Особенности развития информационной компетентности подростков при общении в сети интернет
Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности общения подростков в социальных сетях. В качестве единиц анализа автор предлагает коммуникативные мотивы, стиль информационного усвоения, сформированность основных коммуникативных умений. В статье описываются результаты проведенной диагностики, делаются выводы.
Ключевые слова: социальные сети, подростки, уровень самоконтроля в общении, коммуникативная активность, потребность в общении
Интернет в последние десятилетия прочно вошел в нашу жизнь. Посредством интернет-коммуникаций сегодня можно не только осуществлять непосредственно процесс общения в интернете, но и учиться, учить, делать покупки, продавать, и многое другое. Одновременно с потребностями общения в интернете увеличиваются риски интернет-коммуникаций: поглощение времени, мошеннические акции, вовлечение в противоправные события и проч. В силу возрастных особенностей особой группой риска являются подростки. Нами было проведено исследование, которое позволило изучить особенности информационной компетентности подростков при использовании сети интернет.
В исследовании приняли участие 25 подростков 9-10 класса в возрасте от 14 до 16 лет. Для проведения исследования использовались различные методы: Наблюдения за подростками в периоды общения в виртуальной среде, интервьюирование, так же были проведены диагностики, в том числе Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2), [8] методика Определения стиля информационного усвоения, тест коммуникативных умений Михельсона, а так же опросники (анкетирование).
Мы выяснили, что большинство подростков предпочитают общаться с одноклассниками в школе, а не в социальной сети. Однако, двое опрашиваемых выбрали свой вариант ответа и указали, что с одноклассниками общаются везде.
При элементарном общении активно пользуются и словами, и жестами. Но всё же общение словами предпочтительнее.
Из анкеты мы так же узнали, что все опрашиваемые зарегистрированы в социальных сетях. 16 подростков пользуются редактором в интернете, подчёркивающий неправильно написанные слова красным цветом, 13 - используют в общении в социальных сетях ненормативную лексику.
Подавляющее большинство (23 человека) чувствуют комфорт от общения в интернете.
ВКонтакте является самой популярной социальной сетью среди подростков, при интервьюировании участников экспериментальной группы оказалось, что эта сеть очень проста и удобна в пользовательском смысле. Легко самому создать группу по интересам и общаться в ней, достаточно много различных групп, в которых можно узнать или научиться чему-то новому, можно отправлять как тестовые, так и голосовые сообщения. На втором месте сеть Instagram, для общения в этой социальной сети зарегистрированы 17 человек, все активно пользуются VPN. Один участник опроса зарегистрирован во всех указанных социальных сетях.
Цель регистрации в социальной сети у 24 участников из 25 это общение, так же прослушивают музыку 15 человек и занимаются поиском информации 13, а прочтением новостей 11. Из всех опрошенных не нашлось ни одного подростка, создающего видео ролики или ведущего свой блог.
Всё свободное время проводят в социальной сети большинство 64%, это 16 человек, не отстают от них ещё 8 человек, проводящих в социальной сети каждый день по несколько часов, это 32% опрошенных, один участник опроса высказал свой вариант – по-разному.
При этом, кроме одноклассников 14 человек общаются с родственниками, 21 с друзьями, 14 - со случайными знакомыми из интернета.
Круг общения подростков рассмотрен на рисунке 8. В беседе с участниками опроса, выяснилось, что родственниками подростки посчитали не родителей, а другую родню, поэтому становится понятным результат 14 человек, общающихся с родственниками. С друзьями – 21 человек. А вот с людьми в интернете 14 человек, что для нашей группы считается приличным количеством опрошенных.
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) констатировала следующее: низкий уровень коммуникативных склонностей выявлен у большинства подростков (13чел.- 52%), ниже среднего у трёх человек (12%), средний у 9 человек, что составляет 36%, высокого и очень высокого уровней не выявлено. При рассмотрении организаторских склонностей выявлено: низкий уровень выявлен у 40% (10 участников), 32% (8 подростков) ниже среднего, средний у 24% (6 участников экспериментальной группы), высокий уровень организаторский склонностей наблюдается у 1 подростка, что соответствует 4%.
Результаты теста коммуникативных умений Михельсона показали, что у детей слабо сформированы умения реагировать на справедливую и несправедливую критику, умение обратиться к сверстнику с просьбой, умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет", умение вступить в контакт с другим человеком, контактность.
Проведенное исследование позволило нам сделать вывод о наличии проблем в сформированности информационной компетентности подростков при общении в сети интернет.ь