«Конспект урока биологии в 7 классе по теме
«Рождённые для полёта» (ФГОС)
Тема урока: «Рождённые для полёта».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Цель: познакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам,
выявить особенности их внешнего строения, связанные с полётом.
Задачи:
1) образовательные: ознакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам, показать особенности внешнего строения, связанные с полётом (перьевой покров, наличие крыльев, обтекаемой формы тела). Также показать, что в связи с полётом птицы имеют легкий скелет, сильные мышцы, хорошо развитое зрение.
2) развивающие: развитие памяти, воображения, логико-мыслительных операций (сравнение, анализ). Совершенствование умений школьников проводить наблюдения за птицами, узнавать изученных птиц в природе, на видео, таблицах, рисунках, сравнивать их между собой. Продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте необходимые сведения.
3) воспитательные: формирование научного мировоззрения учащихся, используя знания о приспособленности птиц к полёту. Осуществление экологического воспитания, развитие бережного отношения к пернатым, как важного компонента среды обитания. Расширить политехнический кругозор на основе знаний физических явлений в жизни птицы. Также осуществлять патриотическое и эстетическое воспитание.
УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основании критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные УУД:
Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий), моделировать, сопоставлять.
Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт
Межпредметные связи: биология – физика
Ресурсы: таблицы с изображением птиц, чучела птиц.
Для демонстрации опыта о легкости скелета птиц: 2 лабораторных штатива с кольцами, набор грузов по 100г – 10 штук, листы бумаги, картон, малярный скотч, веревка.
Раздаточный материал для выполнения практической работы (перья разных типов, лупы).
Мультфильм: «Крылья, ноги, хвост»)»
Музыка: мелодия «Голоса птиц».
Мультимедийная презентация.
Методы: словесно-наглядный; самостоятельная работа учащихся в парах;
работа с энциклопедиями и другими источниками, по сбору информации представляющей интерес при подготовке к уроку.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||
I.Организационный момент | Учитель проверяет готовность к уроку. |
| Л: готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика | ||||||||||
II. Постановка учебной задачи | Вводное слово учителя: Я приглашаю вас сегодня в необычайный, загадочный и великий «Мир Птиц». Показ фрагмента
Подведение учащихся к формулированию темы урока "Рождённые для полёта".
| Через ответы на проблемные вопросы и анализ фрагмента видеофильма учащиеся формулируют тему урока. | Р: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности К: умение слушать и понимать речь других людей П: уметь воспроизводить самостоятельно приобретенные знания; Л: осознавать недостаток знаний. | ||||||||||
III. Открытие новых знаний
Ситуационная задача урока | Конечно, птицы удивительны, птицы красивы, но самое-то главное – они летают! Именно они подарили нам волнующую идею полёта! Парить, наслаждаться ощущением свободы и простора могут только они: «РОЖДЁННЫЕ ЛЕТАТЬ»
(Информация по данному вопросу представлена в виде текстов находящихся на рабочих столах) Задания на работу с данной информацией
|
Рассматривают рисунок в учебнике, отвечают на вопросы: Птицы летают. Птицы имеют крылья. Птицы имеют клюв.
Птицы – это позвоночные животные, с постоянной температурой тела, обладающие способностью к полету, покрытые перьями и имеющие крылья и клюв | К: уметь точно и грамотно отвечать на вопросы; уметь воспроизводить полученные знания. П:уметь сравнивать, обобщать, делать выводы; уметь сопоставлять и применять полученные знания в новой деятельности; Л: развивать мотивацию к познавательной деятельности | ||||||||||
Ознакомление (изучение нового материала)
Понимание
| Назовите характерные черты птиц (используя чучела птиц, фотографии, рисунки) Текст 1
Прочитайте текст №4, рассмотрите рисунки, сопоставьте название силы с её характеристикой (соедините стрелками). |
Работают с текстом ,выписывают характерные черты птиц
Рассматривают рисунки в тексте, работают с таблицу:
| Р: уметь самостоятельно контролировать свое время; К: уметь понять поставленную задачу; П: уметь применять полученные знания в новых условиях; Л: формирование адекватной позитивной самооценки. | ||||||||||
Применение | Прочитайте текст § (Внешнее строение птиц), тексты №1, 2, выполните лабораторную работу. Рассмотрите рис.2 на стр.230 и перья птиц (раздаточный материал). Какие виды перьев выделяют у птиц. Опишите их, заполнив таблицу. Составьте схему, отражающую строение пера.
| Рассматривают рисунки в учебнике, рассматривают перья птиц, заполняют таблицу:
Составляют схему, отражающую строение пера. Перо Стержень Опахало - бородки - бородочки - крючочки | Р: уметь самостоятельно контролировать свое время; К: уметь понять поставленную задачу; П: уметь применять полученные знания в новых условиях; Л: формирование адекватной позитивной самооценки. | ||||||||||
Анализ | Определите особенности внешнего строения птиц, связанных с полётом
| Дают разные варианты ответов. Крылья идеально приспособлены к полету по своей форме и создают подъемную силу. Полет возможен благодаря подъемной силе, которую создает крыло. Это связано с тем, что давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящее над крылом. Эта разница давлений и создает подъемную силу крыла, которая удерживает птицу в полете.
| П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; К: слушать ответы друг друга, отвечать, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения. Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | ||||||||||
Синтез | Представьте, что вы авиаконструктор. Какие особенности внешнего строения птиц вы использовали бы при конструировании летательных аппаратов?
| 1.Крылья – несущие плоскости самолёта. Крылья идеально приспособлены к полету по своей форме и создают подъемную силу. Полет возможен благодаря подъемной силе, которую создает крыло. Это связано с тем, что давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящее над крылом. Эта разница давлений и создает подъемную силу крыла, которая удерживает птицу в полете. 2. Обтекаемая форма тела. Обтекаемый контур необходим для того, чтобы рассекаемый воздух не препятствовал сопротивлению.
3. Легкий скелет (кости) - Прочность, легкость, компактность материала (сплавы алюминия). Важное условие для хорошего полета – это малый вес. Самолетным металлом является алюминий, вернее его сплавы, они очень легкие и прочные. Значит скелет птиц, должен состоять из легких и прочных костей. Это достигается за счет полых костей. Кости имеют тонкие стенки, а внутри они полые или образуют сеть тонких внутренних перегородок. Такие кости легкие и в то же время очень прочные. 4. Сильные мышцы. Самолет взлетает за счет работы двигателей. Двигателем, обеспечивающим работу крыльев, у птиц служат мощные летательные мышцы, на долю которых приходится до 25% веса тела. Мышцы прикрепляются к килю – особому вырасту на грудине.
| П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; К: слушать ответы друг друга, отвечать, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения. Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
| ||||||||||
Оценка | Оцените возможности пингвина к полёту (текст №3).
| Дают различные варианты ответов. | П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; К: слушать ответы друг друга, отвечать, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения. Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | ||||||||||
Домашнее задание | Составить кроссворд по многообразию птиц. Подготовить рефераты, доклады, стихи, поговорки, легенды о птицах.
| Записывают в дневник. |
Р: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
| ||||||||||
|
| . |
| ||||||||||
Итог урока, рефлексия | Что нового вы узнали и чему научились на уроке? Что лично вам дала такая работа? | Подводят итоги. Осознают, чему научились, что узнали на уроке. | П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования Л: формирование адекватной позитивной самооценки |