«Осенний фестиваль знаний 2024»

Творчество акынов, жырау в XVIII в.

8.2.1.1 определять ценности обычаев и традиций

8.2.1.2 анализировать отрицательное влияние колониальной политики на национальные ценности

8.2.2.1 оценивать ценность народного фольклора и музыкальных произведений, как исторических источников

Все учащиеся смогут:

оценивать ценность народного фольклора и музыкальных произведений, как исторических источников Объяснять, как можно получить энергию.

Большинство учащихся будут уметь:

Познакомиться с творческими традициями казахского народа

Некоторые учащиеся смогут:

определять ценности обычаев и традиций

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Раздел:

Школа: Школа –лицей №38

Дата:

ФИО учителя: Жумагалиева Зульфия Ерболатовна

Класс: 8

Количество

присутствующих:


Количество отсутствующих:


Тема урока:

Творчество акынов, жырау в XVIII в.

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

8.2.1.1 определять ценности обычаев и традиций

8.2.1.2 анализировать отрицательное влияние колониальной политики на национальные ценности

8.2.2.1 оценивать ценность народного фольклора и музыкальных произведений, как исторических источников

Цель урока

Все учащиеся смогут:

оценивать ценность народного фольклора и музыкальных произведений, как исторических источников Объяснять, как можно получить энергию.

Большинство учащихся будут уметь:

Познакомиться с творческими традициями казахского народа

Некоторые учащиеся смогут:

определять ценности обычаев и традиций

Критерии успеха

Знание и понимание

Понимает кюи, легенды, генеалогию, эпосы, жырауов

Анализ

Определяет духовно-материальную жизнь народа из эпосов, кюев, легенд.

знания о причинах и результатах исследования Казахстана российскими учеными (В.Н.Татищев, И.К.Кирилов, П.И.Рычков, вторая академическая экспедиция 1768-1774гг и ее итоги),

Языковая цель

1. Описывает жизнь общества в XVIII – XIX вв. из генеалогии и сказаний (говорение).

Предметная лексика и терминологияп

Кюй, сказители, генеалогия, искусство айтыс, устная литература, исполнители эпоса-жырау

Серия полезных фраз для диалога/письма
На основании данных, таких как ...

В зависимости... от "породы лошади"

По мнению нашей команде ...
Следующие причины / факторы социального /

экономические / политический / культурный.

Это событие / важно / существенное изменение, потому что

Привитие

ценностей

Поддержка взаимного уважения.

Необходимость совместной работы и планирования обеспечивает терпимость и дружелюбные отношения учащихся. Учащиеся открыто и свободно высказывают собственное мнение.

Межпредметные связи

связь с литературой, самопознанием, информатикой

Предыдущее обучение

Жизнь тюркских народов,традиции и обычаи, хозяйство духовная и материальная культура, мировоззрение и вочевая цивилизация

План

Планируемые сроки

Планируемые действия(замените записи ниже запланированными действиями)

Ресурсы

Начало урока


Мотивационный момент.

«Собери пазл».

Учитель приносит 4 конверта с пазлами (разрезанными 4 листами писем) различного содержания (приглашение, благодарность, просьба, извинение). Просит учащихся собрать их.

Актуализация прежних знаний.

- Постановка цели урока. Диктует ученикам текст. Предлагает ученикам  выполнить ассосацию

Легенда






Целеполагание и представление критериев успешности.

  1. - Нанесите на карту страны и регионы, куда совершал походы хан Абылай.

  2. Какие вы знаете произведения, отражающие жизнь и деятельность Абылай хана? Как вы думаете, почему народ еще при жизни назвал его «аруах»?



конверт

с пазлами (разрезанными листами писем)








слайд с целями урока

Середина урока
























































В своих песенно-поэтических произведениях жырау жырау философски описывали жизнь народа,В своих песнях они критиковали и воспевали деяния ханов и султанов.

Содержание песен жырау живших в XVI-XVIIвеках,отражало традиции,думы и чаяния казахского народа.

Знаменитые казахские акыны и жырау(поэт импровизатор) Жиембет, Маргаска, Актамберды, Умбетей,Шалкииз,Букар-жырау. воспевали события в жизни народа, призывали к сплоченности и совместной борьбе против внешних врагов. Салы и серы всегда были участниками тоев и свадеб, сочиняли музыку.

Доспамбет-жырау

Родился 1490 в городе Азове, умер в 1523 году под Астраханью. Он был еще и батыром. Его песни призывали к защите своей страны и народа от внешних врагов.

Жиембет-жырау

Из династии крупных феодалов Младшего жуза. Он был бием,наместником хана Есима в Младшем жузе,батыром-военначальником, принимал участие в войне хана Есима с другими государствами. Он был одним из главных вдохновителей победы над ойратами в 1620 году. В 1627 году участвовал в подавлении мятежа правителя Ташкента хана Турсуна.

Позднее критиковал хана Есима за его ошибки в правлении ханства и жестокость. Он был красноречивым и остроумным акыном судя по его творчеству.


2. Сказки


Жанры:

О животных

Фантастические

Бытовое

Реалистические

Сатирические

Популярные сказки:

«Ер тостик»

«Куламерген»

«Алтын сака»

«Аламан и Жоламан»

«Асан Кайгы»

«Карамерген»

Герои сказок:

Аяз би

Жиренше

Алдар Косе

Находчивыми

Умными

Смелыми

Очень сильными

Чуткими и прозорливыми

Достойными подражания

В сказках о животных:

Верблюд

Лощадь

Овца и коза были друзьями

Дикие звери волк, лиса, медведь, тигр и змея враги человека.

3.Героический эпос

Событийные (дастаны).

Эпосы:

«Ер-Таргын»

«Ер-саин»

«Камбар»

«Алпамыс»

«Ер-косай»

«Торехан»

«Телагыс»

«Кубагул» повествуют о народной борьбе против захватчиков.

В героическом эпохе рассматривались исторические события XVI-XVIIвеков.

4.Лирико эпические поэмы: любовь, история борьбы за свое счастье, полной лишений и страданий влюбленных, преодоление ими препятствий на своем пути.

«Козы корпеш и Баян сулу»

«Кыз Жибек»

«Айман Шолпан»

«Кулше кыз»

«Макпал кыз»

5.Кюйши –композиторы;

Коркыт-ата

Асан Кайгы

Казтуган

Сыпыра-жырау

Бухар-жырау

Нысан-абыз

Популярный музыкальный инструмент домбра.

Смычковый-кобыз

Свирел-из камыша и дерева

Терме (песенно-литературнный жанр).

7-8 слогов.

Кюй (народное музыкальное произведение).

Народные кюи:

«Аксак кулан»

«Жошы ханнын жортуылы»

«Шора батыр»

«Амир аксак»

«Камбар батыр».


Работа в группах Задание 1.Прием «Джигсо»

Задание для парам


1 группа: СТРУННЫЕ: Домбра - наиболее широко распространенный в народе инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. Существуют два приема игры на домбре: путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипывания струн; Кобыз - древний казахский смычковый, струнный музыкальный инструмент. Изготавливается из цельного дерева и имеет форму ковша; Жетиген - музыкальный инструмент, имеющий вытянутый прямоугольный деревянный корпус с семью струнами из конского волоса. В настоящее время используется как солирующий и аккомпанирующий инструмент в народных оркестрах и ансамблях;

2 группа: ДУХОВЫЕ:

Керней Камышовые и роговые сырнаи Сыбызгы - широко распространенный инструмент в народном быту. Изготавливается из камыша, дерева, реже из металла, в виде двух деревянных желобков, скрепляемых нитью полыми сторонами; Адырна - древний казахский духовой инструмент. Обладает сильным звуком. В старину использовался во время боевых походов, а также в дни охоты для привлечения внимания птиц, зверей, имитируя их голоса;

Язычковые:

Шанкобыз - разновидность варгана, одного из древнейших музыкальных инструментов. При игре шанкобыз прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта даёт возможность менять тембр инструмента;

3 группа: УДАРНЫЕ: Дангыра - представляет собой обод, обтянутый с одной стороны кожей, на внутренней поверхности которого прикреплены металлические подвески, издающие при ударе по коже и при движении дополнительный шумовой эффект;

Дауылпаз - имеет деревянный котлообразный корпус, обтянутый с двух сторон кожей. Игра производится ударами руки или плети. Использовался в качестве военного сигнального и шумового охотничьего инструмента; Дабыл - представляет собой деревянный обруч, обтянутый с двух сторон кожей. Сбоку на ободе имеется ручка или кожаный ремешок. Удары производятся руками или деревянными палками. Предназначался для подачи сигналов и имел различные размеры, вплоть до больших батальных с очень громким звуком;

Асатаяк - казахский народный шумовой музыкальный инструмент. Атрибут шаманских инициаций. Представляет собой деревянный жезл высотой более одного метра. В верхней части имеется головка, на которую подвешиваются металлические подвески различной формы, издающие при движении шум.


ФО- взаимооценивание групп

Учитель может дополнить их ответы.

поощрение учителем

Для каждых учеников задают «Толстые и тонкие вопросы».

1.У казахского народа есть свои легенды, что в них отражено?

2.Как казахи объясняли название созведий?

3. С чем связано название « Большая Медведица»?

4. Что придает чувство реальности эпическим произведениям?

5. Название какого месяца сохранилось в эпосе «Кобланды батыр»?

6. От какого певца –импровизатора ведут свое начало казахские жырау?

7. Песни какого жырау почти не сохранились?

8. С каким ханом в устном народном творчестве связано имя Асана?

9. Почему Ч.Валихонов называл Асана фолософом?

10 Один из первых жырау в Казахском ханстве.

11. Кто из жырау XVI в. был особо популярен?

12. Плеяда талантов XVIII в. и их значение в жизни казахского народа.


Допольнительная работа

Индивидуальная работа. Прием «Инсерт»

1.Жырау это?

2.Назовте знаменитых казахских жырау?

3.Основные жанры сказок?

4.Полярные в народе сказки?

5.Какие эпосы повествуют о народной борьбе против захватчиков?

6.Основные темы поэм лирико-эпического жанра?

7.К лирико-эпическим поэмам относятся?

8.Известные кюйши композиторы средневековья?

9.Известные музыкальные инструменты ?

10.Народные кюи сохранившиеся до наших дней?

Оценивание работы учащихся на уроке и выставление

ФО-обратная связь -прием «Светофор». У каждого ученика класса имеются карточки 3х цветов светофора.





маркеры,

А3





















презентация










листы с критериями оценивания на партах





сигнальные карточки

Конец урока

- С

Учитель дает обратную связь (похвала, рекомендации)

ФО-самооценивание

Заполняют листы самооценивания.

Рефлексия «Весы настроения».


Я ХОРОШО УСВОИЛ ВЕСЬ МАТЕРИАЛ И ПОНЯЛ, КАК НОВЫЕ ЗНАНИЯ ПРИГОДЯТСЯ МНЕ.


Я УСВОИЛ МАТЕРИАЛ, НО НЕ ПОНЯЛ, ДЛЯ ЧЕГО МНЕ НУЖНЫ ЭТИ ЗНАНИЯ.


Я СТАРАЛСЯ, НО ПЛОХО ПОНЯЛ МАТЕРИАЛ



МНЕ БЫЛО НЕИНТЕРЕСНО




Я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ



слайд с целями урока







листы самооц-вания





на ватмане

Краткосрочный план урока №5


Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Учитель распределяет задания для парной работы и командной работе в соответствии со способностями учащихся

Критерии успеха (лист оценки учащегося); словесное поощрение, комментарии учителя

Регламентированное использование интерактивной доски, проветривание кабинета

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?



Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее