«Зимний фестиваль знаний 2025»

Коррекция детских страхов

В статье описываются причины возникновения детских страхов; раскрывается сущность факторов, участвующих в возникновении страхов.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Коррекция детских страхов


Детские страхи – это та проблема, с которой рано или поздно сталкивается почти любой родитель и воспитатель, с которой приходится работать практически любому детскому психологу

Согласно определению, которое даёт психологический словарь, страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на её источник, побуждает искать пути её избегания. Когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).

Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. В то же время нельзя забывать, что если о многих проблемах можно сказать, что ребёнок их перерастёт, то при неблагоприятных условиях детские страхи растут вместе с ним, увеличиваются до размеров фобий и пожирает душу изнутри. Поэтому чем раньше родители и специалисты обратят внимание на детские страхи и начнут с ними работать, тем лучше.

Страхи, которые болезненно заострены или сохраняются длительное время, являются признаком неблагополучия ребёнка, говорит о его нервной ослабленности, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребёнка, наличие у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

Причины  появления детских страхов

В самом общем виде эмоция страха появляется в ответ на действие угрожающего стимула. Понимание опасности, её осознание формируется в процессе приобретения жизненного опыта и построения межличностных отношений. Страхи возникают в результате фиксации в эмоциональной памяти, сильных испугов при встрече с тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжёлую болезнь. 

Факторы, участвующие в возникновении страхов, можно сгруппировать следующим образом:

1)    наличие страхов у родителей, главным образом у матери, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;

2)    излишняя ранняя рационализация чувства ребёнка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным непринятием детей;

3)    большое количество запретов со стороны родителей того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

4)    отсутствие возможности для родителей идентификация с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;

5)    конфликтные отношения между родителями;

6)    психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность  детей к тем или иным страхам;

7)    психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взросления.

Прежде, чем начинать коррекционную работу с ребёнком, необходимо провести исследование семьи, побеседовать с родителями.

Коррекция детских фобий осуществляется в несколько этапов. В первую очередь психологи проводят диагностику страха, чтобы выявить его причину. Существует несколько основных методов. Все они основаны на особенностях детской психики:

С помощью рисунков

Ребенка просят нарисовать картину на конкретную тему (например, семья или садик). Затем изображение расшифровывают по совокупности аспектов (расположение фигур, четкость линий, цветовая гамма, если просьбой было нарисовать произвольную картину – учитывается выбранная ребенком тематика).

С помощью лепки 

Метод, аналогичный предыдущему. Подходит для детей, которые не любят или отказываются рисовать. 

С помощью сказки

Ребенка просят сочинить сказку или продолжить за взрослым незаконченную историю. Метод рассчитан на детей старше пяти лет. 

С помощью вопросов

Взрослый беседует с ребенком. Вопросы должны быть продуманными и простыми. Не стоит заострять внимание малыша на пугающих моментах, при этом разрешается спрашивать его прямо, например: «Ты боишься оставаться один в комнате?» 

Коррекция детских страхов невозможна без диагностики. Родители могут провести ее самостоятельно, однако лучше доверить это ответственное дело специалисту.

Существует ли профилактика детских страхов?

Безусловно. Большинство фобий можно предотвратить. Правильные отношения с ребенком – лучшая профилактика страхов. Психологи советуют родителям:

- Вы не должны быть для своего малыша цензором, боссом или наставником. Ребенок нуждается в вас как в любящих и понимающих людях.

- Каждый день уделяйте ему время. Ощущение собственной ненужности и одиночества – самая распространенная причина детских страхов.

- Обязательно разрешайте ему заниматься шумными и подвижными играми.

- Не ограничивайте его в общении со сверстниками.

- Никогда и ничем не пугайте ребенка, пытаясь его успокоить или добиться послушания. Малыши каждое ваше слово принимают за чистую монету.


  

2



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее