«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Употребление имен прилагательных в речи

Методическая разработка по теме "Употребление имен прилагательных в речи" (в морфологической лаборатории)

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока « Употребление имен прилагательных в речи»

(В морфологической лаборатории)


Цели урока: формирование коммуникативной и языковой компетенций через осмысление и анализ лингвистического материала

Задачи: 1) рассмотреть функции имен прилагательных с точки зрения разных разделов лингвистики;

2) совершенствовать умение анализировать языковой материал;

3) развивать коммуникативные и творческие способности учащихся.

Ход урока:

Этапы

  1. Оргмомент.

  2. Слово учителя.







  1. Словарная работа.











  1. Актуализация.




























  1. Формулировка темы и целей.












  1. Подготовительная работа.





















  1. Работа в группах.



















  1. Подведение промежуточных итогов.






















  1. Рефлексия.






  1. Домашняя работа



Вы уже, наверняка, прочитали, что наш урок сегодня проходит в морфологической лаборатории.

А что такое лаборатория? Как вы понимаете лексическое значение этого слова?

(ответы уч-ся)

А вот какое определение дает в своем толковом словаре С.И.Ожегов:

Лаборатория - учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы.

Какие однокоренные слова вы можете подобрать к слову «лаборатория»?

(лабораторный, лаборант)

У нас не просто лаборатория, наша лаборатория морфологическая?

А чем занимаются в морфологической лаборатории?

А как вы определили? (т.к. морфология – раздел лингвистики…)

Ну, тогда вы получаете первое задание:

На доске вы видите текст, прочитайте его.

Лишь … время

Ушло со двора,

Как … гостья

Явилась с утра.

Покрасила…

Дома и окошки.

стали

Дома и дорожки.

О ком или о чем идет речь в этом отрывке?

( не понятно)

А что нужно сделать, чтобы понять этот текст?

(не хватает слов, которые определили бы предмет, подставить прилаг.)

Попробуйте их подобрать.

Хорошо, сейчас я открою все недостающие слова. Сравните со своим подбором. Что скажете?

(Лучше? Хуже? Точнее?)

Лишь рыжее время

Ушло со двора,

Как новая гостья

Явилась с утра.

Покрасила белым

Дома и окошки.

Пушистыми стали

Дома и дорожки.


Теперь вы поняли, о ком или о чем говорит автор стихотворения? Что позволило вам это понять?

(помогли слова-прилагательные)

Так как вы думаете, чем будет заниматься наша лаборатория сегодня?

Формулировка темы урока.

Что мы должны сделать в течение этого урока? Каких результатов достичь?

( ответы уч-ся) постановка целей и задач урока.


Нашей лаборатории нужны квалифицированные специалисты, поэтому сейчас я предлагаю всем проверить себя, свои знания.

Выберите «лишнее», запишите ответ под соответствующей буквой.

А) Осенний, весенний, утренний.

Б) Храбрый, трусливый, робкий.

В) Д_лекий, выр_зительный, в_схитительный.

Г) Ро[ п ]кий, кре[ п ]кий, ги[ п ]кий.

Все ли справились с заданием? Что помогло вам в выполнении этих заданий? Какие разделы лингвистики вам пришлось вспомнить?

(Словообразование

Лексика

Орфография

Фонетика и орфоэпия)

Молодцы! Вы справились. Теперь мы знаем, к кому обратиться, если в наших мини-лабораториях, в которых вы сейчас будете работать, возникнет сложная ситуация.


Ребята, вы, наверное, убедились, что слова-прилагательные можно рассмотреть с разных позиций, с разных точек зрения.


И сейчас вы в своих мини-лабораториях будете проводить над прилагательными различные лабораторные исследования. Каждая лаборатория будет работать в своем направлении.


Итак, мини-лаборатории готовы приступить к лингвистическим экспериментам. Старшим экспертам у нас сегодня будет Попова Соня, которая внимательно будет выслушивать ваши выступления и подведет итог нашей научной работы.


Перед началом экспериментов еще раз обратитесь к правилам работы в группах, которые находятся у вас на столах. Помните, что ваша работа будет оценена как внутри группы, так и каждой группой. Подумайте, кто из группы будет отвечать, остальные могут дополнять товарища.

(Работа в группах)

(Презентация результата работы в группах. В это время каждой группе обучающиеся других групп могут задать уточняющие вопросы, помогающие оценить качество их работы).

Соня Попова подводит итог работы.


Вы хорошо поработали в ваших мини-лабораториях, а теперь, используя полученные в результате опытов знания, выполните следующее задание.

Перед вами на слайде фотография неба. Составим синквейн (напоминаю: это японское стихотворение из 5 строф) на тему «Я вижу небо».

1 строфа – одно слово-существительное, на тему стихотворения.

2 строфа – два прилагательных, наиболее точно раскрывающие образ предмета из первой строки.

3 строфа – 3 глагола, передающих основные действия этого предмета.

4 строфа – фраза или предложение, в котором раскрывается авторское отношение к изображаемому предмету.

5 строфа – слово-синоним к существительному в первой строке.

(чтение синквейнов)


С какой целью мы использовали эту работу?


Как вы считаете, всех ли целей, которые мы ставили перед собой в начале урока, нам удалось достичь?

Продолжите начатые предложения:

- Сегодня на уроке я понял, что…

- На уроке я научился…


Мы сегодня говорили о том, какое значение для нашей речи имеют имена прилагательные. Проводили эксперименты. Ваше домашнее задание, конечно, будет связано с темой урока. Напишите сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Может ли наш язык обойтись без имен прилагательных»


время
















Задания для групп


1 мини-лаборатория

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Определите, какую часть от количества всех слов занимают в нем имена прилагательные. Свои выводы представьте в виде рисунка или диаграммы.

  3. Сделайте вывод о частоте употребления в речи имен прилагательных.


Вечерняя заря переливалась яркими красками. Сначала она была бледная, потом стала изумрудно-зеленой, и по этому зеленому фону, как расходящиеся столбы, поднялись из-за горизонта два светло-желтых луча. Через минуту лучи пропали. Зеленый свет зари сделался оранжевым, а потом красным. Последнее явление заключалось в том, что багрово-красный горизонт стал темным, словно от дыма.



2 мини-лаборатория


  1. Прочитайте высказывания ученых-лингвистов об именах прилагательных.

Прилагательное – « спутник» существительного.

Прилагательное – это «озаряющее» слово.

Прилагательное – это «живописующая» часть речи.

Прилагательное - это «красивая» и «певучая» часть речи.


  1. Как бы вы объяснили такие характеристики?

  2. Сделайте вывод о роли имен прилагательных в речи.



3 мини-лаборатория


  1. Прочитайте отрывок из стихотворения Федора Ивановича Тютчева, в котором пропущены прилагательные.


Ты, волна моя морская,

…………….. волна,

Как, покоясь иль играя,

………. жизни ты

полна!

Слова для справок:

Волна: непокорная, жесточайшая, своенравная, недовольная.

Жизни: яркой, смелой, чудной, доброй.


  1. Предположите, какое слово было в авторском варианте? Свой выбор обоснуйте.

  2. Сделайте вывод о роли имен прилагательных в речи.

4 мини-лаборатория


  1. Прочитайте словосочетания, данные ниже:

свежий хлеб – свежие газеты

тяжелые мысли – тяжелый характер

справедливый человек – справедливое решение

чистая комната – чистое небо

  1. Сравните лексические значения прилагательных в словосочетаниях. Для этого подберите к ним синонимы.

  2. Сделайте вывод об употреблении имен прилагательных в речи с точки зрения лексики.









4 мини-лаборатория


  1. Прочитайте словосочетания, данные ниже:

свежий хлеб – свежие газеты

тяжелые мысли – тяжелый характер

справедливый человек – справедливое решение

чистая комната – чистое небо

  1. Сравните лексические значения прилагательных в словосочетаниях. Для этого подберите к ним синонимы.

  2. Сделайте вывод об употреблении имен прилагательных в речи с точки зрения лексики.













4 мини-лаборатория


  1. Прочитайте словосочетания, данные ниже:

свежий хлеб – свежие газеты

тяжелые мысли – тяжелый характер

справедливый человек – справедливое решение

чистая комната – чистое небо

  1. Сравните лексические значения прилагательных в словосочетаниях. Для этого подберите к ним синонимы.

  2. Сделайте вывод об употреблении имен прилагательных в речи с точки зрения лексики.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее