Тема: «Учим не для школы, а для жизни!»

Школа жизни: 5 уроков Антона Семёновича Макаренко:

1.Работают не книжные формулы, а немедленное действие.

2.Надо уметь верить в человека.

3.Педагог должен хорошо знать свой предмет.

4.Отношение — главный объект педагогической работы.

5.Важно развивать чувство коллективной ответственности — один за всех

и все за одного.

Олимпиады: Физическая культура 1 - 11 классы

Содержимое разработки



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 138»







Районные педагогические чтения

Тема: «Учим не для школы, а для жизни!»





Выполнила: Морозова

Тамара Владимировна,

учитель физической культуры

телефон: 89506175546



Нижний Новгород 2019

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает,

действует, бегает, кричит, пусть он находится в

постоянном движении.

Ж.Ж.Руссо

Мы живем в потрясающее время, сколько изменений вокруг!

Для чего человек учится? Наверное, для того, чтобы не только знать, но и понимать, чувствовать, действовать, трудиться, жить осмысленно.

Качественное образование является важной составляющей в жизни каждого человека. Оно позволяет двигаться вперед и добиваться успеха. Школьное образование играет особенно важную роль в жизни человека. Без него мы бы не смогли даже просто писать или читать. Не умели бы составлять простые цифры, считать. Не знали бы даже основных техник безопасности, которые проходят на школьных уроках.

В настоящее время перед школой стоит проблема — подготовить учителя нового типа — другими словами, учителя, который обладает глубокими знаниями в области психологии обучения, воспитания и становления личности каждого ребенка, который умеет организовать общение в учебной деятельности, который владеет специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных новшеств в школьную практику.

Школа жизни: 5 уроков Антона Семёновича Макаренко:

1.Работают не книжные формулы, а немедленное действие.

2.Надо уметь верить в человека.

3.Педагог должен хорошо знать свой предмет.

4.Отношение — главный объект педагогической работы.

5.Важно развивать чувство коллективной ответственности — один за всех и все за одного.

Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. Ведь педагог — главная, ключевая фигура в обществе. Именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит — будущее всей страны. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя почётна и ответственна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», — писал великий педагог Я. А. Коменский. В условиях модернизации образования все модели обучения реализуются в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, которые предъявляют серьёзные требования и к профессиональному мастерству учителя.

Как писал А. С. Макаренко: «Мастерство учителя не является каким-то особым искусством, …но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». «У человека должна быть единственная специальность — он должен быть большим человеком, настоящим человеком».

По мнению А. С. Макаренко, «истинный объект воспитательной работы» — это отношения в коллективе. Он отмечал, что педагог обязан подходить к «человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться». «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать».

Сегодня сплошь и рядом принято «спасать ребёнка», делая за него выбор и в семье, и в школе – какие книги читать, по каким учебникам и книгам учиться, какое задание выбирать и т.п. И всё воспитание вообще сводится к тому, чтобы накормить, одеть, оплатить услуги репетиторов и купить любимую игрушку для своего горячо любимого дитя. Ребенок, в свою очередь, получив отличный аттестат, на самом деле совсем не подготовлен к реальной жизни: он не умеет входить в контакт с другими, не умеет договариваться, лишен самостоятельности, боится допустить ошибки и, в результате, оказывается в тупике.

К сожалению, в наше время «погоня» за хорошими оценками, сдачей экзаменов, получением дипломной корочки стала приоритетной. Оценка используется как поощрение или наказание (не только оценка качества усвоения знаний, но и поведения). Часто родителям важно лишь то, что написано в дневнике ребёнка, а не то, что он узнал нового для себя, что его волнует.

В школьные годы я занималась конькобежным спортом, участвовала соревнованиях, как за честь области, так и за честь Страны. По окончании школы я сделала свой выбор, и связала свою судьбу с физкультурой.

За все эти годы я не разочаровалась в выбранном пути. Я прихожу в школу, чтобы научить детей быть здоровыми не только физически, но и морально!

Цель моей преподавательской деятельности:

Сформировать у детей устойчивое Желание быть здоровым, как физически так и морально!

Задача: научить ребят как сохранить и приумножить своё здоровье!

Цель рождает принципы. Их три:

1. Важно понять ученика, вникнуть в его душу, познать его интересы и желания. Только так на протяжении всего обучения можно держать его в постоянной увлеченности физической культурой.

2. Дать ученику возможность поверить в себя. Ведь именно недостаток веры уничтожает инициативу, становится преградой для счастья, на пути реализации возможностей человека, барьером для развития. Нельзя допускать, чтобы дети чувствовали себя слабыми, они могут свыкнуться с этой мыслью навсегда.

3. Полное доверие – третий принцип. Стараюсь только направлять деятельность учащихся, давая какое – либо задание, а они уже сами работают над совершенствованием техники.

Можно бесконечно рассуждать о Здоровье нации, о патриотизме, гражданственности, любви к Родине. Но никакие слова не заменят конкретных дел и поступков. Мне как педагогу, матери хотелось бы, чтобы мои дети, ученики, жили в цивилизованном, интеллектуальном и высокоорганизованном обществе, в обществе взаимопонимания и доверия друг к другу.

Школьная пора — отличное время для формирования духовной нравственной личности. Именно в школьные годы необходимо проводить воспитательные работы с целью формирования высших моральных ценностей, таких как: гуманные (дружелюбные) отношения между детьми, чувство долга, ответственности за своё поведение, трудолюбие, потребность в труде, бережливое отношение к природе, ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь, культура общения, самопознание и самовоспитание.

И именно предмет физическая культура формирует в детях гармоничную личность.

Так что же такое урок физкультуры? Для меня это время, отведенное на общение с детьми, но общение необычное: через движение к положительным эмоциям. Урок физкультуры - это урок, где сухие строки учебной программы превращаются в удивительные минуты, когда можно раскрыть талант ученика.

Мой предмет вариативен. И достичь положительного эффекта можно при непременном соблюдении одного из важнейших условий – методически грамотного использования физических упражнений на основе знаний правил и основных закономерностей их применения с обязательным учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика. Несложно представить, насколько различается трудность выполнения одного и того же двигательного задания для разных учеников. Одному легко даются нагрузки, а другому не хватает силы, выносливости. А значит, необходим индивидуальный подход. Главным направлением в своей работе я считаю реабилитацию и сохранение здоровья всех учеников: и вполне здоровых, и нуждающихся в этом, поскольку здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Современная школа ориентирована на реализацию деятельностного подхода, поэтому, целесообразно в методах обучения видеть то, что создает совместную деятельность учителя и учащихся на уроке, нацеленную на достижение современных образовательных результатов.

Организовывая различные мероприятия, я стараюсь учесть индивидуальность каждого ребёнка. Нельзя давать ребенку чувствовать, будто он хуже других, нельзя унижать его достоинство. А вот согреть каждого, не оставить никого в тени, быть мудрым, очень осторожно и бережно помочь раскрыться, вселить в каждого ребенка уверенность, помочь в преодолении трудности и гордиться его успехом – задача каждого учителя и лично моя. Думаю, что многим моим ученикам пригодится в жизни умение преодолевать трудности, способность радоваться в жизни не только своим, но и чужим успехам, огорчаться, но не отчаиваться.

Здоровье детей: влияние физкультуры на организм.

Устойчивость к болезням и успешность физического развития во многом зависят от уровня двигательной активности. Физическая культура оказывает многостороннее воздействие на детский организм: Регулярные занятия благотворно влияют на опорно-двигательный аппарат: укрепляют кости, повышают подвижность суставов, улучшают эластичность мускулов. Физическая нагрузка является средством профилактики остеохондроза, артроза, сколиоза и других заболеваний костно-мышечной системы. В процессе занятий укрепляются сосуды и сердце, образуются новые капилляры, улучшается функция легких, увеличивается их жизненная емкость.

В результате усиливается приток кислорода и питательных веществ к клеткам, предотвращаются застойные явления. Физические нагрузки способствуют поддержанию стабильного веса, помогают похудеть. При недостатке двигательной активности ослабляется деятельность нервной системы, ухудшается работа мозга. Это ведет к быстрой утомляемости, снижению физической и умственной работоспособности. Спортивные упражнения устраняют эмоциональное напряжение, улучшают психическое самочувствие, снижают негативную нагрузку на нервную систему. Занятия физкультурой, особенно на свежем воздухе, укрепляют иммунитет, закаливают, улучшают координацию движений, формируют новые двигательные рефлексы, развивают ловкость, гибкость, быстроту реакции. Физические нагрузки улучшают функционирование организма на всех уровнях. Они ускоряют метаболические процессы, улучшают состав крови, уменьшают содержание в крови липопротеинов очень низкой плотности (опасный холестерин) и повышают содержание липопротеинов высокой плотности (хороший холестерин). Физическая культура благотворно отражается на здоровье детей, снижает риск развития многих заболеваний как в детском, так и в более позднем возрасте.

Роль физических нагрузок в развитии ребенка.

Систематические занятия физкультурой не только положительно сказывается на здоровье, но и способствует психическому, интеллектуальному и социальному развитию детей.

Воспитывают характер и силу воли, приучают к дисциплине и самостоятельности, развивает целеустремленность. Чтобы добиться нужного результата, приходится прогнозировать последствия своих действий, анализировать ошибки, выстраивать стратегию работы. Все это способствует тренировке логического и аналитического мышления, наблюдательности, внимания. Активное участие в соревнованиях как в командных так и в личных помогают социализации ребенка и развитию его коммуникативных навыков. Соревнуясь, ученики получает опыт конкуренции и сотрудничества, учатся взаимодействовать с другими детьми.

Нередко дети испытывают дефицит общения с родителями. Я стараюсь привлекать родителей к участию в соревнованиях и играх с со своими детьми, тем самым уменьшается этот дефицит. Проводя спортивные мероприятия совместно с родителями, дети имеют возможность реализовать свой двигательный потенциал, так как его родитель находиться рядом, чувствуют себя защищенными и уверенными.

Здоровью научить нельзя, надо воспитать в детях потребность быть здоровым.

Это трудно, очень трудно. Порой кажется, что почти невозможно, а когда получается, это так радует. Здорово, когда ребята с интересом идут ко мне на уроки. Иногда я даю ученикам возможность проводить уроки самим. У детей повышается мотивация к выполнению упражнения, эмоциональный тонус, повышается уровень ответственности.

Активное участие принимают в организации школьных спортивных мероприятиях старшие школьники. Часто они оказывают мне помощь в подготовке ребят к соревнованиям.

«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Аристипп, древнегреческий философ.

А. С. Макаренко выступал против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании. «Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом нравственное, идейно-политическое и так далее. Также отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве».

Я являюсь ещё и классным руководителем . Поэтому я, стараюсь и внеучебное время сделать многообразным и разносторонним. Это и целевые прогулки в парки, и экскурсии, посещение музеев и выставок, театров, кино. Мы участвуем в городских и районных конкурсах, проводим спортивные мероприятия. Ведь практически любое мероприятие, будь оно спортивного направления или эстетически - духовного направления, все они влияют на гармоничное формирование личности ребёнка!

И можно сделать вывод о том, что требования А. С. Макаренко к личности учителя актуальны и в наши дни, потому что содержат мысли, которые учительство пронесло через все время своего существования. Учитель должен быть гуманным и ответственным человеком, воспринимающим детей с позитивной стороны.

И хочется закончить словами выдающегося педагога

«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Антон Семёнович Макаренко.

Дети не завтра будут жить в обществе, они сегодня живут в нем. И античный афоризм «Не для школы - для жизни учимся» звучит сейчас как нельзя актуально.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее