ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: технология.
Класс: 3.
Тема урока: «Как работает скульптор?».
Цель: создать условия для формирования умения работать с пластичным материалом.
Задачи:
Дидактические:
Познакомить с видами и жанрами скульптуры, средствами художественной выразительности.
Формировать у обучающихся общее представление о материалах, инструментах скульптора, приёмах его работы.
Учить лепить кошку комбинированным способом, передавая ее характерные особенности (конструкцию, форму, пропорции, цвет).
Отработать приемы лепки.
Развивающие: развивать память, расширять кругозор, мелкую моторику, творческое воображение.
Воспитательные: воспитывать интерес к видам и жанрам скульптуры, аккуратность.
Оборудование:
а) для учителя: презентации, образец изделия, технологическая карта «Последовательность лепки кошки комбинированным способом», пластилин, доска, стека, сухая салфетка.
б) для обучающихся: пластилин, доска, стека, сухая салфетка.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Мето-ды и прие-мы рабо-ты | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая | Дидактические средства, Интерактивное обору-дование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Мета-предметные (П-позна-вательные, Р – регулятив-ные, К – коммуника-тив-ные) | Личностные | |||||||
I. Актуализация знаний 1.1. Приветствие. 1.2. Проверка организации рабочего места 1.3. Эмоциональный настрой на урок 1.4. Целеполагание |
|
| - Здравствуйте ребята.
- Проверьте вашу готовность к уроку. На партах у вас должно лежать следующее….
Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Хорошо запоминать.
Вы должны будь очень внимательными и активными, потому что тема нашего урока будет очень интересной, вы узнаете много нового и выполните необычную работу. Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с новым видом искусства. А определить тему нашего урока вы сможете с помощью ребуса. (Ответ: Скульптура) - Знакомо ли вам это слово? Кто-нибудь слышал его раньше?
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
Тема: Как работает скульптор? Цель: Научиться лепить котенка | Внимательно слушают учителя, настраиваются на урок, организовывают рабочее место
Отвечают на вопросы. Внимательно слушают учителя. Анализируют полученную информацию.
Определяют тему и цели урока |
Ф |
1 Слайд
2 Слайд
3 Слайд |
|
|
Л-2 выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения. |
II. Основной этап 2.1. Вводное слово.
2.2. Анализ изделия.
2.3. Планирование предсто-ящей работы
2.4. Вводный инструк-таж
2.5. Практическая работа |
|
| - Ребята, а как вы понимаете слово «скульптура»? Скульптура – искусство создания объёмных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки или отливки. - А как называется человек, который создает скульптуры? Скульптор – мастер, создающий скульптуру.
- Виды скульптур: большие, средние, малые (статуэтки); плоские, рельефные (изображение на плоскости); круглые.
- Найди каждый из видов скульптур на рисунках. -Что вдохновило мастеров на создание этих образов?
Какие материалы используют скульпторы? - Как работает скульптор? Какими материалами и инструментами пользуется? Как скульптура передает замысел автора? (через материалы, сюжет, форму, детали, манеру исполнения и др.)
- Существует два способа изготовления изделий из пластилина или глины: конструктивный и пластический. Рассмотри их и расскажи, чем они отличаются друг от друга. Какие приёмы лепки используются в каждом способе? Конструктивный способ – изготовление изделия из отдельных деталей, которые соединяются между собой примазыванием, вдавливанием, вкручиванием. Пластический способ – изготовление изделия из одного куска материала с помощью вытягивания, прищипывания, скручивания.
1. Название изделия и его назначение. 2.Каковы конструктивные особенности изделия (форма деталей, их количество, вид соединения). 3. Из каких материалов изготовлено изделие? Есть ли особенности в подборе цвета, колорита? 4. Можно ли использовать другие материалы? Почему? 5. Как можно изготовить детали (разметить и отделить от заготовки)? 6. Нужно ли деталям придать форму? Если да, то как? 7. Какими способами можно собрать изделие? 8.Требуется ли дополнительная отделка? Если да, то какая? Как ее выполнить?
Планирование предстоящей работы:
1 Этап. Делим пластилин на части. 2. Этап. Скатаем шарики из частей. 3. Этап. Лепка всех частей кошки. 4 Этап. Соединение всех частей, заглаживание
А) Повторение правил по технике безопасности при работе со стекой: 1) пластилином; пользоваться стекой только в нужный момент; 2) не махать стекой; 3) не подносить стеку близко к лицу.
Б) Показ приемов лепки кошки комбинированным способом 1) Намечаем черточками брусок пластилина на две неравные части 2) Меньшую часть делим на 4 части (из большой части слепим уши, голову, туловище, хвост, а из маленьких частей слепим лапы) 3) Скатываем большой кусочек в шарик для туловища головы с ушами и хвост, скатываем маленькие кусочки в шарики для лапок 4) Формируем из большого шара туловище, голову и хвост, для этого раскатываем шар в короткую морковку с тупым концом (ладонь держим наклонно) 5) Узкий конец морковки еще раскатываем посильнее в колбаску 6) Формируем голову приемом оттягивания 7) Формируем шею приемом вдавливания (голова должна получиться круглая, а шея короткая), 8) Формируем мордочку приемом оттягивания 9) Формируем уши приемом прищипывания 10) Лепим лапки из маленьких шариков (раскатываем шарики в форме тупой морковки, длина лапки равна длине туловища) 11) Присоединяем лапки широкой частью к туловищу 12) Формируем ступни (отгибаем лапку вперед) 13) Плотно соединяем лапки с туловищем приемом заглаживания со всех сторон 14) Уточняем форму каждой части и пропорции 15) Заглаживаем фигурку животного при помощи стека и пальцев
Физминутка Давайте немного отдохнем. Сейчас я буду показывать вам картинки. Если вы увидели скульптуру, то хлопайте в ладоши. Если вы увидели другой вид искусства, то приседайте.
-Сейчас вы приступаете к работе. Учитель следит за ходом ведения работы, делает методические указания оказывает индивидуальную помощь, проводит текущий инструктаж (в случае необходимости). |
Отвечают на вопросы. Внимательно слушают учителя. Анализируют полученную информацию |
Ф |
4 Слайд
5 Слайд
6 Слайд
7 Слайд
8 Слайд
9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд | Познакомит с понятиями «скульптура», «скульптор»; дать общее представление о материалах, инструментах скульптора, приёмах его работы; обсудить истоки вдохновения и сюжетов скульптур. |
П-8 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
|
III. Заключительный этап 3.1. Анализ детских работ. 3.2. Оценивание 3.3. Подведение итогов урока
3.4. Рефлексия. 3.5. Уборка места |
|
| Анализ работ: Форма анализа: анализ удачных работ (4-5) по выбору учителя. Критерии анализа: - передача характерных особенностей; - аккуратность.
Выставление отметок с комментарием.
- О чем мы говорили сегодня на уроке? - От какого слова возникло слово «скульптура»? - Кто такой скульптор? - Какие виды скульптуры вы знаете? - Какими способами можно лепить скульптуру? - Какие приемы лепки вы знаете?
У вас на столах лежат изображение кошки и собаки. Покажите кошку, если вам на уроке все было понято и у вас все получилось. Покажите собаку, если у вас возникли какие-то трудности - Молодцы! Каждый из вас на уроке был скульптором! Уборка рабочего места | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают, о чем говорили на уроке. |
Ф |
|
| Р-3 Проявлять познавательную инициативу в успешном сотрудничестве; |
|