Тема урока « Употребление имен прилагательных в речи»
(В морфологической лаборатории)
Цели урока: формирование коммуникативной и языковой компетенций через осмысление и анализ лингвистического материала
Задачи: 1) рассмотреть функции имен прилагательных с точки зрения разных разделов лингвистики;
2) совершенствовать умение анализировать языковой материал;
3) развивать коммуникативные и творческие способности учащихся.
Ход урока:
Этапы
|
Вы уже, наверняка, прочитали, что наш урок сегодня проходит в морфологической лаборатории. А что такое лаборатория? Как вы понимаете лексическое значение этого слова? (ответы уч-ся) А вот какое определение дает в своем толковом словаре С.И.Ожегов: Лаборатория - учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы. Какие однокоренные слова вы можете подобрать к слову «лаборатория»? (лабораторный, лаборант) У нас не просто лаборатория, наша лаборатория морфологическая? А чем занимаются в морфологической лаборатории? А как вы определили? (т.к. морфология – раздел лингвистики…) Ну, тогда вы получаете первое задание: На доске вы видите текст, прочитайте его. Лишь … время Ушло со двора, Как … гостья Явилась с утра. Покрасила… Дома и окошки. … стали Дома и дорожки. О ком или о чем идет речь в этом отрывке? ( не понятно) А что нужно сделать, чтобы понять этот текст? (не хватает слов, которые определили бы предмет, подставить прилаг.) Попробуйте их подобрать. Хорошо, сейчас я открою все недостающие слова. Сравните со своим подбором. Что скажете? (Лучше? Хуже? Точнее?) Лишь рыжее время Ушло со двора, Как новая гостья Явилась с утра. Покрасила белым Дома и окошки. Пушистыми стали Дома и дорожки.
Теперь вы поняли, о ком или о чем говорит автор стихотворения? Что позволило вам это понять? (помогли слова-прилагательные) Так как вы думаете, чем будет заниматься наша лаборатория сегодня? Формулировка темы урока. Что мы должны сделать в течение этого урока? Каких результатов достичь? ( ответы уч-ся) постановка целей и задач урока.
Нашей лаборатории нужны квалифицированные специалисты, поэтому сейчас я предлагаю всем проверить себя, свои знания. Выберите «лишнее», запишите ответ под соответствующей буквой. А) Осенний, весенний, утренний. Б) Храбрый, трусливый, робкий. В) Д_лекий, выр_зительный, в_схитительный. Г) Ро[ п ]кий, кре[ п ]кий, ги[ п ]кий. Все ли справились с заданием? Что помогло вам в выполнении этих заданий? Какие разделы лингвистики вам пришлось вспомнить? (Словообразование Лексика Орфография Фонетика и орфоэпия) Молодцы! Вы справились. Теперь мы знаем, к кому обратиться, если в наших мини-лабораториях, в которых вы сейчас будете работать, возникнет сложная ситуация.
Ребята, вы, наверное, убедились, что слова-прилагательные можно рассмотреть с разных позиций, с разных точек зрения.
И сейчас вы в своих мини-лабораториях будете проводить над прилагательными различные лабораторные исследования. Каждая лаборатория будет работать в своем направлении.
Итак, мини-лаборатории готовы приступить к лингвистическим экспериментам. Старшим экспертам у нас сегодня будет Попова Соня, которая внимательно будет выслушивать ваши выступления и подведет итог нашей научной работы. Перед началом экспериментов еще раз обратитесь к правилам работы в группах, которые находятся у вас на столах. Помните, что ваша работа будет оценена как внутри группы, так и каждой группой. Подумайте, кто из группы будет отвечать, остальные могут дополнять товарища. (Работа в группах) (Презентация результата работы в группах. В это время каждой группе обучающиеся других групп могут задать уточняющие вопросы, помогающие оценить качество их работы). Соня Попова подводит итог работы.
Вы хорошо поработали в ваших мини-лабораториях, а теперь, используя полученные в результате опытов знания, выполните следующее задание. Перед вами на слайде фотография неба. Составим синквейн (напоминаю: это японское стихотворение из 5 строф) на тему «Я вижу небо». 1 строфа – одно слово-существительное, на тему стихотворения. 2 строфа – два прилагательных, наиболее точно раскрывающие образ предмета из первой строки. 3 строфа – 3 глагола, передающих основные действия этого предмета. 4 строфа – фраза или предложение, в котором раскрывается авторское отношение к изображаемому предмету. 5 строфа – слово-синоним к существительному в первой строке. (чтение синквейнов)
С какой целью мы использовали эту работу?
Как вы считаете, всех ли целей, которые мы ставили перед собой в начале урока, нам удалось достичь? Продолжите начатые предложения: - Сегодня на уроке я понял, что… - На уроке я научился…
Мы сегодня говорили о том, какое значение для нашей речи имеют имена прилагательные. Проводили эксперименты. Ваше домашнее задание, конечно, будет связано с темой урока. Напишите сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Может ли наш язык обойтись без имен прилагательных»
| время |
Задания для групп
1 мини-лаборатория
Внимательно прочитайте текст.
Определите, какую часть от количества всех слов занимают в нем имена прилагательные. Свои выводы представьте в виде рисунка или диаграммы.
Сделайте вывод о частоте употребления в речи имен прилагательных.
Вечерняя заря переливалась яркими красками. Сначала она была бледная, потом стала изумрудно-зеленой, и по этому зеленому фону, как расходящиеся столбы, поднялись из-за горизонта два светло-желтых луча. Через минуту лучи пропали. Зеленый свет зари сделался оранжевым, а потом красным. Последнее явление заключалось в том, что багрово-красный горизонт стал темным, словно от дыма.
2 мини-лаборатория
Прочитайте высказывания ученых-лингвистов об именах прилагательных.
Прилагательное – « спутник» существительного.
Прилагательное – это «озаряющее» слово.
Прилагательное – это «живописующая» часть речи.
Прилагательное - это «красивая» и «певучая» часть речи.
Как бы вы объяснили такие характеристики?
Сделайте вывод о роли имен прилагательных в речи.
3 мини-лаборатория
Прочитайте отрывок из стихотворения Федора Ивановича Тютчева, в котором пропущены прилагательные.
Ты, волна моя морская,
…………….. волна,
Как, покоясь иль играя,
………. жизни ты
полна!
Слова для справок:
Волна: непокорная, жесточайшая, своенравная, недовольная.
Жизни: яркой, смелой, чудной, доброй.
Предположите, какое слово было в авторском варианте? Свой выбор обоснуйте.
Сделайте вывод о роли имен прилагательных в речи.
4 мини-лаборатория
Прочитайте словосочетания, данные ниже:
свежий хлеб – свежие газеты
тяжелые мысли – тяжелый характер
справедливый человек – справедливое решение
чистая комната – чистое небо
Сравните лексические значения прилагательных в словосочетаниях. Для этого подберите к ним синонимы.
Сделайте вывод об употреблении имен прилагательных в речи с точки зрения лексики.
4 мини-лаборатория
Прочитайте словосочетания, данные ниже:
свежий хлеб – свежие газеты
тяжелые мысли – тяжелый характер
справедливый человек – справедливое решение
чистая комната – чистое небо
Сравните лексические значения прилагательных в словосочетаниях. Для этого подберите к ним синонимы.
Сделайте вывод об употреблении имен прилагательных в речи с точки зрения лексики.
4 мини-лаборатория
Прочитайте словосочетания, данные ниже:
свежий хлеб – свежие газеты
тяжелые мысли – тяжелый характер
справедливый человек – справедливое решение
чистая комната – чистое небо
Сравните лексические значения прилагательных в словосочетаниях. Для этого подберите к ним синонимы.
Сделайте вывод об употреблении имен прилагательных в речи с точки зрения лексики.