Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Табагинская средняя общеобразовательная школа»
городского округа «город Якутск»
Автор: Иванов Расим Петрович
учитель музыки.
Урок музыки является основной формой организации музыкального воспитания в школе. И хотя имеются еще и музыкальные кружки, факультативы, студии, но урок музыки, охватывающий всех детей, никогда не потеряет своей актуальности.
С целью популяризации предмета «музыка» в школе, возникла идея ежегодно проводить «Неделю музыку», в которой ребята разных возрастов могут проявить свои таланты, идеи в любых номинациях. Предлагаю свой вариант проведения мероприятий на неделе музыки. По желанию учителя дни можно перераспределить.
В течение недели ребята сдают работы разных направлений. Создаётся группа учителей – жюри (учителя изо, литературы), которая оценивает работы вместе с учителем музыки.
Когда итоги подведены, проводится заключительный концерт «Вечер Музыки», на котором происходит торжественное награждение участников – победителей.
План недели музыки.
25.09. – 30.09.
«Музыка в рисунке»
Конкурс рисунков: «Детская песня в рисунке», 1-7 классы
Конкурс рисунков: «Музыкальные инструменты» участвуют с 1-4 классы
Конкурс рисунков: «Музыка, что Родиной зовётся!» участвуют 1-7 классы
«Музыка словами»
Конкурс на лучшее сочинение: (стихи, прозы…)
«Музыка в жизни человека», «Музыка в моей жизни», «О музыке и музыкантах»… участвуют 2-7 классы
«Великие имена в искусстве»
«биография, творчество композитора"
Конкурс на лучший информационный творческий проект. 5-7 классы
25.09 Игра «Музыкальный ринг»
Цель игры: Вызвать интерес учащихся к музыке, вида музыкального искусства.
Задачи: Воспитание любви к предмету, развитие внимания учащихся, мыслительной деятельности, смекалки, сообразительности, пробуждение художественно-образного мышления.
В игре участвует две команды по 6 человек (учащиеся с 2 по 7 классы)
К игре команды заранее готовятся: выбирается командир, девиз, песня команды.
Ответы записываются командой на 1 листе! Первый кто поднимает руку на вопрос ведущего и правильно отвечает на него, получает жетон в виде музыкального знака. В конце подводятся итоги принявших активное участие в игре.
Приветствие команд.
Каждая команда представляет свое название, девиз.
Задание № 1
За 1 минуту написать как можно больше музыкальных инструментов.
Задание №2
-Все мы с вами немножко музыканты, и знаем что в музыке всего…. 7 нот
Задание: за 1 минуту придумать слова, в которые входят названия этих нот. (например СИла, МИнор и т.д.)
Задание№3
За 1-2 минуты
Придумать сказку о музыкальном инструменте (Инструмент выбирается по жеребьевке)
Среди них:
Барабан, треугольник, пианино, аккордеон, скрипка.
Жюри учитывает связность, законченность, содержательность, объем, а также сюжетную линию сказки (рассказа)
Задание №4
За 1 минуту написать как можно больше фамилий композиторов (русских, зарубежных, татарских, др.)
Задание №5
Пантомимой рассказать содержание песни (время для подготовки1-2минуты)
Пока команды готовятся, звучит МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Песни для обыгрывания: «Елочка», «В траве сидел кузнечик», «Ой мороз, мороз»,
«Песня Красной шапочки», «Улыбка» и другие…
Задание №6
-Какие музыкальные заведения знаете?
-Знаете ли вы что такое КОНСЕРВАТОРИЯ? То, что это высшая музыкальная школа знает каждый. В 16 веке в Италии консерваториями называли городские детские приюты, где воспитывали сирот и беспризорных. В одной из таких консерваторий позже преподавал композитор Антонио Вивальди. Сохраняя жизнь детям, им давали и какие-либо трудовые навыки, обучали ремеслам. Одной из профессий была музыка, певческое искусство. Из них готовили певчих хоров. Постепенно такая специализация стала основной, и таким образом, консерватории превратились в музыкальные учебные заведения.
Из слова «Консерватория» составить множество слов. (например, рот, торс и т.д)
Задание №7
Обеим командам раздаются карточки с заданиями по теории музыки.
Соединить стрелками понятия.
Например:
Реприза | громко |
Пауза | Сила звучания |
Бекар | Знак повышения звука на пол тона |
Диез | Знак повторения |
Динамика | Знак понижения звука на пол тона |
Форте | Знак остановки в музыке |
тембр | Многоголосие в музыке |
темп | Скорость в музыке |
полифония | Окраска звука |
вокализ | Ключ соль |
Скрипичный ключ | Ключ фа |
Басовый ключ | Произведение для пения без слов |
дуэт | Коллектив певцов |
хор | Ансамбль из двух музыкантов |
оркестр | Коллектив музыкантов |
Альт | Певческий голос |
Подведение итогов, награждение активных зрителей, участников игры.
26.09 «Аукцион знаний» (Ответы на вопросы)
За каждый правильный ответ участник получает жетон.
Участвуют с 5 по 7 классы. В конце объявляется победитель, получивший наибольшее количество жетонов.
Вопросы.
1. Чем отличается композиторская музыка от народной?
(Композиторскую сочиняет человек, который профессионально занимается музыкой)
2. Назовите музыкальные профессии, специальности.
(Композитор, дирижер, пианист, музыкант, певец…)
3.Что такое балет?
(Музыкально-хореографический спектакль, в котором сочетается музыка, танец, драматическое действие, элементы изобразительного искусства)
4. Что такое опера?
(Вид театрального искусства, в котором сценическое действие слито с вокальной и оркестровой музыкой, а исполнители - актеры не говорят, а поют)
5. Какие бывают звуки
(музыкальные, шумовые, высокие, низкие)
6. Что называют концертом?
(Музыкальное произведение для солиста и оркестра, публичное исполнение музыкальных произведений)
7. Назовите три музыкальные основы, три кита музыки
(Песня, Марш, танец)
8. Пьеса для пения без слов.
(вокализ)
9. Учебное заведение, где обучают музыке детей.(Музыкальная школа)
10. Струнный щипковый инструмент, известный в эпоху средневековья?
(гитара)
11. Ансамбль из четырех исполнителей-певцов или музыкантов?
(квартет)
12. Назовите самый большой ансамбль
(Хор, Оркестр)
13. Исполнение без музыкального сопровождения(a cappella)
14. Назовите имя композитора, который известен своими вальсами, мазурками, полонезами?
(Фредерик Шопен)
15. Высшее музыкальное учебное заведение
(Консерватория)
16. Здание, в котором мы можем увидеть и услышать музыкальное представление.
(Здание театра)
17.Ансамбль из пяти исполнителей-певцов или музыкантов
(квинтет)
18. Самый маленький ансамбль
(дуэт)
19. Низкий мужской голос
(бас)
20.Автор балета «Лебединое озеро»
(П. Чайковский)
21.Инструмент, который имеет две клавиатуры: кнопочную и фортепианную
(Аккордеон)
22. Ударный инструмент с неопределенной высотой звука, который в оркестре выполняет ритмическую и шумовую роль
(барабан)
23. Высокий женский голос
(сопрано)
24. Какая нота находится в скрипичном ключе на второй линейке?
(соль)
25. Каким ключом открывается нотный стан?
(Скрипичным или басовым)
26. Кто автор Гимна (Якутии)
(Кирилл Герасимов)
27.Самый большой музыкальный инструмент?
(орган)
28. Какой инструмент называют «королевой оркестра»
(скрипка)
29. Излюбленный музыкальный инструмент Фредерика Шопена?
(фортепиано)
27.09 Межнациональный творческий проект
«Пою мою Республику» посвященный Дню государственности
(Конкурс песни и устного народного творчества)
Место проведения; г.Якутск, Дом дружбы народов им.А.Е.Кулаковского
28.09 Познавательная игра «Музыкальный букварь»
Цель: развитие познавательного интереса учащихся к предмету, обобщение, закрепление и систематизация знаний, полученных на уроках музыки.
К игре необходимо заранее подготовиться:
1) выбрать 7 учащихся (5-7 классов) для игры и одного в роли помощника
2) оформить зал
3) организовать рабочее место для жюри.
4) заранее объявить систему оценивания.
Каждый верный ответ - одно очко (в виде жетона)
После каждого тура участник, набравший наименьшее количество очков выбывает из игры.
1 тур (все ответы на букву «М»)
1. Знаменитый австрийский композитор, начавший свою концертную деятельность в 6 лет; его называли чудо-ребенком. ( Моцарт)
2.Музыкальный лад, вызывающий радостные эмоции (мажор)
3. Человек, профессионально занимающийся каким – либо видом музыкальной деятельности (музыкант)
4. Музыка энергичного характера для сопровождения военных парадов, походов (марш)
5.Польский народный танец (мазурка)
6. Название ноты на 1 линейке скрипичного ключа (ми)
«Р»
1. Нота в скрипичном ключе под 1 линейкой (ре)
2. Разновидность фортепиано (рояль)
3. Музыкально-поэтическое сочинение для голоса в сопровождении аккомпанирующего инструмента (романс)
4.Имя немецкого композитора Шумана (Роберт)
5. Знак повторения в музыке (реприза)
«П»
1.Имя русского композитора, написавшего балет, «Лебединое озеро» (Петр Чайковский)
2. Название произведения норвежского композитора, которое начинается с части, под названием «Утро» («Пер Гюнт»)
3.Автор симфонической сказки «Петя и волк» (Прокофьев)
4. Повторяющаяся часть в песне (припев)
5. Знак остановки, молчания в музыке (пауза)
6. Чешский народный танец в двухдольном размере (полька)
7. Композитор Шопен по национальности (поляк)
«Ч»
1.Фамилия композитора, автора балета «Щелкунчик» (Чайковский)
2. Количество музыкантов в квартете (Четыре)
3. Как называют короткую веселую песенку (Частушка)
2 тур
«С»
1.Название ключа, название ноты (соль)
2. Произведение для симфонического оркестра, чаще всего состоит из 3-4 частей (симфония)
3.Отрывистое исполнение в музыке (стаккато)
«Т»
1.Скорость исполнения музыки (темп)
2.Ансамбль из трех исполнителей (трио)
3.Высокий мужско голос (тенор)
4. И инструмент в оркестре, и предмет на кухне (тарелки)
5. И геометрическая фигура и инструмент в оркестре (треугольник)
6.Один из трех жанров в музыке (танец)
«А»
1.И низкий женский голос и инструмент в оркестре (альт)
2. Перерыв между действиями в опере (антракт)
3.Старинный щипковый инструмент, входящий в состав симфонического оркестра, у которого может быть от 46 струн (арфа)
5.Сольный номер в опере (ария)
6.Музыкальный инструмент, одна клавиатура у которого баянная, вторая фортепианная (аккордеон)
«Б»
1.Мужской голос, Средний между басом и тенором (баритон)
2. Ударный инструмент (барабан)
3. Прдолжить фамилию композитор Людвиг ван… (Бетховен)
4. Музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют (балет)
3 тур
«Ф»
1. Громкое звучание в музыке (форте)
2. Заключительная часть симфонии, концерта или другого музыкального произведения (финал)
«Г»
1. Шестиструнный или семиструнный музыкальный инструмент (гитара)
2. Композитор, написавший оперу «Иван Сусанин» (Глинка)
4. Главная песня страны или республики (гимн)
5. Музыкальный инструмент, который всегда носим с собой ( голос)
(игрок, набравший наибольшее количество жетонов, становится победителем)
29.09 «Тематические беседы (вечера)»
1. Певческий голос.
2.Типы хоров.
3.В мире музыкальных инструментов.
4. Эти разные оркестры…
5. Танцевальные жанры.
6. Вальс, вальс, вальс…
7. Цветочный рай.
8. Говорящие имена.
9. Великий Бах.
10. Музыка о детях.
Завершается неделя музыки музыкальными номерами:
30.09 «Вечер музыки».
(выступление отдельных классов и награждение победителей всех номинаций)
1. «Дождик» 2 классы
2. «Праздник детства» 3 классы
3. «Осенний блюз» 4 классы
4. «Профессия мама» 5 классы
5. «Счастье русской земли» 6 классы
6. «Музыка это дивная страна» 7 классы