«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок на тему "Имя прилагательное" (формирование читательской грамотности)

Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Открытый урок на тему «Имя прилагательное как часть речи»

(формирование читательской грамотности)

 

Цели:

1) Обучающая – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном: повторение грамматических признаков имени прилагательного (рода, числа, падежа). Закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, умения логически рассуждать на грамматическую тему.

2) Развивающая - наблюдение за выразительным использованием имен прилагательных в предложениях и текстах;

обогащение словарного запаса учащихся.

3) Воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к родной природе.

 

Тип урока: проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка.

Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; работа с опорной схемой.

Оборудование:

фишбоун (скелет рыбы), карточки, мультимедийный проектор, презентация, тест «Волна», учебник русского языка за 5 класс.

Ход урока.



1.Организационный момент (играет песня «Улыбка»)

Учитель: Ребята, погода сегодня­­­­­ прекрасная, а вот настроение у нас поднимется от улыбки. Улыбнитесь себе, подарите улыбку друг другу, улыбнитесь мне. И давайте на такой замечательной ноте начнем наш урок. Здравствуйте! Присаживайтесь.

Ребята! Сегодня у нас необычный урок, на уроке присутствуют гости. Что им скажем?

Ребята: Добро пожаловать!

Учитель: Мы будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает.

ЗАПИШИТЕ ЧИСЛО. КЛАССНАЯ РАБОТА.

2.Постановка цели

Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Что мы видим?


А кругом роса жемчужная

Отливала блёстки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

С. Есенин

- Стихотворение.

- Обратите внимание на слова, выделенные жирным шрифтом. Что вы можете сказать о них? Подсказка: тема урока спрятана в стихотворении.

Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?

Ученики: чередование гласных в корне слова.

Как вы понимаете смысл названия части речи?

Ученики: Приложенное, добавленное к чему-то.

Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».

МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

А какие цели урока мы преследуем? На уроке мы вспомним то, что изучили о прилагательном и узнаем много интересного, сделаем выводы о роли прилагательных в нашей речи.

Вернемся к тексту стихотворения. Найдите имена прилагательные и определите, на какие вопросы они отвечают?

(Вопрос: какой?,  чей?)

Правильно! Молодцы! А теперь докажите на примере наших стихотворений, как изменяются имена прилагательные? Что для этого нужно сделать?

Выпишите имена существительные вместе с именами прилагательными и определите у них род, число и падеж.


роса жемчужная-ж. р., ед. ч., И. п.

блёстки алые- мн. ч., И. п.

над озером серебряным – ср. р., ед. ч., Т.п.



3.Изучение новой темы.

А) Ребята, перед вами фишбоун. Вам нужно вспомнить всё, что вы знаете об имени прилагательном и наполнить скелет ключевыми словами и фразами.

Имя

прилагательное





_____________________________________





- Давайте начнём с главного! Дайте определение имени прилагательного.

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?) ( Заполнение фишбоуна)

- Назовите начальную форму имени прилагательного. (Именительный падеж единственного числа мужского рода) Молодцы! (Заполнение фишбоуна)


Ребята, а где ещё мы можем встретить информацию об имени прилагательном. Верно, в учебнике. Откройте стр. 136, прочитаем правило.


Далее нам предстоит ИНСЕРТ чтение, те. Чтение с пометками, для этого я раздам вам листы с текстом и таблички.


Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.


Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает при­знак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

Начальная форма имени прилагательного — именительный падеж един­ственного числа мужского рода.

Прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные, которые обозначают качество предмета, то есть такой признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени: сильный – менее сильный. Такие прилагательные называются качественными. Прилагательные, которые обозначают признак предмета по отношению к другому предмету, называются относительными. Группа прилагательных, которые обозначают признак по принадлежности предмета какому-либо лицу или животному, называется притяжательными.

В предложении оно чаще всего бывает определением и сказуемым.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Игра «Найди лишнего».

Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.


Задание 2.  По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):

Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)

Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)

Задание 3. А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

                 

1 группа –трава                              

2 группа – море

3 группа – цветок




Учитель: Ребята, посмотрите, какая рыбка у нас получилась. Но почему она не совсем заполнена. (Ответы учащихся). А потому, что впереди будут уроки, на которых вы познакомитесь ещё с новыми знаниями о прилагательном - со степенями.

Молодцы! Хорошо поработали. А хотите проверить свои знания? Я предлагаю вам тест, который называется «Волна».

Я буду зачитывать вам определения по теме, если вы считаете, что ответ верный рисуете волну вверх, если неверный – вниз (ЭТО ВОПРОСЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА)

  1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета ? (+)

  2. Имя прилагательное отвечает на вопрос что делать? что сделать?(-)

  3. Имена прилагательные изменяются по родам (только в ед. числе), числам, падежам. (+)

  4. В предложении имена прилагательные бывают обстоятельствами. (-)

5.Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже. (+) ( Слайд 6)

Учитель: Ребята, поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа по парте. Сравните волну в тетради и ту, по которой плывёт наша золотая рыбка знаний.

Критерии оценки теста «Волна»:

0ошибок – «5»

1-2ошибки – «4»

3– 4 ошибки – «3» (Слайд 7)

Учитель: Ребята, спасибо за хороший урок. До свидания!

4) Домашнее задание:

5. Рефлексия:

6. Вывод:

Так для чего нужны имена прилагательные?

-Поэтому прилагательные о себе говорят так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука:

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука,

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить!






































Задание. Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже

Слово – одежда мысли (1). Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека (2). Бойтесь обидеть собеседника резким словом (3)! Помните, что словом можно спасти человека, но можно и тяжело ранить (4)! Не забывайте говорить волшебные слова (5)! Будьте непримиримы к тем, кто допускает в своей речи грубые слова (6)!


1.Количество побудительных предложений в тексте

А)4

Б)3

В) 2

Г) 5


2. Сколько имён прилагательных в тексте?

А) 5

Б) 6

В) 7

Г)8

3. Какие морфологические признаки прилагательного «волшебные» являются верными? (предложение 5)


А) ед.ч., ср.р, И.п.

Б) ед.ч., ср.р., В.п.

В) мн.ч., ср.р., В.п.

Г) мн.ч., В.п


4. Каким членом предложения является прилагательное «культурного» ?

(предложение 2)


А) подлежащее

Б) определение

В) сказуемое

Г) дополнение


5. Определите разряд имени прилагательного «без высокой» (предложение2).


А) притяжательное

Б) качественное

В) определительное































«Чтение с пометками»

V

+

-

?

Я это знал

Новое для меня

Я думал иначе

Интересно,

непонятно,

нужно разобраться













































Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает при­знак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

Начальная форма имени прилагательного — именительный падеж един­ственного числа мужского рода.

Прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные, которые обозначают качество предмета, то есть такой признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени: сильный – менее сильный. Такие прилагательные называются качественными. Прилагательные, которые обозначают признак предмета по отношению к другому предмету, называются относительными. Группа прилагательных, которые обозначают признак по принадлежности предмета какому-либо лицу или животному, называется притяжательными.

В предложении оно чаще всего бывает определением и сказуемым.




































Задание. Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже

Слово – одежда мысли (1). Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека (2). Бойтесь обидеть собеседника резким словом (3)! Помните, что словом можно спасти человека, но можно и тяжело ранить (4)! Не забывайте говорить волшебные слова (5)! Будьте непримиримы к тем, кто допускает в своей речи грубые слова (6)!


1.Количество побудительных предложений в тексте

А)4

Б)3

В) 2

Г) 5


2. Сколько имён прилагательных в тексте?

А) 5

Б) 6

В) 7

Г)8


3. Какие морфологические признаки прилагательного «волшебные» являются верными? (предложение 5)


А) ед.ч., ср.р, И.п.

Б) ед.ч., ср.р., В.п.

В) мн.ч., ср.р., В.п.

Г) мн.ч., В.п


4. Каким членом предложения является прилагательное «культурного» ?

(предложение 2)


А) подлежащее

Б) определение

В) сказуемое

Г) дополнение


5. Определите разряд имени прилагательного «без высокой» (предложение2).


А) притяжательное

Б) качественное

В) определительное






Домашнее задание. «Письмо с дырками». Заполнить пропуски.


I. Имя прилагательное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени прилагательного - … ………..падеж…………….числа.

II. Имена прилагательные изменяются по ……………. и ………………

Имена прилагательные бывают в ……………… и …………..…. форме.

III. В предложении имя прилагательное может быть ………………. и ………………..



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее