«Осенний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока " Внешнее строение птиц"

«Конспект урока биологии в 7 классе по теме

«Рождённые для полёта» (ФГОС)

Тема урока: «Рождённые для полёта».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цель: познакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам,

выявить особенности их внешнего строения, связанные с полётом.

Задачи:

1) образовательные: ознакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам, показать особенности внешнего строения, связанные с полётом (перьевой покров, наличие крыльев, обтекаемой формы тела). Также показать, что в связи с полётом птицы имеют легкий скелет, сильные мышцы, хорошо развитое зрение.

2) развивающие: развитие памяти, воображения, логико-мыслительных операций (сравнение, анализ). Совершенствование умений школьников проводить наблюдения за птицами, узнавать изученных птиц в природе, на видео, таблицах, рисунках, сравнивать их между собой. Продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте необходимые сведения.

3) воспитательные: формирование научного мировоззрения учащихся, используя знания о приспособленности птиц к полёту. Осуществление экологического воспитания, развитие бережного отношения к пернатым, как важного компонента среды обитания. Расширить политехнический кругозор на основе знаний физических явлений в жизни птицы. Также осуществлять патриотическое и эстетическое воспитание.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

«Конспект урока биологии в 7 классе по теме

«Рождённые для полёта» (ФГОС)


Тема урока: «Рождённые для полёта».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цель: познакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам,

выявить особенности их внешнего строения, связанные с полётом.

Задачи:

1) образовательные: ознакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам, показать особенности внешнего строения, связанные с полётом (перьевой покров, наличие крыльев, обтекаемой формы тела). Также показать, что в связи с полётом птицы имеют легкий скелет, сильные мышцы, хорошо развитое зрение.

 2) развивающие: развитие памяти, воображения, логико-мыслительных операций (сравнение, анализ). Совершенствование умений школьников проводить наблюдения за птицами, узнавать изученных птиц в природе, на видео, таблицах, рисунках, сравнивать их между собой. Продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте необходимые сведения.

3) воспитательные: формирование научного мировоззрения учащихся, используя знания о приспособленности птиц к полёту. Осуществление экологического воспитания, развитие бережного отношения к пернатым, как важного компонента среды обитания. Расширить политехнический кругозор на основе знаний физических явлений в жизни птицы. Также осуществлять патриотическое и эстетическое воспитание.

УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основании критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

  • Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий), моделировать, сопоставлять.

  • Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт

Межпредметные связи: биология – физика

 Ресурсы: таблицы с изображением птиц, чучела птиц.

Для демонстрации опыта о легкости скелета птиц: 2 лабораторных штатива с кольцами, набор грузов по 100г – 10 штук, листы бумаги, картон, малярный скотч, веревка.

Раздаточный материал для выполнения практической работы (перья разных типов, лупы).

    Мультфильм: «Крылья, ноги, хвост»)»

    Музыка: мелодия «Голоса птиц».

Мультимедийная презентация.

Методы: словесно-наглядный; самостоятельная работа учащихся в парах;

работа с энциклопедиями и другими источниками, по сбору информации представляющей интерес при подготовке к уроку.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку.


Л: готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

II. Постановка учебной задачи

Вводное слово учителя:

Я приглашаю вас сегодня в необычайный, загадочный и великий «Мир Птиц».

 Показ фрагмента

мультфильма «Крылья, ноги, хвост»)

Подведение учащихся к формулированию темы урока "Рождённые для полёта".

 

Через ответы на проблемные вопросы и анализ фрагмента видеофильма учащиеся формулируют тему урока.

Р: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности 

К: умение слушать и понимать речь других людей

П: уметь воспроизводить самостоятельно приобретенные знания;

Л: осознавать недостаток знаний.

III. Открытие новых знаний





















Ситуационная задача

урока

Конечно, птицы удивительны, птицы красивы, но самое-то главное – они летают! Именно они подарили нам волнующую идею полёта!

Парить, наслаждаться ощущением свободы и простора могут только они:

«РОЖДЁННЫЕ ЛЕТАТЬ»

Личностно – значимый познавательный вопрос :

Какие особенности внешнего строения птиц позволяют им летать?

Нам с вами нужно решить задачу, ее название:

Лучше день потерять, потом за пять минут долететь…или

Крыло птицы – «чудо техники»



(Информация по данному вопросу представлена в виде текстов находящихся на рабочих столах)

Задания на работу с данной информацией
























Рассматривают рисунок в учебнике, отвечают на вопросы:

Птицы летают.   Птицы имеют крылья.     Птицы имеют клюв.

Птицы – это позвоночные животные, с постоянной температурой тела, обладающие способностью к полету, покрытые перьями и имеющие крылья и клюв

К: уметь точно и грамотно отвечать на вопросы; уметь воспроизводить полученные знания.

П:уметь сравнивать, обобщать, делать выводы; уметь сопоставлять и применять полученные знания в новой деятельности;

Л: развивать мотивацию к познавательной деятельности


Ознакомление

(изучение нового материала)



Понимание























Назовите характерные черты птиц (используя чучела птиц, фотографии, рисунки)

Текст 1



Прочитайте текст №4, рассмотрите рисунки, сопоставьте название силы с её характеристикой (соедините стрелками).


Работают с текстом ,выписывают характерные черты птиц



Рассматривают рисунки в тексте, работают с таблицу:

Сила

Характеристика силы

Вес

Сила трения, возникающая при движении тела в жидкости или газе

Подьемная

сила

Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле, действует на опору (подвес)

Сила сопротивления

воздуха

Мышечная сила крыла

Сила тяги

Результат разности давления воздуха под крылом и над крылом птиц



Р: уметь самостоятельно контролировать свое время;

К: уметь понять поставленную задачу;

П: уметь применять полученные знания в новых условиях;

Л: формирование адекватной позитивной самооценки.

Применение

Прочитайте текст § (Внешнее строение птиц), тексты №1, 2, выполните лабораторную работу.

Рассмотрите рис.2 на стр.230 и перья птиц (раздаточный материал). Какие виды перьев выделяют у птиц. Опишите их, заполнив таблицу.

Составьте схему, отражающую строение пера.

Рассматривают рисунки в учебнике, рассматривают перья птиц, заполняют таблицу:

Тип пера

Строение

Функции






Составляют схему, отражающую строение пера.

Перо

Стержень Опахало

- бородки

- бородочки - крючочки

Р: уметь самостоятельно контролировать свое время;

К: уметь понять поставленную задачу;

П: уметь применять полученные знания в новых условиях;

Л: формирование адекватной позитивной самооценки.

Анализ

Определите особенности внешнего строения птиц, связанных с полётом



Дают разные варианты ответов.

Крылья идеально приспособлены к полету по своей форме и создают подъемную силу.

Полет возможен благодаря подъемной силе, которую создает крыло. Это связано с тем, что давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящее над крылом. Эта разница давлений и создает подъемную силу крыла, которая удерживает птицу в полете.

П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

К: слушать ответы друг друга, отвечать, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения.

Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Синтез

Представьте, что вы авиаконструктор. Какие особенности внешнего строения птиц вы использовали бы при конструировании летательных аппаратов?



1.Крылья – несущие плоскости самолёта.

Крылья идеально приспособлены к полету по своей форме и создают подъемную силу.

Полет возможен благодаря подъемной силе, которую создает крыло. Это связано с тем, что давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящее над крылом. Эта разница давлений и создает подъемную силу крыла, которая удерживает птицу в полете.

2.  Обтекаемая форма тела.

Обтекаемый контур необходим для того, чтобы рассекаемый воздух не препятствовал сопротивлению.



3. Легкий скелет (кости) - Прочность, легкость, компактность материала (сплавы алюминия).

Важное условие для хорошего полета – это малый вес. Самолетным металлом является алюминий, вернее его сплавы, они очень легкие и прочные.

Значит скелет птиц, должен состоять из легких и прочных костей. Это достигается за счет полых костей. Кости имеют тонкие стенки, а внутри они полые или образуют сеть тонких внутренних перегородок. Такие кости легкие и в то же время очень прочные.

4.     Сильные мышцы.

Самолет взлетает за счет работы двигателей. Двигателем, обеспечивающим работу крыльев, у птиц служат мощные летательные мышцы, на долю которых приходится до 25% веса тела. Мышцы прикрепляются к килю – особому вырасту на грудине.


П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

К: слушать ответы друг друга, отвечать, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения.

Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.








Оценка

Оцените возможности пингвина к полёту (текст №3).

















Дают различные варианты ответов.

П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

К: слушать ответы друг друга, отвечать, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения.

Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Домашнее задание

Составить кроссворд по многообразию птиц. Подготовить рефераты, доклады, стихи, поговорки, легенды о птицах.







Записывают в дневник.



Р: планировать пути достижения целей;  устанавливать целевые приоритеты;

 уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.










.


Итог урока, рефлексия

Что нового вы узнали и чему научились на уроке?

Что лично вам дала такая работа?


Подводят итоги. Осознают, чему научились, что узнали на уроке.

П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Л: формирование адекватной позитивной самооценки






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее