Тренинг «Умей сказать НЕТ!»
Цель: профилактика употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения в
подростковой среде.
Задачи: формировать осознанное отношение к жизни и собственному здоровью; обсудить ситуации, когда подростков принуждают курить, употреблять алкоголь или наркотики; познакомить с различными способами и правилами уверенного отказа; тренировать способы отказа от провокационных предложений.
«Ситуации первой пробы и дальнейшего употребления ПАВ часто являются последствиями лишь одного разговора. С другом, приятелем, знакомым или даже незнакомым человеком. Почему же вопреки здравому смыслу и имеющимся убеждениям или даже знаниям о вреде
ПАВ люди могут вовлечься в их употребление? Давайте на примере одного разговора
разберемся в механизмах деструктивного влияния».
1. ИГРА «КРЮЧКИ» (30 минут)
3.1. Ведущий говорит примерно следующее: «Представьте, что к вам подходит ваш
сверстник или человек постарше, который выглядит сильным и авторитетным. Это
ваш знакомый: одноклассник, одногруппник, парень со старшего курса, сосед и т.д.
Он настроен позитивно, излучает дружелюбие и говорит следующий текст:
«Эй, привет! Как дела? Мы идем сейчас на квартиру кое-что классное попробовать. Ты
с нами? Попробуй, это интересно. Все крутые ребята так делают, а ты крутой, один из
нас!
Да не трусь! Наркота – для смелых, ты же не трус? Нет? Так попробуй. В жизни все надо
попробовать!
Давай! Это так круто! Странно, что ты до сих пор не попробовал?!!? Ну даёшь! Да мы все
уже давно! Ты ж не придурок? Не маменькин сынок?»
3.2. Далее ведущий предлагает подумать: за что пытается подцепить нас приятель? На что
он «капает», чтобы мы согласились с ним и поехали на квартиру употреблять ПАВ?
Участники высказывают предположения о том, на что «давит» звонящий.
Ведущий записывает идеи на флипчарте, группируя их по своему усмотрению (авторитет,
угроза, желание быть в компании, желание не стать «изгоем» и т.п.). Рядом с каждой
группой прикрепляется маленький крючок.
2. «Мои крючки». Участникам раздаются контуры фигурок людей (приложение 2) высотой
около 10 см и приклеенной петелькой из нитки. Ведущий просит представить, что
фигурка изображает участника, и предлагает ее раскрасить (быстро). Во время
раскрашивания ведущий просит подумать, какая идея, на которые «давил» приятель
наиболее актуальная для него самого. Иными словами, каждый должен определить,
какой «крючок» действует наиболее эффективно по отношению к самому себе. Затем
участник вешает на соответствующий крючок свою фигурку. Ведущий делает вывод о
«крючках» группы в целом.
3. МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ДУМАЙ СВОЕЙ ГОЛОВОЙ!» (10 минут)
Ведущий: «Что заставляет нас не всегда думать своей головой? Это касается абсолютно
всех, без исключения. Мы все так или иначе подвержены данным манипуляциям».
1. «Принадлежность к группе». «Если ты не сделаешь это, значит ты не… (мужчина, не
крутой, не классный пацан)». Как будто в его праве решать за нас? Но часто мы на это
ловимся.
2. Требование принять решение сразу.
Психолог Стенли Милгрэм в 1963 году провел эксперимент, в котором была
продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику»
(в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат). Начальник приказывал
испытуемым выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому
участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Почему они его слушались?
Потому что считали, что «уважаемый человек не будет заставлять делать плохо и
неправильно». Так и в нашем случае: предлагает ПАВ приятель, которого я уважаю.
Еще один фактор давления — время. От нас требуют побыстрее дать ответ, чтобы не было
времени подумать. А если его нет, то мы скорее всего согласимся с тем, кого уважаем.
У нас просто не будет возможности «подумать своей головой». Но правда в том, что мы
ВСЕГДА имеем право на то, чтобы подумать. Какой здесь рецепт? Если нас просят делать
то, что мы раньше не делали — не соглашаться сразу. На автомате сообщать что сейчас,
сразу, ответа не будет.
3. Похвала. Лесть — универсальное средство. Например, если человек примет в подарок
ненужную ему и не очень дорогую вещь (например, значок или цветок), то он будет
склонен поддержать просьбу, с которой потом к нему обратится даритель. То же и с
похвалой. Он говорит, что «ты же крутой, ты же один из нас!». «Ух ты, такой я крутой!!!»
надо с ним согласиться, как же отказать такому человеку?!
4. УПРАЖНЕНИЕ «ЦЕНТР Я» (10 минут)
5.1. Ведущий дает инструкцию. «Итак, мы теперь знаем, что для того, чтобы противостоять
влиянию других и сделать правильный выбор, нужно не торопиться и уметь слушать
себя. Давайте потренируемся.
Закройте глаза и представьте, как будто вы смотрите внутрь себя. Внутрь своего тела.
Найдите внутренним взором его центр. Увидьте, как он выглядит, ощутите его.
В центре всегда находится самое важное. Что самое важное в жизни для вас? О чем
очень важно никогда не забывать? Задумайтесь об этом. Когда что-то придет — можно
открывать глаза».
5.2 Далее участникам предлагается на листе А4 нарисовать круг и в кругу изобразить
в виде схематического рисунка три вещи, «которые для меня в мире важны больше
всего. Это то, к чему я стремлюсь, что я считаю на самом деле правильным про
себя, свою жизнь и мир в целом. Большие или маленькие — неважно. Самые главные,
центральные».
Строго запрещается диалог и подглядывание. После завершения участники прячут свои
листы.
5.3 После завершения ведущий предлагает (как возможность, по желанию) тем, кто хочет,
одним-двумя словами ответить на вопрос: «как вам было рисовать то, что у вас в
центре вашего Я?».
5. УПРАЖНЕНИЕ «ОТВЕТ ПРОВОКАТОРУ» (15 минут)
6.1. Ведущий говорит примерно следующее: «Существуют различные техники отказа,
которые имеют название «ассертивные» или «уверенного поведения». Однако самая
подходящая коммуникативная техника в данной ситуации — уверенный отказ. Это,
собственно, то, что может уберечь вас от дальнейших неприятностей с употреблением
и дальнейших попыток провокатора вас уговорить».
6.2. Ведущий: «Формула уверенного отказа выглядит так: «Я» + «ОТКАЗ» + «ЧЕТКОЕ
И УВЕРЕННОЕ ОБОСНОВАНИЕ».
Необходимо демонстрировать спокойствие, не повышать голоса. Взгляд не
эмоциональный, лучше смотреть на точку между глаз собеседника. Ваши глаза и не
убегают от взгляда, но и не смотрят в глаза, возможно, демонстрирующему обиду
собеседнику. Состояние спокойное.
Если же уверенный отказ не срабатывает, можно применить технику «заезженная
пластинка», которая с успехом применяется в беседах с назойливыми людьми и требует
еще большего спокойствия: вы просто повторяете необходимое раз за разом, спокойно.
Необходимо сохранять спокойствие, быть терпеливым и не засмеяться».
6.3. Перед тем, как мы начнем формулировать наши ответы провокатору, давайте еще
раз посмотрим на наших центры: вспомни, что для нас важно, к чему мы стремимся,
какие у нас есть друзья, что является самым ценным в нашей жизни, чем мы
дорожим.
Ведущий делит участников на группы 5-6 человек. (Можно это сделать, раздав заранее
заготовленные карточки разных цветов, или другим способом, который нравится
ведущему.) Каждая подгруппа готовит такой ответ предлагающему, после которого он уже
не будет дальше настаивать на своем предложении. На подготовку выделяется 5 минут.
Перед ответом текст разговора повторяется. Каждая из групп зачитывает свой ответ.
Возможен вариант, когда ответ зачитывается в формате «последовательного хора»:
каждый участник группы произносит по одному слову.
Ведущий: «Есть еще одна очень полезная техника ассертивного поведения, с которой мы
познакомимся на следующем занятии. Она называется «Техника Я-высказывания».
Комментарий для педагога: Можно предложить участникам проанализировать еще одно
обращение провокатора на предмет манипуляций и сформулировать отказы к нему: «Эй,
привет! Как дела? Не очень? Ничего! Вот я тебе дам кое-что попробовать — увидишь,
сразу станет легче! Конечно, бесплатно, ведь мы друзья! Другому бы не дал, только
тебе, ты такой клёвый парень! Давай, выбрось из головы проблемы».
6. РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ (5 минут)
• Что для вас более важно — ощущение принадлежности к группе или возможность
самостоятельно принимать решения о своей жизни?
• Кто сильнее всего влияет на вас? Воздействию каких авторитетов вам очень трудно
противостоять?
• Всегда ли те, кого я уважаю, настроены на то, чтобы принести мне пользу? Могут ли
они причинить мне вред?
• Что может помочь каждому противостоять давлению группы? Отдельно
2.1. Ситуация № 1:
Представьте такую ситуацию. Ваши друзья взахлеб хвастают, что накануне вечером круто провели время: собрались на квартире одного из старших приятелей и, кроме обычных развлечений, курили «травку». Было нереально весело! И теперь они приглашают
тебя присоединиться, заманивая весельем, возможностью присоединиться к «крутым», получить опыт.
2.2. Ситуация № 2:
Представьте себе такую ситуацию. Вы — девушка. Парень, в которого вы влюблены, предлагает попробовать ПАВ. Парень шантажирует вас, говоря, что ваши дальнейшие отношения возможны, только, если вы будете вместе употреблять запрещенные вещества.
2.3. Ситуация № 3:
Представьте такую ситуацию. Вы — парень, от которого ушла любимая девушка, и вы мучительно переживаете этот разрыв. Ваш друг предлагает вам, «уколоться и забыться», уверяет вас, что это поможет. Он тоже был в такой же ситуации.
2.4. Ситуация № 4
Представьте такую ситуацию. В период годовых контрольных работ и экзаменов к вам около школы подходят два молодых человека, которые не так давно учились здесь же. Они начинают предлагать вам попробовать бесплатно некое вещество, которое гарантированно улучшает память, добавляет бодрости и работоспособности. Проверено на многих — все сдают на высокие оценки.
2.5. Ситуация № 5:
Представьте такую ситуацию. Ваш друг детства все чаще и чаще под разными предлогами стал пытаться одолжить у вас денег. При этом он остро реагирует на отказы, пытается умолять или угрожать вам. Вы подозреваете, что друг употребляет ПАВ.