«Зимний фестиваль знаний 2025»

Ткани животных: эпителиальная и соединительная

Технологическая карта к уроку "Ткани животных". Подробный конспект урока.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

средняя школа № 6 с кадетскими классами










Конкурс: "Лучшая методическая разработка учителя биологии"








выполнил: учитель биологии

Котельникова А.А.


Кстово 2019 г


Тема

Ткани животных: эпителиальная и соединительная

Тип урока

Комбинированный

Цель

Формирование представлений о тканях животного организма, особенностей их строения.

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения тканей животных в связи с выполняемыми ими функциями; научить распознавать эпителиальные и соединительные ткани; продолжить формирование универсальных учебных действий на орснове тематического содержания урока;

Развивающие: развитие мыслительных процессов через приемы умственных действий;

Воспитательные: формировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.

Планируемые результаты

Предметные: давать определение понятию «ткань»; различать на рисунках и таблицах типы тканей животного организма; выделять существенные признаки каждого типа тканей; характеризовать функции различных типов тканей; характеризовать функции различных типов тканей в организме животных.

Метапредметные (УУД):

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал; делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Личностные: познавательный интерес к изучению биологии; понимание сложности строения организма животного; осознание важности разделения функции между частями одного организма для успешного осуществления процессов жизнедеятельности.

Основные понятия

Ткань, типы тканей животных: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная

Ресурсы:

- основные

-дополнительные


Учебник, тетрадь

Рисунки, таблицы эпителиальных и соединительных тканей животных; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка, компьютер

Межпредметные связи

Гистология.



Этап урока.

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель: Подготовить учащихся к работе

Создает комфортную ситуацию для начала урока.

Приветствуют учителя


II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки.

Мы хорошо поработали над предыдущей темой, поэтому вспомним, какие органоиды характерны для растительной, а какие для животной клетки.

Список клеточных структур:

  1. Клеточная стенка

  2. Ядро

  3. Цитоплазма

  4. Лизосомы

  5. Митохондрии

  6. Вакуоли с клеточным соком

  7. Пластиды

  8. Рибосомы

  9. Клеточная мембрана

  10. Клеточный центр

(Пока учащиеся работают в тетрадях, учитель демонстрирует классу список особенностей строения и жизнедеятельности живых организмов.)

Прочитайте один из признаков ( по порядку) и скажите, для каких организмов он характерен: для животных, для растений или для всех живых существ

Список особенностей строения и жизнедеятельности организмов.

Автотрофный тип питания

Гетеротрофный тип питания

Клеточное строение

Способность к активному передвижению

Способность к обмену веществ и превращение энергии

Приспособленность к условиям окружающей среды

Неограниченный период роста

Способность к росту и развитию

Наличие систем органов

Ограниченный период роста

Наличие клеточной стенки из целлюлозы

Способность реагировать на изменения окружающей среды

Наличие симметрии тела

Проверим, как справились с письменными заданиями.


Что представляет из себя оболочка животной клетки?


Каково ее строение?

Назовите основные части ядра клетки и раскройте роль ядра в жизни клетки.


Каковы особенности цитоплазмы как одной из основных частей клетки?



Какие функции она выполняет?



Какую функцию в клетке выполняют митохондрии и рибосомы?


Чем отличается животная клетка от клетки растительного организма?

Первый ученик на доске выписывает структуры, характерные для растительной клетки, а другой – для животной.














Растения

Животные

Все живые существа

Животные

Все живые существа

Все живые существа

Растения

Все живые существа

Животные

Животные

Растения

Все живые существа

Животные

Первый учение: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9

Второй ученик: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10

Это тонкая живая пленка, которая имеет поры, через которые проникают вещества из внешней среды.

Два слоя липидов, в которые погружены белки.

Ядро состоит из ядерной оболочки с порами, ядерного сока, ядрышек и хромосом. Оно регулирует все процессы жизнедеятельности, которые протекают в клетке.

Цитоплазма – полужидкое вещество, она состоит из органически веществ (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты) и неорганических веществ (воды и минеральных веществ).

Цитоплазма связывает все органоиды воедино, обеспечивая связь между компонентами, защищая их.







Митохондрии окисляют органические вещества с делением энергии, а в рибосомах – синтезируются белки.

Растительная клетка покрыта клеточной стенкой, имеет пластиды, в вакуолях содержится клеточный сок, мало лизосом, отсутствует клеточный центр.

III. Актуализация знаний.

Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала.

Организовать уточнение и согласование темы урока.

Все мы с вам одеты в вещи, из какого материала они сделаны?

Каждый животный и растительный организм тоже состоит из ткани. Что понимают под тканью биологи?

Запишем это определение в печатную тетрадь.

Какие ткани растительных организмов вы знаете?


Какие функции они выполняют?



Есть ли связь между строением ткани и выполняемыми ею функциями?

Какие типы тканей выделяют у животных?

В чем различие между эпителиальной и соединительной тканями?

Итак, чем нам сегодня предстоит заниматься?


Физминутка.

Из ткани.


Группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, происхождению и выполняемой функции.

Запись определения в тетрадь

Покровная, основная, механическая, проводящая, образовательная.

Защитную, образование и запасание органических веществ, опору, проведение воды и минеральных веществ, рост и развитие растений.

Да, существует.


Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

Предположения учащихся

Изучить особенности строения, функций эпителиальной и соединительной тканей.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

2) совершенствовать навыки учащихся в решении задачи; развивать умения анализировать, обобщать, находить верное решение.

Животные организмы, подобно растительным состоят из тканей. Одинаково ли их строение и функции?

Сколько типов тканей выделяют в животном организме?

Составить схему "Виды тканей животного"


Ткани животного организма очень удивительны, но имеют ряд особенностей. Давайте посмотрим особенности строения эпителиальной ткани.


Какие суждения верны в отношении эпителиальной ткани?

Задание на слайде





Что оказалось ложью в указанных суждениях?



Разнообразны по строению соединительные ткани. Но есть у них одна общая черта. Какая?

Ответить на этот вопрос нам поможет ответить интерактивное пособие.

Какая общая черта есть у всех соединительных тканей?


Какие же типы соединительных тканей вы знаете?

А теперь узнаем, сколько же типов соединительной ткани выделяют, каковы особенности строения, функции и местоположения. Ответить на все эти вопросы нам поможет интерактивное пособие, ответы запишите в таблицу "Разновидности соединительной ткани животного организма"


Нет

Четыре

Делают записи в тетради: Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.



Просматривают видеофрагмент


Секреты – это особые жидкие вещества, вырабатываемые железами.

Форма клеток эпителиальной ткани может быть различное: плоской, кубической, цилиндрической.

В эпителиальной ткани очень мало межклеточного вещества.

Эпителиальная ткань выполняет функцию защиты и выделения.


Предположения учащихся.




Большое количество межклеточного вещества, от качества которого зависит функция и тип соединительной ткани.

Предположения учащихся





Смотрят видеофрагмент, заполняют таблицу в тетради.


V. Первичная проверка понимания

Цель: Проверить и закрепить практические умения и навыки учащихся.

Итак, что же у вас получилось?

Какие особенности строения Рыхлой соединительной ткани существуют?



Как называется ткань, в которой овальные или округлые клетки, лежащие группами в плотном межклеточном веществе?


Каковы особенности костной ткани?





О каких особенностях строения крови вам стало известно?

Ответы учащихся

Клетки в основном звездчатые и переплетены волокнами.

В этой ткани откладывается запас питательных веществ в виде жира.


Хрящ, благодаря этому выполняет свою основную функцию – упругость и прочность. Располагается она в суставах костей.

Это крупные клетки, соединенные между собой тонкими отростками и плотным межклеточным веществом. В межклеточном веществе этой ткани имеются волокна и содержатся минеральные соли. Волокна придают костям упругость, а соли – твердость.

В жидком межклеточном веществе плавают разнообразные клетки.

VI. Первичное закрепление

Цель: Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Ткани животного организма очень удивительны. Посмотрим насколько точно вы можете определить тип ткани по фотографии

Учащиеся называют тип ткани, поясняя по каким признакам смогли это сделать.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Что такое ткань?



Какие типы тканей выделяют в животном организме?

В чем отличие эпителиальной ткани от соединительной?




Какие функции выполняет эпителиальные ткани?

Какие функции выполняют соединительные ткани

Почему кровь является разновидностью соединительной ткани?

Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, имеющие определенное строение, происхождение и выполняющая определенные функции.

Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

В эпителиальной ткани практически отсутствует межклеточное вещество, а тип соединительной ткани определяется в зависимости от структуры межклеточного вещества.

Защитную и секреторную.

Опору и защиту, транспорт веществ, запас веществ.

В крови содержится большое количество жидкого межклеточного вещества.

VIII. Этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: Отработка знаний, полученных на уроке, углубление знаний по предмету

Изучить параграф 3, проверить правильность своих знаний, ответив на вопросы в конце параграфа.

Запись домашнего задания.

IХ. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

Составление телеграмм, чтение нескольких текстов






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее