Раздел: | Школа: Школа –лицей №38 | |||||||||||||
Дата: | ФИО учителя: Жумагалиева Зульфия Ерболатовна | |||||||||||||
Класс: 8 | Количество присутствующих:
| Количество отсутствующих:
| ||||||||||||
Тема урока: | Творчество акынов, жырау в XVIII в. | |||||||||||||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | 8.2.1.1 определять ценности обычаев и традиций 8.2.1.2 анализировать отрицательное влияние колониальной политики на национальные ценности 8.2.2.1 оценивать ценность народного фольклора и музыкальных произведений, как исторических источников | |||||||||||||
Цель урока | Все учащиеся смогут: оценивать ценность народного фольклора и музыкальных произведений, как исторических источников Объяснять, как можно получить энергию. Большинство учащихся будут уметь: Познакомиться с творческими традициями казахского народа Некоторые учащиеся смогут: определять ценности обычаев и традиций | |||||||||||||
Критерии успеха | Знание и понимание Понимает кюи, легенды, генеалогию, эпосы, жырауов Анализ Определяет духовно-материальную жизнь народа из эпосов, кюев, легенд. знания о причинах и результатах исследования Казахстана российскими учеными (В.Н.Татищев, И.К.Кирилов, П.И.Рычков, вторая академическая экспедиция 1768-1774гг и ее итоги), | |||||||||||||
Языковая цель | 1. Описывает жизнь общества в XVIII – XIX вв. из генеалогии и сказаний (говорение). Предметная лексика и терминологияп Кюй, сказители, генеалогия, искусство айтыс, устная литература, исполнители эпоса-жырау Серия полезных фраз для диалога/письма В зависимости... от "породы лошади" По мнению нашей команде ... экономические / политический / культурный. Это событие / важно / существенное изменение, потому что | |||||||||||||
Привитие ценностей | Поддержка взаимного уважения. Необходимость совместной работы и планирования обеспечивает терпимость и дружелюбные отношения учащихся. Учащиеся открыто и свободно высказывают собственное мнение. | |||||||||||||
Межпредметные связи | связь с литературой, самопознанием, информатикой | |||||||||||||
Предыдущее обучение | Жизнь тюркских народов,традиции и обычаи, хозяйство духовная и материальная культура, мировоззрение и вочевая цивилизация | |||||||||||||
План | ||||||||||||||
Планируемые сроки | Планируемые действия(замените записи ниже запланированными действиями) | Ресурсы | ||||||||||||
Начало урока
| Мотивационный момент. «Собери пазл». Учитель приносит 4 конверта с пазлами (разрезанными 4 листами писем) различного содержания (приглашение, благодарность, просьба, извинение). Просит учащихся собрать их. Актуализация прежних знаний. - Постановка цели урока. Диктует ученикам текст. Предлагает ученикам выполнить ассосацию Легенда
Целеполагание и представление критериев успешности. - Нанесите на карту страны и регионы, куда совершал походы хан Абылай. Какие вы знаете произведения, отражающие жизнь и деятельность Абылай хана? Как вы думаете, почему народ еще при жизни назвал его «аруах»?
|
конверт с пазлами (разрезанными листами писем)
слайд с целями урока | ||||||||||||
Середина урока
| В своих песенно-поэтических произведениях жырау жырау философски описывали жизнь народа,В своих песнях они критиковали и воспевали деяния ханов и султанов. Содержание песен жырау живших в XVI-XVIIвеках,отражало традиции,думы и чаяния казахского народа. Знаменитые казахские акыны и жырау(поэт импровизатор) Жиембет, Маргаска, Актамберды, Умбетей,Шалкииз,Букар-жырау. воспевали события в жизни народа, призывали к сплоченности и совместной борьбе против внешних врагов. Салы и серы всегда были участниками тоев и свадеб, сочиняли музыку.
2. Сказки Жанры: О животных Фантастические Бытовое Реалистические Сатирические Популярные сказки: «Ер тостик» «Куламерген» «Алтын сака» «Аламан и Жоламан» «Асан Кайгы» «Карамерген» Герои сказок: Аяз би Жиренше Алдар Косе Находчивыми Умными Смелыми Очень сильными Чуткими и прозорливыми Достойными подражания В сказках о животных: Верблюд Лощадь Овца и коза были друзьями Дикие звери волк, лиса, медведь, тигр и змея враги человека. 3.Героический эпос Событийные (дастаны). Эпосы: «Ер-Таргын» «Ер-саин» «Камбар» «Алпамыс» «Ер-косай» «Торехан» «Телагыс» «Кубагул» повествуют о народной борьбе против захватчиков. В героическом эпохе рассматривались исторические события XVI-XVIIвеков. 4.Лирико эпические поэмы: любовь, история борьбы за свое счастье, полной лишений и страданий влюбленных, преодоление ими препятствий на своем пути. «Козы корпеш и Баян сулу» «Кыз Жибек» «Айман Шолпан» «Кулше кыз» «Макпал кыз» 5.Кюйши –композиторы; Коркыт-ата Асан Кайгы Казтуган Сыпыра-жырау Бухар-жырау Нысан-абыз Популярный музыкальный инструмент домбра. Смычковый-кобыз Свирел-из камыша и дерева Терме (песенно-литературнный жанр). 7-8 слогов. Кюй (народное музыкальное произведение). Народные кюи: «Аксак кулан» «Жошы ханнын жортуылы» «Шора батыр» «Амир аксак» «Камбар батыр». Работа в группах Задание 1.Прием «Джигсо»
Задание для парам 1 группа: СТРУННЫЕ: Домбра - наиболее широко распространенный в народе инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. Существуют два приема игры на домбре: путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипывания струн; Кобыз - древний казахский смычковый, струнный музыкальный инструмент. Изготавливается из цельного дерева и имеет форму ковша; Жетиген - музыкальный инструмент, имеющий вытянутый прямоугольный деревянный корпус с семью струнами из конского волоса. В настоящее время используется как солирующий и аккомпанирующий инструмент в народных оркестрах и ансамблях; 2 группа: ДУХОВЫЕ: Керней Камышовые и роговые сырнаи Сыбызгы - широко распространенный инструмент в народном быту. Изготавливается из камыша, дерева, реже из металла, в виде двух деревянных желобков, скрепляемых нитью полыми сторонами; Адырна - древний казахский духовой инструмент. Обладает сильным звуком. В старину использовался во время боевых походов, а также в дни охоты для привлечения внимания птиц, зверей, имитируя их голоса; Язычковые: Шанкобыз - разновидность варгана, одного из древнейших музыкальных инструментов. При игре шанкобыз прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта даёт возможность менять тембр инструмента; 3 группа: УДАРНЫЕ: Дангыра - представляет собой обод, обтянутый с одной стороны кожей, на внутренней поверхности которого прикреплены металлические подвески, издающие при ударе по коже и при движении дополнительный шумовой эффект; Дауылпаз - имеет деревянный котлообразный корпус, обтянутый с двух сторон кожей. Игра производится ударами руки или плети. Использовался в качестве военного сигнального и шумового охотничьего инструмента; Дабыл - представляет собой деревянный обруч, обтянутый с двух сторон кожей. Сбоку на ободе имеется ручка или кожаный ремешок. Удары производятся руками или деревянными палками. Предназначался для подачи сигналов и имел различные размеры, вплоть до больших батальных с очень громким звуком; Асатаяк - казахский народный шумовой музыкальный инструмент. Атрибут шаманских инициаций. Представляет собой деревянный жезл высотой более одного метра. В верхней части имеется головка, на которую подвешиваются металлические подвески различной формы, издающие при движении шум.
ФО- взаимооценивание групп Учитель может дополнить их ответы. поощрение учителем Для каждых учеников задают «Толстые и тонкие вопросы». 1.У казахского народа есть свои легенды, что в них отражено? 2.Как казахи объясняли название созведий? 3. С чем связано название « Большая Медведица»? 4. Что придает чувство реальности эпическим произведениям? 5. Название какого месяца сохранилось в эпосе «Кобланды батыр»? 6. От какого певца –импровизатора ведут свое начало казахские жырау? 7. Песни какого жырау почти не сохранились? 8. С каким ханом в устном народном творчестве связано имя Асана? 9. Почему Ч.Валихонов называл Асана фолософом? 10 Один из первых жырау в Казахском ханстве. 11. Кто из жырау XVI в. был особо популярен? 12. Плеяда талантов XVIII в. и их значение в жизни казахского народа. Допольнительная работа Индивидуальная работа. Прием «Инсерт» 1.Жырау это? 2.Назовте знаменитых казахских жырау? 3.Основные жанры сказок? 4.Полярные в народе сказки? 5.Какие эпосы повествуют о народной борьбе против захватчиков? 6.Основные темы поэм лирико-эпического жанра? 7.К лирико-эпическим поэмам относятся? 8.Известные кюйши композиторы средневековья? 9.Известные музыкальные инструменты ? 10.Народные кюи сохранившиеся до наших дней? Оценивание работы учащихся на уроке и выставление ФО-обратная связь -прием «Светофор». У каждого ученика класса имеются карточки 3х цветов светофора.
|
маркеры, А3
презентация
листы с критериями оценивания на партах
сигнальные карточки | ||||||||||||
Конец урока | - С Учитель дает обратную связь (похвала, рекомендации) ФО-самооценивание Заполняют листы самооценивания. Рефлексия «Весы настроения».
| слайд с целями урока листы самооц-вания на ватмане |
Краткосрочный план урока №5
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности |
Учитель распределяет задания для парной работы и командной работе в соответствии со способностями учащихся | Критерии успеха (лист оценки учащегося); словесное поощрение, комментарии учителя | Регламентированное использование интерактивной доски, проветривание кабинета |
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
| |
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
|