«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок истории в 5 классе "Персидская держава"

Урок для 5 класса по истории. Соответствует ФГОС.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема урока: «Персидская держава «царя царей»

Цель урока: углубление знаний по теме «Древний Восток»
Обучающие: изучение восточной персидской державы.

Развивающие: совершенствование умений и навыков работы с картой у доски, контурной картой. Нахождение нужной информации в тексте, схеме, карте.
Развитие умений сопоставления.

Воспитательные: воспитание уважения, терпимого отношения к людям любой национальности и культуры.

Тип урока -  урок изучения новых знаний.

Форма урока  -   комбинированный

Ход урока

  1. Постановка целей урока. 

В середине I тысячелетия до н. э. вся Передняя Азия и Египет оказались объединены в составе одного государства. Это было Персидское царство – одна из самых больших держав Древнего мира.

Сегодня на уроке мы должны будем узнать:

  1. Какие древние страны вошли в состав Персидской державы

  2. Научиться показывать эти страны на карте

  3. Дать оценку деятельности историческим личностям данного периода

 На карте изображены четыре знаменитых царства: Вавилон, Лидия, Мидия и Египет, отметьте страны и их столицы на контурной карте.

Промежуточный контроль (учащиеся заполняют первые два вопроса в таблице):

Вопросы для сравнения

Мидия

Лидия

Вавилон

Египет

1.Столица государства

г. Экбатана

г. Сарды

г. Вавилон

г. Мемфис

2.Кто возглавлял страну во время завоевания персов?

Астиаг

Крез

Царевич Валтасар

Псамметих III

3.Когда страну завоевали персы?

550 г до н.  э.

546г. до н. э.

538г. до н. э.

525 г. до н. э.

4.Какой персидский царь завоевал страну?

Кир II

Кир II

Кир II

Камбис

  1. Изучение нового материала.

Учащиеся по вариантам изучают легенды, чтобы потом ответить на вопросы

  1. О происхождении царя Кира – страница88 учебника.

  2. О пире Валтасара – страница 89 учебника.

  3. История Креза, подробно описанная Геродотом (раздаточный материал)

К востоку от Лидии простиралось великое царство – Мидия. Ее территория была обширна, но жившие здесь племена не всегда подчинялись мидийскому царю. Одним из таких племен были персы, населявшие земли неподалеку от  Персидского залива.

  1. Как звали мидийского царя?

  2. Как звали внука царя Астиага?

  3. Почему Астиаг приказал умертвить родного внука?

  4. Как удалось предводителю персов Киру II завоевать государство Мидию?

В западной части полуострова Малая Азия располагалось Лидийское царство. Песок там был золотоносный. Именно в Лидии в 7 веке до н. э. начали чеканить первую в мире монету из сплава золота с серебром. Богатство лидийского царя вошло в поговорку.

  1. Как звали лидийского царя?

  2. Какими качествами обладал Крез?

  3. Что значит счастливый человек для Солона?

  4. Когда Крез понял смысл слов Солона?

Затем пробил час Вавилонии. После гибели Ассирийской державы все Двуречье покорилось вавилонскому царю. Вавилон стал самым большим и знаменитым городом Западной Азии. Кир начал с ней войну и одержал победу над вавилонским царевичем.

  1. Как звали царевича, который правил в Вавилоне?

  2. Как вы поняли выражение «исчислено царство твое и взвешено и отдано персам»

  3. Какую военную хитрость придумал Кир, чтобы завоевать Вавилон?

  4. Какой народ в результате завоевания Вавилона получил независимость?

Промежуточный контроль: заполнить таблицу под вопросами №3 и №4

Вывод: Ни один царь до Кира II не владел столь обширным государством. Его держава простиралась от границ Индии на востоке, до Средиземного моря на Западе.на экране показать границы персидского царства. Не благополучно окончил свою жизнь Кир, сказал бы Солон. Легенда о гибели царя Кира. Его сын Камбис в 525 году до н. э. завоевал Египет и погиб на обратном пути в Персию.

III. Закрепление нового материала на уровне воспроизведения информации и способов деятельности

Самым могущественным правителем становится Дарий I. Учитель рассказывает о Персидской державе при Дарии I. Учащиеся заполняют  схему управления Персидским царством.

Персидское царство

Царь

Сатрапии

Сатрапы

Тайные агенты

Войско

Военачальники

Царская канцелярия

Чиновники

IV. Закрепление нового материала на уровне творческого применения и добывания знаний.

I вариант. Одежда и обычаи.

Прочтите документ и на его основе найдите рисунок, на котором изображены персы.
Персидская национальная одежда состояла из кафтана и штанов. На голове персы носили, кроме чалмы, еще и кожаную шапку, обыкновенно снабженную лопастями для закрытия подбородка и затылка.

Одежда женщин была шире и длиннее мужской, кроилась из цельного куска ткани, с разрезом на груди. Мидийская одежда была непохожа на персидскую одежду и имела другой характер: если персидская была узка и коротка и изготовлялась из грубых тканей, то Мидийская была широка, длинна, богата складками и делалась из мягких тонких материй. Основной верхней одеждой мидян был кандис – платье с таким длинным шлейфом, что спереди и с боков его нужно было подбирать вверх и поддерживать поясом. Кандис был национальной одеждой мидян.

Военный костюм царя состоял из короткой верхней одежды, ярко красных штанов, украшенных золотыми ястребами, из голубой мантии и дорогого кушака.
При разговоре с царем  было в обычае держать руку перед ртом для того, чтобы  до царя не доходило дыхание простого смертного. По всей вероятности, обычай этот объясняется пристрастием восточных народов к луку и чесноку.

Как и все восточные народы, мидяне и персы уделяли много внимания убранству своих волос, которые зачесывались назад и завивались на затылке. Борода была средней длины, только царь имел право носить длинную бороду. Так как не иметь ни волос, ни бороды считалось позором, то в случае нужды употребляли парик.

Обыкновенная одежда жрецов была белого, а парадная - пурпурного цвета. Отличительными знаками  верховного жреца были: тростниковый посох с золотыми набалдашниками, цилиндрическая шапка и большой воротник пурпурного цвета.

II вариант. Барельеф царя Дария.

Изучите текст и объясните рисунок на странице 90 в учебнике, пользуясь текстом источника вычислите когда был сделан этот барельеф?

Дарий I решил еще при жизни поставить себе памятник, ибо не доверял благодарности потомков. Он выбрал для монумента место, лучше которого и придумать было нельзя.

В районе Бехистуна рядом со старой торговой дорогой вздымается к небу крутая двуглавая скала. На ее отвесной стене примерно 2500 лет назад Дарий приказал высечь надпись и рельеф, которые должны были прославить и возвеличить его деяния. От нижнего края барельефа до земли- 105 метров, и потому монумент можно разглядывать лишь издалека. На каменном полотне вырублен барельеф – несколько человеческих фигур в полный рост. Выше других сам Дарий. Высоко над дорогой возвышается фигура правителя. У него большие глаза и брови дугой, борода его завита, а на голове  военная корона, вырезанная очень тонко и тщательно. Корона была из золота и усыпана овальными драгоценными камнями. Дарий поднял к крылатому богу руку, а ногой попирал главного из своих врагов – Гаумату, мага, восставшего против Дария и оспаривавшего у него царство.

Солдата и спортсмена Роулинсона не испугали те 105 метров, которые отделяли надпись от подножия скалы. В 1837 году он, майор английской армии, спустился с помощью блоков по этой скале и, вися на головокружительной высоте, рискуя каждую секунду сорваться вниз, скопировал древнеперсидский вариант текста, через несколько лет  он осмелился приняться за вавилонский вариант. В 1846 году он представил Лондонскому королевскому азиатскому обществу не только первую точную копию, но и ее полный перевод. Более ста лет изучали «Бехистунский манускрипт». Никаких попыток повредить гордую надпись, повествующую о победах древнего царя, не было…

III Вариант. Дарий I и скифы.

После наведения порядка в Персии Дарий хотел продолжить завоевания, начатые Киром и Камбизом, и решил подчинить Скифию (512 г. до н. э.) для скифского похода он собрал огромную армию. По его приказу греческие мастера построили мост через Дунай. Несколько дней армия Дария переходила через мост. Когда переход закончился, Дарий оставил у моста отряд охранников - наемных греков и дал их командиру ремень с 60 узлами.

Каждый день развязывай по узлу. Если я не вернусь через 60 дней, значит, я победил скифов и возвращаюсь в Персию через Кавказ. Тогда разрушь мост, - сказал Дарий I

С первых дней похода на армию персов начали нападать конные отряды скифов. Дарий упорно преследовал их. С каждым днем все меньше встречалось рек на пути персов, а колодцы были завалены и отравлены. Скифы нападали все чаще. Персы не могли вступить с ними в решающее сражение и несли большие потери в мелких стычках. Тогда Дарий послал к скифам послов, которые обратились к скифскому вождю - могучему старцу Идантирсу:

-Зачем вы убегаете от нас скифы? Если вы считаете себя сильнее - вступите с нами в бой. А если вы слабее – пришлите нашему царю, горсть земли и сосуд с водой и покоритесь!

-Мы не убегаем от вас, персы. Мы просто кочуем по своим степям, как привыкли с давних пор, - насмешливо улыбнулся Идантирс.

-Что же нам передать царю царей? – спросили послы

-Передайте наши дары, - ответил вождь скифов.

Вернувшись в свой лагерь, послы вручили Дарию корзину, завязанную платком. Царь снял платок – из корзины вылетела птица, потом выскочила мышь и выпрыгнула лягушка. На дне лежало пять стрел с бронзовыми наконечниками

-Все-таки они покорились мне! – воскликнул Дарий. – Птица живет в воздухе, мышь в земле, а лягушка в воде. Значит, они отдают мне просторы своих степей, землю и воду и слагают оружие – стрелы.

- Нет, возразил один из придворных, который хорошо знал обычаи скифов. – Эти дары означают: если вы не умчитесь как птицы, не спрячетесь как мыши в земле, или не скроетесь как лягушки в воде, то все вы погибните от наших стрел.

-Скифы любят свободу больше золота, им не нужны пурпурные ткани и дорогая посуда. Их нельзя подкупить как финикийских и вавилонских купцов или египетских жрецов. Мы не сможем победить их,- сказал Дарий. На совете было решено отступать. Скифский поход Дария был первым поражением персидской армии. Слава о непобедимости персов померкла. Но могущество Персидской державы не пошатнулось. Царь утешал себя тем, что скифы не разбили его в открытом бою.

V. Систематизация и обобщение изученного материала.

Решение исторических  задач

1.Древнегреческий историк Геродот свидетельствует, что персы называли Кира отцом, Камбиза - владыкой, Дария – торгашом. Объясните, почему персидские цари получили подобные прозвища.

2. Для строительства царского дворца в Сузах все покоренные персами страны должны были направлять ремесленников и поставлять материалы. Предположите, что привозили из Египта, Финикии, Вавилонии, с Аравийского полуострова.

3. Известно, что персидский царь Кир II приносил жертвы и богатые дары богам, почитаемым в завоеванных странах, а по приказу Дария I были выстроены храмы Амону и Яхве. Объясните мотивы таких поступков царей.

4. Объясните, почему при Кире сатрапами назначались, как правило, местные правители, а при Дарии I – в основном персы.

VI. Рефлексия и домашнее задание: §19





































Дидактический раздаточный материал.





История Креза подробно описана Геродотом.

Крез гордился богатством и считал себя самым счастливым человеком в мире. Он часто показывал свои сокровища гостям и путешественникам, проезжавшим через его столицу – город Сарды.

Однажды Креза посетил знаменитый греческий мудрец Солон. Крез приветливо принял у себя мудреца, повел его в свои сокровищницы, переполненные золотом, и спросил, знает ли Солон на свете человека счастливее его, Креза. Солон ответил, что знает, и рассказал о нескольких своих согражданах, которые прожили честную жизнь и достойно закончили свой жизненный путь в бою с врагами или в достатке прожили до старости

- А мое счастье ты даже не ставишь вровень со счастьем этих простых людей?!- гневно воскликнул Крез

-Царь,- спокойно ответил ему Солон,- на вопрос о твоем счастье можно ответить только тогда, когда станет известно, что ты благополучно окончил свою жизнь. Крез посмеялся над словами мудреца.

 Когда перс Кир победил мидийского царя Астиага, и стал царем Персии, Крез хотел идти на него войной - ведь Лидия была союзницей Мидии, и союз этот скреплял брак родной сестры Креза и Астиага. Но перед войной он обратился за советом к оракулам- прорицателям с вопросом: Победит ли он Кира, если начнет против него войну? Дельфийская пифия ответила, что если Крес пойдет войной на персов он сокрушит великое царство.

В результате военных действий персы наголову разбили войско Креза, а потом осадили и штурмом взяли его столицу - Сарды. Сам Крез попал в плен. За то, что Крез начал первым войну, Кир приказал сжечь его на костре. Когда Креса возвели на костер, он убитый горем, вспомнил Солона и его слова о том, что нельзя считать человека счастливым, пока неизвестно как окончилась его жизнь.

-О, Солон! – в отчаянии воскликнул Крез.

Киру стало интересно, о чем кричит Крез перед смертью, и он приказал переводчикам расспросить побежденного царя. Крез рассказал о Солоне и о его мудрости. Кир даровал Крезу жизнь и сделал своим советником, а по другой легенде Крез был казнен Киром.



















I вариант. Одежда и обычаи. Прочтите документ и на его основе найдите рисунок, на котором изображены персы.
Персидская национальная одежда состояла из кафтана и штанов. На голове персы носили, кроме чалмы, еще и кожаную шапку, обыкновенно снабженную лопастями для закрытия подбородка и затылка. Одежда женщин была шире и длиннее мужской, кроилась из цельного куска ткани, с разрезом на груди. Мидийская одежда была непохожа на персидскую одежду и имела другой характер: если персидская была узка и коротка и изготовлялась из грубых тканей, то Мидийская была широка, длинна, богата складками и делалась из мягких тонких материй. Основной верхней одеждой мидян был кандис – платье с таким длинным шлейфом, что спереди и с боков его нужно было подбирать вверх и поддерживать поясом. Кандис был национальной одеждой мидян.

Военный костюм царя состоял из короткой верхней одежды, ярко красных штанов, украшенных золотыми ястребами, из голубой мантии и дорогого кушака.
При разговоре с царем  было в обычае держать руку перед ртом для того, чтобы  до царя не доходило дыхание простого смертного. По всей вероятности, обычай этот объясняется пристрастием восточных народов к луку и чесноку.

Как и все восточные народы, мидяне и персы уделяли много внимания убранству своих волос, которые зачесывались назад и завивались на затылке. Борода была средней длины, только царь имел право носить длинную бороду. Так как не иметь ни волос, ни бороды считалось позором, то в случае нужды употребляли парик.

Обыкновенная одежда жрецов была белого, а парадная - пурпурного цвета. Отличительными знаками  верховного жреца были: тростниковый посох с золотыми набалдашниками, цилиндрическая шапка и большой воротник пурпурного цвета.

