«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок "Буквенные выражения" (конспект, технологическая карта, самоанализ)

Данный урок открытия новых знаний в курсе «Математика» в разделе «Сложение и вычитание чисел в пределах ста» является первым в подразделе «Буквенные выражения».

Работа направлена на формирование УУД через осуществление системно-деятельностного подхода с применением технологии сотрудничества в учебном диалоге.

К данному уроку также имеется презентация

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

автор материала: Едрикова Маргарита Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №33 с углублённым изучением английского языка» г. Озёрска Челябинской области

МАТЕМАТИКА. 2 класс. Программа «Школа России» (ФГОС), учебник М.И. Моро.

Конспект урока «Буквенные выражения».

Оборудование: доска, экран, проектор, конверты с заданиями, листы бумаги и маркеры для работы на местах; тетрадь, учебник.

Этап урока

Слайды

Ход урока

Орг. момент.

Слайд 1

Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуйте наших гостей.
Не волнуйтесь, работаем как обычно.
Тихо сели. Открываем тетради, отступаем вниз 4 клетки, записываем дату и вид работы.
Просигнальте готовность к дальнейшей работе. («рука на локоток»)

Мин чистописания


Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Сегодня у нас в гостях цифры:

  • посмотрите внимательно, красиво запишите цифру 3;

  • посмотрите, запишите в соседней клетке цифру 5

  • аналогично работаем со следующей цифрой

  • Какое число получилось? Диктовка по цепочке; … ряд.. (называем разрядный состав числа, комбинаторика… - н-р в числе 358 – 3 сотни, 5 десятков, 8 единиц, в числе 853….)

Актуализация





Слайд 5















Слайд 5 (щелчок)

Сейчас я предлагаю вам провести небольшое соревнование: нужно найти значения выражений, записанных на листе, выполнив вычисления и записав свой результат, быстро передать листок «по цепочке».

Закончив свой этап работы, внимательно посмотрите на экран:

  • Устный счёт (3 группы) по 3 выр-я – наблюдение за взаимосвязью компонентов и результатов…по цепочке

7+5 9+6 15-6

8+5 9+5 15-7

9+5 9+4 15-8

  • Что интересного увидели в выражениях первой группы? (изменялось – увеличивалось 1 слагаемое, что должно произойти с результатом?) Назовите следующее выражение, которое могло быть записанным в этом столбике.

  • Что интересного увидели в выражениях второй группы? (уменьшалось второе слагаемое – вывод: сумма должна тоже уменьшиться)

  • Что интересного увидели в выражениях третьей группы? (вычитаемое увеличивалось, значит, значение разности должно уменьшиться, потому что «чем больше берём, тем меньше остаётся»)

  • Контролёры сверяют результаты своей группы с ответами на экране. Отчёт: моя группа справилась с заданием….

Постановка проблемы:

Слайд 6

  • Посмотрите на доску:

143+82

143+83

143+84

143+85

143+86

………………..

  • Что записано? (числ. выр-я) Дайте определение числового выр-я – математическая запись, состоящая из чисел, знаков арифметических действий и (иногда) скобок

  • Кто может назвать и записать следующее числовое выражение? (один реб-к записывает на доске)

– почему именно это выражение? - (второе слагаемое увеличивается на 1).

  • А следующее выражение?

  • Сколько таких выражений с постепенным увеличением второго слагаемого мы можем составить? (очень много)

А сколько времени нам для этого потребуется? (предполагаемый ответ – много)

Это удобно? (предполагаемый ответ - нет)

- Что нам нужно сделать? (найти более удобный короткий способ записи выражений, в котором меняет значение один из компонентов)

Моделирование:



  • У вас на парте лежит полоска бумаги - ПОПРОБУЙТЕ С СОСЕДОМ по парте ПРИДУМАТЬ КАКОЕ-ТО СВОЁ ОБОЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭТОГО ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ЧИСЛА, запишите получившееся выражение

  • ПРОЙТИ ПО КЛАССУ (чтобы отследить повторы, помочь в случае затруднения…) на доску ребята выставляют получившиеся модели (чем больше – тем интереснее)

  • Посмотрите, сколько разных обозначений для числа, которое меняется, вы предложили. Это и…., и…, и… Молодцы! Предлагаю немного отдохнуть

Физминутка подвижная

Слайд 7

  • Музыкальный фрагмент, дежурные проводят физминутку. (Обеспечить режим проветривания или поступления свежего воздуха)

Введение нового материала:

.











Работа с учебником






Слайд 8




Слайд 9






Слайд 9 (щелчок)









Слайд 10

  • Но у нас опять получилось много вариантов решения поставленной задачи. Как быть? (предполагаемый ответ – выбрать ОДИН способ записи)

  • У нас урок математики, и, наверное, не совсем правильным было бы использование в записи…, (если предложены звёздочки, цветочки, сердечки….), поэтому математики договорились, что число, которое в выражении будет изменяться, будут обозначать строчной буквой латинского алфавита.

  • Называем буквы (УКАЗКА,..со слайда) хоровое чтение; на доске пары: печатные и письменные буквы латинского алфавита для сравнения (до этого времени запись была скрыта от глаз учащихся – за доской или закрыта листом бумаги)

  • 8+а 9+b с-5

  • Прочитайте эти выражения разными способами. Что обозначают буквы а, b и с? ( числа, которые изменяются)

  • Дополнительный вопрос: какие значения может принимать число С? (все, которые больше 4), НЕ МОЖЕТ??? (от 0 до 5 - пока мы не сумеем сосчитать значения таких выражений)

  • Составьте несколько числовых выражений, подставив вместо «с» свои значения, найдите значение выражения.

(три варианта с записью на доске)

  • Как бы вы назвали такие выражения с буквами? (Буквенные)

  • Дайте определение буквенного выражения (пытаются дать самостоятельную формулировку)

  • Откройте учебник на с. 76; найдите и зачитайте определение буквенного выражения (для сравнения самостоятельно данного определения и формулировки учебника)

Практическая работа



  • на доске 2 столбика числовых выражений

80 +15 90 – 10

80+16 90 - 15

80+24 90 - 29

….. ……

  • Какой компонент меняется? (второе слагаемое)

  • Отступите 2 кл. вниз; Продиктуйте выражение, заменив изменяющееся слагаемое буквой; ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ НА ДОСКЕ учителем (обратить ещё раз внимание на различие написания письменной и печатной буквы)

  • Какой компонент меняется? (уменьшаемое) Представьте эту запись в виде буквенного выражения (работает ребёнок)

80+а 90–х (с записью в тетради и на доске)

ФИЗМИНУТКА д/глаз


Упражнения показывает учитель (либо использование схемы)

Работа с практической задачей







Слайд 11























Слайд 12





Слайд 12 (щелчок)


  • Поднимите руки те, кто уже совершал в магазине самостоятельные покупки. Представьте, пожалуйста, следующую ситуацию:

Мама попросила Марину ежедневно заходить в магазин, чтобы покупать домой необходимые продукты. Каждый день девочке оставляли 50 рублей. Скажите, ЧТО может купить Марина на предложенную сумму?

….

  • Что, помимо покупок, должна принести домой Марина? (сдачу)

  • Используя опорные слова, составьте задачу, учитывая, что Марина купила хлеб.

У Марины было 50 рублей. Она истратила на покупку хлеба 17 рублей. Сколько денег осталось у Марины?

  • Определите вид задачи. (на нахождение остатка) Решите задачу. Кто первым запишет решение и ответ задачи, выходит к доске и записывает получившееся решение. Поднимите руку, кто согласен с этим решением… (Какая запись получилась у тебя – если другое решение)

  • Посмотрите на слайд, составьте похожую задачу (кто-то про покупку молока, бананов).

  • Что из продуктов могла купить Марина на свои 50 рублей? запишите решение своей задачи. (задача по выбору)

(Пройдя по рядам, выбрать нужный вариант записи, например: «50-35» - что купила Марина… а у тебя какую покупку совершила Марина ? Продиктуй решение своей задачи

(ЗАПИСЫВАЮ ПОД ДИКТОВКУ УЧЕНИКА либо сам ребёнок записывает решение) 50-35=15(р.)
Устно назови ответ

ПОДНИМИТЕ РУКУ, У КОГО ТАКОЕ ЖЕ РЕШЕНИЕ.

  • У КОГО ПОЛУЧИЛАСЬ ДРУГАЯ ЗАДАЧА? Продиктуйте своё решение. (ЗАПИСЫВАЮ ПОД ДИКТОВКУ) 50-48

ЧТО КУПИЛА МАРИНА? Сколько денег у неё осталось? (назвали ответ) Поднимите руку, у кого получилось такое же решение.

Почему Марина не купила конфеты? (потому что не хватило денег.)

  • Посмотрите, какие выражения у нас получились:

50-17

50-35

50-48

  • Какой компонент меняется? Что будет происходить с разностью?

  • Составьте буквенное выражение. (30сек) Поменяйтесь, проверьте, согласны ли вы с работой своего соседа? (на полях поставьте плюс, если согласны или минус); верните тетради друг другу.

Итог урока


Слайд 13

  • Итак, подведём итог: Что нового узнали? (предполагаемые ответы - определение буквенного выражения, узнали некоторые буквы лат. алфавита, читали и составляли буквенные выражения…)

Домашнее задание


(страницы и номера указаны на слайде)

  • Дома вы найдёте значение буквенного выражения, подставив данное значение, и решите задачу, схожую с той, что мы решали в классе. Задание запишем позже, а сейчас

Рефлексия



Я предлагаю вам поиграть: у вас в конвертах даны выражения; необходимо распределить их в 2 группы; работаем в парах, а я посмотрю, какая пара работает слаженно и быстро.

  • По какому принципу вы распределили записи – буквенные и числовые

  • А какие ещё варианты распределения получились? (по знакам арифметических действий «плюс-минус», действиям – сложение-вычитание)

  • Назовите буквенные выражения

  • Все ли карточки вы использовали?

3+Х=16 – карточка не использована, т.к. это равенство… поэтому убираем в шкатулочку… (все вопросы, примеры, задания, с которыми мы на сегодняшний день не знаем как справиться, убираются нами в шкатулку, которая в дальнейшем помогает нам в работе – в открытии новых знаний)

Оценивание


Сегодня на уроке моими активными помощниками были… …. и … (идёт выставление отметок в журнал)

Конец урока

Слайд 14

Урок окончен. Спасибо за работу.

Стенограмма урока и технологическая карта

Тема:

Буквенные выражения.

Педагогическая цель:

Через применение технологии сотрудничества формировать коммуникативную компетенцию обучающихся, осуществляя в учебном диалоге формирование УУД.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые результаты

(предметные)

Осознанная необходимость введения и использования переменной в буквенном выражении, кодирование и декодирование математических записей - подготовительный этап к решению уравнений, основанном на взаимосвязи компонентов и результата арифметических действий

Личностные результаты

  • смыслообразование: формирование границ собственного знания и «незнания», развитие познавательных интересов, учебных мотивов

  • самоопределение: формирование адекватной позитивной самооценки, самопринятие

  • морально-этическая ориентация: толерантность, умение общаться в группе, выслушивать чужое мнение, выстраивать и вести конструктивный диалог, осуществление взаимоконтроля, самоконтроля, взаимопомощи

УУД (метапредметные)

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

  • Принятие и сохранение учебной задачи

  • Адекватное восприятие оценки учителя

  • Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

  • Внесение необходимых корректив в действие после его завершения

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

  • Знаково-символические: кодирование, декодирование, моделирование

  • Логические (анализ объекта, синтез и классификация, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения)

  • Постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

КОММУНИКАТИВНЫЕ

  • Построение речевых высказываний для регуляции своих действий и действий партнёра (-ов)

  • Учёт разных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве

  • Понимание возможности различных позиций людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии

  • Формулирование собственного мнения, позиции

  • Работа с использованием различных форм взаимодействия (группа, мини-группа, коллектив)

Основное содержание темы

понятие «буквенное выражение», числовые и буквенные выражения, название букв латинского алфавита, название и взаимосвязь компонентов и результата действия, совершенствование вычислительных навыков

Ресурсы:

методическая и справочная литература (« Формирование УУД в учебном диалоге» - статья из журнала «Управление начальной школой» №7,10г.), учебник, ИКТ


План урока

Этапы урока

Формы, методы, метод приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.Орг. начала урока

  • Фронтальная

  • Словесный

  • Настроить на работу в нестандартной обстановке

  • Приветствие гостей

  • Самопроверка готовности к уроку

Настрой на работу

Фронтальный

Самоконтроль

2. Мин. чистописания

индивидуально-коллективная работа

  • Привлечь внимание к правильному написанию цифр

  • пропедевтика - состав чисел в пределах 1000

  • решение комбинаторной задачи

  • каллиграфически верно записывают трёхзначные числа

  • озвучивают разрядный состав записываемых чисел

Соблюдение гигиен требований к выполнению письм. работ – правила посадки…

Осознанное овладение разрядным составом числа

Фронтальный

Устные ответы

3. Актуализация

эвристический м-д, м-д наглядности;

дидактическое упр-е, работа в группе, индивид. работа, игровой момент,

  • объяснение условий соревнования

  • организация наблюдения за изменением компонента и результата действия

  • совершенствование вычислительного навыка

  • оформление вывода наблюдения в форме речевого высказывания

На основе анализа и обобщения - умение делать вывод

Самопроверка

Индивидуально-групповой контроль (ученик отвечает за действия группы)

Фронтальный

4. Постановка учебной задачи

Практический (наблюдение и моделирование)

Словесный

Наглядный

Фронтальный Частично-поисковый

Работа в мини-группах


  • фронтальный опрос

  • подведение детей к созданию ситуации недостаточности имеющихся в их арсенале знаний

  • подвести к необходимости выбора обобщённой записи

  • отвечают на вопросы,

  • выполняют наблюдение

  • анализируют, обобщают, делают выводы

  • осознают необходимость выбора обобщённой записи

  • составляют свои модели

Оформление речевого высказывания

Принятие позиции партнёра, сотрудничество

Использование знаково-символических средств для решения поставленной учебной задачи


Фронтальный

Демонстрация


5. физминутка

Практический метод

Демонстрация

Коллективная работа

  • организация муз. сопровождения посредством ИКТ

  • выполняют движения под музыку

Осуществление профилактики утомления

Ориентация на ЗОЖ, активное участие в сохранении своего здоровья

Коллективн.

Правильное выполнение упраж-й за ведущим

6. Новый материал

Демонстрационный

Фронтальный

Наглядный

Практический

  • Выбор наиболее удачных моделей

  • Введение нового понятия «буквенное выражение»

  • Знакомство с новыми буквами и их произношением

  • Сравнение своего определения и вывода учебника

  • Выполнение тренировочных упражнений, связанных с кодированием и декодированием математических выражений

  • Получение «нового» знания

  • Практическое применение его в учебной деят-ти


Фронтальный

Самоконтроль

8. физминутка

демонстрационный

  • Показ учителем упражнения

  • Выполнение упр-я

  • Осуществление профилактики утомления зрительных мышц

Правильное выполнение упр-я

7. Закрепление

Практический

Наглядный

Фронтальный

  • Активизация познавательного интереса путём обращения к имеющемуся личному опыту детей

  • Организация наблюдения за решением задач сходных по фабуле, данным и способу решения для записи выр-я в обобщённом виде

  • Через связь с личным опытом осуществить составление и решение задачи по опорным словам

  • На основе наблюдения осуществить обобщённую запись решения в виде составления буквенного выражения

  • Рефлексия

  • Связь с жизнью

  • Умение решать задачи

  • Совершенствование вычислительных навыков

Самоконтроль Самопроверка





Взаимопроверка

8. Итог урока

Наглядный

Словесный

Оценочный (оценка и отметка)

  • Постановка обобщающего вопроса

Формулируют свободные речевые высказывания, связанные с задачей урока

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

  • Обобщение


9. Рефлексия

Групповая работа


Игровой

Приём «ловушка»

Фронтальный


  • Инструктаж к проведению работы в парах

  • Распределяют в соответствии с заданием предложенные выражения

  • Читают буквенные выражения

  • Осуществляют сотрудничество при работе в мини-группах (парах)

  • Классификация

  • Построение доказательных речевых высказываний

  • Выделение нового «незнания»

Самопроверка

10. Д/з

Словесный

Краткий инструктаж к д/з

Слушание

Развитие внимания


Самоанализ урока математики по теме «Буквенные выражения», 2 класс


Данный урок открытия новых знаний в курсе «Математика» в разделе «Сложение и вычитание чисел в пределах ста» является первым в подразделе «Буквенные выражения».

Методическая цель урока:

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через осуществление технологии сотрудничества в формировании УУД в учебном диалоге».

Работа направлена на формирование УУД через осуществление системно-деятельностного подхода с применением технологии сотрудничества. Считаю, что осуществление заявленной технологии соответствовало методической цели; поскольку путём взаимосотрудничества учебная деятельность была организована таким образом, что обучающиеся самостоятельно подошли к осознанию необходимости введения нового обозначения в записи выражений и их определению как буквенные.


При подготовке урока были учтены различные уровни развития учащихся, их речевой культуры, общего запаса знаний. Этим было обусловлено использование различных приёмов работы: коллективной, групповой, индивидуально-групповой, (когда один ученик отвечает за действия своей подгруппы), что, в целом, способствовало развитию коммуникативной компетенции обучающихся и явилось залогом успешного знакомства с введением нового понятия.

На первом этапе нацелила детей на работу в новых необычных пока для них, условиях, что способствовало положительному настрою на урок.

Этап актуализации знаний был направлен на мотивирование к будущей деятельности. Использование групповой работы способствовало развитию коммуникативных и общепознавательных УУД. Введение соревновательного элемента позволило каждому ученику активно включиться в работу.

На этапе создания проблемной ситуации, формулирования и решения проблемы использовался приём учебного диалога, что способствовало активизации внимания и интереса к проблеме урока. Самостоятельное определение проблемы урока, планирование собственной деятельности с использованием моделирования в парах способствовали формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, достижению личностных результатов.

На этапе открытия новых знаний велась работа, направленная, в первую очередь, на формирование общеучебных УУД. Пары детей были сформированы с учетом интеллектуальных способностей и психологических особенностей, что позволяло учащимся чувствовать себя комфортно.

На этапе закрепления знаний практический опыт логично и доступно был увязан с теоретическим материалом

На этапе подведения итогов провела рефлексию, которая помогла понять, достиг ли урок цели. Для завершения занятия на эмоциональной ноте использовала игровой момент с элементами классификации и «ловушкой».

Этапы урока логически связаны между собой.

Основным средством для формирования всех видов УУД являлась технология сотрудничества, которая помогла детям активно участвовать в освоении знаний, разграничению знания и «незнания».

Использование ИКТ акцентировало внимание на основных понятиях данного урока, разнообразили и сделали урок ярким и запоминающимся.


ВЫВОД

Считаю, что урок своей цели достиг, поскольку учащиеся самостоятельно подошли к осознанию необходимости введения единого обозначения изменяющегося компонента в выражении.

Впоследствии, используя взаимосвязь компонентов и результата арифметического действия, учащиеся смогут осуществлять сравнение выражений, не прибегая к вычислениям, и плавно перейдут к понятию переменной при решении уравнений. Отдалённым результатом этого урока будет введение обобщённых записей в виде формул.

Использование технологии сотрудничества способствовало формированию коммуникативной компетенции обучающихся, отдалённым результатом которой будет умение жить и действовать в обществе.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее