Конспект урока русского языка
Класс: 2 класс.
Тип урока: открытие нового знания.
Тема урока: Знакомство с понятием «антонимы».
Цели урока: познакомить детей с понятием «антонимы».
Задачи:
1.1 Дать представление о словах, противоположных по значению, обеспечить усвоение понятия «антонимы».
1.2. Развивать умение наблюдать над словами, противоположными по значению.
1. 3. Формировать навык использования антонимов в речи детей.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.
| Вот звонок нам прозвенел, Всех собрать он в класс сумел! Не сутультесь, встаньте ровно, Ведь к уроку все готовы. Всем садиться разрешаю, И урок мы начинаем. – Ребята, посмотрите на наших гостей, подарите им свои улыбки, а теперь покажите, что вы все готовы работать. |
|
II. Актуализация знаний
| Ребята, в русском языке есть много интересных слов! – Есть слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению. Такие слова вы видите на СЛАЙДЕ: – Что это за слова? Как они называются? – Есть слова, которые об одном и том же говорят по – разному. Слайд: вьюга, метель, пурга. – Что это за слова? |
многозначные
синонимы |
III. Целеполагание (определение учебной задачи).
IV. Открытие нового знания | – А есть и другие слова. Послушайте стихотворение. СЛАЙД Добрый – злой, – Поднимите руку, кому понравилось это стихотворение? Почему? – Чем интересны пары слов в стихотворении? – В учебнике на с. найдите информацию, как называются такие слова? – Итак, как называются пары слов, которые имеют противоположное лексическое значение? – Значит, какова тема нашего урока? О чем мы будем говорить сегодня? – Назовите, какие антонимы вам встретились в стихотворении? – Запишем последнюю пару слов в тетрадь. – Кто помнит, какие это слова? – Поставьте ударение и отметьте орфограммы в этих словах. Написание этих слов вам нужно запомнить.
– Вернемся к теме урока. Кто может сформулировать цель урока? – Сформулируем задачи урока, используя опорные слова: узнать … научиться находить… Наша первая задача … Следующая задача… Последняя задача.. –Ну что ж, тема и цель определены, задачи поставлены, в путь, за новыми знаниями! А теперь внимательно посмотрите на данную запись: СЛАЙД Большой – маленький сухой - ? глубокий - ? старый - ? твердый - ? – Как вы думаете, какое задание мы с вами выполним с этими словами? - Назовите пары.
Слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка». |
Оно веселое, легко читается.
Пары слов имеют противоположное лексическое значение. Работа с информацией. Антонимы.
О словах-антонимах Перечисляют антонимы
Словарные
Познакомиться с понятием «антонимы».
1. Узнать, что такое антонимы. 2. Научиться находить слова, противоположные по значению. 3. Использовать антонимы в речи
Надо подобрать слова, противоположные по смыслу – антонимы.
Антонимы делают речь более яркой, точной и выразительной. Они помогают сравнивать и сопоставлять.
|
V. Применение новых знаний
| – Работа в парах. Заменить выделенные слова противоположными по значению. Карточка. Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.
плохим - хорошим грязные - чистые небрежно - аккуратно грустно - весело плёлся - бежал огорчалась - радовалась Сделайте вывод, для чего нужны антонимы, какова их роль в речи?
Физкультминутка Игра «Наоборот» Наклонили голову назад, а теперь – вперед Повернули голову налево, а потом – направо Руки вниз, руки вверх Наклонились туловищем направо, а затем – налево. Выдохнули воздух, вдохнули. Очень шумно сели. Задание подбери антонимы (выполняют на интерактивной доске) -В конце нашего урока самостоятельная работа. Перед вами карточки. -Прочитайте внимательно задание. мороз – ( ) смелый – ( ) смеяться – ( ) радость - ( ) низкий - ( ) Свои карточки вложите в тетрадь. Вы все сегодня очень хорошо работали. Выполненные задания я проверю поставлю отметку! |
|
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
| Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили на урок? Какие задачи планировали решить? С каким новым понятием познакомились на уроке? - Какие слова называют антонимами? - Какое задание вам понравилось больше всего? - Какое вызвало затруднение? Проанализируй результат своей работы на уроке.
Откройте дневники и запишите домашнее задание. Выполнить упр. (с. ) Задание повышенной сложности. Найти и написать 4 пословицы, в которых есть антонимы. На том мы заканчиваем наш урок, но еще много интересного ждет нас впереди! Желаю вам успехов в дальнейшем изучении русского языка. Спасибо за работу. Надеюсь, наш урок был полезным для вас!
|
|