«Осенний фестиваль знаний 2024»

Технология «Утренний круг» как средство социализации дошкольников

Технология утренний круг используется с трех лет.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12

ХУТОРА БОЙКОПОНУРА




Технология

«Утренний круг»

как средство социализации дошкольников










Воспитатель

Эмиргамзаева М.Р.














х. Бойкопонура

ул. Ленина, 33 «В»

Технология «Утренний круг» как средство социализации дошкольников.


Одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития наших дошколят являются:

*развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; *развитие социального и эмоционального интеллекта;

*эмоциональной отзывчивости и сопереживания;

*формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, *формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду.

Наше утро с детьми, начинается с «Утреннего круга».Его можно называть по-разному: детский совет, утренний круг, групповой сбор, утро радостных встреч. Но смысл всегда один — это режимный момент для общения взрослого и детей в обсуждении проблем по организации и планированию содержания своего дня. Он проводится до или сразу после завтрака со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение занимает от 10 до 20 минут.

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:

  • создаёт условия для общения детей и взрослых,

  • развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность,

  • нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние товарищей, то есть развивает эмпатию,

  • работает над развитием навыков культурного общения,

  • обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения,

  • развивает умение выделять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично,

  • формирует навык коллективного труда – умение распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения.


Технология утренний круг можно использовать уже с трех лет, но для каждого возраста детей есть свои задачи, которые надо корректировать.

 Утренний круг – это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предложить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.

Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы.

Так, утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на непосредственно образовательную деятельность. Утренний сбор позволяет гармонично включить несколько образовательных областей: социально — коммуникативное, физическое и речевое развитие. Детям застенчивым и с речевыми нарушениями трудно реализовать себя и почувствовать значимыми в какой-либо сфере деятельности. Мой непрерывный диалог с воспитанником, живой отклик в процессе взаимодействия способствуют повышению активности ребёнка с речевыми нарушениями.

Утренний кругв моей группе стал любимым «ритуалом» и для детей, и для взрослых.

Для проведения утреннего круга необходимы подготовительные действия:

  • Правила.

Их формулировки обговариваются с детьми. Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов. Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения. В начале группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний. Регулировать общение можно, например, правилом: «Говорит тот, у кого в руках мяч».

  • Вопросы.

Для начала группового сбора осуществляется подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования. Например:

  • Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились? Кто ещё не уселся?

  • Какое у вас настроение?

  • Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?

  • Кто очень хочет задать вопрос?

  • Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?

  • О чём бы вы хотели узнать?

  • Что бы вы хотели посоветовать?

  • Как бы вы поступили в подобной ситуации?

  • Что вас порадовало (огорчило, удивило)?


Структура утреннего круга:


  1. Позывные для утреннего круга. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка. Позывные можно связать с темой дня.

  2. Организация утреннего круга. Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – так, как каждая группа сама определила традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.

  3. Приветствие. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог показывает, как это делается - поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее)«Доброе утро, Алина! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Алина, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.

  4. Новости. Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важной темой является тема «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы можно предложить детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

  5. Обмен информацией. Также важно, чтобы на утреннем круге происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник), сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек), кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе. Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатель следит, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

  6. Динамическая пауза. Проводится динамическая пауза также в соответствии с тематическим проектом.

  7. Проблемные ситуации. Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.

  8. Игры по теме проекта. Этот компонент утреннего круга направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком.

  9. Предоставление права выбора центра активности. Завершающим компонентом утреннего круга является выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.


Не всегда получается соблюсти все пункты, мною перечисленные, по разным причинам. Но проведя основные, можно считать, что Доброе утро состоялось.

Дальше я вам предлагаю примерутреннего круга, который недавно провела в своей группе.



Примерный конспект утреннего круга в средней группе

на тему «Весна красна»


Цели: 

*создание эмоционально-комфортной атмосферы для пребывания детей в детском саду;

*создание условий для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;

*воспитывать взаимоуважение.


  1. Позывной «Колокольчик»

- Колокольчик поёт деток в круг всех зовёт!


  1. Организация «Утреннего круга»

(Дети собираются в круг и берутся за руки)

- Вот и начался наш новый, прекрасный день. Солнышко за окном светит!


  1. Утреннее приветствие

(РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ)

- Что мы должны с вами сделать? (Поздороваться)

- А как мы здороваемся? (доброе утро, привет, здравствуй...)

«Друг»

Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся!


(Взяться за руки и передавать друг другу улыбку, под песенку «УЛЫБКА»).


  1. Коммуникативная деятельность

- Молодцы, ребята! Давайте сядем на коврик поудобнее в круг.

Речевая игра с мячом

Педагог бросает каждому по очереди мяч.

-Мячик ты передавай, свое имя называй!

(Затем с помощью педагога дети называют имена педагогов и имена детей, которые сегодня отсутствуют)

- Ребята, прежде чем мы продолжим с вами беседу, давайте вспомни наши главные правила круга:

Первое правило - Уважать друг друга!

Второе правило – Не перебивать друг друга!

Третье правило – Говорит тот, у кого солнышко в руках!

- Ребята, а давайте поделимся тем, что мы делали вчера, когда уже ушли из детского сада!

Обмен новостями.

-Так как солнышко уже в моих руках, я первая поделюсь с вами о том, что я видела вчера, когда шла домой после работы.
(Дети передают друг другу солнышко, у кого оно в руках, тот рассказывает о том, что нового произошло в его жизни)


5. Работа с календарем.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Какой сейчас месяц?

- Что происходит весной?

(Весной тает снег, бегут ручьи, появляются цветы, прилетают птицы, светит солнце.Дети проговаривают признаки весны и показывают их жестом.)


6. Дыхательные упражнения

- И вот подул весенний ветерок

«Весенний ветерок»: набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой».

В центре круга находится воздушный шарик дети дуют на него «слабо» «сильно» (Слабый и сильный ветерок)

- Ветер нагнал тучку, начинается весенний дождик

«Капель»: произносить слоговой ряд «кап-кап-кап» с разной интонацией, в разном темпе и с различной силой голоса. 

(Большие капли капают: КАП! КАП! КАП!

Маленькие капельки: кап-кап-кап-кап-…

Покажем, как капли падают)


7. Пальчиковая гимнастика

«Сосульки»

- Капли звонко капали!

(попеременно ударять по столу указательными пальцами обеих рук)

- Все сосульки плакали!

(поднести руки к лицу, изображая плачь)

- Солнце светит ярко!

(скрестить руки на уровне запястий, пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)

- Нам, сосулькам жарко!

(попеременно ударять указательными пальцами по столу обеих рук)


8.Ритуал завершения круга.

Дети встают в круг и имитируют движения педагога.

Целый день мы будем вместе, (идут по кругу)

Заниматься и играть,

Кушать, спать,

Петь песни, прыгать,

И, конечно же, гулять!

Рады видеть всех, друзья! (хлопают)

Крикнем весело: «Ура!» (кричат)



Сразу скажу, что поначалу я столкнулась с проблемой — дети постоянно перебивали друг друга. Но это же дети, «эмоции бегут впереди паровоза»! Потом соблюдать правила нам стала помогать «Хрюшка – говорушка». Это обычная мягкая игрушка — у кого она в руках, тот и говорит. Ребята очень быстро привыкли к этим правилам и научились слушать друг друга и ждать своей очереди чтобы высказаться.

Таким образом, «Утренний круг» — «задаёт тон» всему дню, создаёт положительный эмоциональный настрой и вселяет в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее