Творческий проект по творчеству А.С. Пушкина
Тема.** Что за прелесть эти сказки**.
Заключительный урок предназначен для коллективного создания учащимися в процессе творческой деятельности выпуклого панно по сказке А.С. Пушкина **Сказка о царе Салтане**.
Тема проекта тесно связана с изучением сказок А.С. Пушкина, музыкальных произведений русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, живописи, окружающего мира, с применением навыка работы с разными материалами (бумагой, клеем, ножницами, красками и т.п.).
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- познакомить учащихся с принципом создания коллективного панно, вовлечь каждого участника в активный познавательный, творческий процесс;
- учить производить презентацию своего творческого труда,
отстаивать свои взгляды на выбор методов, средств и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов;
-воспитывать у детей интерес к художественной литературе, живописи, музыке, к творческому взаимодействию при совместной работе.
ЗАДАЧИ:
-развивать творческие способности, эстетический вкус;
-формировать навыки исследовательской деятельности, начальные навыки создания выпуклого панно и сказочных персонажей на нём, умение самостоятельной работы с различными материалами, приобщать к полезному труду.
ВОЗРАСТ: 3 класс.
ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ: 1 неделя.
РЕЖИМ РАБОТЫ: использование учебных часов (уроков чтения, окружающего мира, занятий дополнительного образования).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
аудиозаписи оперы Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА " Сказка о царе Салтане..".: использование презентаций ( интерактивная доска), художественная литература, ватман, клей, краски, двусторонняя цветная бумага, шаблоны, штампы из картофеля, подарочный пакет, ножницы, альбом детских рисунков по сказкам А.С. Пушкина.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПРИВЛЕКАЕМЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ:
преподаватель музыки, библиотекарь.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА.
Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет своё рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя.
ЭТАП 1. ПОДГОТОВКА.
На предыдущих занятиях дети знакомились с различными жанрами художественной литературы, музыки, живописи. Проводились уроки-семинары, ученики посещали библиотеку. Детям было предложено представить на презентацию рисунок и аппликацию по прочитанным сказкам А.С.Пушкина.
На уроках учитель проводит беседу по прочитанным сказкам и рассказывает о разнообразии различных видов жанров, благодаря которым сказки А.С.Пушкина интересны разным возрастам.
УЧИТЕЛЬ. Сегодня у нас необычный урок, потому что вам предстоит окунуться в мир сказок. Давайте прочитаем запись на доске.
ДЕТИ. "ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!" (на доске название, работы детей).
У. Ну конечно же, вы узнали автора этих слов- это А.С. Пушкин. Любовь к сказкам привила поэту его няня Арина Родионовна, которая длинными зимними вечерами под завывание вьюги рассказывала их маленькому мальчику. Сказки, которые создал сам Пушкин много-много позднее, появились в период расцвета его творчества. Их было не так уж и много, но за то какие это сказки! ( слайд о А.С. Пушкине, няне).
У. Перечислите названия сказок, с которыми вы уже знакомы. (слайд с названиями сказок).
Д. "Сказка о рыбаке и рыбке".
"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".
"Сказка о царе Салтане".
У. Сказки Александра Сергеевича Пушкина хорошо известны и взрослым и, детям. Как вы думаете, благодаря каким видам искусства стала возможна такая широкая популярность.
- Благодаря литературе, музыке, живописи, (на доске) киноискусству, народному прикладному творчеству.
У. Сейчас проведём конкурс на лучшего знатока сказок, которые вы уже изучили. Поможет мне в этом презентация с рисунками. Я буду показывать рисунок, а вы должны угадать к какой сказке А.С.Пушкина, относится та или иная иллюстрация (угадавшим поощрение) .
(Учитель демонстрирует детские рисунки, ученики вспоминают соответствующие отрывки и названия сказок.)
ЭТАП 2. ПЛАНИРОВАНИЕ.
-Как я уже говорила ранее, сегодня у нас необычный урок. А необычен он тем, что мы с вами оказались в мастерской волшебной феи.
( клип и песня феи), после исполнения песни.
ФЕЯ.- Со мной приходит волшебство,
- Фантазий смелых торжество,
Лишь только палочкой взмахну,
Сразу в сказку попаду.
Взмахну я палочкой сейчас.
И сказка, появись у нас!
ФЕЯ - Я, фея, из волшебной страны, у царя Салтана случилось горе, злой волшебник заколдовал остров царевича Гвидона, и он не может попасть к сыну. Чтобы колдовство исчезло, ему предстоит пройти 5 испытаний, но так как он стар ему это не под силу.
-Поэтому он обращается к вам ребята, за помощью.
У. – Вы согласны ему помочь?
_ Тогда угадайте, о чём пойдёт речь.
загадка: Шириною- широко,
Глубиною- глубоко,
День и ночь о берег бьётся,
Из него вода не пьётся,
Потому, что не вкусна-
И горька, и солона ( океан).
У. - Конечно, же океан.
ЭТАП 3. ИССЛЕДОВАНИЕ.
1 - ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ " МАРИНИСТОВ".
У. – Кто такие "маринисты"? (сообщение ребёнка).
У. –Запишем это слово, в словарик.
( "маринисты"- это художники, которые рисуют море).
(слайды моря).
У. - Мы будем изображать море не традиционным способом.
Для этого воспользуемся приёмом - "штамповка", и штампами, из вырезанного картофеля. Ещё нам потребуется кисть (чтобы добавлять воду), краски, стаканы с водой и салфетки, чтобы промокнуть излишки краски со штампа.
ЭТАПЫ РАБОТЫ.
Берём шаблон прямоугольника, карандашом наносим рисунок волны.
Вырезаем.
Затем штампами макаем в тарелочку с синей краской.
Наносим на вырезанные волны, и так несколько раз, пока не закрасим волну.
Излишки краски обмакиваем салфеткой. Даём подсохнуть.
У. – Вот мы и расколдовали море- океан, по которому поплывёт наш герой.
- А теперь поиграем в БУРИМЕ.
Буриме- это стихотворение с уже заданными словами-рифмами. Эти рифмы могут быть кем-то специально придуманы, а могут быть извлечены из любого стихотворения.
КАРТОЧКА.
Я рисую сама ( ………).
На картине (…………).
Поплыли мы по (………..).
В гости к царевичу (…………..).
- Угадайте, для кого же следующее испытание?
Загадка; 1. Рассыпалась к ночи,
Золотое зерно,
А глянули утром -
Уж нет ничего. ( звёзды).
2 – ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ " ЗВЕЗДОЧЁТОВ"
У. - Наступило полнолуние, и на небе появилась Луна, которая сопутствует нашим героям.
(Показ слайдов, сопровождается рассказом учителя).
РАССКАЗ:
С Луной связано много самых разнообразных загадок, событий и явлений, которые не поддаются пока однозначному объяснению. На Луне происходят лунные явления. Одним, из которых является появление или исчезновение тёмных пятен. Это – моря Луны, видимые невооружённым взглядом. Астрономы считают, что они образуются в результате ударов гигантских метеоритов. Луна влияет на морские приливы и отливы, на погоду. Загадок для учёных остаётся много.
( показ слайдов о Луне).
У. - Мы создадим сказочную Луну, которая будет состоять из небольшого круга, вырезанного из жёлтой бумаги, и кусочков гипюра, наклеенного на Луну ( используем технику - КОЛЛАЖ записываем в словарик).
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Возьмите жёлтый круг.
На куске ткани ( гипюр), обведите его. Вырежьте.
Нанесите клей на шаблон Луны.
Сверху наложите гипюр и промокните салфеткой, чтобы убрать излишки клея.
У. - Луну мы расположим в верхнем правом углу, потому что по закону построения композиции человек рассматривая, картину в первую очередь, бросает взгляд в верхний угол. А там он увидит сказочную Луну, ведь жёлтый цвет - тёплый, он пробуждает в человеке радостное настроение.
-Наше светило готово!
- А теперь давайте поиграем!
ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО.
Карточка.
Ночью по небу …………..( гуляю)
Тускло землю ………… (освещаю)
Скучно очень мне……….( одной)
А зовут меня ……………( Луной).
3 - ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ "ВОЛШЕБНИКОВ".
1. Белые цветочки,
Вечером расцветают,
А утром увядают ( звёзды).
2. Звезда служившая,
компасом мореплавателям.
( полярная звезда).
Показ слайдов, рассказ учителя.
Полярная звезда.
Самая ярчайшая и ближайшая к Земле звезда. Полярная Звезда находится над северной точкой горизонта, в Северном полушарии, что позволяет использовать её для ориентации на местности.
СЛАЙД М. и Б. МЕДВЕДИЦЫ.
Чтобы найти Полярную Звезду надо найти Созвездие Большой Медведицы , напоминающий ковш, затем через две звезды "стенки ковша", мысленно провести линию, на которой отложить 5 раз расстояние между этими крайними звёздами, примерно на конце этой линии находится ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА.
У. - Мы попытаемся, создать звёздное небо, используя технику - КВИЛИНГ.
У. - Запишем это слово в словарик.. ( работа со словарём).
КВИЛИНГ – это искусство скручивания длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоские композиции.
( презентация, история создания квилинга,
модели ролов и этапы работы у детей на столах).
Дети выполняют работу.
У. – Полярная Звезда готова! Расположите звёзды рядом с Луной.
У. _ Поиграем в БУРИМЕ.
Карточка.
В гости к нам пришла …………….( луна).
Долгожданная ……….( она).
На ……( небе) хоровод.
Водят …(звёзды) целый год.
4 – ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ " МОРСКИХ КУДЕСНИКОВ".
Не хожу и не летаю!
А попробуй догони!
Я бываю золотая
Ну-ка , в сказку загляни! (золотая рыбка)
презентация морских жителей, рассказ учителя.
РАССКАЗ:
Наше море населяют разные подводные жители. Нам предстоит оживить воды океана – сказочными существами.
Мы из обычной цветной бумаги сотворим золотых рыбок, используя разного цвета бисер.
РАССКАЗ РЕБЁНКА О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ:
Золотые рыбки- это красивые разнообразные по окраске рыбки, с крупными глазами и роскошным хвостом.
(СХЕМЫ РЫБОК У ДЕТЕЙ НА СТОЛАХ).
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Возьмите шаблоны рыбок, обведите их и вырежьте.
На готовый шаблон нанесите клей.
Посыпьте бисером.
Дайте время подсохнуть.
Остатки бисера ссыпьте в тарелочку.
- Морские жители могут путешествовать, а ещё они могут выполнить любое ваше желание, запишите его на полоске бумаги , приклейте к рыбке, и отпустим их в море.
– ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ "КОРАБЕЛЬЩИКОВ".
Какие красавцы,
Всегда и везде,
На суше родятся –
Живут на воде. ( корабли).
Ходит великан,
На работу в океан.
---Нам предстоит выполнить чудесный сказочный корабль, на котором плывёт сам царь Салтан, чтобы увидеть своего сына. Корабль состоит из корпуса ( который выполняется из гофрированного картона), паруса , его мы выполним из бумаги, которая переливается – это покажет, что на судне плывёт богатый и могущественный человек.
ЭТАПЫ РАБОТЫ: модели кораблей на столах у детей
Возьмите прямоугольник из картона и смоделируйте корпус корабля, где нужно отрежьте.
- Чтобы плыть, нам нужен парус, моделируем его.
2. Из прямоугольников, моделируем парус.
(шаблоны из фольги прямоугольной формы).
Обводим модель паруса, вырезаем, наклеиваем на картон.
Собираем парус и корабль вместе.
- А теперь поиграем в рифму.
Карточка.
По реке плывёт ………(кораблик).
Он плывёт ………..(издалека).
На кораблике …….(четыре).
Очень славных ……..(моряка).
- Впишите подходящие по смыслу слова.
ЭТАП 4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.
-- Мы готовы плыть! Царя Салтана сопровождает большой флот, а воды моря- океана очень глубоки.
- Выполнив все испытания, царь Салтан может плыть к своему сыну, но ему необходимо известить царевича Гвидона.
- Угадайте, кто нам в этом поможет.
Чистый листик из тетрадки,
Разлинованы поля
Из него сложу украдкой,
На уроке ……журавля.
- Журавлик – это символ СЧАСТЬЯ, ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ.
- Запишем эти 3 важных слова на крыльях ЖУРАВЛИКА, которого мы делали с вами на прошлом уроке, и подарим частичку своего сердца нашим гостям.
(дети дарят журавликов).
Этап 5. ВЫБОР СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ МУЗЫКИ ДЛЯ ГОТОВОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ.
У. Ребята, а теперь я предлагаю вам выбрать музыкальный фон, который лучше всего подходит для рассматривания нашего панно.
(учащиеся прослушивают три музыкальных отрывка, из которых выбирают один. Все отрывки из произведений русского композитора Н.А.Римского-Корсакова).
ФЕЯ: - Пора нам ребята домой возвращаться.
Лишь только палочкой взмахну.
И вот мы дома снова.
На память вам подарки дам.
Сама вернусь в волшебный замок.
(фея награждает детей).
Этап 6. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Участники проекта делятся мнениями, отвечают на вопросы:
- Понравилось ли вам созданное панно? Чем?
- Работу, какой творческой группы вы хотели бы особо оценить?
- Что не удалось в нашем проекте? Какие рекомендации вы хотели бы дать своим коллегам на будущее?
- Всем большое спасибо! До новых встреч!
(учитель оценивает работы учащихся)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Разработка данного проекта - это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в творческой деятельности. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребёнка. При этом познаётся особенность различных видов искусств: литературы, музыки, живописи.