«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки, синтаксическая роль"

Задачи:

- Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

- Развивающая: развивать творческие способности учащихся, воображение, ассоциативное и образное мышление, умения существенные признаки, развивать коммуникативные навыки, умения работать в парах.

- Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету, к русскому слову, внимание, чувство прекрасного.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

5 класс Дата________________ русский язык



Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки, синтаксическая роль.

Цель урока: повторить общее значение имени прилагательного.

Задачи:

- Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

- Развивающая: развивать творческие способности учащихся, воображение, ассоциативное и образное мышление, умения существенные признаки, развивать коммуникативные навыки, умения работать в парах.

- Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету, к русскому слову, внимание, чувство прекрасного.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, наглядно-иллюстративный материал.

Тип урока: урок изучения новых знаний.



Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

 - Здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, отличное, веселое, умиротворённое, печальное, радостное, бодрое, грустное…

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Диктант-игра «Третий лишний»

- Определите в каждой строке однокоренные слова.

1)удивительный, диван, диво.

2) водитель, водица, водный.

3) горнист, гористый, пригорок.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Сценка о прилагательном.

Г-жа Простакова: Митрофанушка, что ты знаешь из грамматики?


Митрофанушка: Много. Существительна да прилагательна.


Г-жа Простакова: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?


Митрофанушка: Дверь? Котора дверь?


Г-жа Простакова: Вот эта!


Митрофанушка: Эта? Прилагательна!


Г-жа Простакова: Почему же?


Митрофанушка: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так покамест существительна.


Г-жа Простакова: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.


Митрофанушка: И ведомо!


  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодняшний наш урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет определить нам тему нашего сегодняшнего урока.

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют еще……. (прилагательное)

  1. Беседа.

- А чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова – имена прилагательные.

- Какую часть речи мы закончили изучать?

- Что такое имя существительное?

- Как изменяются имена существительные?

- Какие числа имен существительных вы знаете?

- Какие имена существительные только множественного числа вы знаете?

- Назовите рода имен существительных?

- Каким членом предложения чаще всего является имя существительное?

- Хорошо, а теперь мы приступаем к изучению новой части речи – имени прилагательного.

III. Объявление темы и цели урока.

  1. Установка на урок.

- Давайте сделаем установку на урок

- Я хочу знать…

- Я хочу повторить…

- Я хочу научиться…

- Я хочу получить…

2. Знакомство с приемом «Инсерт»

  1. Изучение нового материала.

  1. Слово учителя.

- Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать знакомство с именем прилагательным, которое вы уже изучали в начальной школе.

2. Работа с учебником.

Чтение правила с.85.

  1. Беседа.

- Что обозначают имена прилагательные?

- На какие вопросы они отвечают?

- Назовите морфологические признаки имен прилагательных.

- С какой частью речи они согласуются?

4. Слово учителя.

- Правильно, ребята, имя прилагательное обозначает признаки предметов и их роль велика в жизни человека. Имена прилагательные нужны для создания красоты нашей речи. Согласуются имена прилагательные с именем существительным, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

Имя прилагательное- такая удивительная часть речи, которая таит в себе еще много интересного и на сегодняшнем уроке мы с вами в этом убедимся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Опишите вашего соседа по парте, используя имена прилагательные.

  2. Мы ходили в лес.

Сколько там чудес!

Посмотрели вправо, влево.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.



5. Работа у доски.

- Назовите орфограммы, которые встречаются в тексте (безударные гласные в корне слова), найдите имена прилагательные, определите род, число, падеж.

- Выполните фонетический разбор слова СЕРЕБРЯНЫМ,

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склоняясь, шепталися.

6. Графический диктант.

- Запишите, обозначьте грамматические основы.

- Найдите имена прилагательные, определите, каким членом предложения они являются, определите падеж имен прилагательных.

Пришла весна. Потемнели дороги. Посинел на реке прозрачный лед. Грачи поправляют гнезда, звенят весенние ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки. Ребята увидели первых скворцов. Стройные косяки гусей потянулись с юга. Высоко в небе показался клин журавлей. Пробежали по тропинке хлопотливые муравьи. Радостные чувства наполняют душу!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не является именем прилагательным. Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец имен прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветный, радуга, девочка, играют, радостные.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа на карточках с взаимопроверкой.

Карточка № 1. Карточка № 2.

Найдите и подчеркните имена прилагательные, определите их род и число.



Собирайся на прогулку Жил на свете человек,

В солнечный, веселый городок. Тоненькие ножки.

Там найдешь веселого ты друга, И бежал тот человек

И возьмешь его за поводок. По тоненькой дорожке .

  1. Игра «Подари предмету признак». Работа в парах.

- Запишите как можно больше прилагательных к предложенным именам существительным.

1 пара – трава

2 пара – горы

3 пара – снег

- Молодцы, ребята. Так для чего нам нужны имена прилагательные?

(Для яркости нашей речи, с их помощью мы можем описать форму, цвет, запах, вкус и другие признаки)

С существительным подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

  1. Работа с учебником.

Упр. № 567 (устно)

  1. Игра «Замени прилагательным». (устно)

-Почта,осуществляемая с помощью голубей (голубиная)

-Бюро, которое организует экскурсии (экскурсионное)

-Растения, из которых делают лекарства (лекарственные)

-Кувшин, сделанный из глины (глиняный)

-Дом, построенный из камня (каменный)

-Здание, построенное из мрамора ( мраморное)



  1. Игра «Угадай»

- По данным словам-признакам предмета отгадайте слова-предметы.

А) Мягкий, теплый, пушистый, забавный, усатый, игривый, шустрый (котенок)

Б) Круглое, душистое, сочное, краснобокое (яблоко)

- А назовите мне произведения литературы, которые мы с вами изучали, в названии которых встречаются имена прилагательные.

(«Конь с розовой гривой», «Слепой музыкант», «Снежная королева», «Алые паруса», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Белая береза», «Весенние воды», «Аленький цветочек»., «Золотой петушок», «Красная шапочка», «Гадкий утенок», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

VI. Подведение итогов урока.

  1. Игра «Подставь слово»

- Запишите в тетради 4 любых имени прилагательных. А теперь давайте добавим их в текст.

Сегодня день рождения Тани!

Мама с девочкой испекли…. пирог.

На стол они поставили…..цветы.

Скоро придут…. гости.

  1. Использование приема «Инсерт»

Задание. Начертите в тетради таблицу. Прочитайте информационный текст. Заполните таблицу, используя соответствующие обозначения.

"V"- я это знаю

"+"- новое для меня

"-"- я думал иначе

"?"- это мне интересно, непонятно, нужно разобраться

Информационный текст
1.  Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы: какой, какая, какие.
2. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
3. Чаще всего имя прилагательное встречается в тексте-описании.
4. Оно даёт нам представление о том, как предмет выглядит по форме, цвету, вкусу, запаху.
5. Также прилагательное передает отношение говорящего к предмету разговора, характеризуя его.
6. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

  1. Заключительное слово учителя.




- Давайте вернемся к нашей установке на урок и проверим результаты

- Я узнал…

- Я повторил…

- Я научился…

- Я получил…

-Напишите в тетрадях свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?». Используйте только прилагательные.

- Подходит к концу наш урок. Вы хорошо потрудились, узнали много нового и интересного. Закончить урок я хочу словами Константина Паустовского, который утверждал: « Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия»

3. Выставление оценок.

4. Домашнее задание: упражнение № 569, выучить правило на с. 85.











































Начертите в тетради таблицу. Прочитайте информационный текст. Заполните таблицу, используя соответствующие обозначения.

"V"- я это знаю

"+"- новое для меня

"-"- я думал иначе

"?"- это мне интересно, непонятно, нужно разобраться

Информационный текст
1.  Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы: какой, какая, какие.
2. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
3. Чаще всего имя прилагательное встречается в тексте-описании.
4. Оно даёт нам представление о том, как предмет выглядит по форме, цвету, вкусу, запаху.
5. Также прилагательное передает отношение говорящего к предмету разговора, характеризуя его.
6. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.















































Прочитайте информационный текст. Заполните таблицу, используя соответствующие обозначения.

"V"- я это знаю

"+"- новое для меня

"-"- я думал иначе

"?"- это мне интересно, непонятно, нужно разобраться

Информационный текст
1.  Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы: какой, какая, какие.
2. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
3. Чаще всего имя прилагательное встречается в тексте-описании.
4. Оно даёт нам представление о том, как предмет выглядит по форме, цвету, вкусу, запаху.
5. Также прилагательное передает отношение говорящего к предмету разговора, характеризуя его.
6. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

"V"- я это знаю





"+"- новое для меня





"-"- я думал иначе





"?"- это мне интересно, непонятно, нужно разобраться









Прочитайте информационный текст. Заполните таблицу, используя соответствующие обозначения.

"V"- я это знаю

"+"- новое для меня

"-"- я думал иначе

"?"- это мне интересно, непонятно, нужно разобраться

Информационный текст
1.  Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы: какой, какая, какие.
2. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
3. Чаще всего имя прилагательное встречается в тексте-описании.
4. Оно даёт нам представление о том, как предмет выглядит по форме, цвету, вкусу, запаху.
5. Также прилагательное передает отношение говорящего к предмету разговора, характеризуя его.
6. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

"V"- я это знаю





"+"- новое для меня





"-"- я думал иначе





"?"- это мне интересно, непонятно, нужно разобраться













"V"- я это знаю

"+"- новое для меня

"-"- я думал иначе

"?"- это мне интересно, непонятно, нужно разобраться



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее