Конспект урока
Тема: «Реформы Петра I»
Урок по истории России в 10 классе, раздел 10. «Россия в IVIII столетии».
Урок «открытие нового знания».
Понятия: модернизация, реформы, раскол общества, меркантилизм, дворянство, оппозиция верхов, значение реформ, личность Петра.
Первое:
четко определить и сформулировать для себя тему урока;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
Второе:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Третье:
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания.
Четвертое:
выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся.
Пятое:
разработать структуру урока.
Шестое:
определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Седьмое:
Разработать домашнее задание.
Восьмое:
Подготовить оборудование для урока.
«Реформы Петра I»
Тип урока – урок «открытие нового знания».
Цель урока:
1.Образовательная: способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной власти с применением технологии учебного сотрудничества.
2.Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.
3.Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
Планируемые результаты:
Личностные–осознавать социальную, практическую и личностную значимости учебного материала.
Метапредметные – развитие умений ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать изученный материал, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, уметь работать с документами, источниками, вести диалог с учителем, сверстниками.
Предметные – закрепление знаний о реформах Петра I и их значении, закрепление понятий: модернизация, меркантилизм, «Табель о рангах», коллегии, оппозиция верхов, значение реформ. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, источники, учебник по истории России.
Этап | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Оргмомент. | 1. Обеспечить комфортную обстановку на уроке. 2.Психологическая подготовка учащихся к общению на уроке. | Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте друг друга. Вы заведете маршрутный лист урока, куда будете вносить оценки себе за работу на уроке. | Приветствуют учителя. Заводят маршрутные листы. | Коммуникативные. |
2.Актуализация знаний. | 1.Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность. 2.Актуализировать опыт учащихся по изучению нового материала. | Вступительное слово учителя. - Что из себя представляла Россия в к. 17 в. - Какие задачи стояли перед Петром? -Что было необходимо для разрешения этих задач? | Делают сравнительный анализ экономического развития России и Зап. Европы. Ликвидация отсталости страны, подъем экономики. Проведение преобразований. | Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент. Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний. |
3.Постановка проблемы. | Сформулировать тему урока, определить задачи урока, планирование урока. | Создание проблемной ситуации. На слайде высказывание М. Волошина «Великий Петр был первый большевик, задумавший Россию перестроить, склонениям и нравам вопреки, за сотни лет к ее грядущим далям. - Почему поэт называет Петра первым большевиком? - Каким образом он задумал перестроить Россию? - Что значит нравам вопреки? - Что значит «за сотни лет к ее грядущим далям» Тема урока связана с Петром I и понятием «реформы». Как вы думаете, как звучит тема урока? - Как вы считаете, какие задачи будем решать? | Петр собирался многое изменить в России. Проводить реформы. Преодолевать препятствия, т.к. были противники. Значение реформ определялось на сотни лет, в будущее. Учащиеся предполагают: «Реформы Петра I» 1.Узнать, какие реформы провел Петр. 2.Определить сторонников и противников Петра. 3.Каково значение реформ. | Регулятивные: определять цель, проблему. Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования. Коммуникативные: планировать учебные действия с учителем. Личностные: осознание себя с судьбой страны. |
4.Открытие новых знаний. | 1.Обеспечить восприятие и первичное осмысление и запоминание нового материала через работу с документами в группах. 2.Организовать коммуникативное взаимодействие учащихся в группах. 3.Показать учебное сотрудничество через работу со сверстниками. 4.Оценить свою работу в группе. | В индивидуальном маршрутном листе оценить свою работу при определении темы урока. Вы назвали тему урока и определили задачи. Давайте же докажем, что реформы Петра вели за сотни лет к ее грядущим далям. 1.Какие сферы общественной жизни в наибольшей степени были охвачены процессом модернизации, а какие в наименьшей? Почему? 2.Почему возникла оппозиция Петру? Почему именно в верхах? Используя текст учебника, составьте план, по которому будете отвечать на этот вопрос. 3.Значение реформ. Отношение к реформам было неоднозначным, т.к. сами реформы были неоднозначны. - Определите плюсы и минусы реформ, результаты запишите в таблицу. Оцените свою работу по пятибалльной шкале. Оценку внесите в маршрутный лист. | В м. л. Выставляют 5 б.- если тема названа сразу, 4 б. – если с помощью других. Работа в группах (4 гр.) с документами, текстом учебника. 1 гр. изучает экономические реформы 2 гр. – армии и флота 3 гр. – государственного устройства 4 гр. – культуры и быта. Учащиеся работают в группах, обсуждают, заполняют таблицу. Индивидуальная работа учащихся с текстом учебника. Составление плана ответа на этот вопрос. Индивидуальная работа с учебником. Заполнение таблицы. Выставляют себе оценку в маршрутный лист. | Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность). Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка. |
5.Первичное закрепление знаний. | 1.Коррекция выявленных пробелов в знаниях в рамках изученной темы. 2.Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действия. 3.Осуществление взаимопроверки 4.Самооценка.. | Предлагаю на выбор выполнить следующие задания: 1.Тесты по теме «Реформы Петра I» 2.Текст с пропусками. 3.Схема с пропусками. | Самостоятельно выполняют задания, проверяют задания , обмениваясь тетрадями. Выставляют в маршрутных листах итоговую оценку. | Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка. Познавательные: включают способность решения задач, тестов. |
6.Информация о домашнем задании. | Обеспечить учащимся понимание цели, содержания и способов выполнения задания. | На выбор: 1.Написать эссе «Петр 1 – тиран или реформатор». 2.Составить развернутый план сообщения «Преобразования Петра 1».
|
| Коммуникативные: умение принимать решение. Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания. |
7.Рефлексия. | Итог урока. Дать качественную и эмоциональную оценку работы на уроке. | Предлагаю написать «письмо самому себе». Опишите ощущения от урока: что понравилось, что не понравилось, что было интересно, что было трудно. |
| Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность). |