«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок музыки В музыкальном театре"

Урок в 3 классе опера" Руслан и Людмила".Дети знакомятся с творчеством М. И. Глинки. Слушают и анализируют яркие номера из оперы " Руслан и Людмила".

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Урок – исследования в 6 классе «Как рождается музыкальная драматургия»

Учитель музыки: МБОУ « СОШ № 20 с УИОП» Зелёнкина Л. А.Г. Старый Оскол

Учитель предлагает начать урок в хорошей песни о человеческой мечте «Фиолетовый фрегат» Г. Пинхасова.

-- О чем вы мечтаете? Какие черты характера хотели бы видеть в себе, во взрослом человеке?

-- Как вы думаете , что мешает человеку осуществить свою мечту?

(После ответов учащихся). Добро и Зло, судьба и мечта. Почему они не всегда осуществимы? Почему мы по-разному слышим человеческую боль? По-разному сопереживаем трагедию другого человека?

Давайте пронаблюдаем, какими путями шли к « Эгмонту» Бетховен и Гёте. Поделите лист пополам , будем вносить сведения по ходу урока о Бетховене и Гёте.


ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ

(1770-1825)


(1749-1839)


- целеустремленная прямолинейность

- искания;

«Через тернии к звездам:

- мечтания;

- искания

- обеспеченность





Ассистент. – Небольшой немецкий городок Бонн – как каменный остров в море зелени. На окраине, прямо за последними домами начинается лес. И если убежать туда, то можно услышать голоса птиц, почувствовать запах трав . Семья Иоганна Бетховена недавно перебралась на Рейнскую улицу. Из окон квартиры виден берег Рейна, луг, деревушки и очертания гор на горизонте.

Маленький Людвиг , ему пять лет , часами может лежать на подоконнике и смотреть на могучую реку, на то, как неспешно, завораживающе движется вода, то тревожно-черная , то серебристо-белая…



О чем он думает? Может быть , путешествует по заморским странам, о которых знает из книжек? А может быть , видит героев старых немецких легенд? Летучего голландца , мечущегося по водам на своем вечном корабле; воинственных Валькирий , с победным кличем несущихся на горячих конях; могучего Вотана, посылающего гром и молнии ?...

А , вообще-то , Людвиг крепкий, веселый мальчик. Он близко к сердцу принимает всё, что происходит вокруг него. Умеет очень сильно любить и очень сильно ненавидеть! Умеет долго и заразительно смеяться. Вместе с детьми булочника Фишера, у которого Бетховены снимают квартиру, часто убегает к реке, в лес, участвует с ними в разных мальчишеских проделках.

Семья Бетховенов – потомственные музыканты. Дед Людвига – дирижёр оркестра и хора при дворе. Отец поёт в хоре. Придворным музыкантом будет и Людвиг. Поэтому его учат играть на клавесине, органе, скрипке и флейте. Порой это делается весьма жестоко. Иногда можно видеть, как Людвиг в слезах часами стоит на табуретке возле клавесина, разучивая скучные упражнения. Но… когда мальчик берёт в руки скрипку и начинает импровизировать, сочинять собственные мелодии, все горести отступают.

Детство кончилось рано. Семья обеднела.

10 лет- пришлось бросить школу

12 лет-начало работы в театре концертмейстером

14 лет- часто заменяет взрослого органиста придворной капеллы.

Звучит фрагмент «Эгмонта»



17 лет- после смерти матери на его плечи легла забота о воспитании младших братьев

Трудная жизнь сделала Людвига замкнутым и суровым, но воспитала в нем силу воли, упорство, трудолюбие. А великий талант и природный ум помогли ему наверстать то, чему он недоучился в школе. Он много читал, изучил латынь, французский и итальянский языки. Хорошо знал музыку, литературу, современные науки и искусство.

2 ассистент.- детство Иогана Гёте совсем безоблачное. Да и разве могло оно быт другим в очень обеспеченной бюргерской семье, где родители были весьма заинтересованы в высочайшем образовании и воспитании сына. У него лучшие учителя, воспитатели. Вот он уже студент юридического факультета Лейпцигского и Страсбургского университета.

В 1771 году он пишет великолепное стихотворение, которое и сейчас часто можно слышать в Германии, да и у нас в школе.

Исполняют песню «дикая роза» на немецком языке дети.

Учитель:- Дайте, пожалуйста, краткий перевод ей.

Сколько лет было в то время Иоганну Вольфгану? (22 года)

- Интересно, а сколько лет в то время было Бетховену? (1 год)

Когда Бетховен был студентом Боннского университета, было в его жизни нечто, что было очень близко к студенту Гёте. Как вы думаете, что это? (дух студенчества, молодежи, все молодые люди верят в честь, достоинство, свободу, погружаются в науку, воспевает её)

Да, вы правы, оба они в молодости вдохновлено распевали « Гаудеамус». Давайте и мы исполним гимн студентов.

Под скрипку исполняют «Гаудеамус»

1789 год. Обычный ход боннской жизни нарушает известие о революции во Франции. Бонн взволнован. В университете раздаются вольнолюбивые речи лучших профессоров. Из Франции доходят стихи и песни о свободе.

Звучит 3-я симфония.

- Сколько лет на этом портрете Бетховену? Год 1789ю

1 ассистент . Да,19-ти летний Людвиг Бетховен- студент факультета – вместе с друзьями мечтает о Свободе ,Равенстве , Братстве. Он клянется в верности идеям революции. Студенты тайно распевают бетховенскую хоровую песню « Свободный человек». Боннские власти, конечно , не разделают революционных идей. Студенты наказаны, профессора изгнаны.

Звучит побочная тема из 1-й сонаты Бетховена.

Вы услышали в 1-й сонате Бетховена интонации героических идей, это призыв к борьбе и радость победы. Ведь « когда свое достоинство мы раним» ( звучит стихотворение « Достоинство» В. Урина )

2 ассистент . Год 1788. Гёте заканчивает трагедию « Эгмонт».

Учитель . Сколько лет ему было в это время ? ( 39 лет). Каким он был в эти годы ?

Чтец 1. «Он был невысокий , коренастый, могучего , почти атлетического сложения. Лицо широкое, кирпично-красного оттенка, -только на склоне лет цвет кожи стал жёлтоватым, болезненным, особенно зимой, когда он сидел в четырёх стенах, вдали от своих любимых полей. Лоб мощный, шишковатый. Волосы необычайно густые и черные, казалось не знали гребня: они торчали во все стороны –« змеи Медузы» .

Глаза его пылали изумительной , поражавшей всех силой. Однако многие заблуждались относительно цвета его глаз. Они сверкали таким неистовым блеском на его смуглом трагическом лице, что обычно казались черными, а на самом деле же были серо-голубые. Маленькие, очень глубоко посаженные, они под влиянием гнева и страсти внезапно широко раскрывались и метали во все стороны быстрые взгляды , в которых с чудесной полнотой и правдивостью отражалась мысль.

Часто они скорбно устремлялись к небу. Нос у него был короткий, обрубленный , широкий- отсюда это сходство с обликом льва. Тонко очерченный рот –впрочем, нижняя губа немного выдавалась. Мощные челюсти, которые могли бы дробить грецкие орехи . на подбородке справа глубокая ямка, что делало его лицо странно ассиметричным. « У него была добрая улыбка, и когда он разговаривал с кем-нибудь, на его лице появлялось приветливое, располагающее выражение. Смех наоборот у него был неприятный, резкий , вымученный и притом отрывистый»( Мошелес) – смех человека, не привыкшего радоваться… В минуту вдохновенья, которое осеняло его поистине неожиданно, иной раз даже на улице ,лицо его преображалось, вызывая изумление прохожих.

Так бывало иной раз, когда он сидел за фортепиано . « Мускулы лица напрягались, вены вздувались, неистовый взор становился подлинно грозным, губы дрожали, он был похож на мага, которого побороли демоны, им самим вызванные»

( Р.Ролан «жизнь Бетховена»)







Звучит вступление к « Эгмонту»

2 ассистент. « Эгмонт» … Действие трагедии «Эгмонт» происходит в 15 веке. В трагедии рассказывается о борьбе нидерландского народа против испанского господства. Главный герой трагедии- граф Эгмонт- изображен как поборник свободы и национальной не зависимости своей страны. Но он нерешителен, выступая против иноземных поработителей. Поэтому Гёте наделяет главную героиню Клерхен- девушку из народа, пытающуюся поднять своих соотечественников на борьбу против поработителей – пылкостью и героической самоотверженностью.

Оба героя погибают, но впереди победа Нидерландов!

Звучит кода увертюры.

1ассистент. В 1810 году Бетховин пишет к произведению Гёте музыку.

Совсем глухой Бетховен пишет музыку.

Учитель. Сколько лет ему было в 1810 году. Вы правы ,столь коже,

Сколько и Гёте, и столько же, сколько главному герою траге-

дии…. Когда Гёте услышал эту музыку, он сказал: “…с поразительной

гиниальностью Бетховен проник в мои намерения” …Чтобы самому

Бетховену поверить то, что написано им, необхадимо зажать

Крепко зубами деревянную полочку и упереться ею в стенку фортепиано,

На котором он играл….

Фонограмма. Вступление из увертюры.

1 ассистент. Да, жизнь, судьба обошлись с ним жестоко. Человек, кото-

Рый так странно и самозабовно любел жизнь и так же

глубоко и самозабвенно обожал музыку, был подвержен жесточайшему испытанию. К сорока годам он был абсолютно глухим человеком, и уже никакие трубки и другие приспособления не помогали… А отсюда и личная драма и порой даже непонимание со стороны друзей. Хотя в эти годы имя Бетховена известно во всей Европе. Учитель. На прошлом уроке мы не говорили о музыке. Мы вслушивались в неё. Теперь, думаю,вам понятна эта разница в позах двух известных людей, навстречу которым движется императорская чета.

( « Бетховен и Гёте в Теплице»).

В исполнении учащегося звучит комментарий к репродукции « Бетховен и Гёте в Теплице»).( А. Прохорова « Музыкальная литература зарубежных стран», учебник для ДМШ) из книги Р. Роллана « Жизнь Бетховена»:

Чтец 2: « Бетховен был страстным поклонником Гёте. « Стихи Гёте дают мне счастье», -писал он. Гёте в свою очередь, искал случая познакомиться с ним . Но нрав у Бетховена был слишком независимый и горячий: он не мог приноровиться к Гёте и невольно задевал его. Вот как он сам рассказывает об одной из прогулок, во время которой гордый и независимый республиканец Бетховен преподал урок самоуважения придворному сановнику великого герцога Веймарского, чего поэт ему не простил.

« Короли, принцы могут заводить себе наставников, учёных и тайных советников, могут осыпать их почестями и орденами, но они не могут создавать великих людей, таких людей, чей дух поднимался бы выше этого великостветского народа…

И когда два человека сходятся вместе, двое таких как я и Гёте, пусть все эти великие господа чувствуют наше величие. Вчера мы, возвращались с прогулки, повстречали всю императорскую фамилию. Мы увидели их ещё и задали ,Гёте оставил мою руку и стал на краю дороги. Как я не увещевал его, что ни говорил, я не мог заставить его сделать ни шага.Тогда я надвинул шляпу на самые брови, застегнул сюртук и, заложив руки на спину, стремительно двинулся в самую гущу сановной толпы. Принцы и придворные стали передо мной шпалерами, герцог Рудольф снял передо мной шляпу, императрица поклонилась мне первая. Великие мира сего знают меня. Я имел удовольствие наблюдать, как вся эта процессия продефилировала мимо Гёте. Он стоял на краю дороги, низко склонившись со шляпой на руке. И задал же я ему головомойку потом, ничего не спустил». Гёте тоже не мог забыть.

Втайне Гёте восхищался музыкой Л. Бетховена и одновременно страшился –она приводила его в смятение.

Гёте боялся, что под её влиянием он утратит то душевное равновесие,которого он добился ценой стольких усилий, и которое вопреки ходячему мнению был ему отнюдь не свойственно . Учитель: Первым творческим заданием было выбрать по вашему мнению более созвучный образ свободы:

-Божья Матерь семистрельная?

(нет и почему? Совсем другой образ, скорее, Казавнская Божья Матерь)

- Статуя Свободы( Америка)

-Ника Самофракийская.

Учитель: Второй группе было задание из предложенных стихотворений о Бетховене выбрать то, которое наиболее созвучно увертюре « Эгмонт». Пусть оно прозвучит в самом конце. Теперь, когда вам многое стало понятным, предлагают ещё раз послушать увертюру « Эгмонт».

Обратите внимание, что при переходе вступления в основную часть, главная тема незаметно вырастает из 2-го образа вступления- тема угнетённого народа. Так Бетховен с абсолютнишей ясностью даёт слушателям понять, зарождение главной идеи сочинения: угнетённый народ собирает силы и от стонов переходит к борьбе! Побочная тема- тема завоевателей- она уже втянута в поток борьбы.

( На доске в процессе слушания составляется схема. См.ниже ).

Ученик. ( По окончании слушания)

Мы слышим звуки, слышим речи,

По Вселенной разлито сверхчуткая,

Сверчеловечья Бетховенская глухота.

Перед ней ничто радар на крыше,

Перед ней ничто и слух совы,-

Она биенье мысли слышит и прорастание травы

Гремит безмолвье зимний вечер,

Снежинка ,завершив полёт,

не тихо падает на плечи,

а удивлённо поёт!

(Л. Вышеславский).

Схема на доске

1.Экспозиция 2.разработка

Гл.т. короткое

П.т. временное

Два образа, просветление

Противостоящие (мажор),сменяет

Друг другу, затемнённось,

Сталкиваются, туманность,

Схваченные единым неизвестность,

Потоком неопределённость

Напряжённой (минор)

Борьбы



3.реприза 4. Кода

Значительно из печальных

Большее развитие аккордов

Побочной стремительно

Темы разрастается

Сарабанды радость и

Особенно свет !Это Победа,

На стойчиво, достигнутая

Словно столкнулась дорогой ценой

С напреодолимым ценой гибели

Препятствием героев.

Вдруг обрыв !

Герой погиб







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее