8 класс, 1 четверть.
1. Определите вариант, в котором обособляется деепричастный оборот.
A) Сверх всякого ожидания, бабушка подарила мне несколько книг.
B) Серебристая дорога, ты зовёшь меня куда?
C) Жизнь даёт каждому человеку огромный, неоценимый дар – молодость, полную
сил, юность, полную чаяний, желаний и стремлений к знаниям и борьбе.
D) Павел, как городской житель, с трудом привыкал к суровой жизни на зимовке.
E)Дождь прошумел, омыв землю щедрыми струями, и затих, уступая место
разгорающемуся рассвету.
2. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в предложении.
Пятеро заходят выше пояса в воду.
A) Местоимением.
B) Существительным.
C) Наречием.
D) Числительным.
E) Причастием.
3. Способ связи в словосочетании управление.
A) Тремя тетрадями.
B) Третья тетрадь.
C) Сложенный втрое.
D) Сложить втрое.
E) Разделить на три.
4. Укажите предложение с пропущенной запятой при однородных членах.
A) Меж виноградных лоз нагорный ключ от мирного аула недалёко бежал по камням
светел и гремуч…
B) В это время в аул въехал верхом жигит Танирбергена ведя в поводу другого коня у
землянки он спешился и нырнул в дверь.
C) Абай знал своё место в поэзии понимал её значение для народа и народ чтя поэта
искренне любил его стихи.
D) Через минуту Судр Ахмет спотыкаясь выбежал на улицу поднимая босыми ногами
пыль он торопливо подошёл к крупному вороному коню.
E) Жигит Танирбергена шёл следом и говорил что-то, но Судр Ахмет не слушал а
забыв обо всём он ходил вокруг коня.
5. Определите предложение с прямым порядком слов.
A) Любил он музыку какой-то особой светлой любовью.
B) Кибитка летела по гладкому зимнему пути.
C) По результатам анкеты выяснялись характеры.
D) Рассмеялся он смехом глубоким и тёплым.
E) Пусть сильнее грянет буря!
6. Нельзя считать словосочетанием:
A) Купейный вагон.
B) Скорый поезд.
C) Поезд из Москвы.
D) Приедет скоро.
E) Приедет поезд.
7. Укажите предложение с сочинительным союзом.
A) Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимания сторожей.
B) Сохранилась также дорога, которой никто не ездит.
C) За неделю не упало ни капли, а хлебам было время спеть.
D) Ему опять почудилось, что сзади кто-то крадётся.
E) Есть места в России, где соловьи поют издавна особенно хорошо.
8. Укажите односоставное предложение.
A) Махамбет вгляделся.
B) Виднелся кустик осенней травы.
C) Это был бессмертник.
D) Он выдерживает зимнюю стужу.
E) Поедем в аул.
9. Укажите способ связи примыкание.
A) В туристическом походе.
B) Поступить справедливо.
C) Беседовать с друзьями.
D) Опустевшая аллея.
E) Наш коллектив.
10. Определите побудительное предложение.
A) Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
B) Ты с басом, Мишенька, садись против альта.
C) Сказать ли на ухо яснее мысль мою?
D) Случилось Соловью на шум их прилететь.
E) Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно!
11. Способ управления в словосочетании.
A) Талантлив по-настоящему.
B) Талантливого художника.
C) Талант художника.
D) Талантливо воплотить.
E) Воплощённый талантливо.
12. Укажите, каким членом предложения является выделенное слово.
Расправив ловкие крылья, орлы начали выписывать в поднебесье
огромные круги.
A) Подлежащее.
B) Определение.
C) Сказуемое.
D) Обстоятельство.
E) Дополнение.
13. Словосочетание, образованное по способу управления.
A) Предложить приехать.
B) Работать вдвоём.
C) Жить с родителями.
D) Совсем рядом.
E) Гулять днём.
14. Определите вариант, в котором обособляется деепричастный оборот.
A) Он относился к своим обязанностям спустя рукава.
B) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
C) Девушка работала не покладая рук.
D) Через минуту соловей пустил высокую мелкую дробь и испробовав таким образом
свой голос начал петь.
E) Мы провели ночь не смыкая глаз.
15. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в предложении.
Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.
A) Неопределённой формой глагола.
B) Местоимением.
C) Причастием.
D) Наречием.
E) Именем существительным.
16. Словосочетание, в котором слова связаны способом примыкания.
A) Учёба в институте.
B) Учение без наказания.
C) Хорошо учиться.
D) Учение дочери.
E) Хорошая учёба.
17. В этом предложении междометие является подлежащим.
A) Ах! Амур проклятый! И слышать не хотят…
B) Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать.
C) Ну-ну, Савельич! Полно, помиримся, виноват.
D) Вот раздалося «ау!» вдалеке.
E) Эх, Александр Андреич, дурно, брат!
18. Укажите словосочетание, в котором слова связаны по способу управления.
A) Думать долго.
B) Лицо измученное.
C) Управляю автомобилем.
D) К дому слева.
E) Жить без оглядки.
19. Укажите односоставное предложение.
A) Уходить всем!
B) Кони не слушались.
C) Приказ Исатая подействовал на них.
D) Начинался степной буран.
E) Исатай дал джигитам приказ.
20. Укажите способ связи управление.
A) К дальнему берегу, лиловой полосой.
B) Разгребая снег, быстро бежать.
C) Вершины гор, разливая воду.
D) Рассчитать траекторию, холодная вода.
E) В ритме вальса, смело преодолевая.
21. Предложение, в котором деепричастный оборот не обособляется.
A) Совсем осмелев волки подходили к дому.
B) Мне дали лекарство беспокоясь о моём здоровье.
C) Выслушав меня он пришёл в ужас.
D) Он согласился со мной скрепя сердце и ушёл.
E) Я сидел глядя на пороховой дым и прислушивался к выстрелам.
22. Укажите двусоставное предложение.
A) Герасима уже не было на дворе.
B) У меня не было билета.
C) У меня нет билета.
D) У меня был билет.
E) На дворе было тихо.
23. Вариант со словосочетанием, указывающим на действие и предмет,
на который оно переходит.
A) Ошибочное мнение.
B) Тревожиться за брата.
C) Сплав серебра.
D) Компот из слив.
E) Двадцать тенге.
24. Определите соединение слов, не являющихся словосочетанием.
A) Настойчивые требования.
B) Новая работа.
C) Ученица прилежна.
D) Поворот на площадь.
E) Проявить заботу.
25. Укажите способ связи примыкание.
A) Нависший над пропастью.
B) Плетётся рысью.
C) Снег почуя.
D) Растущий организм.
E) Его лошадка.
8 класс, 2 четверть.
1. Укажите способ связи примыкание.
A) Желание учиться.
B) Поход в горы.
C) Три шага.
D) Желать удачи.
E) Интересная поездка.
2. Укажите предложение с прямым порядком слов.
A) Ученик задачу решил правильно.
B) На субботнике мы работали хорошо.
C) Молодёжь едет на новостройки.
D) Нужные цитаты я подбирал долго.
E) Сочинение он перечитал внимательно.
3. Укажите способ связи примыкание.
A) Добиться победы.
B) Уверенность в успехе.
C) Предупредить об опасности.
D) Поехать отдыхать.
E) Цветущая сирень.
4. Укажите безличное предложение.
A) Что-то шумит на крыше
B) Яблони в белых цветах.
C) Звёздам было тесно на небе
D) Солнце пекло невыносимо.
E) Виден сад насквозь.
5. Укажите назывное предложение.
A) Лишь слегка вьюжило.
B) Пробивается яркое пламя костра
C) Светало.
D) Вода немного коричневатая.
E) Спела бы рыбка песенку
6. Укажите определённо-личное предложение.
A) Спешим на зов костра.
B) Светло на улице.
C) В кузнице молот стучит.
D) У меня сегодня голоса нет.
E) У костра нас ждёт привал.
7. Укажите способ связи управление.
A) Маленький ручеек.
B) Плыть по озеру.
C) По-летнему жаркий.
D) Уйти потихоньку.
E) Тенистая роща.
8. Укажите количество запятых в предложении
В каждой душе слово живет светится как звезда в небе и как звезда
гаснет когда оно закончив свой жизненный путь слетит с наших губ.
A) 5.
B) 6.
C) 7.
D) 8.
E) 9.
9. Укажите назывное предложение.
A) Жаль расставаться с друзьями.
B) Глухо шумело море.
C) Лёгкий ветерок на склоне дня.
D) Нет радостнее дня.
E) Хочется посмотреть новый спектакль.
10. Укажите безличное предложение.
A) Снег до самой кромки воды.
B) Не забудете эту встречу.
C) Летите, голуби, летите.
D) Здесь очень хорошо.
E) Его проблемы никто не решит.
11 Укажите предложение с обособленным приложением.
A) Поляны усыпанные берёзовым листом были полны солнца.
B) Несмотря на усталость он очень много работал.
C) Здесь в спальне царил полный покой.
D) Он художник никогда раньше не видел такого разнообразия красок.
E) Крупные капли дождя разбивались о землю превращаясь в пыль и мельчайшие брызги.
12. Укажите безличное предложение.
A) В соседней комнате поют.
B) У меня поднялась температура.
C) Из песни слова не выкинешь.
D) Худые вести не лежат на месте.
E) Волной опрокинуло лодку.
13. Укажите предложение с пропущенным знаком препинания.
A) Я романтик.
B) Ласковое слово что весенний день.
C) Жизнь моя железная дорога, вечное стремление вперед.
D) Цель искусства не развлечение читателя, а воспроизведение действительности.
E) Земля велика и прекрасна.
14. Не является словосочетанием:
A) выброшен на берег.
B) синеющий вдали.
C) первый ряд.
D) дом построен.
E) опустевшая аллея.
15. Слова связаны по способу согласования в словосочетании
A) строго наказать.
B) крыша дома.
C) остаться без денег.
D) решительное действие.
E) остановились для ночлега.
16. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.
A) Вечером улицы пустынны.
B) Новая модель самолёта оказалась значительно лучше старой.
C) Буду петь я радость и горе.
D) Мы продолжали идти рядом.
E) Человек должен стремиться к высшей цели.
17. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова в предложении.
Небо было безоблачно, яхты вяло покачивались на волнах.
A) Наречие, наречие.
B) Наречие, краткое прилагательное
C) Краткое прилагательное, наречие.
D) Краткое прилагательное, краткое прилагательное.
E) Краткое причастие, наречие.
18. Предложение с составным именным сказуемым:
A) Он должен тебе помочь.
B) Татьяна Александровна вернулась из театра радостная.
C) Посмотри в окно.
D) Дождь моросить будет долго.
E) Женя не успела послать телеграмму отцу.
19. Предложение с составным глагольным сказуемым:
A) Он будет участвовать в концерте.
B) Снег вскоре сменился дождем.
C) Я был в восхищении от старого чабана.
D) Он уже стал теперь как тень.
E) Я был бы рад помочь вам.
20. Пропущена запятая в предложении
A) Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.
B) Снег у крыльца как песок зыбучий.
C) Он работал не покладая рук.
D) Вследствие дождя дорога стала очень неудобна.
E) Он потерял почти все волосы и ходил сгорбившийся.
21. Укажите нераспространённое предложение.
A) Были и лето, и осень дождливы.
B) Машина шла быстро.
C) Дни уплывали черной чередой.
D) Пусто стало и на душе.
E) Все реже был слышен голос.
22. Словосочетание со связью примыкания:
A) беседовать с друзьями.
B) сервант из дуба.
C) прокладывать магистраль.
D) поступить справедливо.
E) наш коллектив.
23. Укажите тип простого предложения Не из Астаны ли будешь?
A) Двусоставное предложение.
B) Односоставное безличное.
C) Односоставное определенно-личное.
D) Односоставное неопределенно-личное.
E) Односоставное обобщённо-личное.
24. Укажите односоставное неопределенно-личное предложение.
A) На морозном воздухе было трудно дышать.
B) Дело словом не заменишь.
C) Мне не хотелось возвращаться.
D) В госпитале ему сделали операцию.
E) Мне необходимо поговорить с вами.
25. Укажите односоставное определенно-личное предложение.
A) Утренний сон сладок.
B) Ты идешь в библиотеку?
C) Храни меня мой талисман.
D) Всё укроется пушистым снежным ковром.
E) От людей утаиться невозможно.
26. Укажите односоставное неопределенно-личное предложение.
A) Сплавляли лес на плотах.
B) Не стыдись спрашивать.
C) Люблю солнце Болгарии.
D) Цените людей за доброту за труд.
E) От окопов пахнет пашней.
27. В каком словосочетании главное слово выражено именем числительным?
A) Пятьюдесятью рублями.
B) Пять тетрадей.
C) В трёх шагах.
D) Первый день.
E) Получена пятёрка.
28. Укажите словосочетание, в котором слова связаны способом
согласования.
A) Сделано из золота.
B) Позолотить изделие.
C) Золотясь на солнце.
D) Купить золото.
E) Золотое зарево.
29. Укажите односоставное предложение.
A) Завтра мы едем в Астану.
B) Через месяц мы заканчиваем университет.
C) Он ложится спать в 11 часов.
D) Я покажу опыт с этим шаром.
E) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
30. Подлежащее выражено в предложении
Десятки мальчишек плавали около лодки
A) фразеологизмом.
B) числительным.
C) существительным с предлогом.
D) существительным.
E) словосочетанием.
8 класс, 3 четверть.
1. Определите вариант, в котором обособляется деепричастный оборот.
A) Он относился к своим обязанностям спустя рукава.
B) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
C) Девушка работала не покладая рук.
D) Через минуту соловей пустил высокую мелкую дробь и испробовав таким образом
свой голос начал петь.
E) Мы провели ночь не смыкая глаз.
2. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в предложении.
Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.
A) Неопределённой формой глагола.
B) Местоимением.
C) Причастием.
D) Наречием.
E) Именем существительным.
3. Словосочетание, в котором слова связаны способом примыкания.
A) Учёба в институте.
B) Учение без наказания.
C) Хорошо учиться.
D) Учение дочери.
E) Хорошая учёба.
4. Укажите предложение с пропущенной запятой при однородных членах.
A) В ясное ветреное утро Берестов выехал прогуляться верхом.
B) Тонкая ледяная корка покрывала палубу.
C) Стояли душные напоённые душистым ароматом вечера.
D) На нём был длинный изорванный чёрный сюртук.
E) Кибитка летела по гладкому зимнему пути.
5. С мягкого согласного начинается слово
A) футболка.
B) каникулы.
C) атлас.
D) сыр.
E) яблоко.
6. В этом предложении междометие является подлежащим.
A) Ах! Амур проклятый! И слышать не хотят…
B) Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать.
C) Ну-ну, Савельич! Полно, помиримся, виноват.
D) Вот раздалося «ау!» вдалеке.
7. Укажите слово, в котором слоги соответствуют схеме:
неприкрытый – открытый, прикрытый – закрытый, прикрытый – открытый.
A) Обошёл.
B) усталый.
C) учиться.
D) голубки.
E) звёздочка.
8. Укажите словосочетание, в котором слова связаны по способу
управления.
A) Думать долго.
B) Лицо измученное.
C) Управляю автомобилем.
D) К дому слева.
E) Жить без оглядки.
9. Определите предложение, в котором необходимо поставить тире.
A) Абдрахман спрыгнул с телеги и побежал к Шуге.
B) Базарбай улыбаясь вытащил из-за голенища клочок бумаги.
C) Разлука горе для влюблённых.
D) Вскоре они признались с любви.
E) Мы вдруг увидели Базарбая который нёс письмо.
10. Укажите способ связи управление.
A) К дальнему берегу, лиловой полосой.
B) Разгребая снег, быстро бежать.
C) Вершины гор, разливая воду.
D) Рассчитать траекторию, холодная вода.
E) В ритме вальса, смело преодолевая.
11. Предложение, в котором деепричастный оборот не обособляется.
A) Совсем осмелев волки подходили к дому.
B) Мне дали лекарство беспокоясь о моём здоровье.
C) Выслушав меня он пришёл в ужас.
D) Он согласился со мной скрепя сердце и ушёл.
E) Я сидел глядя на пороховой дым и прислушивался к выстрелам.
12. Укажите двусоставное предложение.
A) Герасима уже не было на дворе.
B) У меня не было билета.
C) У меня нет билета.
D) У меня был билет.
E) На дворе было тихо.
13. Вариант со словосочетанием, указывающим на действие и предмет,
на который оно переходит.
A) Ошибочное мнение.
B) Тревожиться за брата.
C) Сплав серебра.
D) Компот из слив.
E) Двадцать тенге.
14. Определите соединение слов, не являющихся словосочетанием.
A) Настойчивые требования.
B) Новая работа.
C) Ученица прилежна.
D) Поворот на площадь.
E) Проявить заботу.
15. Однородные члены, связанные соединительным союзом, есть в предложении
A) Глаза у него блестят дико, он очень ловок, в шёлковой малиновой или синей рубахе,
бархатных шароварах, длинных сапогах.
B) Долго глядишь в его тёмно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока
не поплывёт земля под ногами.
C) Он высок ростом, худощав, но широкоплеч, строен, а лицом – красавец цыган.
D) Тогда встрепенёшься и, пряча руки в рукава, побежишь по аллее к дому.
E) А чёрное небо чертят огнистыми полосками падающие звёзды.
16. Определите, чем осложнено предложение.
Лодка помчалась, бесшумно вертясь среди судов.
A) Обособленным обстоятельством.
B) Вводным предложением.
C) Обособленным дополнением.
D) Однородными членами предложения.
E) Обособленным определением.
17. Укажите словосочетание с наречием цели.
A) Накалить докрасна.
B) Нечаянно сломать.
C) Сделать назло.
D) Смотреть холодно.
E) Обидно пошутить.
18. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении
Человек есть украшение мира.
A) Местоимением.
B) Начальной формой глагола.
C) Именем существительным.
D) Словосочетанием.
E) Именем прилагательным.
19. Укажите способ связи примыкание.
A) Нависший над пропастью.
B) Плетётся рысью.
C) Снег почуя.
D) Растущий организм.
E) Его лошадка.
20. Укажите предложение с прямым порядком слов.
A) Существует старинная народная сказка про Анику-воина.
B) На пороге стоял какой-то мальчик.
C) Какую-то весёлую мелодию играл оркестр.
D) Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо.
E) Дай мне какой-нибудь карандаш.
21. Одинаковый звуковой состав корня в словах
A) дело, делать, делить, деление.
B) вода, половодье, заводь, подводник.
C) голый, оголить, наголо, голенький.
D) гористый, пригорок, косогор, горец.
E) горе, пригорюниться, горемыка, горюшко.
22. Укажите назывное предложение.
A) Всюду по степи загораются огоньки.
B) Крепко спится в тайге уставшему человеку.
C) Вели затопить камин.
D) Язвы на тощих руках.
E) Вам не видать таких сражений.
23. Укажите неопределённо-личное предложение.
A) Всем хотелось послушать народные песни.
B) Сугробы намело выше крыши.
C) Теперь в лесах везде косят.
D) Надо человеку и знать, и любить, и беречь свою землю.
E) Выберите себе дело по душе.
24. Укажите безличное предложение.
A) Старую лисицу не травят молодыми собаками.
B) Скорее бы лесной пожар потушили.
C) Беспощадней огня нет врага.
D) Из песни слова не выкинешь.
E) С вечера позвоню товарищу.
25. Укажите определённо-личное предложение.
A) На завод привезли новое оборудование.
B) Кругом по всей поляне густые высокие сосны.
C) Хорошо плыть ночью по реке.
D) Сильно, пламенно и нежно люблю дорогую столицу!
E) Давно такой грозы не было.
26. Приложение есть в предложении:
A) Струйки дыма вились в ночном воздухе, полном влаги и свежести.
B) Сквозь открытые настежь двери в комнаты проник сырой холодный воздух.
C) Средневековый город Бозок можно считать прямым предком Акмолинска, а его
последним потомком является Астана – столица современного Казахстана.
D) Вдали виднелись покрытые снегом вершины Кавказского хребта.
E) Самолёт, достигший необходимой высоты, подходит к расчётной точке прыжка.
27. Приложение есть в предложении:
A) Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник
вымещает на смотрителе.
B) Пламя костра, уничтожившее мелкий хворост, теперь лениво вьётся меж
корявых толстых пней.
C) Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего
дягиля, распространявшего вокруг себя неповторимый аромат.
D) Ослепительная и причудливая природа Бурабая, этого заповедного
острова зелени и горных склонов в самом центре огромной степи,
навевает образы и формы, ложащиеся в основу многочисленных легенд и мифов.
E) Листва, сорванная с деревьев, закружилась в вихре и стала подниматься кверху.
28. Нет причастного оборота в предложении:
A) Глава государства Нурсултан Назарбаев направил поздравительную
телеграмму олимпийскому чемпиону Илье Ильину, завоевавшему золотую
медаль на XXIX Олимпийских играх в Пекине.
B) Они держали факелы над головой, а копьями отстраняли нависшие
ветви, местами преграждавшие нам путь.
C) Долго глядишь в его тёмно-синюю глубину, переполненную
созвездиями, пока не поплывёт земля под ногами.
D) Проявив упорство, целеустремлённость, высокое спортивное мастерство и
волю к победе, Илья достойно представил Казахстан на всемирных играх.
E) Сергей Дворцевой снял фильмы о повседневной жизни людей,
существующих за пределами современной цивилизации.
29. Укажите обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом.
A) Расправив ловкие крылья, орлы начали выписывать в поднебесье огромные круги.
B) Иногда встрепенёшься и, пряча руки в рукава, побежишь по аллее к дому.
C) Бело вспыхнула молния, и ворон, уронив горловой баритонистый клёкот,
стремительно ринулся вниз.
D) На секунду ворон сверкнул, как охваченный пламенем смоляной факел.
E) Выполнив в третьем периоде красивый бросок, который судьи оценили в
два балла, Тенизбаев выиграл схватку и завоевал бронзовую медаль.
30. Укажите вариант с правильным количеством знаков препинания в предложении.
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утёсы разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (Знаки не расставлены.)
A) 1. B) 2. C) 3. D) 4. E) 5.
8 класс, 4 четверть.
1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется
A) графикой.
B) пунктуацией.
C) орфоэпией.
D) морфологией.
E) фонетикой.
2. В предложении
Согнувшись сидит бабушка перебирая быстро спицами придерживая клубок и наклонив голову к левому плечу рассматривает узор пропущено запятых
A) три.
B) четыре.
C) пять.
D) шесть.
E) семь.
3. При изменении звуков не превращается в другую часть речи слово
A) съезд.
B) лезть.
C) пядь.
D) везти.
E) груздь.
4. Нарушена последовательность в словообразовательной цепочке
A) полезный – бесполезный – бесполезность.
B) мирить – примирить – примириться - примирение.
C) готовый – готовить – заготовка - заготовить.
D) горячий – горячка - горячечный.
E) язык – языкастый - языкастость.
5. Укажите цельное словосочетание.
A) участвовать в конкурсе.
B) бульвары города.
C) столичный житель.
D) много народу.
E) очень довольны.
6. Определите предложение, в котором необходимо поставить тире.
A) Крупные звёзды как званый вечер, Млечный Путь как большое общество.
B) Писать о лесах любимое моё занятие.
C) Лес словно терем расписной.
D) Обитатели села Горюхина большею частью люди роста среднего.
E) Севастополь очевидно город чудес.
7.. Нельзя считать словосочетанием:
A) Купейный вагон.
B) Скорый поезд.
C) Поезд из Москвы.
D) Приедет скоро.
E) Приедет поезд.
8. Укажите односоставное предложение.
A) Махамбет вгляделся.
B) Виднелся кустик осенней травы.
C) Это был бессмертник.
D) Он выдерживает зимнюю стужу.
E) Поедем в аул.
9. Укажите способ связи примыкание.
A) В туристическом походе.
B) Поступить справедливо.
C) Беседовать с друзьями.
D) Опустевшая аллея.
E) Наш коллектив.
10. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении. У опушки леса птица свила гнездо в кусте жёлтой акации раскидистом и колючем и при нашем появлении с испуганным криком она взвилась в воздух затрепетав тёмными крылышками.
A) 5. B) 3. C) 4. D) 1. E) 2.
11. Вам, уважаемый Абай, предоставляется право выбора.
Знаки препинания выделяют
A) обособленное определение.
B) нераспространённое обращение.
C) обособленное приложение.
D) распространённое обращение.
E) вводное слово.
12. Укажите определёно-личное предложение.
A) На сердце радостно, как и в прекрасный майский день!
B) Нужно оберегать природу.
C) Скорее бы лесной пожар потушили.
D) Во все стороны далеко-далеко раскинулась земля.
E) Смутно ловлю какой-то шум.
13. Предложение, в котором обособляется деепричастный оборот.
A) Девушка работала не покладая рук.
B) Мы провели ночь не смыкая глаз.
C) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
D) Если не было опасности, он относился к своим обязанностям спустя рукава.
E) Через минуту соловей пустил высокую мелкую дробь и испробовав таким образом
свой голос начал петь.
14. Определите побудительное предложение.
A) Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
B) Ты с басом, Мишенька, садись против альта.
C) Сказать ли на ухо яснее мысль мою?
D) Случилось Соловью на шум их прилететь.
E) Как , милый петушок, поёшь ты громко, важно!
15. Укажите обобщённо-личное предложение.
A) Наутро в классной комнате было тепло.
B) Грустно нам слушать осеннюю вьюгу.
C) Мне было очень интересно смотреть финал чемпионата мира по футболу.
D) От жары нет мочи.
E) Старую лисицу не травят молодыми собаками.
16. Укажите, чем осложнено предложение.
Могучий лев, краса лесов, лишился силы.
A) Уточняющий член.
B) Приложение.
C) Дополнение.
D) Определение.
E) Обстоятельство.
17. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении.
Но самое великое чудо созданное около трёх с половиной тысяч лет назад скульптором
Тутмосом портрет царицы Нефертити.
A) 4. B) 2. C) 1. D) 5. E) 3.
18. Способ управления в словосочетании.
A) Талантлив по-настоящему.
B) Талантливого художника.
C) Талант художника.
D) Талантливо воплотить.
E) Воплощённый талантливо.
19. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено прилагательным.
A) Все сказки были мне пересказаны старой Кирилловной.
B) Нами ты была любима и для милого хранима.
C) Озеро невелико.
D) Весь день продолжал лить дождь.
E) Окончен мой труд многолетний.
20. Укажите предложение, в котором косвенная речь передана вводными словами.
A) По сообщению синоптиков, завтра ожидается понижение температуры.
B) Синоптики сообщили по радио: «Завтра ожидается понижение температуры».
C) Синоптики сообщили, что завтра ожидается понижение температуры.
D) Поступило сообщение синоптиков об ухудшении погоды.
E) Завтра, как сообщают синоптики, ожидается плохая погода.
21. Укажите предложение с правильно оформленной цитатой.
A) По мнению Белинского, язык А.С.Пушкина …чист и благороден,
слог точен и силён, стих исполнен блеска и парения.
B) Белинского поражало: «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».
C) Белинского поражало: «Разнообразие картин, образов и чувств в поэме «Мцыри».
D) По мнению Белинского, язык А.С.Пушкина «…Чист и благороден, слог точен и
силён, стих исполнен блеска и парения».
E) Известный лингвист Л.И.Скворцов подчёркивает, что «чтение толковых словарей –
полезное и увлекательное занятие».
22. Укажите обстоятельство, выраженное неопределённой формой глагола.
A) Я очень люблю слушать пение птиц.
B) Всем хотелось побыстрее закончить этот неприятный разговор.
C) Мы стали осторожно спускаться по крутому берегу реки.
D) Я уходил в лес ночью послушать ночные голоса.
E) Река продолжала играть и даже разыгралась не на шутку.
23. Укажите предложение, в котором вводное слово обозначает порядок мыслей.
A) Словом, они были то, что говорится счастливы.
B) Да и, наконец, всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо.
C) Я, к сожалению, должен добавить, что в том году не стало Галии.
D) В непосредственной близости от берега катер, пожалуй, был защищён самими
скалами от огня батарей.
E) Героиней этого романа, само собой разумеется, была Гайни.
24. Укажите, каким членом предложения является выделенное слово.
Расправив ловкие крылья, орлы начали выписывать в поднебесье огромные круги.
A) Подлежащее.
B) Определение.
C) Сказуемое.
D) Обстоятельство.
E) Дополнение.
25. Укажите предложение с прямым порядком слов.
A) Роняет лес багряный свой убор.
B) Свой убор лес багряный роняет.
C) Роняет свой убор лес багряный.
D) Роняет свой убор багряный лес.
E) Лес роняет свой багряный убор.
16