Урок русского языка в 3 классе
по теме «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?»
Цель урока: наблюдать за изменяемой частью слова, сделать открытие, что такое окончание, определить его роль в предложении; формировать навыки определения окончания в словах, ввести понятие «окончание», «форма слова».
Формирование УУД:
Познавательные: формировать представление о механизме образования форм слова, об отличии форм слова от однокоренных слов.
Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свои действия.
Коммуникативные: учить аргументировать ответ, сотрудничать с одноклассниками в парной работе.
Личностные: воспитывать интерес учеников к изучению русского языка.
Оборудование: карточки с заданиями для всех учеников.
Ход урока
1.Мотивационный этап.
Прочитайте пословицу: Делу – время, потехе - час.
- Значение каких слов вам непонятно? (Потеха – веселье, развлечение…)
- Как вы понимаете эту пословицу? (Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений.)
- Почему мы начинаем урок с этой пословицы? (На уроке надо заниматься делом.)
- Кто готов? Молодцы! Мы начинаем урок!
Начнем наш урок русского языка.
Какое сегодня число?
– Запишите число, классная работа. Напоминаю вам правила письма .
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
(Ученики записывают в тетради число, «Классная работа»).
- Запишите пословицу по памяти. Проверьте написанное. Оцените себя. (Значок на полях)
2. Актуализация знаний.
- Отгадайте загадку: «Хоть неплохо я одета,
Бьет озноб меня всегда.
И весной, и жарким летам
Вся дрожу, как в холода.»
На урок я вам принесла осиновый лист, он нам и поможет сегодня сделать открытие. (На доске запись: осине, осину, к осине)
- Что вы можете сказать об этих словах.
(одинаковая орфограмма, им.сущ., , однокоренные,т.к. одинаковый корень, разное лексическое значение)
- А что такое корень?
3.Постановка учебной задачи.
-Всегда ли слова с одинаковым корнем являются однокоренными?
Предположение детей (разное лексическое значение, одинаковое лексическое значение, но меняется форма слова)
Гуси,гусак,гусеница
Осина,осину,к осине
- - Какая часть слова меняется? (Последняя буква, окончание слова)
- Как бы вы назвали эту изменяемую часть слова? (ответы детей)
- Значит, тема нашего урока…
Окончание (запись в тетради)
План урока.
1).Что такое окончание?
2).Как находить в словах окончание?
3).Какие бывают окончания?
4.Открытие новых знаний. Коллективная работа.
1.Работа с учебником упр.142
-Какое слово повторяется в тексте? Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? Что обозначает это слово? Что в нем менялось? (конец слова, его форма)
-Выпишите выделенные слова, обозначая в них изменяемую часть.
Поставьте в словах ударение, в каком положении гласные в окончании? (в безударном)
Прочитайте последнее предложение. Вы, наверное, слышали такую поговорку «Дрожит как осиновый лист»
- Как вы думаете, когда так говорят? В каком значении употреблено это выражение?
У разных народов бытовали легенды и поверия, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра.
- Что вы можете сказать об окончании?
Окончание
-это….
-Как на письме выделяют окончание?
5.Первичное закрепление. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.
1. Распределить в две группы слова: зеленый, зелень, зеленоватый, о зелени, у зелени, с зеленью.
2. Распределить в две группы слова: зеленый, зелень, зеленоватый, о зелени, у зелени, с зеленью.
1 группа – однокоренные слова, выделите корень слова
2 группа – форма слова, выделите окончание
3.Спишите. В словах 1 столбика выделите корень, в словах 2 столбика выделите окончание.
зеленый зелень зеленоватый о зелени
у зелени
с зеленью
Самопроверка - ученик.
- Объясните значение каждого слова из первого столбика? Почему их можно назвать однокоренными? (Выделяется корень в этих словах)
- Что можно сказать о значении слов во втором столбике? (Одинаковое)
Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она называется? Эта часть слова называется окончанием.
В словах, где меняется форма слова выделить окончание
Гимнастика для глаз.
Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.
6.Наблюдение над ролью окончания в предложении. Работа в паре.
На доске запись:
На крыша падали желтый листва.
- Можно ли назвать данные слова предложением? Почему?
- Измените формы слов так, чтобы получилось предложение. Запишите получившееся предложение в тетрадь. (Данную работу ученики выполняют в парах.)
Ученики читают предложение, которое записывается и на доске.
На крышу падали желтая листва.
- Теперь слова связаны по смыслу, сообщается о том, что происходит с листвой.
- Отметим ту часть слова, которую мы меняли, значком. (Учитель показывает, как выделять окончание)
- То, что мы сейчас выделили – окончание.
- Попробуйте сделать вывод, какую роль в предложении играет окончание?
(ответы детей)
- Чтение правила в учебнике с.80.
Физ.минутка
7. Применение полученных знаний. Работа над деформированным предложением.
Петя, играть, мелодия, вальс.
- Это предложение?
- Почему?
- Что надо сделать, чтобы получилось предложение?
Запись предложения.
- Для чего же нужно окончание?
Устная работа в ходе которой дети приходят к выводу, что окончание не может образовывать новые слова, а изменяет только само слово.
8. Рефлексия.
Найдите лишнее слово
Береза, березовая, березу,березой.
«Плюс-минус»
1.Окончание – часть речи? да нет
2. Окончание служит для связи слов в предложении? да нет
3. Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова? да нет
4. С помощью окончания образуются новые слова? да нет
5. У одного и того же слова могут быть разные окончания? да нет
(На доске : -,+,+,-,+)
Оцените свою работу на уроке.
- Если вы знали ответы почти на все вопросы, задания не вызывали затруднений, нарисуйте в тетради зеленый листик.
- Если 2 задания вызывали трудности, некоторые вопросы казались сложными, нарисуйте желтый листик.
- Если вам сложно было 3 и более заданий, вы не знали, как отвечать на многие вопросы, нарисуйте красный листик.
(Украшают картину осени)
11. Подведение итогов.
- С какой частью слова мы сегодня познакомились?
- Что такое окончание?
- Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?
12.Домашнее задание
Упр.149,с.82