I вариант. Одежда и обычаи. Прочтите документ и на его основе найдите рисунок, на котором изображены персы.
Персидская национальная одежда состояла из кафтана и штанов. На голове персы носили, кроме чалмы, еще и кожаную шапку, обыкновенно снабженную лопастями для закрытия подбородка и затылка.Одежда женщин была шире и длиннее мужской, кроилась из цельного куска ткани, с разрезом на груди. Мидийская одежда была непохожа на персидскую одежду и имела другой характер: если персидская была узка и коротка и изготовлялась из грубых тканей, то Мидийская была широка, длинна, богата складками и делалась из мягких тонких материй. Основной верхней одеждой мидян был кандис – платье с таким длинным шлейфом, что спереди и с боков его нужно было подбирать вверх и поддерживать поясом. Кандис был национальной одеждой мидян.

Военный костюм царя состоял из короткой верхней одежды, ярко красных штанов, украшенных золотыми ястребами, из голубой мантии и дорогого кушака.
При разговоре с царем  было в обычае держать руку перед ртом для того, чтобы  до царя не доходило дыхание простого смертного. По всей вероятности, обычай этот объясняется пристрастием восточных народов к луку и чесноку.

Как и все восточные народы, мидяне и персы уделяли много внимания убранству своих волос, которые зачесывались назад и завивались на затылке. Борода была средней длины, только царь имел право носить длинную бороду. Так как не иметь ни волос, ни бороды считалось позором, то в случае нужды употребляли парик.

Обыкновенная одежда жрецов была белого, а парадная - пурпурного цвета. Отличительными знаками  верховного жреца были: тростниковый посох с золотыми набалдашниками, цилиндрическая шапка и большой воротник пурпурного цвета.



II вариант. Барельеф царя Дария. Изучите текст и объясните рисунок на странице 90 в учебнике, пользуясь текстом источника, вычислите, когда был сделан этот барельеф?

Дарий I решил еще при жизни поставить себе памятник, ибо не доверял благодарности потомков. Он выбрал для монумента место, лучше которого и придумать было нельзя.

В районе Бехистуна рядом со старой торговой дорогой вздымается к небу крутая двуглавая скала. На ее отвесной стене примерно 2500 лет назад Дарий приказал высечь надпись и рельеф, которые должны были прославить и возвеличить его деяния. От нижнего края барельефа до земли- 105 метров, и потому монумент можно разглядывать лишь издалека. На каменном полотне вырублен барельеф – несколько человеческих фигур в полный рост. Выше других сам Дарий. Высоко над дорогой возвышается фигура правителя. У него большие глаза и брови дугой, борода его завита, а на голове  военная корона, вырезанная очень тонко и тщательно. Корона была из золота и усыпана овальными драгоценными камнями. Дарий поднял к крылатому богу руку, а ногой попирал главного из своих врагов – Гаумату, мага, восставшего против Дария и оспаривавшего у него царство.

Солдата и спортсмена Роулинсона не испугали те 105 метров, которые отделяли надпись от подножия скалы. В 1837 году он, майор английской армии, спустился с помощью блоков по этой скале и, вися на головокружительной высоте, рискуя каждую секунду сорваться вниз, скопировал древнеперсидский вариант текста, через несколько лет  он осмелился приняться за вавилонский вариант. В 1846 году он представил Лондонскому королевскому азиатскому обществу не только первую точную копию, но и ее полный перевод. Более ста лет изучали «Бехистунский манускрипт». Никаких попыток повредить гордую надпись, повествующую о победах древнего царя, не было…

II вариант. Барельеф царя Дария. Изучите текст и объясните рисунок на странице 90 в учебнике, пользуясь текстом источника, вычислите, когда был сделан этот барельеф?

Дарий I решил еще при жизни поставить себе памятник, ибо не доверял благодарности потомков. Он выбрал для монумента место, лучше которого и придумать было нельзя.

В районе Бехистуна рядом со старой торговой дорогой вздымается к небу крутая двуглавая скала. На ее отвесной стене примерно 2500 лет назад Дарий приказал высечь надпись и рельеф, которые должны были прославить и возвеличить его деяния. От нижнего края барельефа до земли- 105 метров, и потому монумент можно разглядывать лишь издалека. На каменном полотне вырублен барельеф – несколько человеческих фигур в полный рост. Выше других сам Дарий. Высоко над дорогой возвышается фигура правителя. У него большие глаза и брови дугой, борода его завита, а на голове  военная корона, вырезанная очень тонко и тщательно. Корона была из золота и усыпана овальными драгоценными камнями. Дарий поднял к крылатому богу руку, а ногой попирал главного из своих врагов – Гаумату, мага, восставшего против Дария и оспаривавшего у него царство.

Солдата и спортсмена Роулинсона не испугали те 105 метров, которые отделяли надпись от подножия скалы. В 1837 году он, майор английской армии, спустился с помощью блоков по этой скале и, вися на головокружительной высоте, рискуя каждую секунду сорваться вниз, скопировал древнеперсидский вариант текста, через несколько лет  он осмелился приняться за вавилонский вариант. В 1846 году он представил Лондонскому королевскому азиатскому обществу не только первую точную копию, но и ее полный перевод. Более ста лет изучали «Бехистунский манускрипт». Никаких попыток повредить гордую надпись, повествующую о победах древнего царя, не было…



III Вариант. Дарий I и скифы.

После наведения порядка в Персии Дарий хотел продолжить завоевания, начатые Киром и Камбизом, и решил подчинить Скифию (512 г. до н. э.) для скифского похода он собрал огромную армию. По его приказу греческие мастера построили мост через Дунай. Несколько дней армия Дария переходила через мост. Когда переход закончился, Дарий оставил у моста отряд охранников - наемных греков и дал их командиру ремень с 60 узлами.

-Каждый день развязывай по узлу. Если я не вернусь через 60 дней, значит, я победил скифов и возвращаюсь в Персию через Кавказ. Тогда разрушь мост, - сказал Дарий I

С первых дней похода на армию персов начали нападать конные отряды скифов. Дарий упорно преследовал их. С каждым днем все меньше встречалось рек на пути персов, а колодцы были завалены и отравлены. Скифы нападали все чаще. Персы не могли вступить с ними в решающее сражение и несли большие потери в мелких стычках. Тогда Дарий послал к скифам послов, которые обратились к скифскому вождю - могучему старцу Идантирсу:

-Зачем вы убегаете от нас скифы? Если вы считаете себя сильнее - вступите с нами в бой. А если вы слабее – пришлите нашему царю, горсть земли и сосуд с водой и покоритесь!

-Мы не убегаем от вас, персы. Мы просто кочуем по своим степям, как привыкли с давних пор, - насмешливо улыбнулся Идантирс.

-Что же нам передать царю царей? – спросили послы

-Передайте наши дары, - ответил вождь скифов.

Вернувшись в свой лагерь, послы вручили Дарию корзину, завязанную платком. Царь снял платок – из корзины вылетела птица, потом выскочила мышь и выпрыгнула лягушка. На дне лежало пять стрел с бронзовыми наконечниками

-Все-таки они покорились мне! – воскликнул Дарий. – Птица живет в воздухе, мышь в земле, а лягушка в воде. Значит, они отдают мне просторы своих степей, землю и воду и слагают оружие – стрелы.

- Нет, возразил один из придворных, который хорошо знал обычаи скифов. – Эти дары означают:

-Скифы любят свободу больше золота, им не нужны пурпурные ткани и дорогая посуда. Их нельзя подкупить как финикийских и вавилонских купцов или египетских жрецов. Мы не сможем победить их,- сказал Дарий. На совете было решено отступать. Скифский поход Дария был первым поражением персидской армии. Слава о непобедимости персов померкла. Но могущество Персидской державы не пошатнулось. Царь утешал себя тем, что скифы не разбили его в открытом бою.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее