Русский язык (Занимательный синтаксис)
в 9 классе
№ | № |
1 четверть (18 часов) | часы | сроки |
1 | 1 | Повторение изученного | 1 | 4.09.2015 |
2 | 2 | «Грамотный регулировщик» (звуко-букв. анализ слов) | 1 | 5.09.2015 |
3 | 3 | Фонетический разбор | 1 | 11.09.2015 |
4 | 4 | Значение слова | 1 | 12.09.2015 |
5 | 5 | Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Урок-соревнование «Кто больше слов знает на букву…» | 1 | 18.09.2015 |
6 | 6 | Сокровища родного языка. Игра «Знаешь ли ты пословицы?» Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний, подбор слов близких по значению | 1 | 19.09.2015 |
7 | 7 | Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму-разуму. | 1 | 25.09.2015 |
8 | 8 | Разбор по составу | 1 | 26.09.2015 |
9 | 9 | Рассказ-беседа. «Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?» | 1 | 2. 10. 2015 |
10 | 10 | Тренировочные упражнения | 1 | 3. 10. 2015 |
11 | 11 | Хорошо ли ты знаешь грамматику? | 1 | 9. 10. 2015 |
12 | 12 | Как морфология порядок навела ( о частях речи) | 1 | 10.10.2015 |
13 | 13 | Творческая работа по морфологию | 1 | 16.10.2015 |
14 | 14 | Морфологический разбор | 1 | 17.10.2015 |
15 | 15 | Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы Ссора предлогов со всеми словами. | 1 | 23.10.2015 |
16 | 16 | Практическое упражнение по служебному ч. р. | 1 | 24.10.2015 |
17 | 17 | Междометие | 1 | 30.10.2015 |
18 | 18 | Работа по тексту | 1 | 31.10.2015 |
19 | 19 | Простое осложненное предложение | 1 |
|
20 | 20 | Творческая работа | 1 |
|
21 | 21 | Игровой рассказ «Все о простом предложении» | 1 |
|
22 | 22 | Умеешь ли ты правильно и точно говорить? (Составление рассказов по картинке). Тест | 1 |
|
23 | 23 | Словосочетание и предложение |
|
|
24 | 24 | Разбор предложении |
|
|
25 | 25 | Понятие о сложном предложении. Сочинительные союзы |
|
|
26 | 26 | Разноуровневые задания |
|
|
27 | 27 | Составление таблицы «Виды сложных предложений» |
|
|
28 | 28 | Практическая работа |
|
|
29 | 29 |
|
|
|
30 | 30 | Наблюдение поэтического текста. Конструирование предложений |
|
|
31 | 31 | Особенности пунктуации в сложносочиненном предложении |
|
|
32 | 32 | Разбор предложении |
|
|
33 | 33 | Сложноподчиненное предложение |
|
|
34 | 34 | Тренировочные упражнения |
|
|
35 | 35 | Тестирование |
|
|
36 | 36 | Повторение. Урок-зачет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 четверть (14 часов) |
|
|
37 | 1 | Повторение изученного в 1 четверти |
|
|
38 | 2 | Типы сложноподчиненных предложении |
|
|
39 | 3 | Практические упражнения |
|
|
40 | 4 | СПП с придаточным изъяснительными |
|
|
41 | 5 | Работа по тексту |
|
|
42 | 6 | СПП с придаточным определительными |
|
|
43 | 7 | Творческая работа |
|
|
44 | 8 | СПП с придаточным обстоятельственными |
|
|
45 | 9 | СПП с придаточными места, времени. |
|
|
46 | 10 | Самостоятельная работа |
|
|
47 | 11 | СПП с придаточными образа действия |
|
|
48 | 12 | Разбор предложений |
|
|
49 | 13 | Разноуровневые задания |
|
|
50 | 14 | Тестирование. Игра — лото |
|
|
51 |
|
|
|
|
52 |
|
|
|
|
53 |
|
3 четверть (20 часов) |
|
|
54 | 1 | Повторение изученного в 2 четверти |
|
|
| 2 | СПП с придаточным условия |
|
|
| 3 | СПП с придаточным причины |
|
|
55 | 4 | Самостоятельная работа |
|
|
56 | 5 | СПП с придаточным следствие |
|
|
57 | 6 | Работа по тексту |
|
|
58 | 7 | СПП с придаточным уступки |
|
|
59 | 8 | Практическая работа |
|
|
60 | 9 | СПП с придаточным цели |
|
|
61 | 10 | Практическая работа |
|
|
62 | 11 | СПП с придаточным сравнение |
|
|
63 | 12 | Разбор предложений |
|
|
64 | 13 | СПП с придаточным меры и степени |
|
|
65 | 14 | Практические упражнения |
|
|
66 | 15 | Тестовые задания |
|
|
67 | 16 | СПП с несколькими придаточными |
|
|
68 | 17 | Разноуровневые задания |
|
|
69 | 18 | Типы БСП |
|
|
70 | 19 | Самостоятельная работа |
|
|
| 20 | Тестирование. Повторение изученного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 четверть (16 часов) |
|
|
| 1 | Чему я научился? |
|
|
| 2 | Проверочный диктант |
|
|
| 3 | Работа над ошибками |
|
|
| 4 | Сложные предложения с разными видами |
|
|
| 5 | Творческая работа |
|
|
| 6 | Типы речи |
|
|
| 7 | Работа по тексту |
|
|
| 8 | Прямая речь |
|
|
| 9 | Практические упражнения |
|
|
| 10 | Предложения с прямой и косвенной речью |
|
|
| 11 | Самостоятельная работа |
|
|
| 12 | Соединение союзами слова автора |
|
|
| 13 | Стили речи |
|
|
| 14 | Работа по тексту |
|
|
| 15 | Тестирование |
|
|
| 16 | Повторение изученного за весь год |
|
|
Южно-Казахстанская область
Шардаринский район
Школа-гимназия имени Т. Айбергенова
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка (Занимательный синтаксис)
в 9 «А» классе
Учитель русского языка и литературы: Тайшабай Г.
За 2015-2016 учебный год
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено
Директор Зам. директора по на заседании МО:
У. Жуман учебно-воспитательной Ф.И.О. руководителя МО
–-------------- работе Мусалиева Р. Ерлибекова Д
–-------------------------- –------------------------------
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка (Занимательный синтаксис)
в 9 «А» классе
Пояснительная записка
Образуя высший уровень языковой системы, синтаксис как «организационный центр грамматики» (В. В. Виноградов) направляет ресурсы других уровней — фонетического, лексического, морфологического — на реализацию коммуникативных потребностей человека. Изучение синтаксического устройства русского языка, правил образования словосочетаний, простых и сложных предложений (понимаемых как многоаспектные единицы), текста, правил организации высказываний в потоке связной речи, позволяет вскрыть специфику национальной языковой картины мира. Синтаксис придает новое звучание вопросам устройства лексической системы языка, морфологической систематизации и оформленности слов, находящим преломление в синтаксическом материале. В программе учтены задачи преподавания занимательного синтаксиса в школе, в связи с чем в нее включены пунктуационные правила и вопросы стилистического использования синтаксических ресурсов языка.
Цель дисциплины: - сформировать у учащихся знания о синтаксическом строе русского языка, системе синтаксических единиц.
Задачи дисциплины:
- формирование у учащихся представлений о статусе синтаксиса русского языка в системе лингвистических дисциплин, связях синтаксического уровня языковой системы с другими уровнями — фонетическим, лексическим и морфологическим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- Знать: основные положения, термины и понятия современных синтаксических описаний и классификаций словосочетания, простого и сложного предложений текста.
- Уметь: определять, применяя адекватную синтаксическую терминологию во всех деталях особенности формы всех типов словосочетаний, простых и сложных предложений и их составляющих.
- Владеть: синтаксическими нормами современного русского языка; использования их в изучении дополнительных занятиях; пунктуационными нормами.
Средства связи частей сложного предложения и выражения отношений между ними: сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова. Типы союзов по форме: простые и составные. Типы сложноподчиненных предложений, в которых они употребляются. Разновидности объединения сочинительной и подчинительной связи. Соподчинение и последовательное подчинение в ССК. Однородное и неоднородное. Влияние семантики придаточного на его способность участвовать в многочленных цепях с последовательным подчинением.
Использование системы упражнений и заданий этого дополнительного занятия «занимательный синтаксис» позволит не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.
Использованные литературы
1. Учебник Русский язык для 9 класса
2. Дидактические материалы к учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М. Просвещение2004
3. Арсирий А. Т. материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. - М., 1967.
4. А.И. Власенков, Л. М. Рыбченкова Методические рекомендации к учебнику Русский язык. Грамматика. 9 класс М. Просвещение 2002