В афинских школах и гимнасиях.
Цели урока:
Создать условия для формирования представлений учащихся о системе образования в Афинах.
Приобщать школьников к достижениям мировой культуры.
Основные понятия: педагог, стиль, палестра, гимнасия.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тип знаний: понятия и закономерности.
Оборудование урока: Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицская «История Древнего мира», алгоритм работы в группе, компьютер.
Ход урока
Урок начинается с приветствия учителем учащихся.
I этап урока
а) создание проблемной ситуации через подводящий диалог, открытие темы урока.
Учитель обращает внимание детей на доску, на которой прикреплены листы, с пословицами: «Ученье свет, а не ученье тьма», «Век живи, век учись», «Чтобы много знать, надо мало спать». Задается вопрос учащимся: « Как вы, думаете, о чем будет наш урок?».
Дети как правило говорят - о учении, о школе, знаниях, а так как изучаются Афины, то они выдвигают предположение что тема урока школы в Афинах.
Учитель пишет тему: «В афинских школах» на доске, но говорит, что сегодня мы «посетим» и афинские школы но, может быть в процессе изучения учебного материала, они что-то захотят добавить в название темы урока.
Учитель просит вспомнить о воспитании и обучении детей, в уже изученном древнегреческом городе?
Учащиеся говорят о Спарте, о суровом спартанском воспитании: дисциплине, строгости, физической подготовке спартанских мальчиков и незначительном внимании на умственное развитие.
II этап урока - сообщение нового материала.
До семи лет мальчики из богатых семей, ничем кроме игр не занимались.
В семь лет ребенка передавали педагогу. Он водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. А дома обучал хорошим манерам. Запись в тетради педагог в переводе с греческого «сопровождающий ребенка».
Педагогами являлись рабы, старые и не на что не годные. Нередко педагог даже плохо говорил по-гречески, постоянно ворчал и если что мог даже наказать.
Каждое утро ребята городов и сел спешат в школу. Так было и в далекие времена в Греции. Давайте заглянем в одну из греческих школ.
? Посмотрите на доску и назовите мне предметы, которые изучали греческие ученики? Ребята дают ответ: рисование, пение, счет.(запись в тетради).
При обучении грамоте учитель читал вслух текст, написанный на папирусе.
Ученики смотрели на текст и старались запомнить написанное. Несмотря на то, что в Грецию из Египта привозили папирус, он не стал материалом
для письма. В греческих школах ученики писали на дощечках покрытых воском специальным пером - стилом. ( запись в тетрадях). С одной стороны стило было острым. Это позволяло царапать на воске буквы и рисунки. С другого конца стило имело вид лопаточки. Им можно было легко стереть написанное.
В школе прививали любовь к стихам Гомера. В Греции жили люди, которые гордились тем, что знали наизусть поэмы «Илиада» и «Одиссея». Как и в современной школе, ученики не посещали занятия в праздники греческих богов, в годовщины побед при Марафоне и Саламине.
Для девочек школ не было. Мама передавала те знания, которыми владела сама. Их учили грамоте, пению, танцам, а главное – домоводству.
С двенадцати лет мальчики начинали посещать ещё одну школу -
палестру. (запись в тетради). Здесь они занимались гимнастикой, борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска.
В хорошую погоду тренировались под открытым небом в огромном дворе, а в ненастье – под крышей.
А сейчас давайте представим себе урок гимнастики в палестре.
Мальчики тренируются в борьбе. Выигрывает тот, кто ловок и силен. Если ученик три раза коснется телом земли, он проигрывает. Строгий учитель готов ударить палкой любого нарушившего правила состязания. Перед каждым состязанием участники обильно поливают руки и кожу оливкомым маслом. После урока всей гурьбой бегут смывать с тела прилипшие грязь и пот. И поэтому в каждой палестре был колодец и даже баня.
В палестрах стояли статуи атлетов, работы великих мастеров Поликлета и Мирона. Скульпторы показывают, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу.
Взрослые афиняне, желавшие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания посещали гимнасии. ( запись в тетради). Которые
располагались за городом. Они имели площадки для упражнений атлетов, бассейны, помещения для отдыха и бесед.
Затем в гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение вселенной, предлагали планы развития государства.
III этап урока. Итог. Рефлексия.
Учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что нового узнали?
Класс делится на группы. Каждой группе даётся алгоритм её работы.
Группа 1.
Прочитать п.1 § 38 (с. 173) Вопрос: Кого называют педагогами в наши дни? В чем различие между греческим и современным педагогом? Зачем были нужны педагоги в Афинах?
Как правило, дети, объясняют, что сейчас педагог - это учитель, который работает в школе, обучает детей, он хорошо образован. Учащиеся, говорят, что изображен старый босой человек, одной рукой он держит за руку ребенка, в другой руке что-то несет, может быть, письменные принадлежности. Педагогом в Древней Греции называли обычно старого раба, который не годился ни для никакой другой работы и водил ребенка в школу, когда тому исполнялось семь лет.
Группа 2.
Прочитать п.2 § 38 (с.173-174) Вопрос: Какие предметы изучали в афинских школах, как вы думаете почему?
Дети, посмотрев слайды и прочитав текст учебника, делают вывод, что в афинских школах не только учили писать, читать и считать, но и прививали любовь к искусству: учили рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах, так как, по мнению афинян без этого нельзя было стать настоящим образованным человеком. Так же ребята обращают внимание на школьные принадлежности: дощечки натертые воском и острую палочку для письма – стиль, что обучение было платным, и школы посещали только мальчики, а девочки получали знания дома, от своей матери.
Группа 3.
Прочитать п.3 § 38 (с.174-175) Вопрос: Что такое палестра, какие занятия там проводились? Почему посещение палестры считалось обязательным ?
Учащиеся этой группы, обращают внимание на то, что начиная с двенадцати лет мальчики начинают посещать ещё одну школу – палестру, где они занимаются гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. В Афинах считали, что человек должен быть и образованным и физически сильным, прекрасным телом, учащимся об этом напоминали стоявшие в палестрах статуи атлетов работы великих греческих мастеров, например Мирона «Дискобол», Поликлета «Копьеносец».
Группа 4.
Прочитать п.4 § 38 (с.176) Вопрос: Кто и чему обучался в афинских гимнасиях?
Учащиеся выясняют, что гимнасии – это «школы» для взрослых, которые до старости их посещали, если желали продолжить занятия гимнастикой, пополнить свои знания или научиться, умению отстаивать своё мнение в Народном собрании. Дети обращают внимание на то, что гимнасии располагались за городом в живописных местах, здесь были бассейны, помещения для отдыха и бесед, спортивные площадки.
Учитель предлагает всем учащимся ответить на следующий вопрос: В чём различие в образовании в Афинах и Спарте ?
Можно обратиться к с.143-144 § 31
Вывод: Отвечая на этот вопрос учащиеся, высказывают следующее мнение: в Спарте больше внимания в обучении уделялось гимнастике, так как каждый спартанец должен быть прежде всего воином, для этого даже разучивали только военные марши и песни аккомпанируя себе на флейте, вся жизнь в Спарте в том числе была подчинена строгому соблюдению дисциплины. В Афинах же считали что, человек должен быть гармонично развит, как умственно, так и физически.
После обсуждения учащиеся могут задавать вопросы, что-то уточнять. Ребята обращают внимание, на то, что в Афинах были школы не только для детей, но и взрослых. А значит, к теме урока нужно добавить « и гимнасиях».
Тема урока в законченном виде пишется на доске: «В афинских школах и гимнасиях».
IV. Учителем выставляются оценки за работу на уроке.
Записывается домашнее задание – Параграф 38, вопросы с.176, слова в словаре учить.