Сценарный план к уроку обществознания в 11- классе
Тема урока «Демографическая ситуация России»
Автор: учитель истории МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Рыльского района Курской области Савицкая Лариса Ярославна |
Цель: актуализировать и углубить знания учащихся по проблеме демографии в РФ, разобраться с ее основными характеристиками и составить прогнозы ее решения для будущего России.
Задачи урока (пути реализации цели):
- образовательные (формирование познавательных УУД):
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
анализ объектов и синтез;
умение понимать и использовать кластеры, диаграммы.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
устанавливание связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;
аргументирование своей точки зрения и оценка событий;
сотрудничество с учителем и сверстниками, проявление творческой инициативы, самостоятельности в групповой работе, парной, восприятие и передача информации, отражающей содержание и условия коллективной деятельности.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развитие нетрадиционного парадоксального, творческого мышления, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения;
пробуждение наблюдательности и любознательности, интереса к исследовательской деятельности и интеллектуальной активности;
оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности;
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в виде диаграммы, кластера.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагменты , авторские медиапродукты: презентация учителя, презентация учащегося «Из истории переписи населения в России» (Microsoft Power Point).
Для учащихся: статистические таблицы, диаграммы, кластер, документ «Концепция демографической политики РФ до 2025года».
Структура урока:
Мотивация
Содержательная часть
Психологическая разгрузка
Содержательная часть
Резюме
1.Мотивация Цель: обеспечить мотивацию обучающегося к занятию, развивать его любознательность, побудить к поисковой деятельности.
| Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Посмотрите все ли у вас готово к уроку? Желаю вам быть активными, трудолюбивыми на уроке и помнить главное – вы самые талантливые ученики. Сегодня на уроке мы повторим, то, что вы изучали на предыдущих уроках и узнаем много интересного и нового.
За холодным нерусским словом «демография» стоит живое русское слово «народонаселение». В ноябре 1914 года в одном авторитетном американском журнале появилась статья, посвященная России. В этой статье автор дал интересную статистику: «За 40 последних лет население европейской части России увеличилось в 2раза . И она вышла на один из самых высоких показателей прироста населения в мире. Если подобная динамика сохранится, прогнозировал автор статьи, то к концу 20 века в России будет проживать 600 млн.чел.». Сегодня в России проживает 142 млн.чел, четверть от прогноза журналиста, данного им в начале 20 века ». Для России демографическая проблема становится гамлетовским восклицанием: «Быть или не быть?» А это означает, что будущее нашей страны зависит от ее решения . Ведь демографические показатели – наиболее верные индикаторы жизни общества.
Тема урока: «Демографическая ситуация России». (поднятие мотивации) |
2. Содержательная часть. Цель: соединить программный материал учебного предмета (обществознание) с системой заданий, направленных на развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, грамотности.
|
Понятие «Демография» очень емкое понятие. Разные науки по-своему трактуют его сущность. Мы провели опрос представителей разных наук. И представляем вам результат нашей работы: С точки зрения географии – демография-это наука о численности населения и его составе. С точки зрения истории – демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения. Обществоведческий словарь - …..
- Что общего прослеживается в этих трех определениях? - Какое из определений вы считаете наиболее емким? Почему? ( актуализация знаний))
ЕГЭ – задание №25
( аргументирование своей точки зрения)
За 20 век Россия пережила четыре периода, когда был «суженным» прирост населения. Это -
По мнению демографа Анатолия Вишневского , общие прямые и косвенные демографические потери России за XX век оцениваются в 140—150 млн. человек. До хрущевской «оттепели» демографическая статистика была под грифом «Совершенно секретно» и только с конца 1950-х гг. начала появляться в документах с пометкой «Для служебного пользования». С того времени и вплоть до 1985 г. сведения о численности населения, количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, а сведения о продолжительности жизни , младенческой смертности и общей смертности не публиковались никогда и нигде.
Небольшой рост рождаемости произошёл в 1985 году. Но с 1989года проявилось резкое снижение естественного прироста населения России. Это стало следствием соединения двух неблагоприятных тенденций: обвального снижения рождаемости и значительного роста смертности. В результате рождаемость упала до уровня развитых стран, а смертность достигла уровня развивающихся. И уже через несколько лет начался четвёртый демографический кризис, который продолжается уже более 20 лет. И , несмотря на отсутствие войн и социальных потрясений, рождаемость остаётся на крайне низком уровне, хотя в последнее время она достаточно растёт. Согласно некоторым расчётам, начавшийся в конце 2014 года в России экономический кризис привел к новой волне демографического спада .
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
Сообщение учащегося – «Родной край в зеркале демографии» - Диаграммы (сотрудничество со сверстниками, проявление творческой инициативы, самостоятельности в групповой работе) |
3. Психологическая разгрузка Цель: снизить психологическую напряженность на фоне мышечного расслабления.
| Сейчас вы выступите в роли аналитиков. Слайд №9
У нас три группы: первая, вторая, третья. Каждая группа получает аналитическое задание – 1 группа – Выскажите свое отношение к депопуляции, продолжив фразу: «Я не вижу ничего страшного в уменьшении населения, потому что…..»; 2группа - Выскажите свое отношение к депопуляции, продолжив фразу: «Я считаю, что депопуляция ведет к негативным последствиям, потому что….»; 3группа - Какая точка зрения вам кажется более убедительной? Почему?
Договариваемся уважительно относиться к соперникам, выслушивать различные точки зрения, оценивать их. (снятие напряжения) |
4. Содержательная часть Цель: показать практическое применение полученных знаний на уроке. Развитие уверенности в своих творческих возможностях, пробуждение интереса учащихся к исследовательской деятельности и интеллектуальной активности.
| Работа с документом «Концепция демографической политики РФ до 2025года »
(выявление трудностей изученной темы) |
5.Интеллектуальная разминка Цель: обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность | Социологический прогноз «Взгляд в будущее»
(развитие абстрактного, творческого мышления, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения)
Тысячи лет выдающиеся мыслители ломали голову в поисках так называемого смысла жизни, ответа на вопрос – зачем мы приходим в этот мир? Демографы, я думаю, дают на этот вопрос простой и ясный ответ: жизнь нужна лишь затем, чтобы жить долго и счастливо, и передать эстафету жизни следующим поколениям. Берегите себя. Помните, что каждый человек бесценен и неповторим!
Слайд №14 - Домашнее задание.
|
7.Резюме (итог) Цель: обеспечить обратную связь с учащимися на уроке (получить качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока). | Ребята, стал ли урок для вас познавательным? Какой этап был наиболее интересным, какой – показался скучным. Какие трудности вы испытывали на уроке? Что необходимо сделать для их преодоления? Поставь оценку себе и работе всего класса. Какую цель мы ставили на уроке? Как вы считаете, мы достигли поставленной цели? (качественная оценка и самооценка личной и коллективной деятельности)
|