автор материала: Едрикова Маргарита Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №33 с углублённым изучением английского языка» г. Озёрска Челябинской области
МАТЕМАТИКА. 2 класс. Программа «Школа России» (ФГОС), учебник М.И. Моро.
Конспект урока «Буквенные выражения».
Оборудование: доска, экран, проектор, конверты с заданиями, листы бумаги и маркеры для работы на местах; тетрадь, учебник.
Этап урока | Слайды | Ход урока |
Орг. момент. | Слайд 1 | Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуйте наших гостей. |
Мин чистописания |
Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 | Сегодня у нас в гостях цифры: посмотрите внимательно, красиво запишите цифру 3; посмотрите, запишите в соседней клетке цифру 5 аналогично работаем со следующей цифрой Какое число получилось? Диктовка по цепочке; … ряд.. (называем разрядный состав числа, комбинаторика… - н-р в числе 358 – 3 сотни, 5 десятков, 8 единиц, в числе 853….) |
Актуализация |
Слайд 5
Слайд 5 (щелчок) | Сейчас я предлагаю вам провести небольшое соревнование: нужно найти значения выражений, записанных на листе, выполнив вычисления и записав свой результат, быстро передать листок «по цепочке». Закончив свой этап работы, внимательно посмотрите на экран: Устный счёт (3 группы) по 3 выр-я – наблюдение за взаимосвязью компонентов и результатов…по цепочке 7+5 9+6 15-6 8+5 9+5 15-7 9+5 9+4 15-8 Что интересного увидели в выражениях первой группы? (изменялось – увеличивалось 1 слагаемое, что должно произойти с результатом?) Назовите следующее выражение, которое могло быть записанным в этом столбике. Что интересного увидели в выражениях второй группы? (уменьшалось второе слагаемое – вывод: сумма должна тоже уменьшиться) Что интересного увидели в выражениях третьей группы? (вычитаемое увеличивалось, значит, значение разности должно уменьшиться, потому что «чем больше берём, тем меньше остаётся») Контролёры сверяют результаты своей группы с ответами на экране. Отчёт: моя группа справилась с заданием…. |
Постановка проблемы: | Слайд 6 | Посмотрите на доску: 143+82 143+83 143+84 143+85 143+86 ……………….. Что записано? (числ. выр-я) Дайте определение числового выр-я – математическая запись, состоящая из чисел, знаков арифметических действий и (иногда) скобок Кто может назвать и записать следующее числовое выражение? (один реб-к записывает на доске) – почему именно это выражение? - (второе слагаемое увеличивается на 1). А следующее выражение? Сколько таких выражений с постепенным увеличением второго слагаемого мы можем составить? (очень много) А сколько времени нам для этого потребуется? (предполагаемый ответ – много) Это удобно? (предполагаемый ответ - нет) - Что нам нужно сделать? (найти более удобный короткий способ записи выражений, в котором меняет значение один из компонентов) |
Моделирование:
|
| У вас на парте лежит полоска бумаги - ПОПРОБУЙТЕ С СОСЕДОМ по парте ПРИДУМАТЬ КАКОЕ-ТО СВОЁ ОБОЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭТОГО ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ЧИСЛА, запишите получившееся выражение ПРОЙТИ ПО КЛАССУ (чтобы отследить повторы, помочь в случае затруднения…) на доску ребята выставляют получившиеся модели (чем больше – тем интереснее) Посмотрите, сколько разных обозначений для числа, которое меняется, вы предложили. Это и…., и…, и… Молодцы! Предлагаю немного отдохнуть |
Физминутка подвижная | Слайд 7 | Музыкальный фрагмент, дежурные проводят физминутку. (Обеспечить режим проветривания или поступления свежего воздуха) |
Введение нового материала: .
Работа с учебником
| Слайд 8
Слайд 9
Слайд 9 (щелчок)
Слайд 10 | Но у нас опять получилось много вариантов решения поставленной задачи. Как быть? (предполагаемый ответ – выбрать ОДИН способ записи) У нас урок математики, и, наверное, не совсем правильным было бы использование в записи…, (если предложены звёздочки, цветочки, сердечки….), поэтому математики договорились, что число, которое в выражении будет изменяться, будут обозначать строчной буквой латинского алфавита. Называем буквы (УКАЗКА,..со слайда) хоровое чтение; на доске пары: печатные и письменные буквы латинского алфавита для сравнения (до этого времени запись была скрыта от глаз учащихся – за доской или закрыта листом бумаги) 8+а 9+b с-5 Прочитайте эти выражения разными способами. Что обозначают буквы а, b и с? ( числа, которые изменяются) Дополнительный вопрос: какие значения может принимать число С? (все, которые больше 4), НЕ МОЖЕТ??? (от 0 до 5 - пока мы не сумеем сосчитать значения таких выражений) Составьте несколько числовых выражений, подставив вместо «с» свои значения, найдите значение выражения. (три варианта с записью на доске) Как бы вы назвали такие выражения с буквами? (Буквенные) Дайте определение буквенного выражения (пытаются дать самостоятельную формулировку) Откройте учебник на с. 76; найдите и зачитайте определение буквенного выражения (для сравнения самостоятельно данного определения и формулировки учебника) |
Практическая работа
|
| на доске 2 столбика числовых выражений 80 +15 90 – 10 80+16 90 - 15 80+24 90 - 29 ….. …… Какой компонент меняется? (второе слагаемое) Отступите 2 кл. вниз; Продиктуйте выражение, заменив изменяющееся слагаемое буквой; ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ НА ДОСКЕ учителем (обратить ещё раз внимание на различие написания письменной и печатной буквы) Какой компонент меняется? (уменьшаемое) Представьте эту запись в виде буквенного выражения (работает ребёнок) 80+а 90–х (с записью в тетради и на доске) |
ФИЗМИНУТКА д/глаз |
| Упражнения показывает учитель (либо использование схемы) |
Работа с практической задачей
|
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 12 (щелчок)
| Поднимите руки те, кто уже совершал в магазине самостоятельные покупки. Представьте, пожалуйста, следующую ситуацию: Мама попросила Марину ежедневно заходить в магазин, чтобы покупать домой необходимые продукты. Каждый день девочке оставляли 50 рублей. Скажите, ЧТО может купить Марина на предложенную сумму? …. Что, помимо покупок, должна принести домой Марина? (сдачу) Используя опорные слова, составьте задачу, учитывая, что Марина купила хлеб. У Марины было 50 рублей. Она истратила на покупку хлеба 17 рублей. Сколько денег осталось у Марины? Определите вид задачи. (на нахождение остатка) Решите задачу. Кто первым запишет решение и ответ задачи, выходит к доске и записывает получившееся решение. Поднимите руку, кто согласен с этим решением… (Какая запись получилась у тебя – если другое решение) Посмотрите на слайд, составьте похожую задачу (кто-то про покупку молока, бананов). Что из продуктов могла купить Марина на свои 50 рублей? запишите решение своей задачи. (задача по выбору) (Пройдя по рядам, выбрать нужный вариант записи, например: «50-35» - что купила Марина… а у тебя какую покупку совершила Марина ? Продиктуй решение своей задачи (ЗАПИСЫВАЮ ПОД ДИКТОВКУ УЧЕНИКА либо сам ребёнок записывает решение) 50-35=15(р.) ПОДНИМИТЕ РУКУ, У КОГО ТАКОЕ ЖЕ РЕШЕНИЕ. У КОГО ПОЛУЧИЛАСЬ ДРУГАЯ ЗАДАЧА? Продиктуйте своё решение. (ЗАПИСЫВАЮ ПОД ДИКТОВКУ) 50-48 ЧТО КУПИЛА МАРИНА? Сколько денег у неё осталось? (назвали ответ) Поднимите руку, у кого получилось такое же решение. Почему Марина не купила конфеты? (потому что не хватило денег.) Посмотрите, какие выражения у нас получились: 50-17 50-35 50-48 Какой компонент меняется? Что будет происходить с разностью? Составьте буквенное выражение. (30сек) Поменяйтесь, проверьте, согласны ли вы с работой своего соседа? (на полях поставьте плюс, если согласны или минус); верните тетради друг другу. |
Итог урока
| Слайд 13 | Итак, подведём итог: Что нового узнали? (предполагаемые ответы - определение буквенного выражения, узнали некоторые буквы лат. алфавита, читали и составляли буквенные выражения…) |
Домашнее задание |
| (страницы и номера указаны на слайде) Дома вы найдёте значение буквенного выражения, подставив данное значение, и решите задачу, схожую с той, что мы решали в классе. Задание запишем позже, а сейчас |
Рефлексия
|
| Я предлагаю вам поиграть: у вас в конвертах даны выражения; необходимо распределить их в 2 группы; работаем в парах, а я посмотрю, какая пара работает слаженно и быстро. По какому принципу вы распределили записи – буквенные и числовые А какие ещё варианты распределения получились? (по знакам арифметических действий «плюс-минус», действиям – сложение-вычитание) Назовите буквенные выражения Все ли карточки вы использовали? 3+Х=16 – карточка не использована, т.к. это равенство… поэтому убираем в шкатулочку… (все вопросы, примеры, задания, с которыми мы на сегодняшний день не знаем как справиться, убираются нами в шкатулку, которая в дальнейшем помогает нам в работе – в открытии новых знаний) |
Оценивание |
| Сегодня на уроке моими активными помощниками были… …. и … (идёт выставление отметок в журнал) |
Конец урока | Слайд 14 | Урок окончен. Спасибо за работу. |
Стенограмма урока и технологическая карта
Тема: | Буквенные выражения. | |||||
Педагогическая цель: | Через применение технологии сотрудничества формировать коммуникативную компетенцию обучающихся, осуществляя в учебном диалоге формирование УУД. | |||||
Тип урока | Открытие новых знаний | |||||
Планируемые результаты (предметные) | Осознанная необходимость введения и использования переменной в буквенном выражении, кодирование и декодирование математических записей - подготовительный этап к решению уравнений, основанном на взаимосвязи компонентов и результата арифметических действий | |||||
Личностные результаты | смыслообразование: формирование границ собственного знания и «незнания», развитие познавательных интересов, учебных мотивов самоопределение: формирование адекватной позитивной самооценки, самопринятие морально-этическая ориентация: толерантность, умение общаться в группе, выслушивать чужое мнение, выстраивать и вести конструктивный диалог, осуществление взаимоконтроля, самоконтроля, взаимопомощи | |||||
УУД (метапредметные) | РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Принятие и сохранение учебной задачи Адекватное восприятие оценки учителя Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Внесение необходимых корректив в действие после его завершения ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Знаково-символические: кодирование, декодирование, моделирование Логические (анализ объекта, синтез и классификация, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения) Постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) КОММУНИКАТИВНЫЕ Построение речевых высказываний для регуляции своих действий и действий партнёра (-ов) Учёт разных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве Понимание возможности различных позиций людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии Формулирование собственного мнения, позиции Работа с использованием различных форм взаимодействия (группа, мини-группа, коллектив) | |||||
Основное содержание темы | понятие «буквенное выражение», числовые и буквенные выражения, название букв латинского алфавита, название и взаимосвязь компонентов и результата действия, совершенствование вычислительных навыков | |||||
Ресурсы: | методическая и справочная литература (« Формирование УУД в учебном диалоге» - статья из журнала «Управление начальной школой» №7,10г.), учебник, ИКТ | |||||
План урока | ||||||
Этапы урока | Формы, методы, метод приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | ||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||||
1.Орг. начала урока | Фронтальная Словесный | Настроить на работу в нестандартной обстановке | Приветствие гостей Самопроверка готовности к уроку | Настрой на работу | Фронтальный Самоконтроль | |
2. Мин. чистописания | индивидуально-коллективная работа | Привлечь внимание к правильному написанию цифр пропедевтика - состав чисел в пределах 1000 решение комбинаторной задачи | каллиграфически верно записывают трёхзначные числа озвучивают разрядный состав записываемых чисел | Соблюдение гигиен требований к выполнению письм. работ – правила посадки… Осознанное овладение разрядным составом числа | Фронтальный Устные ответы | |
3. Актуализация | эвристический м-д, м-д наглядности; дидактическое упр-е, работа в группе, индивид. работа, игровой момент, | объяснение условий соревнования организация наблюдения за изменением компонента и результата действия | совершенствование вычислительного навыка оформление вывода наблюдения в форме речевого высказывания | На основе анализа и обобщения - умение делать вывод | Самопроверка Индивидуально-групповой контроль (ученик отвечает за действия группы) Фронтальный | |
4. Постановка учебной задачи | Практический (наблюдение и моделирование) Словесный Наглядный Фронтальный Частично-поисковый Работа в мини-группах
| фронтальный опрос подведение детей к созданию ситуации недостаточности имеющихся в их арсенале знаний подвести к необходимости выбора обобщённой записи | отвечают на вопросы, выполняют наблюдение анализируют, обобщают, делают выводы осознают необходимость выбора обобщённой записи составляют свои модели | Оформление речевого высказывания Принятие позиции партнёра, сотрудничество Использование знаково-символических средств для решения поставленной учебной задачи
| Фронтальный Демонстрация
| |
5. физминутка | Практический метод Демонстрация Коллективная работа | организация муз. сопровождения посредством ИКТ | выполняют движения под музыку | Осуществление профилактики утомления Ориентация на ЗОЖ, активное участие в сохранении своего здоровья | Коллективн. Правильное выполнение упраж-й за ведущим | |
6. Новый материал | Демонстрационный Фронтальный Наглядный Практический | Выбор наиболее удачных моделей Введение нового понятия «буквенное выражение» Знакомство с новыми буквами и их произношением | Сравнение своего определения и вывода учебника Выполнение тренировочных упражнений, связанных с кодированием и декодированием математических выражений | Получение «нового» знания Практическое применение его в учебной деят-ти
| Фронтальный Самоконтроль | |
8. физминутка | демонстрационный | Показ учителем упражнения | Выполнение упр-я | Осуществление профилактики утомления зрительных мышц | Правильное выполнение упр-я | |
7. Закрепление | Практический Наглядный Фронтальный | Активизация познавательного интереса путём обращения к имеющемуся личному опыту детей Организация наблюдения за решением задач сходных по фабуле, данным и способу решения для записи выр-я в обобщённом виде | Через связь с личным опытом осуществить составление и решение задачи по опорным словам На основе наблюдения осуществить обобщённую запись решения в виде составления буквенного выражения | Рефлексия Связь с жизнью Умение решать задачи Совершенствование вычислительных навыков | Самоконтроль Самопроверка
Взаимопроверка | |
8. Итог урока | Наглядный Словесный Оценочный (оценка и отметка) | Постановка обобщающего вопроса | Формулируют свободные речевые высказывания, связанные с задачей урока | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Обобщение |
| |
9. Рефлексия | Групповая работа
Игровой Приём «ловушка» Фронтальный
| Инструктаж к проведению работы в парах | Распределяют в соответствии с заданием предложенные выражения Читают буквенные выражения Осуществляют сотрудничество при работе в мини-группах (парах) | Классификация Построение доказательных речевых высказываний Выделение нового «незнания» | Самопроверка | |
10. Д/з | Словесный | Краткий инструктаж к д/з | Слушание | Развитие внимания |
|
Самоанализ урока математики по теме «Буквенные выражения», 2 класс
Данный урок открытия новых знаний в курсе «Математика» в разделе «Сложение и вычитание чисел в пределах ста» является первым в подразделе «Буквенные выражения».
Методическая цель урока:
«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через осуществление технологии сотрудничества в формировании УУД в учебном диалоге».
Работа направлена на формирование УУД через осуществление системно-деятельностного подхода с применением технологии сотрудничества. Считаю, что осуществление заявленной технологии соответствовало методической цели; поскольку путём взаимосотрудничества учебная деятельность была организована таким образом, что обучающиеся самостоятельно подошли к осознанию необходимости введения нового обозначения в записи выражений и их определению как буквенные.
При подготовке урока были учтены различные уровни развития учащихся, их речевой культуры, общего запаса знаний. Этим было обусловлено использование различных приёмов работы: коллективной, групповой, индивидуально-групповой, (когда один ученик отвечает за действия своей подгруппы), что, в целом, способствовало развитию коммуникативной компетенции обучающихся и явилось залогом успешного знакомства с введением нового понятия.
На первом этапе нацелила детей на работу в новых необычных пока для них, условиях, что способствовало положительному настрою на урок.
Этап актуализации знаний был направлен на мотивирование к будущей деятельности. Использование групповой работы способствовало развитию коммуникативных и общепознавательных УУД. Введение соревновательного элемента позволило каждому ученику активно включиться в работу.
На этапе создания проблемной ситуации, формулирования и решения проблемы использовался приём учебного диалога, что способствовало активизации внимания и интереса к проблеме урока. Самостоятельное определение проблемы урока, планирование собственной деятельности с использованием моделирования в парах способствовали формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, достижению личностных результатов.
На этапе открытия новых знаний велась работа, направленная, в первую очередь, на формирование общеучебных УУД. Пары детей были сформированы с учетом интеллектуальных способностей и психологических особенностей, что позволяло учащимся чувствовать себя комфортно.
На этапе закрепления знаний практический опыт логично и доступно был увязан с теоретическим материалом
На этапе подведения итогов провела рефлексию, которая помогла понять, достиг ли урок цели. Для завершения занятия на эмоциональной ноте использовала игровой момент с элементами классификации и «ловушкой».
Этапы урока логически связаны между собой.
Основным средством для формирования всех видов УУД являлась технология сотрудничества, которая помогла детям активно участвовать в освоении знаний, разграничению знания и «незнания».
Использование ИКТ акцентировало внимание на основных понятиях данного урока, разнообразили и сделали урок ярким и запоминающимся.
ВЫВОД
Считаю, что урок своей цели достиг, поскольку учащиеся самостоятельно подошли к осознанию необходимости введения единого обозначения изменяющегося компонента в выражении.
Впоследствии, используя взаимосвязь компонентов и результата арифметического действия, учащиеся смогут осуществлять сравнение выражений, не прибегая к вычислениям, и плавно перейдут к понятию переменной при решении уравнений. Отдалённым результатом этого урока будет введение обобщённых записей в виде формул.
Использование технологии сотрудничества способствовало формированию коммуникативной компетенции обучающихся, отдалённым результатом которой будет умение жить и действовать в обществе.