«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок истории на тему «Реформы Петра I»

Урок по истории России в 10 классе, раздел 10. «Россия в IVIII столетии».

Урок «открытие нового знания».

Понятия: модернизация, реформы, раскол общества, меркантилизм, дворянство, оппозиция верхов, значение реформ, личность Петра.

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока


Тема: «Реформы Петра I»

Урок по истории России в 10 классе, раздел 10. «Россия в IVIII столетии».

Урок «открытие нового знания».

Понятия: модернизация, реформы, раскол общества, меркантилизм, дворянство, оппозиция верхов, значение реформ, личность Петра.

Первое:

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

Второе:

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Третье:

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания.

Четвертое:

выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся.

Пятое:

разработать структуру урока.

Шестое:

определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Седьмое:

Разработать домашнее задание.

Восьмое:

Подготовить оборудование для урока.

«Реформы Петра I»

Тип урока – урок «открытие нового знания».

Цель урока:

1.Образовательная: способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной власти с применением технологии учебного сотрудничества.

2.Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.

3.Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.

Планируемые результаты:

Личностные–осознавать социальную, практическую и личностную значимости учебного материала.

Метапредметные – развитие умений ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать изученный материал, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, уметь работать с документами, источниками, вести диалог с учителем, сверстниками.

Предметные – закрепление знаний о реформах Петра I и их значении, закрепление понятий: модернизация, меркантилизм, «Табель о рангах», коллегии, оппозиция верхов, значение реформ. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, источники, учебник по истории России.

Этап

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Оргмомент.

1. Обеспечить комфортную обстановку на уроке.

2.Психологическая подготовка учащихся к общению на уроке.

Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте друг друга.


Вы заведете маршрутный лист урока, куда будете вносить оценки себе за работу на уроке.

Приветствуют учителя.




Заводят маршрутные листы.

Коммуникативные.

2.Актуализация знаний.

1.Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность.

2.Актуализировать опыт учащихся по изучению нового материала.

Вступительное слово учителя.

- Что из себя представляла Россия в к. 17 в.


- Какие задачи стояли перед Петром?

-Что было необходимо для разрешения этих задач?

Делают сравнительный анализ экономического развития России и Зап. Европы.

Ликвидация отсталости страны, подъем экономики.

Проведение преобразований.

Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.

Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний.

3.Постановка проблемы.

Сформулировать тему урока, определить задачи урока, планирование урока.

Создание проблемной ситуации.

На слайде высказывание М. Волошина

«Великий Петр был первый большевик, задумавший Россию перестроить,

склонениям и нравам вопреки, за сотни лет к ее грядущим далям.

- Почему поэт называет Петра первым большевиком?

- Каким образом он задумал перестроить Россию?

- Что значит нравам вопреки?


- Что значит «за сотни лет к ее грядущим далям»


Тема урока связана с Петром I и понятием «реформы». Как вы думаете, как звучит тема урока?

- Как вы считаете, какие задачи будем решать?













Петр собирался многое изменить в России.



Проводить реформы.


Преодолевать препятствия, т.к. были противники.

Значение реформ определялось на сотни лет, в будущее.


Учащиеся предполагают: «Реформы

Петра I»

1.Узнать, какие реформы провел Петр.

2.Определить сторонников и противников Петра.

3.Каково значение реформ.

Регулятивные: определять цель, проблему.

Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования.

Коммуникативные:

планировать учебные действия с учителем.

Личностные: осознание себя с судьбой страны.

4.Открытие новых знаний.

1.Обеспечить восприятие и первичное осмысление и запоминание нового материала через работу с документами в группах.

2.Организовать коммуникативное взаимодействие учащихся в группах.

3.Показать учебное сотрудничество через работу со сверстниками.

4.Оценить свою работу в группе.

В индивидуальном маршрутном листе оценить свою работу при определении темы урока.



Вы назвали тему урока и определили задачи. Давайте же докажем, что реформы Петра вели за сотни лет к ее грядущим далям.

1.Какие сферы общественной жизни в наибольшей степени были охвачены процессом модернизации, а какие в наименьшей? Почему?







2.Почему возникла оппозиция Петру? Почему именно в верхах? Используя текст учебника, составьте план, по которому будете отвечать на этот вопрос.

3.Значение реформ.

Отношение к реформам было неоднозначным, т.к. сами реформы были неоднозначны.

- Определите плюсы и минусы реформ, результаты запишите в таблицу.

Оцените свою работу по пятибалльной шкале. Оценку внесите в маршрутный лист.

В м. л. Выставляют 5 б.- если тема названа сразу, 4 б. – если с помощью других.


Работа в группах (4 гр.) с документами, текстом учебника.


1 гр. изучает экономические реформы

2 гр. – армии и флота

3 гр. – государственного устройства

4 гр. – культуры и быта.

Учащиеся работают в группах, обсуждают, заполняют таблицу.

Индивидуальная работа учащихся с текстом учебника. Составление плана ответа на этот вопрос.




Индивидуальная работа с учебником.

Заполнение таблицы.





Выставляют себе оценку в маршрутный лист.

Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка.

5.Первичное закрепление знаний.

1.Коррекция выявленных пробелов в знаниях в рамках изученной темы.

2.Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действия.

3.Осуществление взаимопроверки

4.Самооценка..

Предлагаю на выбор выполнить следующие задания:

1.Тесты по теме «Реформы Петра I»

2.Текст с пропусками.

3.Схема с пропусками.

Самостоятельно выполняют задания, проверяют задания , обмениваясь тетрадями.



Выставляют в маршрутных листах итоговую оценку.

Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка.

Познавательные: включают способность решения задач, тестов.

6.Информация о домашнем

задании.

Обеспечить учащимся понимание цели, содержания и способов выполнения задания.

На выбор:

1.Написать эссе «Петр 1 – тиран или реформатор».

2.Составить развернутый план сообщения «Преобразования Петра 1».



Коммуникативные: умение принимать решение.

Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания.

7.Рефлексия.

Итог урока.

Дать качественную и эмоциональную оценку работы на уроке.

Предлагаю написать «письмо самому себе». Опишите ощущения от урока: что понравилось, что не понравилось, что было интересно, что было трудно.


Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность).



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее