«Осенний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока "Почему важно соблюдать законы"

Технологическая карта урока "Почему важно соблюдать законы"

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

1.Проверка дз, опрос:

- Чем ограничены права человека? (права одного человека ограничены правами другого человека)

- Почему возникают конфликты между людьми? (такие конфликты возникают из-за противоречий во взглядах людей на предмет спора, нарушения прав друг друга)

- Что было бы, если каждый из нас имел бы права и не нес никаких обязанностей? (когда никто не несет обязанности, наступают анархия и хаос: некому платить налоги, защищать отечество и т.д.)

- Почему важно уметь слушать других людей? (каждый человек имеет право на свободу мысли и слова и обязан уважать мнение другого человека, тогда будут уважать и твою точку зрения)

- Что подразумевается под обязанностями? ( обязанности всегда подразумевают действия, которые подлежат безусловному выполнению)

Заполните пропуски в тексте (в презентации)

С развитием человечества государства осознали, что ….(права человека) являются вопросом обсуждения всего человечества. Был признан …., …, и …. (всеобщий, неотчуждаемый и неделимый) характер прав человека. Права человека носят … (всеобщий характер): все люди рождаются … и … (свободными и равными) в своем достоинстве и правах. Права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, потому что они … (неотчуждаемы). Человек обладает всей совокупностью прав, так как они … (неделимы).

2.Переход к новой теме

Ребята, какие ассоциации вызывает у вас термин «закон»? Назовите их. (Правила, Порядок, Власть, Права и свободы, Ответственность, Наказание)

- Вспомните, когда в истории человечества появились первые письменные законы? ( В эпоху древнего мира, до нашей эры.)

-  Какие своды законов Вам известны из курса истории (всеобщей истории и истории России)? (- Законы вавилонского царя Хаммурапи, Кодекс византийского императора Юстиниана, Великая хартия вольностей в Англии, «Русская правда», «Судебник» Ивана Третьего, «Судебник» Ивана Четвертого)


- Итак, первые законы появились еще в глубокой древности. Предположите, зачем люди создают законы? (строят предположения, выражают собственное мнение

-Чтобы был порядок.

-Чтобы установить единые правила.

-Чтобы наказать виновных.

-Чтобы закрепить права и свободы человека.

-Чтобы закрепить привилегии.)

- Давайте сформулируем тему урока.

Тема: Почему важно соблюдать законы.

План:

  1. Понятие «закон».

  2. Что такое справедливость.

  3. Свобода человека и ее границы.


3.Понятие закон.

1) Закон устанавливает порядок в обществе.

Права человека и его свобода ограничены правами других людей. Истинная свобода должна способствовать установлению порядка. «Порядок – это абсолютная надежность», - утверждал древнегреческий философ Пифагор, а русский писатель В. Даль определял порядок как правильное устройство.

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «закон»?

Ученики отвечают; учитель обращает внимание на наиболее удачные ассоциации. Потом записывается определение:

Закон – это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. (На слайде.)

- Вспомните, о каких законах мы уже с вами успели поговорить на предыдущих уроках? Какие законы вы вообще знаете? Что они регулируют?

- Как вы думаете, какой могла бы быть жизнь без законов? Знаете ли вы о периодах в истории, в том числе и нашей страны, когда влияние законов ослабевало или вовсе почти не действовало?

Обратиться к рубрике «Страницы истории», с. 23 учебника. Вопросы после него:

- Чем грозит государству отсутствие законной власти?

- Зачем люди принимают законы?

- Почему важно соблюдать законы?

К сожалению, люди далеко не всегда соблюдают законы, в чем очень легко убедиться.

Практически все стороны нашей жизни, практически вся наша деятельность регулируется различными законами или, как они по-другому называются, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМИ АКТАМИ. Чем мы сейчас с вами занимаемся? Правильно, учимся, и для регулирования вопросов обучения также есть ряд специальных законов, наиболее важным среди которых является Федеральный закон «Об образовании».


2.Что такое справедливость.


основная цель существования законов – установление справедливости.

Спросить учеников, что они понимают под словом «справедливость», как бы они могли сформулировать данный термин. В тетрадях записать:

Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.

Для проверки понимания термина ученикам предлагается ряд ситуаций; они должны оценить, что является справедливым, а что нет и почему:

1) Два ученика выполняли олимпиадные задания по математике. Один решал честно, другой пронес в кабинет телефон и пользовался интернетом. Победу одержал второй ученик (несправедливо, ученики оказались в неравных условиях).

2) Ваня – староста класса и главный задира – разбил окно в кабинете. Из страха наказания подговаривает одноклассников дружно списать всю вину на тихого двоечника Женю. Но учитель решает не верить детям на слово, а посмотреть записи с камер наблюдения. Настоящий виновник разоблачен (справедливо, виновник обнаружен и понесет наказание).

3) Ученики плохо ведут себя на уроке, переговариваются, отвлекаются, не выполняют домашнее задание, обсуждают учителя у него за спиной.

4) Женщина (без проблем со здоровьем, но в возрасте) требует от молодого человека (на костылях, с больной ногой) чтобы он уступил ей место, так как она намного старше.

Вопрос: Во всех этих историях есть как минимум две стороны: которая поступает по справедливости, и которая справедливость нарушает. Как думаете, а что нужно было, чтобы справедливость восторжествовала. (Ответ учеников: кто-то третий, кто посмотрит на ситуацию со стороны и сможет рассудить, кто прав, кто виноват).

Действительно, зачастую каждая сторона конфликта, включая виновного, считает, что она является правой. Для того, чтобы рассудить людей, т.е. определить, кто же реально прав, необходим кто-то третий, кто сможет посмотреть на ситуацию со стороны. В случаях нарушения закона, установленного государством, существует специальный орган и специальные должностные лица, который выполняют эту функцию. Кто это и что это? (Ответ учеников: Суд, судьи).

Правильно. Во всех государствах с древнейших времен есть такой орган, как суд, чья задача – восстановление справедливости и торжество закона. Судебную деятельность осуществляют судьи – люди, которые очень хорошо знают законы, а также сами являются (в идеале) высокоморальными, честными людьми, пользующимися уважением в обществе. По законам РФ судьи принимают решения, опираясь не только на закон, но и на свои моральные убеждения.


3.Свобода человека и ее границы.

Закон устанавливает границы свободы поведения.

(На слайде – изображение Бакунина Михаила Александровича и его цитата: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»).

Перед вами – русский мыслитель и революционер XIX в. Михаил Александрович Бакунин, один из теоретиков АНАРХИЗМА. Знакомо это слово? С чем оно у вас ассоциируется?

Анархизм – это общественно-политическое течение, идеалом которого является отсутствие любого принудительного управления и власти человека над человеком. Бакунин и его последователи были убеждены, что государство, законы, весь аппарат принуждения людей к исполнению закона (в частности, полиция) на самом деле не нужны, и люди в состоянии самостоятельно существовать без внешнего влияния на них, опираясь на свою совесть и понимание общечеловеческой справедливости. Бакунину принадлежит выражение: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

- Как вы понимаете данное выражение? (Возможный ответ учеников: у каждого человека есть свои права и обязанности, и все, кто его окружают, должны относиться к ним с уважением.)

- Возможно ли установление такого общества, в котором не было бы внешней силы подчинения, законов, но люди по внутреннему убеждению соблюдали бы совместно выработанные правила поведения в обществе? Если да, то почему?

Может быть, такое общество когда-нибудь и будет построено, но это больше похоже на УТОПИЮ, и если случится, то через много-много лет. По сути, цель существующего закона (в идеале) – это охранять нашу личную свободу, неприкосновенность, устанавливать рамки дозволенного поведения, защищать нас от людей, не соблюдающих закон, считающих возможным посягать на нашу свободу.


  1. Закрепление


- Ребята, давайте попробуем сделать выводы на основе всего услышанного: для чего же существуют законы? Почему необходимо их соблюдать?

Если ученики затрудняются с ответом или дают не слишком точные, размытые ответы, учитель просит пролистать параграф 3 учебника и зачитать названия пунктов. Это и будут функции закона в обществе. Записать:

Функции закона в обществе:

- Закон устанавливает порядок в обществе.

- Закон стремится установить справедливость.

- Закон устанавливает границы свободы поведения.

Вопрос: Что могло бы произойти, если бы все законы вдруг исчезли бы?



Д/З: §3

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее