«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок обществознания "Демографическая ситуация России"

Урок является составной частью цикла уроков по теме «Социальная сфера общества», тема урока «Демографическая ситуация России». Урок соответствует требованиям программы по обществознанию для 11 класса.

Цель урока – актуализировать и углубить знания учащихся по проблеме демографии в РФ, разобраться с ее основными характеристиками и составить прогнозы ее решения для будущего России; формировать общеучебные компетенции; коммуникативную культуру.

Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на уроке способствовали достижению образовательной цели урока, стимулировали познавательные интересы школьников.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Сценарный план к уроку обществознания в 11- классе

Тема урока «Демографическая ситуация России»

Автор: учитель истории

МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Рыльского района Курской области

Савицкая Лариса Ярославна








Цель: актуализировать и углубить знания учащихся по проблеме демографии в РФ, разобраться с ее основными характеристиками и составить прогнозы ее решения для будущего России.


Задачи урока (пути реализации цели):


- образовательные (формирование познавательных УУД):

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • структурирование знаний;

  • анализ объектов и синтез;

  • умение понимать и использовать кластеры, диаграммы.


- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • устанавливание связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;

  • аргументирование своей точки зрения и оценка событий;

  • сотрудничество с учителем и сверстниками, проявление творческой инициативы, самостоятельности в групповой работе, парной, восприятие и передача информации, отражающей содержание и условия коллективной деятельности.


- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  • развитие нетрадиционного парадоксального, творческого мышления, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения;

  • пробуждение наблюдательности и любознательности, интереса к исследовательской деятельности и интеллектуальной активности;

  • оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности;

  • умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в виде диаграммы, кластера.


Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагменты , авторские медиапродукты: презентация учителя, презентация учащегося «Из истории переписи населения в России» (Microsoft Power Point).


Для учащихся: статистические таблицы, диаграммы, кластер, документ «Концепция демографической политики РФ до 2025года».


Структура урока:

  1. Мотивация

  2. Содержательная часть

  3. Психологическая разгрузка

  4. Содержательная часть

  5. Резюме


1.Мотивация

Цель: обеспечить мотивацию обучающегося к занятию, развивать его любознательность, побудить к поисковой деятельности.


Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Посмотрите все ли у вас готово к уроку? Желаю вам быть активными, трудолюбивыми на уроке и помнить главное – вы самые талантливые ученики.

Сегодня на уроке мы повторим, то, что вы изучали на предыдущих уроках и узнаем много интересного и нового.


За холодным нерусским словом «демография» стоит живое русское слово «народонаселение».

В ноябре 1914 года в одном авторитетном американском журнале появилась статья, посвященная России. В этой статье автор дал интересную статистику:

«За 40 последних лет население европейской части России увеличилось в 2раза . И она вышла на один из самых высоких показателей прироста населения в мире. Если подобная динамика сохранится, прогнозировал автор статьи, то к концу 20 века в России будет проживать 600 млн.чел.».

Сегодня в России проживает 142 млн.чел, четверть от прогноза журналиста, данного им в начале 20 века ».

Для России демографическая проблема становится гамлетовским восклицанием: «Быть или не быть?» А это означает, что будущее нашей страны зависит от ее решения . Ведь демографические показатели – наиболее верные индикаторы жизни общества.


  1. Видео-фрагмент «Мир меняется» Слайд №1


  • Какой социальной проблеме посвящен представленный вам видео-фрагмент?

  • Что вы знаете об этой проблеме?

  • Почему эта проблема глобальная?


  1. Слайд №2


Тема урока: «Демографическая ситуация России».

(поднятие мотивации)

2. Содержательная часть.

Цель:

соединить программный материал учебного предмета (обществознание) с системой заданий, направленных на развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, грамотности.


  • Слайд №3 Работа со словарем:

Понятие «Демография» очень емкое понятие. Разные науки по-своему трактуют его сущность. Мы провели опрос представителей разных наук. И представляем вам результат нашей работы:

С точки зрения географиидемография-это наука о численности населения и его составе.

С точки зрения историидемография – это наука о закономерностях воспроизводства населения.

Обществоведческий словарь - …..



- Что общего прослеживается в этих трех определениях?

- Какое из определений вы считаете наиболее емким? Почему?

( актуализация знаний))


  • Слайд №4


ЕГЭ – задание №25

  • Понятие «Демография»

  • Составьте предложения с понятием «демография» в соответствии с предложенными заданиями.

( аргументирование своей точки зрения)


  • Слайд №5 – видео «Демография в России»


  • «Демографические кризисы в России»

За 20 век Россия пережила четыре периода, когда был «суженным» прирост населения. Это -  

  • Первая мировая война, революция, гражданская война;

  • Индустриализация, коллективизация, период массовых репрессий:,

  • Вторая мировая война;

  • Конец 80-х. - 90-е годы - резкое падение рождаемости из-за трудностей перехода к рыночной экономике.


По мнению демографа  Анатолия Вишневского , общие прямые и косвенные демографические потери России за  XX век   оцениваются в 140—150  млн. человек.


До хрущевской «оттепели» демографическая статистика была под грифом «Совершенно секретно» и только с конца 1950-х гг. начала появляться в документах с пометкой «Для служебного пользования». С того времени и вплоть до 1985 г. сведения о численности населения, количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, а сведения о продолжительности жизни , младенческой смертности и общей смертности не публиковались никогда и нигде.


  • Слайд №6видео «Демографический кризис в России»

Небольшой рост рождаемости произошёл в 1985 году. Но с 1989года проявилось резкое снижение естественного прироста населения России. Это стало следствием соединения двух неблагоприятных тенденций: обвального снижения рождаемости и значительного роста смертности. В результате рождаемость упала до уровня развитых стран, а смертность достигла уровня развивающихся. И уже через несколько лет начался четвёртый демографический кризис, который продолжается уже более 20 лет. И , несмотря на отсутствие войн и социальных потрясений, рождаемость остаётся на крайне низком уровне, хотя в последнее время она достаточно растёт. Согласно некоторым расчётам, начавшийся в конце 2014 года в России экономический кризис привел к новой волне демографического спада .

  • Работа в группах – Статистика


  • 1гр. – выход на сайт Росстата –


http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#


  • – анализ таблицы «Общая численность населения РФ» - Слайд№7

  • 2гр. – работа с кластером «Рождаемость» - анализ, причины, меры; Слайд №8

  • 3гр. – работа с кластером «Смертность» - анализ, причины, меры; Слайд №8

Сообщение учащегося – «Родной край в зеркале демографии» - Диаграммы

(сотрудничество со сверстниками, проявление творческой инициативы, самостоятельности в групповой работе)

3. Психологическая разгрузка

Цель: снизить психологическую напряженность на фоне мышечного расслабления.



Сейчас вы выступите в роли аналитиков. Слайд №9


У нас три группы: первая, вторая, третья. Каждая группа получает аналитическое задание –

1 группа – Выскажите свое отношение к депопуляции, продолжив фразу:

«Я не вижу ничего страшного в уменьшении населения, потому что…..»;

2группа - Выскажите свое отношение к депопуляции, продолжив фразу:

«Я считаю, что депопуляция ведет к негативным последствиям, потому что….»;

3группа - Какая точка зрения вам кажется более убедительной? Почему?


Договариваемся уважительно относиться к соперникам, выслушивать различные точки зрения, оценивать их.

(снятие напряжения)

4. Содержательная часть

Цель: показать практическое применение полученных знаний на уроке. Развитие уверенности в своих творческих возможностях, пробуждение интереса учащихся к исследовательской деятельности и интеллектуальной активности.


Работа с документом «Концепция демографической политики РФ до 2025года »


  • Шаблон кластера.

  • Текст «Концепции» - (объяснить технологию работы с кластером) - заполнить!!!!

(выявление трудностей изученной темы)

5.Интеллектуальная разминка

Цель: обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность

Социологический прогноз «Взгляд в будущее»


  • Слайд№10,11 - Пессимистический + видео


  • Слайд №12,13 - Оптимистический +видео


(развитие абстрактного, творческого мышления, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения)


Тысячи лет выдающиеся мыслители ломали голову в поисках так называемого смысла жизни, ответа на вопрос – зачем мы приходим в этот мир?

Демографы, я думаю, дают на этот вопрос простой и ясный ответ: жизнь нужна лишь затем, чтобы жить долго и счастливо, и передать эстафету жизни следующим поколениям.

Берегите себя. Помните, что каждый человек бесценен и неповторим!


Слайд №14 - Домашнее задание.


7.Резюме (итог)

Цель: обеспечить обратную связь с учащимися на уроке (получить качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока).

Ребята, стал ли урок для вас познавательным? Какой этап был наиболее интересным, какой – показался скучным. Какие трудности вы испытывали на уроке? Что необходимо сделать для их преодоления? Поставь оценку себе и работе всего класса. Какую цель мы ставили на уроке? Как вы считаете, мы достигли поставленной цели?

(качественная оценка и самооценка личной и коллективной деятельности)







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее