Конспект урока
Журавлевой Надежды Александровны
учителя музыки МБОУ школа №35.
Предмет: музыка
Класс: 5 класс
Тема урока: «Музыка в кино»
Ход урока
Цель урока: Осознание роли и значения музыки в кино.
Задачи урока:
Образовательная: - познакомиться с темой взаимодействия музыки и кино на основе осознания специфики «языка» каждого из них.
Развивающая: - развивать внимание, мышление, воображение, певческие способности обучающихся при сравнительном анализе музыкальных, художественных произведений.
Воспитательная:- воспитывать эстетические чувства посредством осознания роли музыки к кино.
Планируемые результаты
-предметные: ученики научатся разбираться в понятиях «музыкальный фильм», понимать роль и значение музыки в кино; осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения;
Ученики получат возможность научиться устанавливать связи между музыкой и другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино), представлять результаты собственной музыкально-творческой работы на уроке и во внеурочной деятельности.
Метапредметные.
Личностные: ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; получат возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Познавательные: обучающиеся научатся анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное; получат возможность научиться владеть понятийным аппаратом, терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы.
Регулятивные: учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный смысл; исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими театральными и телевизионными постановками.
Обучающиеся получат возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока, цель деятельности, задачи, составлять план действий по решению проблемы урока.
Коммуникативные: обучающиеся научатся организовывать работу в паре, группе, коллективе; получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.
Тип урока: урок – исследование.
Формы работы: коллективные, групповые (хоровое пение, слушание музыки, анализ музыкального произведения, пластическое дирижирование, рассуждение).
Средства обучения: компьютер, экран, проектор, презентация, фортепиано, задания группам.
Ход урока
1.Организационный этап
Приветствие. Здравствуйте ребята, здравствуйте учитель.
В начале урока я бы хотела узнать, какое у вас настроение, мажорное или минорное.
А вот какое настроение у меня (показываю карточку-мажорик)
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого плохое настроение, мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением.
2. Мотивация учебной деятельности.
Сейчас проверю вашу наблюдательность.
Посмотрите внимательно вокруг. Что новое появилось в кабинете, то чего не было на прошлом уроке. (Карточки со словами).
-Правильно.
Режиссер киномир популярность синематограф
- В этих словах спрятаны подсказки, указывающие на один из видов искусства, (ноты, музыка)
-А теперь прочитайте эти слова ещё раз, подумайте над их значением и определите о каком еще виде искусства мы будем сегодня говорить.(кино)
3. Постановка цели и главного вопроса урока.
Постарайтесь сформулировать тему нашего урока.
(Музыка и кино) Что мы сегодня должны выяснить подумайте?
Подумайте над тем что мы сегодня должны выяснить?
Какую роль играет музыка в кино?
Верны ли наши предположения проверим в течение урока. Сейчас послушайте музыку и определите, из какого она фильма? (Слушают «Буратино») Какая это песня? Какого героя по настроению рисует эта песня? (Слушают «Песня Пьеро») Какая это песня? Какого героя по настроению рисует эта песня? Почему композитор сочинил одному герою веселую музыку, а другому грустную? Правильно музыка передает чувства и характер героев. (Запишем) Как вы думаете, если из фильма убрать музыку что произойдет? Правильно не интересной, без эмоций. (Запишем, музыка создает настроение и эмоции). Послушаем еще отрывок, а вы подумайте не только о настроении музыки, но и о том, где вы окажитесь вместе с героями фильма? Мы оказались в эпохе средневековья, когда ходили все с пышными платьями в красивых фраках. Посмотрим, верны ли наши предположения. (Запишем. Передает время события).- А теперь я предлагаю вам посмотреть еще один фрагмент фильма, послушать музыкальное сопровождение и определить, правильно ли подобрана музыка. (Три белых коня) звучит Музыка П.Чайковского «Осень»
В этом фильме музыка не соответствует содержанию.
Почему? Какая была музыка по характеру, ладу, темпу, динамике….?
(ответы детей)
А какое настроение у фильма? (ответы детей)
Какие события происходят?
Разделимся в группы и постараемся к нашему фильму сочиним правильную музыку. (деление на группы)
Задание для групп : правильно определить жанр, вид, характер, лад, темп, ритм, регистр, тембр, исполнители …?
А теперь послушаем музыку, которую сочинил композитор к этому фильму.
Какое создалось у вас настроение?
красивее ли стал фильм?
Сал ли он понятнее? (Запишем, передает настроение и показывает время года)
Давайте сравним наше сочинение схему и музыку композитора.
Какая она разберем более подробно? (Жанр- песня, вид музыки –композиторская, вокальная Характер- радостный, озорной, веселый, лад –мажор, темп- быстрый, ритм – четкий , регистр- средний, тембр – звонкий, исполнитель- голос сопрано, инструменты симфонического оркестра, солирует труба).
Похожи или нет? Почему? (разбор)
Мы говорили, что музыка передает характер героев, давайте исполним песню «Три белых коня» и передадим характер девочки.
(Исполнение песни)
Давайте вернемся к нашему вопросу
Какую роль играет музыка в кино?
Создает настроение, насыщает ее красотой.
Пробуждает чувства делает восприятие живым.
передает чувства и характер героев,
музыка создает настроение и эмоции,
Передает время события,
передает настроение и показывает время года.
Молодцы, вы были очень активны и старались.
Мы поняли, что музыка передает настроение кинофильмов, а какая музыка звучит сейчас в вашей душе? Покажите нотками. На музыкальных тактах. Мажорное или минорное?