«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок на тему "Что такое окончание? "

Урок русского языка в 3 классе

по теме «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?» УМК "Школа России"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка в 3 классе

по теме «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?»


Цель урока: наблюдать за изменяемой частью слова, сделать открытие, что такое окончание, определить его роль в предложении; формировать навыки определения окончания в словах, ввести понятие «окончание», «форма слова».
Формирование УУД:

Познавательные: формировать представление о механизме образования форм слова, об отличии форм слова от однокоренных слов.

Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свои действия.

Коммуникативные: учить аргументировать ответ, сотрудничать с одноклассниками в парной работе.

Личностные: воспитывать интерес учеников к изучению русского языка.
Оборудование: карточки с заданиями для всех учеников.


Ход урока

1.Мотивационный этап.

Прочитайте пословицу: Делу – время, потехе - час.

- Значение каких слов вам непонятно? (Потеха – веселье, развлечение…)

- Как вы понимаете эту пословицу? (Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений.)

- Почему мы начинаем урок с этой пословицы? (На уроке надо заниматься делом.)

- Кто готов? Молодцы! Мы начинаем урок!

Начнем наш урок русского языка.


Какое сегодня число?

– Запишите число, классная работа. Напоминаю вам правила письма .

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

(Ученики записывают в тетради число, «Классная работа»).
- Запишите пословицу по памяти. Проверьте написанное. Оцените себя. (Значок на полях)

2. Актуализация знаний.

- Отгадайте загадку: «Хоть неплохо я одета,

Бьет озноб меня всегда.

И весной, и жарким летам

Вся дрожу, как в холода.»

На урок я вам принесла осиновый лист, он нам и поможет сегодня сделать открытие. (На доске запись: осине, осину, к осине)
- Что вы можете сказать об этих словах.

(одинаковая орфограмма, им.сущ., , однокоренные,т.к. одинаковый корень, разное лексическое значение)

- А что такое корень?
3.Постановка учебной задачи.

-Всегда ли слова с одинаковым корнем являются однокоренными?

Предположение детей (разное лексическое значение, одинаковое лексическое значение, но меняется форма слова)

Гуси,гусак,гусеница

Осина,осину,к осине

- - Какая часть слова меняется? (Последняя буква, окончание слова)

- Как бы вы назвали эту изменяемую часть слова? (ответы детей)

- Значит, тема нашего урока…

Окончание (запись в тетради)


План урока.

1).Что такое окончание?

2).Как находить в словах окончание?

3).Какие бывают окончания?


4.Открытие новых знаний. Коллективная работа.

1.Работа с учебником упр.142

-Какое слово повторяется в тексте? Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? Что обозначает это слово? Что в нем менялось? (конец слова, его форма)

-Выпишите выделенные слова, обозначая в них изменяемую часть.

Поставьте в словах ударение, в каком положении гласные в окончании? (в безударном)

Прочитайте последнее предложение. Вы, наверное, слышали такую поговорку «Дрожит как осиновый лист»

- Как вы думаете, когда так говорят? В каком значении употреблено это выражение?

У разных народов бытовали легенды и поверия, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра.

- Что вы можете сказать об окончании?

Окончание

-это….

-Как на письме выделяют окончание?

5.Первичное закрепление. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

1. Распределить в две группы слова: зеленый, зелень, зеленоватый, о зелени, у зелени, с зеленью.

2. Распределить в две группы слова: зеленый, зелень, зеленоватый, о зелени, у зелени, с зеленью.

1 группа – однокоренные слова, выделите корень слова

2 группа – форма слова, выделите окончание

3.Спишите. В словах 1 столбика выделите корень, в словах 2 столбика выделите окончание.

зеленый зелень зеленоватый о зелени

у зелени

с зеленью

Самопроверка - ученик.
- Объясните значение каждого слова из первого столбика? Почему их можно назвать однокоренными? (Выделяется корень в этих словах)
- Что можно сказать о значении слов во втором столбике? (Одинаковое)

Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она называется? Эта часть слова называется окончанием.

В словах, где меняется форма слова выделить окончание

Гимнастика для глаз.

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.

6.Наблюдение над ролью окончания в предложении. Работа в паре.

На доске запись:
На крыша падали желтый листва.
- Можно ли назвать данные слова предложением? Почему?
- Измените формы слов так, чтобы получилось предложение. Запишите получившееся предложение в тетрадь. (Данную работу ученики выполняют в парах.)
Ученики читают предложение, которое записывается и на доске.
На крышу падали желтая листва.
- Теперь слова связаны по смыслу, сообщается о том, что происходит с листвой.
- Отметим ту часть слова, которую мы меняли, значком. (Учитель показывает, как выделять окончание)
- То, что мы сейчас выделили – окончание.
- Попробуйте сделать вывод, какую роль в предложении играет окончание?

(ответы детей)
- Чтение правила в учебнике с.80.

Физ.минутка


7. Применение полученных знаний. Работа над деформированным предложением.

Петя, играть, мелодия, вальс.

- Это предложение?

- Почему?

- Что надо сделать, чтобы получилось предложение?

Запись предложения.

- Для чего же нужно окончание?

Устная работа в ходе которой дети приходят к выводу, что окончание не может образовывать новые слова, а изменяет только само слово.


8. Рефлексия.

Найдите лишнее слово

Береза, березовая, березу,березой.

«Плюс-минус»

1.Окончание – часть речи? да нет

2. Окончание служит для связи слов в предложении? да нет

3. Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова? да нет

4. С помощью окончания образуются новые слова? да нет

5. У одного и того же слова могут быть разные окончания? да нет

(На доске : -,+,+,-,+)

Оцените свою работу на уроке.
- Если вы знали ответы почти на все вопросы, задания не вызывали затруднений, нарисуйте в тетради зеленый листик.
- Если 2 задания вызывали трудности, некоторые вопросы казались сложными, нарисуйте желтый листик.
- Если вам сложно было 3 и более заданий, вы не знали, как отвечать на многие вопросы, нарисуйте красный листик.

(Украшают картину осени)

11. Подведение итогов.
- С какой частью слова мы сегодня познакомились?
- Что такое окончание?
- Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?


12.Домашнее задание

Упр.149,с.82





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее