«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Презентация к защите исследовательского проекта«Оказание помощи детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию»

Презентация поможет школьному педагогу-психологу в защите исследовательского проекта по психологии «Оказание помощи детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию»

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Исследовательский проект по психологии  «Оказание помощи детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию»   Выполнила педагог-психолог МОУ «Шумовская СОШ»: Баринова Л.Н.

Исследовательский проект по психологии «Оказание помощи детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию»

Выполнила педагог-психолог

МОУ «Шумовская СОШ»: Баринова Л.Н.

Детям всегда была и будет необходима повседневная опека взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления - социальная защита, т.к. уровень их психического, физического, умственного развития, а также небольшой жизненный опыт являются недостаточными условиями для самостоятельной жизни. Поэтому содержание детей, их защита и удовлетворение естественных потребностей являются важной обязанностью человека, всего общества и государства.

Детям всегда была и будет необходима повседневная опека взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления - социальная защита, т.к. уровень их психического, физического, умственного развития, а также небольшой жизненный опыт являются недостаточными условиями для самостоятельной жизни. Поэтому содержание детей, их защита и удовлетворение естественных потребностей являются важной обязанностью человека, всего общества и государства.

Я считаю, что выбранная мной тема довольно   актуальна   в наши дни. К сожалению проблемы большинства российских семей – жилищно-бытовая неустроенность, безработица, низкий уровень материального достатка, дисгармония межличностных отношений – приводят к увеличению числа детей, относящихся к группе риска, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Я считаю, что выбранная мной тема довольно   актуальна   в наши дни. К сожалению проблемы большинства российских семей – жилищно-бытовая неустроенность, безработица, низкий уровень материального достатка, дисгармония межличностных отношений – приводят к увеличению числа детей, относящихся к группе риска, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Объект исследования - дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.  Предмет исследования  – оказание помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.   В научной литературе трудная жизненная ситуация характеризуется как ситуация социальной нестабильности и определяется как кризисная, стрессогенная, переломная, экстремальная, неопределённая и критическая, что, безусловно, накладывает определённый отпечаток на психическое здоровье детей , а также на их самореализацию. Я выдвинула   гипотезу , что оказание помощи детям в трудной жизненной ситуации, способствует созданию благоприятных условий для социальной адаптации ребенка в обществе, самостоятельной жизнедеятельности.

Объект исследования - дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Предмет исследования – оказание помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В научной литературе трудная жизненная ситуация характеризуется как ситуация социальной нестабильности и определяется как кризисная, стрессогенная, переломная, экстремальная, неопределённая и критическая, что, безусловно, накладывает определённый отпечаток на психическое здоровье детей , а также на их самореализацию.

Я выдвинула   гипотезу , что оказание помощи детям в трудной жизненной ситуации, способствует созданию благоприятных условий для социальной адаптации ребенка в обществе, самостоятельной жизнедеятельности.

Цель работы:  выявить проблемы детей, попавшим в трудную жизненную ситуацию в МОУ «Шумовская СОШ» и разработать мероприятия по оказании помощи этим детям Задачи: 1.Изучить литературные сведения и правовые основы оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 2.Описать работу с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию в МОУ «Шумовская СОШ» 3. Выявить особенности поведения и психологического состояния детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обучающихся в Шумовской школе.

Цель работы: выявить проблемы детей, попавшим в трудную жизненную ситуацию в МОУ «Шумовская СОШ» и разработать мероприятия по оказании помощи этим детям

Задачи:

1.Изучить литературные сведения и правовые основы оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.Описать работу с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию в МОУ «Шумовская СОШ»

3. Выявить особенности поведения и психологического состояния детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обучающихся в Шумовской школе.

  • Разработать и апробировать мероприятия, направленные на коррекцию поведения и психологического состояния детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
В работе использовались следующие методы исследования:  - анализ литературы и нормативно-правовых документов  - определение уровня тревожности (По Спилбергеру);  - выявление агрессивности и конфликтности (По Е.П. Ильину и П.П. Ковалеву);  - определение коммуникативных умений (По Ряховскому);  - наблюдение;  -статистическая обработка материалов полученных результатов

В работе использовались следующие методы исследования: - анализ литературы и нормативно-правовых документов - определение уровня тревожности (По Спилбергеру); - выявление агрессивности и конфликтности (По Е.П. Ильину и П.П. Ковалеву); - определение коммуникативных умений (По Ряховскому); - наблюдение; -статистическая обработка материалов полученных результатов

Теоретическая значимость: возможность изучения и систематизации, данных для оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненной ситуации.  Практическая значимость:  определена возможностью использования результатов и выводов при индивидуально-профилактической работе с детьми в трудной жизненной ситуации. Собранная информация позволит подобрать индивидуальные методы и приемы профилактики для каждого ребенка в отдельности и вести индивидуальный профилактический план работы.  База исследования: МОУ «Шумовская СОШ» с.Шумово, Красноармейского района , Челябинской области.

Теоретическая значимость: возможность изучения и систематизации, данных для оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненной ситуации. Практическая значимость:  определена возможностью использования результатов и выводов при индивидуально-профилактической работе с детьми в трудной жизненной ситуации. Собранная информация позволит подобрать индивидуальные методы и приемы профилактики для каждого ребенка в отдельности и вести индивидуальный профилактический план работы. База исследования: МОУ «Шумовская СОШ» с.Шумово, Красноармейского района , Челябинской области.

В теоретической части проекта работала с информацией по следующим пунктам 1.1 Анализ понятия «трудная жизненная ситуация» 1.2 Основные признаки, указывающие на неблагополучие ребенка 1.3 Психологические особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 1.4 Правовые основы оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию 1.5 Технологии и программы оказания помощи детям, попавшим в трудной жизненной ситуации

В теоретической части проекта работала с информацией по следующим пунктам

1.1 Анализ понятия «трудная жизненная ситуация»

1.2 Основные признаки, указывающие на неблагополучие ребенка

1.3 Психологические особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

1.4 Правовые основы оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию

1.5 Технологии и программы оказания помощи детям, попавшим в трудной жизненной ситуации

В этой части моего проекта выявила основные признаки, указывающие на неблагополучие ребенка 1.Ребенок прекращает посещать занятия в учебном заведении. 2.Ребенок употребляет психоактивные вещества. 3.Уход ребенка из семьи. 4.Совершение ребенком правонарушения или преступления

В этой части моего проекта выявила основные признаки, указывающие на неблагополучие ребенка

1.Ребенок прекращает посещать занятия в учебном заведении.

2.Ребенок употребляет психоактивные вещества.

3.Уход ребенка из семьи.

4.Совершение ребенком правонарушения или преступления

В практической части работала по следующим пунктам 2.1 Особенности организации помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в МОУ «Шумовская СОШ» 2.2 Психологические и поведенческие особенности обучающихся МОУ «Шумовская СОШ», попавших в трудную жизненную ситуацию 2.3 Результаты исследования психологических и поведенческих особенностей детей в трудной жизненной ситуации МОУ «Шумовская СОШ» 2.4 Разработка мероприятий по оказанию помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию

В практической части работала по следующим пунктам

2.1 Особенности организации помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в МОУ «Шумовская СОШ»

2.2 Психологические и поведенческие особенности обучающихся МОУ «Шумовская СОШ», попавших в трудную жизненную ситуацию

2.3 Результаты исследования психологических и поведенческих особенностей детей в трудной жизненной ситуации МОУ «Шумовская СОШ»

2.4 Разработка мероприятий по оказанию помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию

В этой части разработаны мероприятия по оказанию помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию благодаря снижению уровня тревожности ( тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) )  агрессивности «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильина, П. А. Ковалева) и улучшению коммуникативных навыков (тест коммуникативных умений (Ряховского)   

В этой части разработаны мероприятия по оказанию помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию

благодаря снижению уровня тревожности ( тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) )

агрессивности «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильина, П. А. Ковалева)

и улучшению коммуникативных навыков (тест коммуникативных умений (Ряховского)

 

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что проблема детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на данный момент является довольно актуальной. В связи с этим появляется необходимость особого отношения к таким детям, а также необходимость проведения мероприятий по коррекции их психологического состояния и поведения, социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки. Необходимо создавать условия для успешной социальной адаптации, оказывать необходимую социально-педагогическую помощь, которая будет способствовать более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности. Это система взаимодействия социального педагога, психолога, классного руководителя, педагогов дополнительного образования и других специалистов с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации, формирования стиля совладеющего поведения. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграции в общество.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы :  1.Изучены литературные сведения и правовые основы оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.  2. Выявлены характерные особенности психологического состояния и поведения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию  -у большинства обучающихся школы отмечается высокий уровень личностной (64%) и ситуативной тревожности (72%);  - показатели позитивной и негативной агрессивности у школьников достоверно выше;  - 68 % детей этой категории школы имеют низкий уровень коммуникативных навыков.  3.Разработаны и апробированы мероприятия, направленные на коррекцию поведения и психологического состояния детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.  Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи в исследовательском проекты были достигнуты. На будущее ставлю приоритетной дальнейшее изучение данной проблемы.  Гипотеза, поставленная в работе, полностью подтвердилась.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы : 1.Изучены литературные сведения и правовые основы оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 2. Выявлены характерные особенности психологического состояния и поведения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию -у большинства обучающихся школы отмечается высокий уровень личностной (64%) и ситуативной тревожности (72%); - показатели позитивной и негативной агрессивности у школьников достоверно выше; - 68 % детей этой категории школы имеют низкий уровень коммуникативных навыков. 3.Разработаны и апробированы мероприятия, направленные на коррекцию поведения и психологического состояния детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи в исследовательском проекты были достигнуты. На будущее ставлю приоритетной дальнейшее изучение данной проблемы. Гипотеза, поставленная в работе, полностью подтвердилась.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Алгоритм работы с детьми в кризисе для педагогов [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана

2. Детский психолог – какие есть методы работы с детьми ... [Электронный ресурс] // psychodemia.ru - Режим доступа: https://psychodemia.ru/blog/how-a-psychologist-can-work-with-childrenfive-effective-methods, свободный. - Загл. с экрана

10. Общая характеристика кризисов детского развития [Электронный ресурс] // www.kgau.ru - Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/psi-ped/text_07_05.html, свободный. - Загл. с экрана

3. Если Ваш ребенок переживает ситуацию кризиса … ... [Электронный ресурс] // centerlado.ru - Режим доступа: http://centerlado.ru/uploadedfiles/files/bukleti/buklet_krizisnye_sostoyaniya.pdf, свободный. - Загл. с экрана

18. Психологическое сопровождение травматического ... [Электронный ресурс] // psyjournals.ru - Режим доступа: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/bezopasnost_obrazovania/contents/bogomyagkova, свободный. - Загл. с экрана

11. Общие рекомендации по оказанию психологической ... [Электронный ресурс] // mir.pravo.by - Режим доступа: https://mir.pravo.by/edu/okazanie-pomoshchi-detyam-i-podrostkam-nakhodyashchimsya-v-krizisnom-sostoyanii/obshchie-rekomendatsii-po-okazaniyu-psikhologicheskoy-pomoshchi-podrostkam/, свободный. - Загл. с экрана

12. Оказание психологической помощи детям, подросткам и ... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана

4. Как помочь ребенку справиться с эмоциями [Электронный ресурс] // tren-kot.ru - Режим доступа: https://tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/kak-pomoch-rebenku-spravit-sya-s-emotsiyami/, свободный. - Загл. с экрана

19. «Способы преодоления психологического кризиса» [Электронный ресурс] // admmegion.ru - Режим доступа: https://admmegion.ru/org/369535/?sphrase_id=8696408&pagen_2=3, свободный. - Загл. с экрана

20. Что нужно знать об обращении к психологу (для подростков) [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана

13. Особенности ценностных ориентаций подростков ... [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tsennostnyh-orientatsiy-podrostkov-prozhivayuschih-v-detskih-domah-razlichnogo-tipa, свободный. - Загл. с экрана

5. Как реагировать на эмоциональный кризис ребенка [Электронный ресурс] // autismjournal.help - Режим доступа: https://autismjournal.help/articles/kak-reagirovat-na-emotsionalnyy-krizis-rebenka, свободный. - Загл. с экрана

6. Кризис трех лет: особенности проявления, советы ... [Электронный ресурс] // psy.su - Режим доступа: https://psy.su/feed/6163, свободный. - Загл. с экрана

14. Памятка для родителей Кризисные ситуации в жизни ... [Электронный ресурс] // sch1158.mskobr.ru - Режим доступа: https://sch1158.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/61547b0b47ec4.pdf, свободный. - Загл. с экрана

21. 10 моральных ценностей, которым вы должны научить ... [Электронный ресурс] // cherepovets.kupimama.ru - Режим доступа: https://cherepovets.kupimama.ru/blog/10_moralnykh_tsennostey_kotorym_vy_dolzhny_nauchit_svoikh_detey/, свободный. - Загл. с экрана

15. Половая специфика обращения российских подростков ... [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/polovaya-spetsifika-obrascheniya-rossiyskih-podrostkov-za-professionalnoy-psihologicheskoy-pomoschyu, свободный. - Загл. с экрана

8. Кризисные периоды и состояния детей и подростков и ... [Электронный ресурс] // do.minsk.edu.by - Режим доступа: https://do.minsk.edu.by/pluginfile.php/26572/mod_forum/post/7660/кризисные периоды и состояния детей и подростков и пути их преодоления.pdf, свободный. - Загл. с экрана

22. ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ... [Электронный ресурс] // childhelpline.ru - Режим доступа: https://childhelpline.ru/2013/08/экстренная-психологическая-помощь-д/, свободный. - Загл. с экрана

9. Кризис 7 лет. Рекомендации для родителей [Электронный ресурс] // ds-250-volgograd.nubex.ru - Режим доступа: https://ds-250-volgograd.nubex.ru/6489/6582/, свободный. - Загл. с экрана

16. Психологическая помощь ребенку в кризисных ситуациях [Электронный ресурс] // frcopeca.ru - Режим доступа: https://frcopeca.ru/wp-content/uploads/2022/08/kniga-psihologicheskaja-pomoshh-rebenku-v-krizisnyh-situacijah.pdf, свободный. - Загл. с экрана

Спасибо за внимание!

17. Психологическая помощь детям - ЭКЗИСТЕНЦИЯ [Электронный ресурс] // existence-centre.ru - Режим доступа: https://existence-centre.ru/psihologicheskaya-pomoshch-detyam/, свободный. - Загл. с экрана

Исследовательский проект по психологии  «Оказание помощи детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию»   Выполнила студентка

Исследовательский проект по психологии «Оказание помощи детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию»

Выполнила студентка

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее