Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
средняя школа № 6 с кадетскими классами
Конкурс: "Лучшая методическая разработка учителя биологии"
выполнил: учитель биологии
Котельникова А.А.
Кстово 2019 г
Тема | Ткани животных: эпителиальная и соединительная |
Тип урока | Комбинированный |
Цель | Формирование представлений о тканях животного организма, особенностей их строения. |
Задачи | Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения тканей животных в связи с выполняемыми ими функциями; научить распознавать эпителиальные и соединительные ткани; продолжить формирование универсальных учебных действий на орснове тематического содержания урока; Развивающие: развитие мыслительных процессов через приемы умственных действий; Воспитательные: формировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения. |
Планируемые результаты | Предметные: давать определение понятию «ткань»; различать на рисунках и таблицах типы тканей животного организма; выделять существенные признаки каждого типа тканей; характеризовать функции различных типов тканей; характеризовать функции различных типов тканей в организме животных. |
Метапредметные (УУД): Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал; делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | |
Личностные: познавательный интерес к изучению биологии; понимание сложности строения организма животного; осознание важности разделения функции между частями одного организма для успешного осуществления процессов жизнедеятельности. | |
Основные понятия | Ткань, типы тканей животных: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная |
Ресурсы: - основные -дополнительные |
Учебник, тетрадь Рисунки, таблицы эпителиальных и соединительных тканей животных; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка, компьютер |
Межпредметные связи | Гистология. |
Этап урока. Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Этап мотивации к учебной деятельности. Цель: Подготовить учащихся к работе | Создает комфортную ситуацию для начала урока. | Приветствуют учителя |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки. | Мы хорошо поработали над предыдущей темой, поэтому вспомним, какие органоиды характерны для растительной, а какие для животной клетки. Список клеточных структур: Клеточная стенка Ядро Цитоплазма Лизосомы Митохондрии Вакуоли с клеточным соком Пластиды Рибосомы Клеточная мембрана Клеточный центр (Пока учащиеся работают в тетрадях, учитель демонстрирует классу список особенностей строения и жизнедеятельности живых организмов.) Прочитайте один из признаков ( по порядку) и скажите, для каких организмов он характерен: для животных, для растений или для всех живых существ Список особенностей строения и жизнедеятельности организмов. Автотрофный тип питания Гетеротрофный тип питания Клеточное строение Способность к активному передвижению Способность к обмену веществ и превращение энергии Приспособленность к условиям окружающей среды Неограниченный период роста Способность к росту и развитию Наличие систем органов Ограниченный период роста Наличие клеточной стенки из целлюлозы Способность реагировать на изменения окружающей среды Наличие симметрии тела Проверим, как справились с письменными заданиями.
Что представляет из себя оболочка животной клетки?
Каково ее строение? Назовите основные части ядра клетки и раскройте роль ядра в жизни клетки.
Каковы особенности цитоплазмы как одной из основных частей клетки?
Какие функции она выполняет?
Какую функцию в клетке выполняют митохондрии и рибосомы?
Чем отличается животная клетка от клетки растительного организма? | Первый ученик на доске выписывает структуры, характерные для растительной клетки, а другой – для животной.
Растения Животные Все живые существа Животные Все живые существа Все живые существа Растения Все живые существа Животные Животные Растения Все живые существа Животные Первый учение: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 Второй ученик: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10 Это тонкая живая пленка, которая имеет поры, через которые проникают вещества из внешней среды. Два слоя липидов, в которые погружены белки. Ядро состоит из ядерной оболочки с порами, ядерного сока, ядрышек и хромосом. Оно регулирует все процессы жизнедеятельности, которые протекают в клетке. Цитоплазма – полужидкое вещество, она состоит из органически веществ (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты) и неорганических веществ (воды и минеральных веществ). Цитоплазма связывает все органоиды воедино, обеспечивая связь между компонентами, защищая их.
Митохондрии окисляют органические вещества с делением энергии, а в рибосомах – синтезируются белки. Растительная клетка покрыта клеточной стенкой, имеет пластиды, в вакуолях содержится клеточный сок, мало лизосом, отсутствует клеточный центр. |
III. Актуализация знаний. Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала. Организовать уточнение и согласование темы урока. | Все мы с вам одеты в вещи, из какого материала они сделаны? Каждый животный и растительный организм тоже состоит из ткани. Что понимают под тканью биологи?
Запишем это определение в печатную тетрадь. Какие ткани растительных организмов вы знаете?
Какие функции они выполняют?
Есть ли связь между строением ткани и выполняемыми ею функциями? Какие типы тканей выделяют у животных? В чем различие между эпителиальной и соединительной тканями? Итак, чем нам сегодня предстоит заниматься?
Физминутка. | Из ткани.
Группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, происхождению и выполняемой функции. Запись определения в тетрадь Покровная, основная, механическая, проводящая, образовательная. Защитную, образование и запасание органических веществ, опору, проведение воды и минеральных веществ, рост и развитие растений. Да, существует.
Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Предположения учащихся Изучить особенности строения, функций эпителиальной и соединительной тканей. |
IV. Первичное усвоение новых знаний. Цель: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 2) совершенствовать навыки учащихся в решении задачи; развивать умения анализировать, обобщать, находить верное решение. | Животные организмы, подобно растительным состоят из тканей. Одинаково ли их строение и функции? Сколько типов тканей выделяют в животном организме? Составить схему "Виды тканей животного"
Ткани животного организма очень удивительны, но имеют ряд особенностей. Давайте посмотрим особенности строения эпителиальной ткани.
Какие суждения верны в отношении эпителиальной ткани? Задание на слайде
Что оказалось ложью в указанных суждениях?
Разнообразны по строению соединительные ткани. Но есть у них одна общая черта. Какая? Ответить на этот вопрос нам поможет ответить интерактивное пособие. Какая общая черта есть у всех соединительных тканей?
Какие же типы соединительных тканей вы знаете? А теперь узнаем, сколько же типов соединительной ткани выделяют, каковы особенности строения, функции и местоположения. Ответить на все эти вопросы нам поможет интерактивное пособие, ответы запишите в таблицу "Разновидности соединительной ткани животного организма" |
Нет Четыре Делают записи в тетради: Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.
Просматривают видеофрагмент
Секреты – это особые жидкие вещества, вырабатываемые железами. Форма клеток эпителиальной ткани может быть различное: плоской, кубической, цилиндрической. В эпителиальной ткани очень мало межклеточного вещества. Эпителиальная ткань выполняет функцию защиты и выделения.
Предположения учащихся.
Большое количество межклеточного вещества, от качества которого зависит функция и тип соединительной ткани. Предположения учащихся
Смотрят видеофрагмент, заполняют таблицу в тетради.
|
V. Первичная проверка понимания Цель: Проверить и закрепить практические умения и навыки учащихся. | Итак, что же у вас получилось? Какие особенности строения Рыхлой соединительной ткани существуют?
Как называется ткань, в которой овальные или округлые клетки, лежащие группами в плотном межклеточном веществе?
Каковы особенности костной ткани?
О каких особенностях строения крови вам стало известно? | Ответы учащихся Клетки в основном звездчатые и переплетены волокнами. В этой ткани откладывается запас питательных веществ в виде жира.
Хрящ, благодаря этому выполняет свою основную функцию – упругость и прочность. Располагается она в суставах костей. Это крупные клетки, соединенные между собой тонкими отростками и плотным межклеточным веществом. В межклеточном веществе этой ткани имеются волокна и содержатся минеральные соли. Волокна придают костям упругость, а соли – твердость. В жидком межклеточном веществе плавают разнообразные клетки. |
VI. Первичное закрепление Цель: Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Ткани животного организма очень удивительны. Посмотрим насколько точно вы можете определить тип ткани по фотографии | Учащиеся называют тип ткани, поясняя по каким признакам смогли это сделать. |
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Что такое ткань?
Какие типы тканей выделяют в животном организме? В чем отличие эпителиальной ткани от соединительной?
Какие функции выполняет эпителиальные ткани? Какие функции выполняют соединительные ткани Почему кровь является разновидностью соединительной ткани? | Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, имеющие определенное строение, происхождение и выполняющая определенные функции. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. В эпителиальной ткани практически отсутствует межклеточное вещество, а тип соединительной ткани определяется в зависимости от структуры межклеточного вещества. Защитную и секреторную. Опору и защиту, транспорт веществ, запас веществ. В крови содержится большое количество жидкого межклеточного вещества. |
VIII. Этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: Отработка знаний, полученных на уроке, углубление знаний по предмету | Изучить параграф 3, проверить правильность своих знаний, ответив на вопросы в конце параграфа. | Запись домашнего задания. |
IХ. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке | Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). | Составление телеграмм, чтение нескольких текстов |