Технологическая карта урока "Тип Хордовые"

Урок построен по требованиям ФГОС основного общего образования.

Способствует самостоятельно строить траекторию добывания знаний обучающимся, развивать логическое мышление.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки



Технологическая карта урока

Предмет____Биология___________________________________________
Класс_______7________________________________________
Автор УМК____В.В. Пасечник__________________________________________
Тема урока____Хордовые_______________________________________
Тип урока_____Урок «открытия» новых знаний_________________________________________
Учитель______Нестеркова Н.И._________________________________________


Ход урока

Этап урока

Деят-ть учителя

Модуль 1

Позновательная

Модуль 2

Коммуникативная

Модуль 3

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляем ые действия

Формируемые способы деятельности

Мотивация к учебной деятельности.





Организует учащихся на работу, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у учащихся. Читает стихотворение.

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «пять».

Спрашивает учащихся об их настрое на работу на уроке.


Настраиваются на учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

Словесный

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Метод свободного выбора

Проверяют готовность к уроку (наличие принадлежностей)

«Поздороваемся ладошками!».

«Поздоровайся глазами», «Поздоровайся локтями»).



Актуализация знаний

(повторение)

Зачитывает отрывок из стихотворения.

Загляните на часок

В нашу клетку – теремок,

В цитоплазме там и тут

Органоиды живут.

Там такое происходит -

Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,

Удивился б Роберт Гук.



Фронтальная беседа по вопросам:


вопросный полилог Слушают  стихотворение.   Отвечают на вопросы.       Вспоминают, изученный ранее материал (понятия).

учатся культуре общения.        

свободная беседа

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.


«Ромашка»

Целеполагание.


Учитель организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

Подводящий диалог

Из чего состоят все живые организмы?

Так какова же тема сегодняшнего урока?

( Ответы учащихся фиксируются на доске в виде таблицы, заполняются 1и 2, 3 колонки:  Знаю, Хочу узнать , Что узнали? )

Учитель записывает .  

    Организует подводящий диалог :

- Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель?

Выслушивает предположения детей, лучшие формулировки записываются в таблицу -2 колонка. (Что такое клетка? Строение клетки.)  


учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

«Дерево желаний»,

- учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.


«Биологическая карусель»).

учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока)

«Инфо-угадай-ка», «Мозговой штурм».

Планирование.

организует выбор способа и средств реализации  учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как () и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Предлагает выполнить задания - Каким образом мы можем изучить строение клетки? (изучить материал учебника)

- Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; микроскоп, микропрепараты)   Организует работу в паре

. - Составьте план нашей дальнейшей работы

. -  Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.

  Учитель фиксирует план  на доске.

 1. Осмыслить задание.

2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

3. преобразовать информацию в соответствии с заданием (вписать в схему изученные признаки живых организмов, дать определение понятию «живой организм»).

 4. Мысленно сформулировать ответ.

 5. Дать развернутый устный ответ:

Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ

«Я считаю, что …, потому что,  во-первых…, во вторых…». - Как вы предполагаете,  каким будет ответ?

(Предположения (гипотезы) учащихся фиксируются на доске. )     

Высказывают свои предположения.   Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                         Высказывают свои предположения (гипотезы)

Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?).

учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - учатся выражать свои мысли.


визуальный: использование статических изображений и анимаций для визуализации учебного материала и учебных заданий

преобразовывать информацию в соответствии с заданием, - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

метод уточнения, если новый способ действия можно сконструировать из ранее изученных или метод дополнения, если изученных аналогов нет, и требуется введение принципиально нового знака или способа действий

«Открытие» нового знания

формирует основы  теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению; Организует работу в паре. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.

1 Изучаем строение клетки по таблице и учебнику. Рассматриваем, чем отличается растительная клетка от животной.

2.Давайте вспомним и проверим наши знания

А) Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово

Б) Остальные работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся в группах проверяют ответы, анализируют их.

  Организует и проводит физкультминутку.

Не сутультесь, грудь вперед, Плечи разверните. (Рывки руками перед грудью.) А теперь рывки руками Снова повторите. Достаём рукой носочек — Правой — левый, левой — правый. Вертолёт летит, стрекочет, Винт работает исправно. (Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой — правой ступни.) А теперь, как будто мячик, Все на месте мы поскачем. Отдохнули, посвежели. И на место снова сели. (Дети садятся.)

Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие».   Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.               Выполняют упражнения.

Кроссворд

учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли.

Работа в группах

учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;


«Композиция»

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.








Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.

Усвоение понятия клетка у учащихся начинается с выделением существенных признаков этого понятия. Это достигается введением определений, которые отвечают на вопрос что такое? И указывают на существенные признаки предмета (явления).   Формирование понятий общих и отличительных признаков идёт при выполнении лабораторной работы с учебником и в рабочей тетради делаются соответствующие знания.

Учитель предлагает выполнить лабораторную работу.

     Организует работу с текстом учебника стр.35, рис. 18.

 «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

б) Работа с компьютером.

Выполняем задание по контролю после изучения темы «Строения клетки», проверяем свои умения.

Наблюдает за работой учащихся. При необходимости оказывает помощь.

учатся готовить микропрепарат,-работать с микроскопом, - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. Учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.  

работа в группепо выполнению заданий этапов урока

учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  


практическая работа

учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;  



Рефлексия.

Проверяет уровнь понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

До урока: 

Не знал…

Не понимал…

Не мог представить…

Не мог выразить…

Не мог выполнить…

Сейчас:

Выяснил…

Выучил…

Познакомился…

Запомнил…

Организует беседу по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока? Организует подведение итогов с помощью стихотворения:

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!


Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.       Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

«Итоговый круг». 

учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся  выражать свои мысли.


учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;



Домашнее задание.

Озвучивает и комментирует домашнее задание:

параграф   §7, вопросы на странице  38.      

Творческий уровень:

вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,

 сочинить сказку о  клетке.



Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания




ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий.                                            








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее