Министерство науки и образования Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
44.02.02 Преподавание в начальных классах
КОНСПЕКТ ПРОБНОГО УРОКА МУЗЫКИ
МБОУ г. Астрахани «СОШ №56»
Класс: 1Б
Тема: «Три кита в музыкальном театре»
Выполнила:
студентка 4 курса группы «А»
_________ Сафронова О.В.
__________ Учитель
Проверил методист АСПК:
_________ Кадина В.В
Оценка за урок: ______________
Астрахань, 2021
Технологическая карта урока.
Класс: 1 «Б»
Предмет: Музыка
Тема урока: «Три кита в музыкальном театре»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: Познакомить учащихся с тремя китами музыки, расширить кругозор, развивать внимание, память, речь, воспитывать любовь к искусству (к музыке и живописи). Формировать музыкальную культуру школьников как части их общей духовной культуры.
Задачи урока:
Образовательная: Дать основные понятия о трёх основных жанрах, раскрыть своеобразие каждого из них; научить вовремя начинать и заканчивать пение, чётко и ясно произносить слова при исполнении;
Развивающая: Развивать умение слушать, развивать творческое мышление, внимание, память;
Воспитательная: воспитывать любовь к музыке, эмоциональное восприятие у детей.
Оборудование: Презентация, мультимедийная доска, компьютер.
Музыкальные произведения – П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», С.В.Рахманинов «Итальянская полька», П.И.Чайковский - вальс цветов из балета «Щелкунчик», К.Д.Кримц, А. Филиппенко «Веселый музыкант», русская народная песня «Камаринская»,П.И. Чайковский «Сладкая греза», Л.А. Олифирова «Русская зима».
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Владимировна. И урок музыки сегодня у вас проведу я.
- Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда! Мы начнём урок, друзья!
-Ребята, проверьте свою готовность к уроку. | Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку. | Личностные: положительное отношение и интерес к музыке. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. |
2.Актуализация знаний. | - Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке? - Что же такое музыкальная речь? - Верно, ребята. - Ребята, как вы думаете - что нужно для того, чтобы получилась музыка? - Как называют музыканта, который играет на фортепиано (гитаре, скрипке, трубе, баяне…)? (показ слайдов исполнителей) -Верно, ребята. - Есть музыканты, а что им нужно для игры? - А кто записывает ноты, кто сочиняет музыку? - Есть композиторы, которые сочиняют музыку. Как называют музыкантов, которые исполняют музыкальные произведения? А для кого играют музыканты? - Ребята, мы с вами сделали вывод, для того, чтобы получилась музыка, нужны: композиторы исполнители слушатели | Мы изучили тему: «Что такое музыкальная речь» Музыкальная речь-это монолог композитора со слушателем.
Музыканты-исполнители.
Пианист, гитарист, скрипач, трубач, баянист.
Ноты Композиторы
Исполнители Для нас слушателей
| Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; Обобщение информации Коммуникативные: Умение слушать. |
3.Подведение к теме урока. | - А о чём мы ещё с вами говорили на прошлом уроке?
-Верно, ребята. Как вы думаете, о чём же мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? -Верно, ребята. Тема нашего сегодняшнего урока: Три кита в музыкальном театре. -Ребята, а вы знаете, что такое музыкальный театр? -Ребята, а вы были в музыкальном театре? -Кого и что вы видели в музыкальном театре? -Верно, ребята. Музыкальный театр – это форма театрального представления, в котором сочетаются песни, разговорный диалог, актёрское мастерство и танец. - С сегодняшнего дня мы с вами будем учиться понимать, слушать и говорить о музыке, исполнять ее, а также попробуем себя в роли композиторов. - Ребята, послушайте очень интересную легенду «о трёх китах». - Давным-давно, когда люди были «темными», неграмотными, они думали, что земля имеет форму шара. И держат землю три кита. Если один из них уплывет, то земля рухнет и все погибнут. Легенда дошла до наших дней. Сейчас мы знаем, что земля действительно круглая, но не киты ее держат, а она крутится вокруг своей оси. Поэтому решили отнести эту легенду к музыке. Это музыка держится на трех «китах»! И мы с вами попробуем определить их… |
О трёх китах или о трёх музыкальных жанрах
О трёх китах.
Слушают учителя.
Песни, разговор, актёры, танцы Ответы детей. Ответы детей.
Слушают учителя.
Слушают учителя.
Слушают учителя.
| Познавательные: Анализ услышанного с целью выявления темы; Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
|
4.Изучение нового материала. | Звучит марш Петра Ильича Чайковского «Марш деревянных солдатиков» -Давайте повторим ФИО композитора. - Какая эта музыка? Как бы вы ее назвали? - Это «марш деревянных солдатиков» - Какой характер у данной музыки? (слайд с эмоциями). - Что хочется делать под эту музыку? - Давайте с вами встанем из-за своих парт, и по маршируем. (шагаем возле парт)
- Это первый кит. Называется «кит-марш» (показ иллюстрации, подпись под рисунком на доске: «кит-марш»). Звучит полька Сергея Васильевича Рахманинова «Итальянская полька» -Давайте повторим ФИО композитора. - А это какая музыка? Как бы вы её назвали? -Это «Итальянская полька» -Какой характер у данной музыки? (слайд с эмоциями) Что под эту музыку хочется делать? - А как танцевать? - Давайте с вами встанем из-за своих парт и попробуем это сделать. (показываю, вприпрыжку)
- Как называется этот танец? Звучит вальс Петра Ильича Чайковского, вальс цветов из балета «Щелкунчик» -Давайте повторим ФИО композитора. - А это какая музыка? Как бы вы её назвали? -Это вальс цветов из балета «Щелкунчик» -Какой характер у данной музыки? (слайд с эмоциями) Что под эту музыку хочется делать? - А как танцевать?
- Давайте с вами встанем из-за своих парт попробуем это сделать. (показываю, плавные движения вокруг себя) - Как называется этот танец? - Что объединяет польку и вальс? - Правильно, это второй кит – «кит-танец» (показ иллюстрации, подпись под рисунком «кит-танец») Звучит песня Константина Дмитриевича Кримца. -Давайте повторим ФИО композитора. - А это какая музыка? Как бы вы её назвали? -Какой характер у данной музыки? (слайд с эмоциями) -Что хорошо под нее делать – шагать или танцевать? - Это «кит – песня» (показ иллюстрации, подпись под рисунком «кит-песня») - Назовите - на каких «китах» держится музыка. - Верно, ребята. - Давайте поиграем в игру «Определи кита», я вам сейчас буду включать произведения, ваша задача – верно определить кита. Слушайте внимательно. -Все готовы? Тогда мы начинаем. 1. Звучит музыка Александра Филиппенко «Веселый музыкант». -Давайте повторим ФИО композитора. - Как звучит музыка в 1 куплете?
- Как звучит музыка во 2 куплете?
- Как звучит музыка в 3 куплете?
- Верно, ребята.
2. Звучит русская народная песня «Камаринская» - Какого «кита» вы встретили? - Как вы это определили? Какая музыка по характеру?
- Какое у вас настроение от прослушанной музыки?
- А звук, заметили какой? Тихий, успокаивающий или громкий, взбадривающий?
- Ребята, название «Камаринская» произошло от слова «выкомаривать», т.е. показывать разные танцевальные коленца. Нарисуйте лицо с таким настроением, которое появилось у вас. (рисуют, показывают по рядам свои рисунки.) 3. Звучит ещё одно произведение Петра Ильича Чайковского «Сладкая греза». -Давайте повторим ФИО композитора. Греза – фантазия, воображение. - Попробуйте понять, какое настроение композитор отразил в этом произведении?
- Какое настроение передает это произведение?
|
Повторяют. Ответы детей.
Маршировать
Встают возле парт, маршируют.
Повторяют. Ответы детей. По слайду определяют.
Танцевать Вприпрыжку
Встают возле парт, повторяют за учителем. Полька
Повторяют. Ответы детей.
По слайду определяют. Танцевать Плавно покачиваться, кружиться
Встают возле парт, повторяют за учителем. Вальс Это танцы
Повторяют. Ответы детей.
По слайду определяют.
Петь
Кит-марш, кит-танец, кит-песня.
Слушают учителя.
Да, готовы
Повторяют. В первом куплете мы узнали песню. Музыка звучит в исполнении скрипочки плавно, напевно, под нее можно петь. Во втором куплете весело, задорно играет балалайка. Под неё можно танцевать. Значит этот «кит» -танец. В третьем куплете бодро стучит барабан. Под него можно маршировать. Этот «кит» - марш.
Этот «кит» - танец. Музыка веселая, такое ощущение, что ноги сами идут в пляс. Настроение приподнятое, музыка вызывает улыбку, радость.
Музыка громкая, зажигательная, бодрая.
Слушают учителя, рисуют.
Повторяют.
Мечтательное, задумчивое. Человек вспомнил о чем-то хорошем, приятном. Музыка звучит как песня. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; Обобщение информации Регулятивные: Понимание учебной задачи урока; Осуществление решения учебной задачи под руководством учителя.
|
5. Физкульминутка | -Ребята, давайте встанем из-за своих парт и немного разомнёмся. Повторяйте движения за мной: -Вверх на солнце посмотрели, (поднять голову кверху - подтянуться к солнышку). И нас лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали. (взмахи руками). Дружно хлопаем, (хлопки в ладоши). Ногами топаем. (только тихонечко, сильно не топаем). Хорошо мы погуляли (шаги на месте, вдох-выдох). И немножечко устали. (сесть за парту). -Присаживайтесь на свои места, продолжаем работу. | Слушают учителя, выполняют физкультминутку.
Присаживаются на свои места. | Регулятивные: Умение соотносить свои действия с действиями учителя; Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную; Коммуникативные: Умение слушать. |
6.Закрепление. | -Настало время закрепить ваши знания. Обратите внимание на слайд, там представлены «лица-солнышки», у них разные выражения, обозначающие разные настроения. Вы покажете мимикой своего лица эти настроения и охарактеризуйте их. - Ну вот, вы немножко разобрались в эмоциях и чувствах. Дальше все больше и больше будем узнавать нового о «трех китах». Основой всех крупных произведений являются «три кита». В дальнейшем «киты» приведут нас в балет, в симфонию, в музыку, написанную для любых инструментов, для оркестров, солистов и хоров, для театральных спектаклей и кинофильмов.
| Слушают учителя, показывают мимикой выражения лица.
Слушают учителя. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; Обобщение информации Регулятивные: Понимание учебной задачи урока; Осуществление решения учебной задачи под руководством учителя.
|
7. Разучивание песни «Русская зима»
| - Сегодня мы с вами много слушали и размышляли, а теперь пора немного попеть.
- Я предлагаю вам послушать и разучить песню «Русская зима», которую написала Олифирова Людмила Александровна (Фото на слайде) -Давайте повторим ФИО композитора все вместе по моей команде 3-4.
Олифирова Людмила Александровна – композитор, поэтесса и поэт. Автор слов детской новогодней песенки, с которой мы сейчас познакомимся и выучим. -А теперь давайте же послушаем ее. Сели правильно. - Понравилась ли вам песня? - Какой темп этой песни? - Какое настроение у этой песни?
-Ребята, с чего начинается песня? С куплета или с припева? - Молодцы, давайте с вами разучим 1 куплет и припев этой песни. (Проговаривает текст в ритме песни) (Текст на слайде, на партах) - Давайте повторим первые 2 строчки вместе: Мягкий беленький снежок тает на ладошке, До чего же хорошо в новеньких сапожках! Хорошо, следующие 2 строчки: Пробежаться с ветерком и в сугроб свалиться. И в пушистый снежный ком взять и превратиться! -Хорошо, теперь давайте объедим эти строчки и проговорим их вместе. -Обратите внимание, последняя 1 строчка повторяется в куплете 2 раза. -С каким настроением мы должны петь?
- Не забываем, что мы сидим ровно, руки кладем на колени или на стол, а ноги стоят ровно на полу. - Начинаем петь по взмаху моей руки. -Молодцы! -Теперь разучим припев. -Давайте повторим первые 2 строчки вместе: Зимушка, зимушка, как ты хороша! Эх! Радуйся, радуйся, русская душа! -Обратите внимание, последние 2 строчки повторяются в припеве 2 раза. -Все ли запомнили слова? (если нет, то проговариваем слова песни еще раз) -Давайте споем 1 куплет с припевом. Поём все вместе! Все встали! 1 вариант поет первые 2 строчки: Мягкий беленький снежок тает на ладошке, До чего же хорошо в новеньких сапожках! 2 вариант поет вторые 2 строчки: Пробежаться с ветерком и в сугроб свалиться. И в пушистый снежный ком взять и превратиться! Припев поём все вместе и хлопаем в ладоши.
-Теперь давайте разучим 2 куплет.- (Проговаривает текст в ритме песни) - Давайте повторим первые 2 строчки вместе: Снег, как добрый чародей, бродит в переулке. Эй, ребята, поскорей выйдем на прогулку! Хорошо, следующие 2 строчки: Я спешу быстрее всех в шубку нарядиться, Спрячу нос в пушистый мех – чем я не лисица! -Хорошо, теперь давайте объедим эти строчки и проговорим их вместе. -Обратите внимание, последняя 1 строчка повторяется в куплете 2 раза. -Что идет дальше после куплета? - Все ли запомнили слова? (если нет, то проговариваем слова припева еще раз) - Не забываем, что мы сидим ровно, руки кладем на колени или на стол, а ноги стоят ровно на полу. - Начинаем петь по взмаху моей руки. - Молодцы! -Давайте споем первые 2 куплета и припев. Поём все вместе! - Теперь разучим 3 куплет. (Проговаривает текст в ритме песни) - Давайте повторим первые 2 строчки вместе: Спят деревья крепким сном под напев метелей, А на горке ледяной целый день веселье, Хорошо, следующие 2 строчки: Рассыпая звонкий смех, едут вниз ребята, И бегут опять наверх, словно медвежата. -Обратите внимание, последняя 1 строчка повторяется в куплете 2 раза. -Что идет дальше после куплета? - Все ли запомнили слова? (если нет, то проговариваем слова припева еще раз) - Не забываем, что мы сидим ровно, руки кладем на колени или на стол, а ноги стоят ровно на полу. - Начинаем петь по взмаху моей руки. - Молодцы! -А теперь давайте еще раз споем эту песню, но по рядам. Первый куплет поет 1 ряд, второй куплет поет 2 ряд, третий куплет поет 3 ряд. Дальше после куплетов поем припев вместе. Если вдруг успею только выучить 1 куплет и припев: -Давайте для начала повторим, какие вы должны петь строчки. (Учитель разучивает с учащимися текст по рядам) -Итак, мы с вами распределили строчки, теперь давайте споем. -Молодцы! | Слушают учителя.
Слушают учителя, проговаривают.
Слушают учителя.
Да. Умеренный и быстрый Веселое, энергичное, яркое, радостное. Бойкая, веселая, в куплетах напевная. С куплета.
Повторяют.
-С веселым, озорным настроением.
Да
Поют.
Слушают учителя.
Слушают учителя.
Припев Да
.
Поют.
Припев Да
.
Поют.
Слушают учителя. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; Обобщение информации Регулятивные: Понимание учебной задачи урока; Осуществление решения учебной задачи под руководством учителя.
|
8.Итог урока. | - Ребята, наш урок подходит к концу, скажите, какая тема нашего урока была? - С какими «китами» мы познакомились? - Что нового мы узнали о «трех китах»?
- Почему вальс и полька объединяются одним словом – танец? - В качестве кого мы с вами побывали на сегодняшнем уроке? - Молодцы! |
Три кита в музыкальном театре. Кит-марш, кит-танец, кит-песня «Киты» бывают веселые и грустные. У них меняется настроение, их музыка звучит то тихо, то громко, то плавно, то быстро. И ещё – они умеют чувствовать, как люди.
Ответы детей.
Исполнителя, слушателя.
| Регулятивные: Выделение и осознание материала, усвоенного на уроке. Актуализация усвоенных знаний. Коммуникативные: Умение высказывать свое мнение и формулировать ответ. |
9.Рефлексия. | Поднимите пальчик вверх – если урок понравился, пальчик вниз – урок не понравился -Урок окончен, всем спасибо, до свидания! | Поднимают.
Прощаются с учителем.
| Регулятивные: Анализирование и самоанализирование проделанной работы. |