Технологическая карта (план) занятия №
|
| Группа | Дата | |||
Дисциплина | Математика | | | |||
|
| |||||
Тема занятия | Раздел : повторение материала всего курса математики | |||||
| Применение производной. Применение первообразной. | |||||
Вид занятия | теоретическое | |||||
| образовательные: | |||||
Цель занятия | -обобщить, повторить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Производная, Первообразная»; | |||||
| -продолжить работу по формированию знаний о способах решения примеров на отыскание первообразной и производной | |||||
| развивающие: | |||||
| - развивать познавательный интерес учащихся, учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью; развивать грамотную математическую речь; развивать логическое мышление, умение самостоятельно работать, навыки взаимоконтроля и самоконтроля, умение говорить и слушать; | |||||
| воспитательные: | |||||
| - воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов | |||||
| - воспитание уважительного отношения к одноклассникам | |||||
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать | ||||||
Показатели оценки результата | Должны знать |
| ||||
Должны уметь |
| |||||
| ||||||
| ||||||
Межпредметные связи | Обеспечивающие дисциплины | Физика, русский язык | ||||
| ||||||
Обеспечиваемые дисциплины | Физика, химия, черчение, русский язык | |||||
| ||||||
Средства | Доска, мел, учебник | |||||
обучения |
| |||||
|
| |||||
Основная | А.Н. Колмогоров «Алгебра и начала анализа 10-11 кл.» | |||||
литература | А.В. Погорелов «Геометрия 10-11кл.» | |||||
|
|
содержание занятия
№ этапа | Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Временная регламентация этапа | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | Организационный этап: |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| - проверка готовности студентов к занятию; |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| - проверка посещаемости; сообщение темы. | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||
| - Сообщение темы, вовлечение студентов в процесс постановки цели занятия, сообщение правил заполнения листа самоанализа:
Критерий оценивания:
| 1 | ||||||||||||||||||||||||||||
2. | Актуализация опорных знаний | 15 | ||||||||||||||||||||||||||||
| существование производной функции y=f(x) в точке эквивалентно существованию касательной к графику функции y=f(x) в точке касания , причем угловой коэффициент касательной равен значению производной в точке , то есть . Заключаем: геометрический смысл производной функции в точке состоит в существовании касательной к графику функции в этой точке.
| | ||||||||||||||||||||||||||||
| Производные элементарных функций.
| | ||||||||||||||||||||||||||||
|
| | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | Мотивационный момент: | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||
| обоснование необходимости изучения данной темы для эффективного выполнения профессиональных задач; | | ||||||||||||||||||||||||||||
| «За всю историю человечества пока не найдено лучшего способа развития интеллектуальных и творческих способностей человека , чем при помощи математики» Владимир Тихомиров, профессор МГУ. | | ||||||||||||||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | Изучение нового материала | 26 | ||||||||||||||||||||||||||||
| Вспомним определения: 1. Дифференцируемая функция F (x) называется первообразной для функции f (x) на заданном промежутке, если для всех х из этого промежутка справедливо равенство: F′(x)=f (x). 2. Совокупность всех первообразных F (x)+C функции f (x) на рассматриваемом промежутке называется неопределенным интегралом. Как можно представить себе неопределенный интеграл где F (x) - первообразная функции f (x), а С - некоторая постоянная величина? Если в данном примере или задаче не даются начальные условия для нахождения величины С, то мы получаем неоднозначную функцию F (x)+С - семейство интегральных кривых. Графики этих кривых можно совместить с помощью параллельного переноса. Из семейства этих кривых нам нужно уметь выделять ту, которая проходит через данную точку. | | ||||||||||||||||||||||||||||
| Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции: f(x)=x-3x^2 в точке x0=2. Ответ: -11. | | ||||||||||||||||||||||||||||
| Задание. Тело движется прямолинейно по закону (м). Определить скорость его движения в момент с. Решение. Искомая скорость - это производная от пути, то есть В заданный момент времени (м/с). Ответ. (м/с). | | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | Закрепление нового материала. | 17 | ||||||||||||||||||||||||||||
| некоторая постоянная величина? Если в данном примере или задаче не даются начальные условия для нахождения величины С, то мы получаем неоднозначную функцию F (x)+С - семейство интегральных кривых. Графики этих кривых можно совместить с помощью параллельного переноса. Из семейства этих кривых нам нужно уметь выделять ту, которая проходит через данную точку. Пример 1. Найти для функции f (x)=1-2x первообразную, график которой проходит через точку М(3; 2). Решение. F (x)=∫(1-2x) dx=∫dx-2∫xdx=x-x²+C. Так как F (3)=2 по условию, то получаем равенство: 2=3-3²+С; 2=3-9+С; 2=-6+С → С=8. Тогда F (x)=x-x²+8. | | ||||||||||||||||||||||||||||
| 1. Найти первообразную функции f(x)=x-x^2, график которой проходит через точку (2; 10).
| | ||||||||||||||||||||||||||||
| Критерий оценивания:
| | ||||||||||||||||||||||||||||
| Самостоятельная работа | 21 | ||||||||||||||||||||||||||||
| Задание. Найти интервалы выпуклости/вогнутости функции Решение. Найдем вторую производную заданной функции: Находим точки, в которых вторая производная равна нулю, для этого решаем уравнение : Исследуем знак второй производной слева и справа от полученной точки: Так как на промежутке вторая производная , то на этом промежутке функция выпукла; в силу того, что на промежутке вторая производная - функция вогнута. Так как при переходе через точку вторая производная сменила знак, то эта точка является точкой перегиба графика функции. Ответ. Точка - точка перегиба графика функции. На промежутке функция выпукла, на промежутке функция вогнута. | | ||||||||||||||||||||||||||||
| Задание. и построить ее график. Решение. 1) Область определения функции. 5) Критические точки функции, интервалы возрастания, убывания. Найдем точки, в которых первая производная равна нулю или не существует: для любого из области определения функции; не существует при и . Таким образом, функция убывает на всей области существования. Точек экстремума нет. 6) Точки перегиба, интервалы выпуклости, вогнутости. Найдем точки, в которых вторая производная равна нулю или не существует: ; при и вторая производная не существует. Таким образом, на промежутках и функция вогнута, а на промежутках и - выпукла. Так как при переходе через точку вторая производная поменяла знак, то эта точка является точкой перегиба. | | ||||||||||||||||||||||||||||
| Критерий оценивания учащихся отвечающих у доски:
Критерий оценивания учащихся решающих на месте: (выполнив задание, учащийся поднимает руку и показывает решение примера. В соответствии с критерием оценивания получает баллы за работу.)
| | ||||||||||||||||||||||||||||
6. | Подведение итогов занятия: | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||
| Заполнение листа самоконтроля | | ||||||||||||||||||||||||||||
| - обсуждение и оценка результатов самостоятельной работы | | ||||||||||||||||||||||||||||
| - выставление оценок. | | ||||||||||||||||||||||||||||
7. | Домашнее задание: В-93(3) В -96 (3) В-4.24 В-4.29 Индивидуально: № 576(b) | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||
8 | Рефлексия: | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||
| обсуждение и оценка результатов самостоятельной работы (рефлексия в письменной форме)
| | ||||||||||||||||||||||||||||
| И если есть самостоятельная работа, то задания и форма контроля самостоятельной работы | | ||||||||||||||||||||||||||||
| | 90 |
Преподаватель ___________________________________________________ Рахманина Э.М.