Технологическая карта открытого урока
«Развитие мелодического и гармонического слуха, посредством применения различных форм работы на уроках сольфеджио».
Предмет: «Сольфеджио» дополнительных предпрофессионых общеобразовательных программ «Фортепиано», «Народные инструменты», «Струнные инструменты» со сроком реализации 8(9) лет.
Преподаватель: Петухова Нина Васильевна.
Дата проведения: 11 марта 2021 года.
Место проведения: ДМШ № 20 им. М.А. Матренина г. Осинники.
С кем проводится урок: учащиеся 5 класса.
Продолжительность урока: 40 минут.
Цель урока: создание условий для развития творческих и вокальных способностей, повышения мотивации к обучению (по предмету сольфеджио) путем применения различных форм музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Привить навык работы с нотными текстами.
Привить навык интонационного анализа музыкальных тем.
Привить навык одноголосного и многоголосного интонирования.
Привить навык слухового анализа.
Развивающие:
Развить мелодический слух.
Развить гармонический слух.
Развить мышление учащихся, систематизировать знания.
Развить навык слухового контроля.
Воспитательные:
Воспитать музыкально-художественный вкус и привить интерес к предмету
сольфеджио.
Воспитать личностные качества сотрудничества и взаимопомощи в атмосфере свободного общения.
Форма урока: мелкогрупповая.
Методы реализации:
- словесный (беседа объяснение),
- наглядный, практический,
- аналитический.
Тип урока: комбинированный.
Материально-техническое обеспечение урока:
- фортепиано, синтезатор;
- компьютер, телевизор;
- парты, стулья;
- учебная доска;
- канцелярские принадлежности.
Дидактические материалы:
- тематические плакаты;
- карточки;
- раздаточный материал (тестовые задания);
- рабочие тетради.
Ожидаемые результаты:
Расширение слухового опыта, умение интонировать по нотам, закрепление навыка слухового контроля, навыка анализа нотных текстов, умение самостоятельно и в группе решать поставленные задачи.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие учащихся, готовность их к занятию, правильная посадка для пения,
наличие учебных пособий и нотных тетрадей.
2. Вводная часть:
Блиц-опрос по теории:
- Лад, классификация ступеней в ладу (устойчивые - неустойчивые; главные - побочные; диатонические - альтерированные).
- Главные трезвучия лада и их обращение.
- Д7аккорд и его обращение.
- Звукоряды (трихорд, тетрахорд, пентахорд, гексахорд).
Методическое обоснование: Знание теоретического материала способствует более качественному и быстрому усвоению музыкального материала и осознанному интонированию в ладу.
3. Распевка:
- Упражнения на активизацию дыхания.
- Пение трихордов, тетрахордов, пентахордов от разных звуков по секвенции с хорошей дикцией, правильным дыханием. Данная работа расширяет вокальный диапазон учащегося.
Методическое обоснование: Эти упражнения способствуют активному началу занятий и настраивают голосовой аппарат к вокальной работе.
4. Исполнение скороговорок.
Пропевание скороговорок на секундовых и терцовых интонациях по секвенциям.
«На дворе – трава,
На траве - дрова.
Не руби дрова -
На дворе - трава».
«Тары-бары, растабары
Растабары, тары-бары – Бом!»
Методическое обоснование: скороговорки активизируют речевой аппарат, вырабатывают четкую дикцию, учащиеся начинают лучше интонировать, активнее произнося слоги.
5. Пение секвенции:
- в основе секвенции движение мелодии по звукам Д7 аккорда.
Методическое обоснование: Учащиеся должны мысленно его строить от разных звуков и петь нотами с разрешением. Эта форма работы способствует активизации внимания на реализацию теоретических знаний и интонационных навыков.
6. Работа в ладу:
- закрепление знания ключевых знаков в тональностях;
- подбор аккомпанемента с использованием главных трезвучий лада;
- пение гамм по квинтовому кругу с аккомпанементом в различных танцевальных жанрах: вальс, полька, краковяк. В качестве концертмейстера приглашается ученик, а группа учащихся поет под его аккомпанемент. (Учащиеся сами выбирают жанр. Приветствуется игра на инструментах, на которых они обучаются по специальности);
Методическое обоснование: Знание ключевых знаков в тональностях дает учащимся свободу в творчестве. Понимание особенностей вокальной тесситуры позволяет выбрать удобный вариант исполнения гаммы: пение в прямом движении или по тетрахордам.
7. Работа в тональности Ля мажор:
- пение гаммы Ля мажор (натуральный, гармонический вид)
- пение неустойчивых ступеней с разрешением в устойчивые (все вместе);
- одновременно каждый ребенок поет свой вариант неустойчивых ступеней с разрешением, звучит многоголосный вариант аккордов, интервалов;
- пение последовательности аккордов Т5/3-Т6-S5/3-Д2-Т6-II7-Д4/3-Т5/3-S6/4-Т5/3. Учащиеся поют в мелодическом, а затем в гармоническом (3х, 4х-голосие) изложении в жанре «вальса», «польки» или «краковяка».
Методическое обоснование: работа в ладу является одной из самых основополагающих на уроках сольфеджио. Учащиеся осознают значение устойчивости и неустойчивости ступеней лада, их взаимосвязь, а к 5 классу должны иметь представления о гармонической функциональности аккордов. Включение метро - ритмических особенностей различных жанров способствует активному эмоциональному восприятию.
8. Определение на слух:
- звукоряды, интервалы, аккорды в ладу и вне лада.
На доске написаны интервалы и аккорды в таблице, ученики должны выбрать только те, которые сыграл преподаватель, и занести в таблицу соответствующие буквы.
Б5/3 | м6 | Б6/4 | М5/3 | Ув5/3 | ч5 | Б6 | М6 | Ум5/3 | б7 |
А | Б | С | D | А | В | С | D | A | B |
Методическое обоснование: умение слышать не только мелодическое звучание звукорядов, но и фоническое звучание (окраска, колорит) интервалов и аккордов - это основа гармонического слуха. Развивать такой слух необходимо постоянно на каждом уроке.
9. Пение с листа:
- музыкальные номера из сборника Г. Арцышевского «Курс систематизированного сольфеджио.
Методическое обоснование: работа с новым музыкальным материалом важна и необходима для укрепления навыков развития мелодического слуха. Очень важно повторять пройденный музыкальный материал, это помогает ученикам чувствовать себя уверенно на уроке, повышается исполнительское мастерство, на уроке создается атмосфера психологического комфорта.
10. Пение двухголосных номеров:
- музыкальные номера из сборника Б. Колмыкова, Г. Фридкина «Сольфеджио II часть»
Методическое обоснование: двухголосное пение одно из важных направлений в развитии гармонического слуха. Хороший гармонический слух необходим в хоровом и ансамблевом пении. Умение держать свой голос и слушать другой, достигается в разных формах работы. По моему наблюдению, очень важно развивать учащихся по принципу «от простого к сложному» т.е. от сольфеджирования простых интонационных упражнений к пению более сложных музыкальных примеров.
11. Подведение итога, оценка работы учащихся.
Урок проведен согласно плану. Смена видов деятельности, применение различных форм работы на уроке, поддержание атмосферы доброжелательного общения способствовали активному вовлечению учащихся в образовательный процесс. Цель урока достигнута. Завершая урок, учащихся следует похвалить, поинтересоваться какие задания были для них сложными, на что нужно обратить внимание и вселить уверенность на то, что все трудности будут преодолены в совместной работе, чтобы не возникло психологических проблем при изучении достаточно сложного предмета «Сольфеджио» в комплексе музыкально-теоретических дисциплин.