«Осенний фестиваль знаний 2024»

Семинар-практикум "Виды и роль эмоций в жизни человека"

Семинар-практикум для повышения психологической компетенции воспитателей детского сада

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Семинар-практикум «Виды и роль эмоций в жизни человека»

Цель: обогащение психологической компетенции педагогов

Вся наша жизнь пронизана эмоциями, они в равной степени присутствуют как в период бодрствования, так и в период сна. Они знакомы как ребенку, так и пожилому человеку. Мы не совсем осознаем, что они сопровождают все наши размышления, ощущения, действия и воспоминания. Когда мы просыпаемся утром, то первое, что мы замечаем-это их. Они требуют , чтобы мы время от времени занимались ими.

Не замечать их означает то же самое, что не обращать внимание на тело.

Кто же они, эти таинственные эмоции?

Для многих людей чувства -это их личное дело, о котором не говорят открыто. Поэтому от чувств часто отмахиваются как от «душевного хлама».

Считается что свои чувства лучше скрывать, что они не имеют никакого значения, кроме того, что обнаруживают личные склонности и слабости человека. И с этой точки зрения являются как бы «нижним бельем» человека.

Другие люди рассматривают чувства как внутренние переживания, возникающие в результате внешнего воздействия-подобно волнам от брошенного в воду камня. Чувства воспринимают как некое инородное тело,

«камешек в ботинке», который давит или, в лучшем случае, щекочет. Поэтому возникает стремление избавиться от чувств сразу же.

В общем и целом, многочисленные исследования эмоций человека начинались либо с утверждения, что их невозможно изучить (Дж.Уотсон, Е.Даффи, М Мейер), либо что этот вопрос крайне запутан.

К.Г. Ланге говорил о роли эмоциональной сферы как о «нелюбимой, гонимой и обобранной в пользу старших сестёр — ума и воли». Выготский писал, что «психология чувств оказалась самой бесплодной и скучной из всех глав этой науки»

Почему так?

Ещё Платон сказал, что основное предназначение души заключается в познании окружающей действительности с целью главенства в мире. Человек был противопоставлен Природе.

Вся динамика европейского общественного развития свидетельствует о стремлении человека к уничтожению или, по крайней мере, к снижению значимости чувств и эмоциональности в своей жизни. Эмоциональный человек стал мыслиться в обществе как нечто «недообученное». Правильно ли это? Ведь эмоции — это не просто реакция организма на физиологическом уровне, не просто связь с когнитивными процессами. Это, очевидно, и есть первичный язык индивидуальной души.

Предмет психологии чувств.

Что же такое чувства?

Всё, что нас окружает, вызывает у нас эмоциональный отклик

Эмоции являются эволюционно более ранним механизмом регуляции поведения, чем разум или интеллект. Поэтому они выбирают и более простые пути решения жизненных ситуаций.

Эмоции (от фр. — возбуждать, волновать) — это «физиологические состоя-ния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все вилы чувствований и переживаний человека» (Анохин ПК. Эмоции, с. 172).Именно это свойство организма — определять благодаря эмоции качество воздействия с помощью самого древнего и универсального критерия всего живого на Земле — выживаемости — и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма, Вместе с тем, организм, даже не определяя форму, тип, механизм и другие предметы тех или иных воздействий, может со спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определённого качества эмоционального состояния, сведя их к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие.

Практически весь жизненный опыт человека, начиная с первых дней, помогает ему избегать вредных воздействий не на основе учёта объективных параметров вредящего объекта, а на основе

эмоциональной оценки: «больно», «неприятно» и т.п.

Всем жизненным потребностям сопутствует определённый эмоциональный тонус, благодаря которому организм непрерывно остаётся в «жизненном тонусе». Будь эмоции вредны или бесполезны, они не закрепились бы в эволюции животного мира.

‘Чувства человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания (С.Л Рубинштейн)



Отличительными признаками эмоций является то, что, во-первых, они выражают состояние субъекта и его отношение к объекту, а, во-вторых, обычно они отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком.

Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. «Они являются внутренними в том смысле, что сами не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности» (Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции, с.164)

Виды чувств.

В повседневной жизни мы обычно употребляем один термин, характеризующий эмоциональное состояние человека — чувство. Но в действительности эмоциональная сфера намного шире и выражается в следующих понятиях

1) эмоциональный тон ощущений — это как бы эмоциональная окраска наших ощущений и восприятий, которая свойственна только людям. Даже первоначальное ознакомление с предметами нам далеко не безразлично. Мы говорим: неприятный запах, любимое занятие, скучная книга, возмутительный поступок, успокаивающий цвет, холодный тон собеседника, смешная история.

Особенности наших ощущений и восприятий имеют огромное практическое значение для каждого человека. Это с успехом применяется и в оформлении и подаче товара, в дизайнерских работах, в рекламе;

2) эмоции — более сложное явление психики. Эмоция возникает в конкретной ситуации, имеет определённое содержание, сопровождается соответствующими выразительными реакциями. Это непосредственное переживание, которое возникает в ситуации и в котором выражается отношение человека к этой ситуации. Возникает мгновенно, характеризуется острым протеканием и затем постепенным спадом. Эмоции не существуют в психике человека обособленно, они переживаются всоставе сложных и устойчивых чувств.



3) чувства — реализуются в конкретных эмоциях. Диапазон самых разнообразных эмоций, в которых выливается чувство, может быть очень велик — всё зависит от содержания чувств. Например, мы очень любим музыку, поэтому ходим в театры, на концерты, читаем соответствующую

литературу. Но это общее устойчивое чувство проявляется в конкретных эмоциях: мы в восторге от музыки Бетховена в исполнении Рихтера; мы рады, что приобрели книгу о музыке; мы огорчены, что не попали на концерт; мы благодарны человеку, который принес нам ноты и т.д.;

4) эмоциональные состояния, к которым относят:

а) аффект — очень бурная, сильная и относительно кратковременная эмоциональная реакция. Так, гнев, ярость, ужас — это аффективные состояния. Существуют аффективная ревность, радость, ненависть и т.д. Это вспышка, неистовый шквал, буря. Как правило, при этом человек теряет волевой контроль, самообладание, происходит нарушение осознанного восприятия действительности. Аффективное состояние может вспыхнуть неожиданно, но может быть подготовлено

накопившимся раздражением Склонность человека к аффективным вспышкам зависит от состояния его нервной системы, особенностей темперамента, степени воспитанности, умения владеть собой.

6) страсти — близки к аффектам: сильные, бурные эмоции, полностью захватывающие человека, однако они длительны и устойчивы. Страсть всегда проявляется в сосредоточенности, собранности сил человека, в их направленности на достижение объекта страсти. Проявление страсти

во многом зависит от наличия или отсутствия препятствия к её удовлетворению: в первом случае

страсти кипят бурным потоком, во втором — не имеют раздражительного характера. Содержание

страсти определяется нравственным смыслом того, на что направлена эта страсть;

в) стресс — в обыденной речи под этим термином понимается нервное напряжение. В научной литературе стресс определяется как «неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование»;



г) настроение — это эмоциональное состояние, отрицательно или положительно окрашивающее психическую деятельность человека, Настроение часто возникает как результат пережитой эмоции. Оно всегда обусловлено какой-то причиной — видимой или скрытой, определяется те-

ми жизненными обстоятельствами, в которых находится человек.

д) фрустрации — вызываются отрицательными переживаниями, неудовлетворённостью жизнью, частыми неуспехами в той или иной деятельности. Возникают в результате того, что человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, непреодолимыми или кажущимися таковыми. Состояние фрустрации существенным образом изменяет поведение человека. Один «срывает зло», другой рисует в воображении планы мести, третий — обвиняет себя.

Лучший способ избавиться от этого состояния - заменить деятельность, блокированную барьерами. другой. более перспективной и доступной Если это затруднительно, стоит задуматься: на правильном ли мы пути и случайны ли наши неуспехи?

Выражение эмоций.

Выражение эмоций включает в себя мимические реакции, изменения в состоянии и деятельности внутренних органов, а также изменения гуморального характера (химизм крови, обмен веществ и т.д.). Вели выразительные движения у животных служат одним из средств биологического приспособления к среде, то у человека они выполняют иную функцию — являются одной из форм общения. К.Д.Ушинский утверждал, что ничто не передаёт так верно и точно нас самих, как наши чувства.

Особенно благодатны для распознавания чувств мимические реакции. Улыбка, выражения глаз позволяют нам «прочесть» все оттенки переживания. Так, подсчитано, что Л.Н.Толстой в своих произведениях называет 85 оттенков выражений глаз и 97 — улыбки.

Но ещё лучше мы сможем понять человека, если имеем возможность слышать его голос, наблюдать движения (пантомимические реакции). Голос — интенсивность, высота, тембр, тон.

А.С.Макаренко писал, что он стал настоящим педагогом только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками и давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. Считается, что в молодости человек эмоционален, а с возрастом эмоциональность утрачивается.

Дело в том, что с накоплением жизненного опыта всё больше ситуаций вызывают у человека эмоциональные ассоциации, и, соответственно, каждая из них вызывает менее интенсивную реакцию. Чем выше культурный уровень человека, тем большую сдержанность в проявлении эмоций наблюдают окружающие в общении с ним, и наоборот. В регуляции эмоциональности большую роль играет искусство, так как при обогащении духовного мира эстетическими переживаниями человек утрачивает зависимость от многих желаний, связанных с прагматичными интересами.

Современная культура активно проникает в эмоциональный мир человека. При этом наблюдаются два, на первый взгляд, противоположных, но по сути взаимосвязанных процесса — повышение эмоциональной возбудимости и расширение апатии. Это связано, в основном, с массовым вхождением в нашу жизнь компьютера. По данным японских психологов, 50 из 100 детей, увлекающихся компьютерными играми, страдают эмоциональными расстройствами: повышенной агрессивностью, глубокой апатией, утратой способности эмоционально реагировать на реальные события. По данным психологов, три четверти семей конфликтуют, как правило, из-за неконтролируемых эмоциональных всплесков, о которых большинство участников позже жалеют.



Использованная литератур:

1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск, Ун-та, 1984. — 288 с. с.172 — 177

2. Беседина М. Калейдоскоп чувств // Школьный психолог, 2002, №47

3. Битянова М. Реализация внутренней свободы / Школьный психолог, 2002, №47

4. Вачков И. Чувствоведы // Школьный психолог, 2002, №22

5. Кульчицкая В.И. Воспитание чувств детей в семье. К. Рад. Школа, 1983. — 120 ©

6. Лавренчук Л В. Емощиний свг людини // Психолончна газета, 2004, №1, с.20 — 23

7. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред.В.К Вилюнаса, Ю.Б Гиппенрейтер. —М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. — 288 с. с. 162 — 171



8. Лэнгле А. Могу ли я положиться на своё чувство? /ЛШкольный психолог, 2004, №47.

9.Э. Люблинская А.А. Детская психология, Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — М.Просв., 1971.— 415 ©

10. Рубинштейн С.Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск, Ун-та, 1984. — 288 с. с. 152—161

11. Степанов С. Непростой механизм // Школьный психолог. 2002. №47

Практическая часть.

Работа в командах

1. Работа с карточками по соотнесению литературных отрывков с видами эмоциональных состояний.

2. Конкурс «Знатоки чувств».

Задача: поочерёдно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек.Команды по очереди называю по одному чувству, Обязательное условие: назвать должны все.

3. Конкурс «Передача чувств».

Команды выстраиваются в колоны. Те, кто оказались последними, вытягивают карточки с названием эмоции. Подумав над тем, как можно невербально изобразить указанную эмоцию, они дотрагиваются до плеча стоящего перед ним участника. Он оборачивается и наблюдает за мимикой и пантомимой первого игрока. Далее эмоция невербально передаётся по цепочке. Происходит оглашение заданной эмоции, сверка с заданной карточкой.

4. Конкурс «Вставь пропущенное слово».

Команды получают одинаковые тексты с пропущенными словами, обозначающими эмоции человека. Их задача — подобрать каждому чувству своё место в тексте, Перечни эмоций отличаются друг от друга.

5 Конкурс «Определи чувство».

Команды получают одинаковые наборы карточек (по одной на каждого участника), на которых написаны неоконченные предложения. Задача — подобрать нужную эмоцию, закончив предложения.После происходит заслушивание предложений с одинаковых карточек.

6. Конкурс «Объясни, чтобы я понял».

Один участник команды, получив перечень чувств, даёт поочерёдное их пояснение, не называя само чувство (можно на примере: «Это бывает, когда…») Остальные члены команды должны угадать чувство.

7. Конкурс «Передай чувство голосом».

Представитель команды (или каждый член по очереди) получает перечень эмоций. Выходит вперёд, поворачивается к команде спиной и произносит фразу «Замечательное утро» разными интонациями. Остальные члены команды должны отгадать заданную эмоцию,

Используются карточки с перечнями чувств к конкурсу №4

8. Конкурс «Ситуации с эмоциями».

Каждая команда получает карточку, на которой описана ситуация. После пятиминутной подготовки команды должны инсценировать описанную в карточке ситуацию, не используя речь. Соперники должны определить и героев (животных), и эмоции.

9. Конкурс «Узнай чувство на картинке».

На карточках нарисованы животные в разных эмоциональных состояниях и даны перечни этих состояний. Необходимо правильно создать пары: изображение чувства и его название.

Каждый конкурс оценивается как правильно или неправильно выполненный. По окончании, цикла конкурсов команды награждаются.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее