Творческий отчет
педагога-психолога
КГУ «Бирликская средняя школа»
района имени Габита Мусрепова
Северо-Казахстанской области
Мисла Светланы Николаены
Сегодня образование вступило в стадию фундаментальных реформ, основу которых составляет принципиально новое мышление. И одним из основных направлений работы является формирование в школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан.
Моей главной задачей является помочь детям адаптироваться в обществе, стать терпимее друг к другу, а главное – помочь им раскрыться творчески, ведь в каждом из них спрятана личность, требующая уважения.
«Психолог – это призвание, психолог – это судьба: сочувствие и сострадание, забота и доброта».
Невозможно работать психологом только несколько часов в день, забывая об этом, выходя из стен школы, поскольку психология сопровождает нас в каждый момент нашей жизни.
В своей работе стараюсь создать социально – психологические условия для развития личности обучающихся, их успешного обучения и социализации на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития, психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.
Для достижения этой цели были выделены следующие задачи:
Содействовать полноценному личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе; поддержка и содействие в решении психолого-педагогических проблем;
Проводить диагностику возможностей и способностей с целью раннего выявления и предупреждения проблем обучения и развития;
Способствовать развитию психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей;
Содействовать укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса; проводить консультативно-просветительскую работу среди обучающихся, педагогов, родителей.
Психологическое сопровождение включает в себя традиционные направления деятельности: психодиагностику, коррекционно-развиваюшую работу, просвещение и профилактику и консультирование.
В своей работе стараюсь помогать детям верить в себя; смотреть на мир широко открытыми глазами, стараться видеть как можно больше хорошего, прекрасного, доброго, светлого; видеть и оценивать себя, свои поступки – видеть в себе личность; учу корректировать своё поведение, строить отношения с окружающими; отношению к другим с любовью, пониманием и уважением, умению прощать, открывать во взаимоотношениях с другими что- то новое.
Особое внимание уделяется детям в кризисные периоды их развития. Первый кризисный период в жизни ребенка – поступление в школу. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, нормам, правилам существует у всех детей, однако, степень его успешного прохождения зависит от многих факторов, и длиться у каждого ребенка разный период времени.
В рамках работы в данном направлении мною ежегодно проводится диагностическое обследование учащихся начальной школы, с помощью методики Л.А. Ясюковой «Определение готовности к школе» с целью выявления уровня готовности к школьному обучающихся, с целью исследования уровня развития учебной мотивации, познавательной активности учащихся («Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» А.Д. Андреева).
Сводные результаты исследования готовности детей к школьному обучению представлены в таблице:
Анализируя результаты диагностической работы нужно отметить, что в настоящее время уровень готовности дошкольников к обучению в школе снизился, возрастает количество обучающихся со слабой и средней подготовленностью к усвоению новой учебной деятельности и, соответственно, снижается количество детей с хорошей эмоциональной и интеллектуальной готовностью к обучению в школе. В эмоциональном развитии главной проблемой является дефицит родительского внимания, возникающий вследствие их трудовой занятости, низкой психолого-педагогической компетентности. Обозначенные проблемы определяют приоритетные направления – просветительское и развивающее - в работе с детьми, поступающими в первый класс, и их родителями.
В течение учебного года провожу входные и итоговые диагностические работы по определению УУД учащихся 1 - 8 классов, уровня школьной тревожности у учащихся. Диагностику с целью определения уровня воспитанности учащихся 1- 10х классов, по методике М.И.Шиловой.
В конце каждого учебного года с учащимися 4 класса, проводится диагностика, с целью определения психологической готовности к обучению в среднем звене. Методика А.В. Зака (познавательная готовность), методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина (личностная готовность), опросник САН (самочувствия, активности и настроения) (эмоциональная готовность). Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор – строитель») (коммуникативная готовность).
По результатам диагностики составляются рекомендации для детей, родителей и педагогов.
Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики по запросу родителей, педагогов и обучающихся. Коррекционно-развивающие занятия для младших школьников направлены на развитие и совершенствование коммуникативных навыков, когнитивной, эмоционально-личностной и мотивационно-волевой сфер обучающихся, способствующих снижению уровня дезадаптации школьников.
В подростковом возрасте актуальной является работа, направленная на осмысление навыков эффективного общения, формирование навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, повышение уверенности в себе, развитие потребности в самовоспитании.
В течение последних двух лет наблюдается увеличение количества
проведения коррекционно-развивающих занятий за счет заинтересованности всех участников образовательного процесса.
В период работы мне удалось решить следующие задачи:
проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута,
добиться результативности реализуемых коррекционно-развивающих программ, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями, избежать суицида; повысить компетентность родителей в вопросах воспитания за счет использования новых форм, повысить учебную мотивацию обучающихся: любознательность, интерес, потребность в новой информации; стабилизировать самооценку обучающихся, повысилась уверенность в своих силах и умственных возможностях.
Диагностика универсальных учебных действий (УУД) проводилась c третьего года обучения и до 7 класса, здесь прослеживается вся динамика развития учащихся, результаты представлены в диаграмме. Положительная динамика наблюдается по познавательным процессам – 57,6 %, По остальным показателям волнообразная динамика, с переменным успехом.
Значительную часть моей деятельности занимает профориентационная работа в среднем и старшем звене. Помогаю им изучить самих себя, свои склонности, особенности внимания, мышления, памяти, для чего использую такие методики, как: «Тест Айзенка», «Кто думает левым?», «Уровень тревоги», игра-тренинг «Кораблекрушение», методика Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников». Знакомлю учащихся с миром профессий. Проводимая профориентационная работа помогает выпускникам определиться с выбором и поступить в соответствующие учебные заведения.
Индивидуальная консультативная работа со старшеклассниками, учителями и родителями направлена на решение сложных конфликтных ситуаций, сомнений, противоречий в жизни подростка.
Большая работа ведется с родителями, поскольку семейные взаимоотношения играют одну из главных ролей при комфортном самочувствии обучающихся в школе. Систематически с родителями проводятся индивидуальные консультации, лектории, семинары, родительские собрания:
В своих выступлениях обращаю особое внимание родителей на то, что ребёнка надо принимать и любить таким, какой он есть, так как каждый ребёнок индивидуален и неповторим.
Были проведены родительские собрания на темы:
«Мой ребенок десятиклассник» , «Практические советы родителям неуспевающих учащихся», тестирование «Стили воспитания», «Мой ребенок выпускник», «Одаренный ребенок в семье. Как ему помочь?», «Тревожность и её влияние на развитие личности ребенка», «Первый раз в первый класс», «Психологическая помощь учащимся по подготовке к ВОУД», «Готовность к школе», «Как помочь детям подготовиться к итоговой аттестации».
Анализируя работу с родителями важно отметить, что многие из них мало представляют возрастные особенности, а также имеют слабое представление о формах и методах взаимодействия с детьми в кризисные моменты. Исходя из этого, ежегодно разрабатываются темы для повышения психологической компетентности законных представителей.
В своей профессиональной деятельности осуществляю профилактическую работу, направленную на предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, формирование культуры здорового образа жизни и сопротивление вредным привычкам, активное включение семьи в процесс воспитания, формирование толерантности.
В рамках профилактики социальной дезадаптации проведены беседы: «Твой выбор», «Умей сказать-нет!» и др. Проводим «Круглые столы» по темам: «Твои права и обязанности», «Наркомания и ее последствия». Подготовлено большое количество листовок, буклетов, имеются информационные стенды. Проводятся групповые занятия, в ходе которых у детей формируются навыки «правильного» общения, и умение сказать «нет». Отрабатываются приёмы, как справиться с агрессией, гневом. Занятия помогают ребятам осознать временную перспективу жизни, привлекательность будущего без зависимости, способствуют приобретению социального опыта общения. Положительная динамика коррекционной работы подтверждается результатами мониторинга.
Достаточно сложно проследить результаты деятельности педагога-психолога, поскольку внутренний мир человека – самая сложная и скрытая система, результаты сотрудничества с психологом могут быть отсрочены и проявиться через длительное время. Однако, результатами своей работы, считаю повышение заинтересованности и активности участников педагогического процесса в профессиональном сотрудничестве с педагогом-психологом.
Анализируя результаты видно, что увеличилось количество запросов и со стороны родителей. По итогам просветительской работы получены как положительные отзывы о мероприятиях, об их значимости и полезности для повышения психолого-педагогической компетентности, так и пожелания о дальнейшем сотрудничестве, о заинтересованности в знакомстве с другими актуальными темами и проблемами.
Результатами коррекционно-развивающей работы считаю положительные отзывы педагогов и родителей об изменениях результатов учебной деятельности, об улучшении взаимодействия и взаимопонимания.
При организации коррекционно-развивающей работы возникает ряд трудностей. В первую очередь, это большая занятость участников педагогического процесса, что затрудняет организацию групповой работы.
Для повышения своей квалификации использую не только методическую литературу и рекомендации своих коллег, но и различные семинары-практикумы, вебинары, курсы повышения квалификации.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса очень сложная и противоречивая деятельность, требующая участия и содействия администрации школы. В течение года в нашем образовательном учреждении проводятся методические семинары, педагогические советы, советы профилактики правонарушений среди учащихся, административные совещания, где я принимаю активное участие.
Распространение педагогического опыта провожу через работу на конференциях, семинарах, а также участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах.
1.Республиканский научно-практический семинар, «Психология здорового поколения». Институт семейного воспитания. 2013г. (24ч)
2. Районный семинар для учителей «Психологическая подготовка к ЕНТ» 2014г., «Психологический анализ проблем адаптации участников образовательного процесса при внедрении интегрированной программы в 1 –м классе общеобразовательных школ» 2016г.
3. Участие в Республиканской дистанционной олимпиаде среди психологов учебных заведений 2014г.
4. Участие в Республиканской дистанционной олимпиаде среди психологов учебных заведений 2015г.(Диплом III степени)
5. Участие в Республиканской дистанционной олимпиаде среди психологов учебных заведений 2016г.
6. Республиканская олимпиада для учителей по предмету «Психология» 2016 год (Диплом 1 место)
7. Областной семинар по трансляции опыта НИШ. «Психологическая служба» 2016 год. «Реализация госпрограммы работников образования на 2016-2019г обновление содержания образования»
8. Республиканская олимпиада для учителей по предмету «Психология» 2017 год (Диплом 3 место).
9. Участие в Республиканском трехэтапном обучающем семинаре «Обучение программе превенции суицидального поведения у несовершеннолетних» (162ч.) 2016г.
Одним из приоритетных направлений в работе является подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам.
Подготовка учащихся к международному дистанционному блиц-турниру «Юный всезнайка» 2014г, 4 вторых места, 1 третье.
Республиканская дистанционная олимпиада для школьников «Юный эрудит» 2016 год, Кенесов Даниал -3 место.
Областной конкурс «Моя династия» 2016 год, Бегалина Раушан.
Международная дистанционная олимиада «Окружающий мир» 2016 год, Грицай Илья 1 место
Международный конкурс «Вопросита» 2016 год Кенесов Даниал 1 место
Публикую материал на сайтах в интернете «Учебно-методические комплексы», «Учительский сайт», «Инфоурок», «Методическая копилка», «Мультиурок», «Учитель 21 века», «Продленка».
В журналах «Маман», «Психология в школе».
Обобщая все вышеизложенное, хочется отметить, что деятельность педагога-психолога многогранна, сложна, требует большой самоотдачи, огромных эмоциональных затрат. Однако в практической деятельности существует ряд проблем, над которыми мне предстоит работать дальше. Необходимо уделять больше внимания самоопределению, самореализации учащихся. Развивать такие качества как толерантность, ощущение личной свободы. Постоянно вести коррекцию самооценки школьников. Уделять внимание развитию гуманистических ценностных отношений подростка к миру, к людям, к самому себе.
Также для успешной работы необходимо постоянное стремление к профессиональному росту, самосовершенствованию.