Технологическая карта урока
Предмет____Биология___________________________________________
Класс_______7________________________________________
Автор УМК____В.В. Пасечник__________________________________________
Тема урока____Хордовые_______________________________________
Тип урока_____Урок «открытия» новых знаний_________________________________________
Учитель______Нестеркова Н.И._________________________________________
Ход урока Этап урока | Деят-ть учителя | Модуль 1 Позновательная | Модуль 2 Коммуникативная | Модуль 3 Регулятивная | |||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляем ые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||
Мотивация к учебной деятельности.
| Организует учащихся на работу, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у учащихся. Читает стихотворение. А сейчас проверь, дружок Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят Каждый хочет получать Только лишь отметку «пять». Спрашивает учащихся об их настрое на работу на уроке.
| Настраиваются на учебную деятельность. Отвечают на вопросы учителя. | Словесный | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Метод свободного выбора | Проверяют готовность к уроку (наличие принадлежностей) | «Поздороваемся ладошками!». «Поздоровайся глазами», «Поздоровайся локтями»).
| ||||||||
Актуализация знаний (повторение) | Зачитывает отрывок из стихотворения. Загляните на часок В нашу клетку – теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям. Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук.
| Фронтальная беседа по вопросам:
| вопросный полилог Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия). | учатся культуре общения. | свободная беседа | Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
| «Ромашка» | ||||||||
Целеполагание.
| Учитель организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Подводящий диалог Из чего состоят все живые организмы? Так какова же тема сегодняшнего урока? ( Ответы учащихся фиксируются на доске в виде таблицы, заполняются 1и 2, 3 колонки: Знаю, Хочу узнать , Что узнали? ) Учитель записывает . Организует подводящий диалог : - Каков главный вопрос нашего урока? - Какова цель? Выслушивает предположения детей, лучшие формулировки записываются в таблицу -2 колонка. (Что такое клетка? Строение клетки.)
| учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. | «Дерево желаний», | - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.
| «Биологическая карусель»). | учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) | «Инфо-угадай-ка», «Мозговой штурм». | ||||||||
Планирование. | организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как () и с помощью чего можно достичь поставленной цели. Предлагает выполнить задания - Каким образом мы можем изучить строение клетки? (изучить материал учебника) - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; микроскоп, микропрепараты) Организует работу в паре . - Составьте план нашей дальнейшей работы . - Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся. Учитель фиксирует план на доске. 1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3. преобразовать информацию в соответствии с заданием (вписать в схему изученные признаки живых организмов, дать определение понятию «живой организм»). 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ: Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ «Я считаю, что …, потому что, во-первых…, во вторых…». - Как вы предполагаете, каким будет ответ? (Предположения (гипотезы) учащихся фиксируются на доске. ) | Высказывают свои предположения. Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. Высказывают свои предположения (гипотезы) | Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). | учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - учатся выражать свои мысли.
| визуальный: использование статических изображений и анимаций для визуализации учебного материала и учебных заданий | преобразовывать информацию в соответствии с заданием, - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. | метод уточнения, если новый способ действия можно сконструировать из ранее изученных или метод дополнения, если изученных аналогов нет, и требуется введение принципиально нового знака или способа действий | ||||||||
«Открытие» нового знания | формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению; Организует работу в паре. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. 1 Изучаем строение клетки по таблице и учебнику. Рассматриваем, чем отличается растительная клетка от животной. 2.Давайте вспомним и проверим наши знания А) Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово Б) Остальные работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся в группах проверяют ответы, анализируют их. Организует и проводит физкультминутку. Не сутультесь, грудь вперед, Плечи разверните. (Рывки руками перед грудью.) А теперь рывки руками Снова повторите. Достаём рукой носочек — Правой — левый, левой — правый. Вертолёт летит, стрекочет, Винт работает исправно. (Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой — правой ступни.) А теперь, как будто мячик, Все на месте мы поскачем. Отдохнули, посвежели. И на место снова сели. (Дети садятся.) | Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. Выполняют упражнения. | Кроссворд | учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. | Работа в группах | учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;
| «Композиция» | ||||||||
Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
| Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. Усвоение понятия клетка у учащихся начинается с выделением существенных признаков этого понятия. Это достигается введением определений, которые отвечают на вопрос что такое? И указывают на существенные признаки предмета (явления). Формирование понятий общих и отличительных признаков идёт при выполнении лабораторной работы с учебником и в рабочей тетради делаются соответствующие знания. Учитель предлагает выполнить лабораторную работу. Организует работу с текстом учебника стр.35, рис. 18. «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука» 1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей. 2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло. 3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его. 4 – Покройте кожицу покровным стеклом. 5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите. 6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника. 7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. б) Работа с компьютером. Выполняем задание по контролю после изучения темы «Строения клетки», проверяем свои умения. Наблюдает за работой учащихся. При необходимости оказывает помощь. | учатся готовить микропрепарат,-работать с микроскопом, - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. Учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. | работа в группепо выполнению заданий этапов урока | учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.
| практическая работа | учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;
|
| ||||||||
Рефлексия. | Проверяет уровнь понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам: До урока: Не знал… Не понимал… Не мог представить… Не мог выразить… Не мог выполнить… Сейчас: Выяснил… Выучил… Познакомился… Запомнил… Организует беседу по вопросам: -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? Организует подведение итогов с помощью стихотворения: Клетка - жизни всей основа! Повторять мы будем снова! Только есть одна беда: Не удастся никогда Нам увидеть клетку глазом. А хотелось бы всё сразу Рассмотреть и разобрать, Клетку перерисовать! Ведь из клетки состоят: Морж, медведь, петух и кит. Дуб, сосна, собака, кошка, Да и гриб на тонкой ножке! Многоклеточные мы: И поэтому должны Клетки мышц мы упражнять, Клетки мозга развивать. Обеспечат эти клетки Нам хорошие отметки!
| Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. | «Итоговый круг». | учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. |
| учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;
|
| ||||||||
Домашнее задание. | Озвучивает и комментирует домашнее задание: параграф §7, вопросы на странице 38. Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами, сочинить сказку о клетке.
| Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания |
|
|
| ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий. |
|