуи — сухие и кожистые, они выполняют защитную функцию; внутренние — мясистые и сочные, в них откладываются питательные вещества. В пазухах чешуи имеются пазушные почки.
Изучение нового материала.
1) Строение цветка.
У растений существует еще один видоизмененный укороченный побег, который может быть разнообразным по форме, окраске и который, чаще всего радует наш глаз. Посмотрите пожалуйста на картинку и ответьте, чему будет посвящен наш урок?
(Демонстрация картинок на проекторе). Наш урок будет посвящен цветам.
- Подумайте, у всех ли растений образуются цветки? (Цветки образуются только у цветковых растений.)
- Какие растения называют цветковыми? (Растения, которые имеют цветки.)
Цветок — это видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения.
Как любой побег, цветок развивается из почки.
Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой, верхнюю часть которой называют цветоложем.
Чашечка, венчик, тычинки и пестики — это видоизменённые листья.
Цветок снаружи окружает околоцветник. Околоцветник выполняет защитную функцию, к тому же лепестки могут привлекать опылителей.
Если околоцветник образуют чашелистики (чашечки) и лепестки (венчика), то это — двойной околоцветник.
Если околоцветник образован более или менее одинаковыми листочками околоцветника, то его называют простым околоцветником.
Цветки некоторых растений не имеют развитого околоцветника. Например, у цветков ивы он напоминает чешуйки. Такие цветки называют голыми.
Листочки простого околоцветника могут оставаться свободными (околоцветник простой раздельнолистный) или срастаться (околоцветник простой сростнолистный).
Пример:
у тюльпана и лилии околоцветник простой раздельнолистный, а у ландыша — сростнолистный.
У цветков с двойным околоцветником также могут срастаться и чашелистики, образуя сростнолистную чашечку, и лепестки — сростнолепестный венчик.
Пример:
цветки примулы, например, имеют сростнолистную чашечку и сростнолепестный венчик.
У лютика и вишни цветки имеют раздельнолистную чашечку и раздельнолепестный венчик.
У колокольчика чашечка раздельнолистная, а венчик — сростнолепестный.
Если венчик цветка состоит из несросшихся лепестков, то он свободнолепестный.
Если лепестки срастаются в нижней части в трубку — это сростнолепестный венчик.
В середине цветка находятся репродуктивные части цветка: пестик(-и) и тычинки
У пестика имеются три части: завязь, столбик, рыльце.
Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити.
Закрепление материала.
Учащиеся отвечают на вопросы: Что такое пестик? Что такое тычинка? Из каких частей они состоят? (Пестик ♀ – женская часть цветка. Пестик имеет рыльце, столбики и завязь. Завязь – часть пестика, из которого образуется плод. Тычинка ♂ – мужская часть цветка. Тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити).
У обоеполых цветков имеются и тычинки, и пестик.
У раздельнополых цветков имеются или только тычинки (тычиночные, или мужские, цветки), или толькопестик (пестичные, или женские, цветки).
Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении (например, у огурца и кукурузы), такие растения называют однодомными.
Если пестичные и тычиночные цветки располагаются на разных растениях (например, у ивы, тополя, конопли), такие растения называют двудомными
Цветы на верхушке стебля могут находиться по одному или могут быть собраны в соцветие.
А теперь, ребята давайте закрепим наши знания о цветке.
Цветок – это …
Простой околоцветник – это …
Двойной околоцветник – это …
Тычинка образована …
Пестик состоит …
Чашелистики образуют …
Лепестки образуют …
К главным частям цветка относят …
Околоцветник состоит …
Название части цветка, удерживающего его на растении …
Орган в котором расположен семязачаток называют …
Раздельнополыми называют цветы, которые …
Расширенная часть цветоножки называется ...
Чашечка и венчик образуют …
Двудомные растения – это …
Обоеполые цветки – это …
6. Задание на дом:
Параграф учебника, ответить на вопросы.
7. Подведение итогов
Выставление оценок. Всем спасибо за внимание! Урок окончен.