«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока истории на тему: "Российская армия на фронтах Первой мировой войны".

Урок истории в 10 классе

Образовательные:

1) Выделить основные фронты Первой мировой войны (Западный, Юго-западный, Восточный и Кавказский) и охарактеризовать каждый из них;

2) Охарактеризовать военные компании русской армии на основных фронтах в период с 1914-1916 гг.

3) Дать представления о мужестве и героизме российских воинов в период Первой мировой войны.

Развивающие:

1) Совершенствование навыков работы с картой, учебником;

2) Развитие навыков критического и логического мышления;

Воспитательные:

1) Давать оценку историческим деятелям, историческим события и т.д. с позиции гражданина России;

2) Формировать гражданскую ответственность и нравственные убеждения обучающихся на основе личностного осмысления исторического опыта.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Цель урока: дать характеристику действиям российской армии на фронтах Первой мировой войны.

Задачи урока

Образовательные:

1) Выделить основные фронты Первой мировой войны (Западный, Юго-западный, Восточный и Кавказский) и охарактеризовать каждый из них;

2) Охарактеризовать военные компании русской армии на основных фронтах в период с 1914-1916 гг.

3) Дать представления о мужестве и героизме российских воинов в период Первой мировой войны.

Развивающие:

1) Совершенствование навыков работы с картой, учебником;

2) Развитие навыков критического и логического мышления;

Воспитательные:

1) Давать оценку историческим деятелям, историческим события и т.д. с позиции гражданина России;

2) Формировать гражданскую ответственность и нравственные убеждения обучающихся на основе личностного осмысления исторического опыта.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: выделяют основные фронты Первой мировой войны и дают характеристику каждого из них;

Дают характеристику военным кампаниям русской армии на основных фронтах в 1914-1916 гг.

Имеют представление о мужестве и героизме российских воинов в период Первой мировой войны.

Метапредметные УУД:

Могут преобразовывать текстовую информацию в таблицу;

Могут формулировать и аргументировать ответы на вопросы;

Могут устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные

Дают оценку военным кампаниям Первой мировой войны;

Дают оценку своим действиям;

Умеют работать в группе;

Организационный момент

Как думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

Что каждый из вас сегодня бы хотел узнать по этой теме?

Какое ключевое слово в названии темы вы можете выделить?

Исходя из вашего жизненного опыта как бы вы определили ее роль?

По ходу моего рассказа у вас должны в тетради быть записаны пункты, иллюстрирующие тему нашего урока

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Определение задач урока (целеполагание, актуализация знаний, мотивация)



Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать одну из жестоких, кровавых и печальных страниц мировой истории, истории России в т.ч. – Первую мировую войну. В современном мире, она, как будто бы уходит на второй план из-за еще более жестокой и кровопролитной Второй мировой войны, однако, и про Первую мировую забывать не стоит. Эта война повлияла на ход истории: во-первых, это было первое столкновение сразу нескольких крупных мировых держав и их союзников, во-вторых, жертвами Первой мировой войны стали 10 млн. человек и 22 млн. были ранены, в-третьих, по окончании войны прекратили свое существование 4 империи: Германская, Османская, Австро-Венгерская и Российская, и в-четвертых, Первая мировая война повлияла на людей. Может быть вы слышали фразу «потерянное поколение» - Для этого поколения характерен тот факт, что многие из его представителей не могли после войны адаптироваться к мирной жизни: спивались, сходили с ума, кончали жизнь самоубийством.

Поэтому важно рассматривать Первую мировую не менее подробно, чем Вторую мировую.

И сегодня мы будем рассматривать военные действия со стороны России.

Давайте запишем тему урока.

Мы с вами будем рассматривать основные военные кампании, в которых Россия принимала активное участие – это 1914,1915 и 1916.

Военная кампания 1914 г.
С самого начала войны в Европе сформировались два главных фронта — Западный и Восточный. Верховным главнокомандующим русской армией стал дядя императора, великий князь Николай Николаевич. Русская армия сосредоточила свои усилия на Восточном фронте, начав операцию против Австро-Венгрии. На Западном фронте Германия применяла стратегию стремительных атак. Несмотря на это, русские войска успешно провели Галицийскую операцию, заняв Восточную Галицию. Эти действия имели важное значение для союзников, так как отвлекли значительные силы Германии с Западного фронта, где происходили сражения на Марне.

Кампания 1914 года отличалась чрезвычайной динамичностью. Сражения 1914 года сорвали надежды на быстрое завершение войны, которое предполагалось германским командованием. Германия оказалась в трудной ситуации – ей пришлось воевать на 2 фронта.



Военные действия в 1915 г.
В 1915 году Германия решила сосредоточить свои силы на Восточном фронте. Она начала наступление на Россию, выбив её войска из Польши и Галиции. Русская армия отступала, не имея достаточных ресурсов для борьбы, и это стало большим ударом. Силы Центральных держав были лучше подготовлены, и русская армия понесла тяжёлые потери. В условиях нехватки боеприпасов и слабой логистики Россия не могла организовать эффективное сопротивление.

Несмотря на военные неудачи, русская армия, Верховным главнокомандующим которой с августа 1915 г. стал Николай II, смогла удержать фронт и направила свои войска во Францию.

Главным итогом этого периода стало то, что германский план разбить союзников по частям провалился. Германия была вынуждена продолжать войну на два фронта. При этом главная тяжесть военных действий легла на плечи России.



Кампания 1916 г.

Западный фронт:

В феврале 1916 г. германская армия перешла в наступление на французский укреплённый район с крепостью Верден.

Брусиловский прорыв способствовал успешному для союзников развитию в июле—ноябре 1916 г. – битвы на р. Сомме.

Юго-Западный фронт:

По настойчивой просьбе союзников русское командование в самые короткие сроки разработало план наступления со своей стороны на Германию, чтобы оттянуть часть сил с Западного фронта. Основная тяжесть легла на войска Юго-Западного фронта под командованием генерала А.И. Брусилова.

22 мая (4 июня) 1916  г. после массированных артиллерийских обстрелов русские войска начали наступление на австрийские позиции. Брусиловский прорыв в Галиции стал одной из самых успешных операций русской армии. Эта операция позволила русским войскам продвинуться на 120 км вглубь вражеской территории, нанести значительные потери австрийским и германским войскам и вызвала ослабление фронта Центральных держав. Победы на этом этапе не только повысили моральный дух русской армии, но и вызвали беспокойство у Германии, которая была вынуждена отправить дополнительные силы на Восточный фронт.



Кавказская армия под командованием генерала Н. Юденича в середине января 1916 г. предприняла наступление на мощную крепость Эрзерум, ставшей одним из самых крупных военных успехов русской армии.

Мужество и героизм русских воинов
Русские солдаты проявили необычайное мужество и героизм в сражениях Первой мировой войны. Одним из символов этих героических действий стал подвиг женского батальона под командованием Марии Бочкаревой, а также знаменитый Брусиловский прорыв. Помимо этого, многие солдаты награждались за личные подвиги на поле боя. Геройские действия русских солдат продемонстрировали их готовность идти на самопожертвование ради победы.

Ребята, вы сегодня большие молодцы! Очень плодотворно поработали. Сейчас я вам предлагаю поделиться своими эмоциями и впечатлениями.

На доске слайд с фразами:

сегодня я узнал...

мне было трудно…

я понял, что…

мне было интересно узнать, что…

мне захотелось…



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее