«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока русского языка "Знакомство с понятием «антонимы»". УМК "Гармония"

Конспект урока русского языка

УМК "Гармония"

Класс: 2 класс.

Тип урока: открытие нового знания.

Тема урока: Знакомство с понятием «антонимы».

Цели урока: познакомить детей с понятием «антонимы».

Задачи:

1.1 Дать представление о словах, противоположных по значению, обеспечить усвоение понятия «антонимы».

1.2. Развивать умение наблюдать над словами, противоположными по значению.

1. 3. Формировать навык использования антонимов в речи детей.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка

Класс: 2 класс.

Тип урока: открытие нового знания.

Тема урока: Знакомство с понятием «антонимы».

Цели урока: познакомить детей с понятием «антонимы».

Задачи:

1.1 Дать представление о словах, противоположных по значению, обеспечить усвоение понятия «антонимы».

1.2. Развивать умение наблюдать над словами, противоположными по значению.

1. 3. Формировать навык использования антонимов в речи детей.







Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.






Вот звонок нам прозвенел,

Всех собрать он в класс сумел!

Не сутультесь, встаньте ровно,

Ведь к уроку все готовы.

Всем садиться разрешаю,

И урок мы начинаем.

– Ребята, посмотрите на наших гостей, подарите им свои улыбки, а теперь покажите, что вы все готовы работать.


II. Актуализация знаний


Ребята, в русском языке есть много интересных слов!

– Есть слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению. Такие слова вы видите на СЛАЙДЕ:

– Что это за слова? Как они называются?

– Есть слова, которые об одном и том же говорят по – разному. Слайд: вьюга, метель, пурга.

– Что это за слова?





многозначные





синонимы

III. Целеполагание (определение учебной задачи).













































IV. Открытие нового знания

– А есть и другие слова. Послушайте стихотворение. СЛАЙД

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – Ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Поднимите руку, кому понравилось это стихотворение? Почему?

Чем интересны пары слов в стихотворении?

– В учебнике на с. найдите информацию, как называются такие слова?

– Итак, как называются пары слов, которые имеют противоположное лексическое значение?

– Значит, какова тема нашего урока? О чем мы будем говорить сегодня?

– Назовите, какие антонимы вам встретились в стихотворении?

– Запишем последнюю пару слов в тетрадь.

– Кто помнит, какие это слова?

– Поставьте ударение и отметьте орфограммы в этих словах. Написание этих слов вам нужно запомнить.



– Вернемся к теме урока. Кто может сформулировать цель урока?

– Сформулируем задачи урока, используя опорные слова: узнать …

научиться находить…

Наша первая задача … Следующая задача… Последняя задача..

–Ну что ж, тема и цель определены, задачи поставлены, в путь, за новыми знаниями!

А теперь внимательно посмотрите на данную запись: СЛАЙД

Большой – маленький

сухой - ?

глубокий - ?

старый - ?

твердый - ?

– Как вы думаете, какое задание мы с вами выполним с этими словами?

- Назовите пары.



Слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка».















Оно веселое, легко читается.



Пары слов имеют противоположное лексическое значение.

Работа с информацией.

Антонимы.



О словах-антонимах

Перечисляют антонимы





Словарные





Познакомиться с понятием «антонимы».



1. Узнать, что такое антонимы.

2. Научиться находить слова, противоположные по значению.

3. Использовать антонимы в речи













Надо подобрать слова, противоположные по смыслу – антонимы.

















Антонимы делают речь более яркой, точной и выразительной.  Они помогают сравнивать и сопоставлять.


V. Применение новых знаний


 – Работа в парах. Заменить выделенные слова противоположными по значению.  

Карточка.

Долго я был плохим учеником.

Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.


плохим  -  хорошим

грязные  -  чистые

небрежно  -  аккуратно

грустно  -  весело

плёлся  -  бежал

огорчалась  -  радовалась

Сделайте вывод, для чего нужны антонимы, какова их роль в речи?


Физкультминутка Игра «Наоборот»

Наклонили голову назад, а теперь – вперед

Повернули голову налево, а потом – направо

Руки вниз, руки вверх

Наклонились туловищем направо, а затем – налево.

Выдохнули воздух, вдохнули.

Очень шумно сели.

Задание подбери антонимы (выполняют на интерактивной доске)

-В конце нашего урока самостоятельная работа. Перед вами карточки. -Прочитайте внимательно задание.


мороз – ( )

смелый – ( )

смеяться – ( )

радость - ( )

низкий - ( )

Свои карточки вложите в тетрадь. Вы все сегодня очень хорошо работали. Выполненные задания я проверю поставлю отметку!


VI. Подведение итогов. Рефлексия.


Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили на урок? Какие задачи планировали решить?



С каким новым понятием познакомились на уроке?

- Какие слова называют антонимами?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Какое вызвало затруднение?

Проанализируй результат своей работы на уроке.

  • я понял (а), что такое антонимы

  • я понял (а), что такое антонимы и смогу помочь разобраться в этом вопросе другому человеку

  • я не понял (а), что такое антонимы; мне надо ещё разобраться в этом вопросе.

Откройте дневники и запишите домашнее задание. Выполнить упр. (с. )

Задание повышенной сложности.

Найти и написать 4 пословицы, в которых есть антонимы.

На том мы заканчиваем наш урок, но еще много интересного ждет нас впереди! Желаю вам успехов в дальнейшем изучении русского языка.

Спасибо за работу. Надеюсь, наш урок был полезным для вас!








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее