«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок "Конституция-Основной закон страны"

разработка подготовлена к 25 летию принятия Конституции РФ

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Разработка урока по обществознанию в 9 класса

Тема: «Конституция – основной закон РФ»


Учитель: Здравствуйте ребята. Я очень рада приветствовать Вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении.


Проверка знаний


Учитель: У каждого листочка

У каждого ручья

Есть родина своя.

Есть главное на свете-

Для ивушки плакучей

Нет реченьки мелей,

Для беленькой березы

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья…

У каждого на свете

Есть родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живем,

Края свои родные

Мы Родиной зовем.

Почему такие сокровенные чувства мы испытываем, когда говорим о Родине? (Обсуждение).

Учитель:А что такое Родина?

Ответы обучающихся:Государство, где ты родился, учился, живешь.

Учитель:Как называется наша Родина?

Ответы обучающихся :Россия, Отечество, Русь.

Учитель:Кто является главой нашего государства?

Ответы обучающихся : Президент, Владимир Владимирович Путин.

Учитель: Какие государственные символы Вы знаете?

Ответы обучающихся : Флаг, Герб, Гимн.

Учитель: Ребята, а как ведут себя граждане во время исполнения гимна?

Ответы обучающихся : Все встают, снимают головные уборы и исполняют гимн.

Учитель: Предлагаю Вам видеоролик.


Играет видеоролик, звучит гимн, дети встают.


Учитель: Спасибо, присаживайтесь!


Введение в тему урока


Учитель: Вы, наверное, успели заметить, что данный ролик раскрывают масштабы нашей Великой Родины, ее многонациональный состав, территориальную целостность, свободу и независимость граждан, идеологию и суверенитет государства.


Учитель: Ребята, а в каком документе закреплены все эти принципы?

Ответы обучающихся : Конституция

Учитель: Совершенно верно, таким документом является Конституция. И как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

Ответы обучающихся «Конституция – основной закон РФ».

Запишите, пожалуйста, тему урока в свою тетрадь.

Дети записывают тему в тетради.

Учитель: Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас ассоциируется это слово? Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации.

Ответы обучающихся :Это закон, президент, власть, устройство, государственный и политический строй.

Показывает слайд

Учитель: Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Учитель: итак, каковы цели сегодняшнего урока?

Обучающиеся высказываются

Цели урока:

  • Ознакомится с Основным Законом страны;

  • Расширить правовой кругозор, ознакомиться с понятиями: Конституция, Совет Федерации, Федеральное собрание, Государственная Дума, законодательная инициатива;

  • Выяснить как происходит процесс принятия законов.

Предоставление новой информации

Учитель : Конституция – Основной Закон государства, определяющий:

  • Как устроено государство

  • Как образованы органы власти

  • Каковы права и обязанности граждан.

Учитель :Возвратимся в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России.


С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II. Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II.

17 октября 1905 г. был подписан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция.Как основной закон страны, она обладает высшей юридической силой.

Работа с учебником

Учитель: Используя текст учебника на стр. 90, докажите, что Конституция – это основной закон страны.(имеет высшую юридическую силу, все законы должны ориентироваться на конституцию)

Вывод: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Работа с источником

Учитель: Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ. Проанализируйте данный документ: Как она построена? Из чего она состоит?

Учитель: Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы) и двух разделов. В первом разделе содержатся все основные положение Конституции. В нем 9 глав, 137 статей. Доказательством того, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: «Мы – многонациональный народ…»

Обратите внимание на ст. 3 прочтите ее.

Вывод: Что единственным источником власти является народ.

Учитель: Ребята предлагаю Вам немного отдохнуть. Смотрите на экран и повторяйте движения.

Физминутка

Работа в группах по изучению Конституции РФ.

Работа в группах

Учитель: До начала урока мы с Вами разделились на группы. У каждой группы есть задание. Используя текст Конституции РФ Вам необходимо выполнить эти задания и представить свои ответы и выводы и ответы по данной теме.

Глава 1Конституции РФ, заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 5 мин.

Итак, назовите форму нашего государства (республика)





Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Составьте схему «Классификация основных прав и свобод». 



Классификация прав и свобод

Глава 3 «Федеративное устройство». Заполните схему «Типы субъектов РФ».

Затем определите основные направления деятельности субъектов РФ.

Глава 4 «Президент РФ». Составьте кластер «Полномочия президента». На доске



Глава 5 «Федеральное собрание». Заполните таблицу.


Парламент РФ
(Федеральное собрание)

Парламент субъекта Федерации

Название палат

Совет Федерации

Государственная Дума

Областная Дума

Как формируется

По 2 представителя от субъектов Федерации

Выборы

Выборы

Количественный состав палат

176

450

35 депутатов

Какая из палат является верхней, а какая нижней


верхняя

нижняя


Какая из палат может быть распущена, кем?


Президентом

Согласно статьям Устава





Глава 6 «Правительство РФ», запишите полномочия Правительства.



Укажите полномочия Правительства РФ.



Глава 7 «Судебная власть и прокуратура». Составьте схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса». 






Учитель:Итак, на основе изученного Вами материала, мы можем сделать следующий вывод: конституция закрепляет нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, правовое равенство всех граждан, описывает характер государства, статус власти, взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структуру и порядок функционирования органов управления.

  1. Тест (если останется время)

Подведение итогов урока

Учитель: Давайте подведем итоги. Какое место среди других законов занимает конституция?

Ответы обучающихся :Первое т.к. является основным законом и имеет высшую юридическую силу!!!

Учитель: А идеальна ли наша Конституция, как основной закон страны?

Ответы обучающихся : Конституция не может быть идеальной.

Учитель: Конституцию можно и нужно модифицировать, это «живой» документ, но делать это нужно взвешенно, не потворствуя желаниям группы лиц.

Учитель: Спасибо всем, что вы высказали свое мнение. Мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.

Рефлексия


«Неоконченное предложение»


Закончите предложение:

Сегодня на уроке я…

Больше всего мне понравилось…

Я бы хотел(а)…



Домашнее задание:

П. 11, стр.90-96, вопросы.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее