«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок на тему: "Антонимы" 2 класс

способствовать формированию интереса к урокам русского языка, к изучению родного языка; стремлению к соблюдению морально-эстетических норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним;

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Предмет: русский язык




Класс: 2

УМК: «Гармония»

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: Антонимы.

Цель урока: создать условия для осознанного усвоения понятия «антонимы», умения применять на практике полученные

знания: распознавать антонимы в тексте, предложении; подбирать антонимы к заданным словам.


Задачи:

личностные:

способствовать формированию интереса к урокам русского языка, к изучению родного языка; стремлению к соблюдению морально-эстетических норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним;


регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; действовать по плану и планировать свои действия; адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникающие трудности, стремиться к их преодолению;

познавательные:

совершенствование умения по отличительным особенностям распознавать антонимы в тексте, предложении; подбирать антонимы к заданным словам;

расширять словарный запас учащихся; орфографическую зоркость;

развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать;







коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; речевые умения; умение выражать свои мысли; умение работать в группе; высказывать и аргументировать свою точку зрения

Предполагаемый результат: уч-ся научатся распознавать антонимы в тексте, предложении; подбирать антонимы к заданным словам


Оборудование: презентация к уроку, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (см. Приложение); книги Г. Остера.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

I. Мобилизующее начало.



Организация класса.


-Улыбнёмся друг другу!

Проверяют готовность к уроку.


Записывают число и классная работа.

II. Актуализация знаний.

1.Словарная работа.

-Разгадайте загадки:

мальчик – девочка (слайд 2,3)

-Чем похожи слова?

-Чем различаются?


-Продолжите составлять пары по этому же правилу.

(слайд 4 ,5,6)


Записывают в тетрадь.

Словарные. По 7 букв; ударение падает на первый слог.

Называют предметы, отвечают на один вопрос кто?

Употреблены в ед.ч.

Слова противоположны по значению.

Да-нет, можно-нельзя,день-ночь, добро-зло, белый-чёрный, сладкий-кислый и т.п.

III. Постановка целей.

-Какова же тема нашего урока?

-Поставим перед собой задачи на урок. (Приложение)



-Какие знания и умения нам пригодятся?


Слова, противоположные по значению.

Узнать, как называются такие слова.

Где встречаются такие слова.

Зачем они нужны.


Умение писать, читать, умение писать с «окошками», умение работать в группе, в паре и т.д.


IV. Открытие нового знания.

1. Чтение правила.





2. Сообщение учителя.


3. Выборочное списывание. (упр. 337)


















4.Постановка проблемного вопроса.






VI. Физминутка.





-Откройте учебники, прочтите правило на с. 33.

-Как же называются такие слова? (Приложение)


-Вернитесь к словарной работе, назовите записанные слова новым научным словом.

-Ответили на первый поставленный вопрос?


Слово антоним произошло от греческих слов анти – «против» и онима – «имя». (слайд 7)


-Прочтите текст, найдите в нём антонимы. Запишите их в тетрадь.

-Что называют эти слова?

-Советы даёт замечательный детский писатель Г. Остер. Он знаменит своими «Вредными советами» и «Задачником», с которым мы обязательно встретимся на уроках математики.

«Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему…»

-Кому Г. Остер даёт такие вредные советы?

-Советы бывают полезные и вредные, так же как и дети бывают непослушные и ….?

-Какими ещё?

-Другими словами все мы разные.

-Как же жить вместе, чтобы не ругаться?


добрый – зло

(слайд 8)

-А эти слова можно назвать антонимами?

-Измени слова в парах, чтобы они стали антонимами. Проверка (слайд 9)


-Сыграем в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь («низко»).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь («близко»).

Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь («пол»).

Скажу я слово «потерял»,
И скажешь ты («нашёл»).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай («конец»)!


Читают правило:

В русском языке есть слова с противоположным значением – антонимы.

Антонимы.


Антонимы.

Да.






Полезные-вредные


Признаки предмета.


Послушные.

Большими и маленькими, здоровыми и больными, высокими и маленькими, громкими и тихими и т.п.





Детям непослушным, которые всё делают наоборот.




Быть терпимее друг к другу, понимать другого человека, быть добрым, внимательным.




Нет, они отвечают на разные вопросы.

Добрый-злой, добро-зло




Поднимают руки вверх
Опускают руки вниз

Протягивают руки вперед

Ладонями закрывают глаза
Поднимаются на носочки, тянут руки вверх

Дети приседают

Трясут руками

Хлопают в ладоши

Зажмуривают глаза


Упираются руками в бока

Хлопают в ладоши.

VII. Первичное закрепление.

1. Самостоятельная работа. (упр.328)








2. Работа в группах.



















3.Беседа.




-Подбери антонимы и запиши слова парами. Отмечай все орфограммы.

-На месте каких орфограмм остались «окошки»?

-Почему? Подпиши, что называют записанные слова:

предмет, признак или действие.

-Помогут ли тебе вставить пропущенные буквы слова: грязь, тишь, молча. (Приложение)

-Почему?


- Допишите слово. Подчеркните антонимы. (Приложение)

1. Знай больше, а говори…(меньше).

2. Ученье - свет, а неученье -…(тьма).

3. Мир строит, а война…. (разрушает).

4. Долго рисовала Маша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело:

«Ворон — черный, голубь — …!»(белый)

5. Вася птичкам сыплет крошки.

Сашу все боятся кошки —

Он гоняет их метлой.

Вася — добрый, Саша — …!(злой)

6. Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, … .(здоровый)


Проверка слайды (10-15)


-Где встречались антонимы?

-Где ещё мы встречаемся с антонимами?

-Ответили на второй вопрос, который ставили в начале урока?

-А для чего нужно уметь находить в речи антонимы, пользоваться ими?

-Ответили на последний поставленный вопрос?



н.д. н.д. н.пр. н.пр.

говорить-м.лчать горький – сла.кий

н.п. н.п. н.п. н.п.

чистюля-гр.знуля шум-т.ш.на

Безударные гласные, парный согласный.

Не знаем правила.



Да.

Они однокоренные, в них гласные ударные.



Работают в группах.





















В пословицах; в стихах, в игре.

Встречаемся на уроках математики: сложение-вычитание, вопрос-ответ, больше-меньше

Да.

Антонимы делают нашу речь богатой, точной.

Да.


4.Работа в парах.

-Составим словарь антонимов. Из карточек у вас на столе составьте пару антонимов. (Приложение) (Паре уч-ся раздаются по три карточки, уч-ся оставляют две карточки. Н-р, из слов красный, чёрный, белый оставляют чёрный-белый)

-Как должны располагаться слова в нашем словаре антонимов?

-На какие буквы слов точно не будет?

-Все ли антонимы вошли в наш словарь?

-К оставшимся словам можно подобрать антонимы?

-Кому может пригодиться такой словарь?




В алфавитном порядке.

ъ, ы, ь

Нет.


Не ко всем.

Нам, первоклассникам, людям, интересующимся русским языком.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

-Узнали ли, что хотели?

-Какие слова называют антонимами?

-Где встречаемся с антонимами?

-Зачем нужны антонимы?

-Всё ли об антонимах мы узнали?

-Дополните фразы.

-Пользуйтесь антонимами: хорошо, плохо.


Я…знаю, что такое антонимы.

Я … умею находить антонимы в тексте.

Я … умею подбирать антонимы к словам.

(слайд 16)

-Достаточно ли было пользоваться только антонимами?

Оценивание уч-ся.


Антонимы-противоположные по смыслу слова. Встречаемся с антонимами в пословицах, стихотворениях.

Делают речь более выразительной, яркой.

Повышают и обогащают культуру речи.


Нельзя подобрать антонимы например к именам людей, словам, называющим количество.







Нет.

IX. Задание на дом.

Найти три пословицы, в которых есть антонимы.

(слайд 17)





Список использованной литературы:

1. Учебник русского языка для 2 класса М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», часть 2 . – Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012г.

2. http://dob.1september.ru/2008/07/16.htm – стихотворение Р. Сефа для физминутки

3. http://www.olesya-emelyanova.ru/index-stihi-protivopolojnosti.html – стихотворение Олеси Емельяновой «Противоположности»





Приложение

Как называются?

Где встречаются?

Зачем нужны?

антонимы

грязь

тишь

молча



Знай больше, а говори__________ .




Ученье - свет, а неученье - ______.




Мир строит, а война____________.



Долго рисовала Маша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело:

«Ворон — черный, голубь — _____!»



Вася птичкам сыплет крошки.

Сашу все боятся кошки —

Он гоняет их метлой.

Вася — добрый, Саша — _______!


Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан,_____________ .







красный

чёрный

белый

близкий

далёкий

даль

высокий

низкий

высота

горький

сладкий

сахар

день

ночь

вечер

жара

холод

снег

зима

лето

дождь

лечь

встать

сесть

мир

война

друг

мокрый

сухой

жара

новый

старый

старик

острый

тупой

кнопка

плюс

минус

сумма

полный

пустой

стакан

радость

печаль

хорошо

свет

темнота

люстра

смех

смешит

плач

толстый

тонкий

линия

широкий

узкий

дорога

частый

редкий

редко

храбрец

смелый

трус

утро

вечер

ночь

ушёл

пришёл

шёл

ответ

решение

вопрос

мало

много

сто

чистота

грязь

чистый





Словарь антонимов





СОСТАВИЛИ

УЧАЩИЕСЯ 2 КЛАССА







2014 Г.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее