Государственное казенное специальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Искусство глины и огня
Наседкина
Маргарита Ивановна,
учитель географии,
руководитель
школьного музея
ГКОУ «С (К)ОШИ»
г. Балахна
Балахна
2024г.
Заходим в избу деревянную, а там крестьяне - балахнинцы соль выпаривают, а в соседней избе колокола отливают да железо куют. Возле берега Волги слышен стук молотка да визг пилы - это расшивы строятся. Вот идёт по тропинке по воду девушка с коромыслом на плечах, а её голову украшает тонкий, ажурный кружевной платок, сплетённый знаменитым «балахонским» манером.
Вот сколько промыслов знали наши предки! Какой талантливый Балахнинский люд.
В 2010 году в нашей школе – интернат создан школьный музей.
В экспозиции «Балахна –город мастеров» имеются уникальные изразцы
XVI - XVII веков, которые предоставил нам один из местных жителей бывшего села Кубенцево.
По его рассказам изразцы были обнаружены на территории его огорода. Откуда и почему они здесь оказались?
Изразцы XVI - XVII веков
Село Кубенцево XVII век
Село Кубенцево XVII век
Дмитрий Пожарский
Граф Шереметьев
Вернемся в 16 век. За чертой Балахны вытянулось на две версты старинное сельцо Кубенцево. В начале XVIII века владел им князь Дмитрий Пожарский, XVIII веке– крупнейший феодал России граф Шереметьев.
Именно в селе Кубенцево зародилось «Искусство глины и огня ».
Выпускаемые в Балахне изразцы, за свою красоту и неповторимость имели высшую оценку русских зодчих.
Производству изразцов способствовали богатые залежи синей вязкой глины и недорогое топливо для обжига кирпича – дрова, которые в достатке поставлялись из заволжских лесов.
Дома, где производили кирпичи и изразцы, назывались кирпичные сараи. В 1675 году их было 14 сараев.
Краеведческий музей- балахнинские изразцы
Материалом для изразцов служила огнеупорная глина. Глину многократно перелопачивали, чтобы она была эластичной и однородной массой, и две - три зимы вымораживали. Интересно, что приготовленную к обжигу глиняную массу, называли «отмученной». Эта трудоёмкая работа нужна для того, чтобы при обжиге изразец не вышел из печи с трещинами.
И прежде чем изразец, радуя глаз, засверкает всеми цветами радуги. Велась огромная подготовительная работа резчика по дереву. С большим упорством и терпением он воплощал в дереве свой замысел.
Мастеру приходилось делать десятки, а может быть сотни заготовок, прежде чем он добьётся на дереве желаемого рисунка. И только когда рисунок был достаточно красив, мастер переносил его на глину.
После резчика к делу подключался ценинный мастер (ценинник), от слова «ценный", который формировал, наносил краски, обжигал будущие изразцы.
Внутренняя сторона изразца, которая имела бортик, высотой в 1-2 см с помощью которого плитка крепилась на кирпичной поверхности печи, называется румпа.
Ценинный мастер
Румпа придает изразцу дополнительную прочность и сохраняет тепло печи.
Скорее всего, румпа формировалась на гончарном круге отдельно от изразца в виде цилиндрика.
Потом рампу снимали с круга, расширяли низ и примазывали к изнанке сырого изразца.
Румпа для изразца
Изразец подсушивали, а затем его обжигали. И такое полуготовое изделие называли - черепок. Потом изразец расписывали, после чего снова отправляли в печь на повторный обжиг, во время которого к черепку проплавлялись разноцветные эмали четырёх цветов: зелёного, синего, белого и жёлтого, а также коричневая прозрачная глазурь.
Современному человеку трудно представить, каково, скажем, обжигать изделия в дровяных горнах. Бушующее в старинной печи пламя постепенно нагревают жерло до 1000 градусов.
В прошлом всё это делалось без термометров, их заменял глаз мастера, очень точно определявший степень готовности. Пережог или недожог изделия являлся браком.
Печь для обжига изразцов
В XVII веке научились изготавливать изразцы с рельефным изображениями людей, животных, птиц, растительных орнаментов. Особенно чётких форм мастера добились в изображении львов, павлинов, диковинных птиц.
Стали применятся желтый, синий, фиолетовый, коричневый цвета, заказы на замечательную балахнинскую керамику выросли
Рельефные балахнинские изразцы
Балахнинские изразцы продавались печными наборами на Макарьевской ярмарке.
Изразцовые печи балахнинских мастеров можно встретить в различных уголках России. Кстати сказать, в Грановитой палате Московского кремля и поныне сохраняется изразцовая печь, изукрашенная в начале XVIII века не без помощи искусных мастеров из Балахны.
Изразцовая печь - Грановитая палата Московского кремля
Спасская церковь на берегу Волги в Балахне, украшенная цветными изразцами, - образец русской классической архитектуры.
Она является, пожалуй, единственным и неповторимым памятником мастерства балахнинских народных художников и зодчих по всей Волге.
Спасская церковь г. Балахна (1668г.)
Один из видов изразцов на Спасской церкви
По сердцу пришлись изразцы молодому государю Ивану Грозному во время приезда в Балахну. Недаром были приглашены в Москву балахнинские мастера покрывать изразцами главы собора Василия Блаженного, что на веки встал и доныне стоит на Красной площади.
Это их работой люди любуются и в настоящее время.
Храм Василия Блаженного г. Москва (1555г)
Возрождение старинных промыслов
Отделка печей и каминов изразцами вновь входит в моду, так как это красиво, надежно и долговечно.
16 марта 2024 года состоялась научно-практическая конференция, посвящённая промыслам Нижегородского края. Ребята и педагоги совершили виртуальную экскурсию на Нижегородскую ярмарку, узнали её историю, увидели прекрасные работы народных мастеров, прибывших из разных уголков Нижегородского края.
Одну из таких работ «Балахнинские изразцы» представили обучающиеся 6 «А» класса нашей школы.
Важнее всего – знать и не забывать культуру своей Родины. Делать всё, чтобы она процветала…
Мастер класс
«Балахнинские изразцы»
Шаг 1 . Из крупного картона сделать заготовки
Размером 10 х 10.
На одну плитку-7-8 заготовок.
Склевываем 2-3 слоя, затем еще 2-3 сдоя.
Сутки держим под гнетом.
Шаг 2 Грунтуем. Смешиваем водоэмульсионную краску с клеем ПВА 1: 1
Шаг 3 Шлифуем наждачной бумагой
Шаг 4 Покрываем заготовку клеем
Шаг 5 Наклеиваем пергамент или кальку
Шаг 7 Покрываем лаком на водной основе
Шаг 6 Наносим рисунок карандашом, затем акварельными красками
Изразцы готовы