МБОУ « Школа №125»
Учитель: Лобанова Татьяна Николаевна
Проект урока биологии.
Класс 8
Тема. Пищевые продукты. Питательные вещества.
Цель урока формирование целостно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций обучающихся, способствующих развитию представления о питании.
Задачи урока:
образовательная: сформировать у учащихся знания о составе и роли пищи для организма человека, знать о питательных веществах и их значении; сформировать правильные ориентиры на выбор продуктов питания, на организацию процесса питания в целом;
развивающая: развивать «здоровые привычки» в питании; способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; уметь сравнивать, классифицировать, выделять главное, работать с демонстрационным мультимедийным материалом, развитие коммуникативных качеств.
воспитательная: воспитывать у учащихся бережное, ответственное отношение к здоровью, уважительно относиться к мнению товарищей; выполнять правила личной гигиены, актуализировать значимость изучаемого материала, формировать навыки безопасного здоровье сберегающего поведения.
Тип урока:
Комбинированный
Методы:
Проблемный, частично-поисковый
Формы организации работы учащихся:
Эвристическая беседа, работа с текстом, практическая работа, самостоятельная работа
Средства обучения:
дидактические материалы (тестовые задания, текстовая подборка), учебник, компьютер, мультимедийный проектор, единая коллекция ЦО
Этапы урока | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учеников | Методический комментарий | ||||
I этап Мотвационно-целевой | |||||||
Организационный момент
| Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнём наш урок с хорошим настроением». | Приветствуют учителя ( 30с) | Здоровьесберегающий фактор. Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу. | ||||
Актуализация знаний | Здоровая кожа, красивая фигура - мечта всех нас. Но очень часто мы забываем об известном и очень важном утверждении «красота идет изнутри», которое верно не только в символическом, но и в прямом смысле. Некоторые бытовые и пищевые привычки самым радикальным образом влияют на наш внешний вид, на наше состояние здоровья. Скажите, пожалуйста, что надо делать, чтобы выглядеть красивыми и быть здоровыми? (правильно питаться) Здоровье, красота, долголетие – зависит от того, чем мы питаемся. | Обсуждают, находят ответ (3мин)
| Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся. Формирование интереса к проблеме. | ||||
Ознакомление Постановка личностно-значимого вопроса
| Послушайте одну буддийскую притчу. Название ее «Два вола»: Один вол жаловался другому: - Отчего это брат так получается, что мы с тобой по целым дням работаем, а хозяева кормят нас только травой, да соломой, а вот поросенка, который никогда ничего не делает, они прямо-таки просто закармливают жирной рисовой кашкой с шафраном и специями?! - Не завидуй ты ему, - отвечал второй вол,- ибо наша пища хоть и не вкусна, зато проста и здорова, и дарует нам долголетие, в то время как поросенок, коего готовят к скорому пиршеству, поистине вкушает пищу смерти» О чем хотели нам поведать буддийские мудрецы? Сегодня наш урок называется «Пищевые продукты. Питательные вещества» | Осмысление задачи (2мин) Формулируют вопросы. (1мин) | Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика
| ||||
Выход на постановку целей | Предлагает учащимся: Давайте сформулируем вопросы над которыми мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке. Что такое питательные вещества, какова их роль? | Формулируют вопросы.
| Реализация принципа вариативности.
| ||||
Выход на цель урока | Какова цель нашего урока? Це Цель нашего урока: сформировать понимание о питательных веществах, о значении для здоровья правильного питания и выбора продукт | Участвуют в определении общей цели урока. |
| ||||
II этап. Организационно-деятельностный. | |||||||
Понимание Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний
| Каждый день мы принимаете пищу. Зачем мы это делаем? Давайте посмотрим ролик о значении пищи, и вы мне дадите полный ответ на этот вопрос. (пища – источник энергии; пища – источник строительного материала; пища - источник веществ, участвующих в обменных процессах организма)
| Просмотр ролика о значении пищи на http://school-collection.edu.ru
| Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности (диалог)
| ||||
Применение Первичное закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия
|
Что должна содержать полезная пища? - питательные вещества (белки, жиры, углеводы) Чтобы понимать, как надо питаться, важно знать в каких продуктах содержаться данные питательные вещества. Ролик, который поможет нам выполнить следующее задание. Выполним задание. Необходимо расставить продукты питания в зависимости от преобладания в них углеводов, жиров или белков. | 1.Просмотр ролика продукты содержащие белки,жиры, углеводы. 2.Раставить продукты в зависимости от преобладания в них белков,жиров, углеводов. http://school-collection.edu.ru
|
Отвечают на вопрос по типу ситуации затруднения, эвристическая беседа
Учащиеся работают с интерактивной доской
| ||||
Анализ Организация практической работы учащихся
| Одним из важнейших питательных веществ является белок. Многие подростки стараются наращивать мышечную массу тела, но не стоит увлекаться протеинами, купленными в спортивных магазинах. Ваш организм еще полностью не сформировался, а неправильное применение этих веществ, может привести к нежелательным последствиям. Поэтому я предлагаю питаться белковой пищей. Она содержится в мясе, рыбе, твороге. Давайте попробуем выбрать творог, который содержит меньше добавок, а именно проверим на содержание крахмала. Для этого я произвела контрольную закупку: Образец № 1 Образец № 2 Образец № 3 Вы будете экспертами. Для этого надо произвести качественную реакцию на крахмал. Вы знаете, что если крахмал содержится в данном продукте, то окраска йода изменится – появится темно-фиолетовое окрашивание. Перед вами контрольный образец: картофель. Капните на картофель раствор йода – окраска изменилась, и рядом капнете просто йод – вы видите цвет йода. А теперь капнем по капельке на каждый образец творога и сделаем вывод.
| Учащиеся выполняют эксперимент Оформляют результат работы
| Умение анализировать, обсуждать, развитие умения работать в парах
| ||||
Промежуточная рефлексия
| Вывод: натуральный творог не содержит крахмал. (Он содержит только небольшое количество галактозы и молочного сахара, но это его достоинство, а не недостаток, так как в лечебной диете для больных, например, сахарным диабетом он будет являться продуктом номер один)
| Учащиеся делают выводы о качестве Продукта | Развитие коммуникативных навыков | ||||
Синтез Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний
| Существует множество вариантов меню, рассчитанные на определённый возраст, состояние здоровья, вид деятельности человека. Я вам предлагаю взглянуть на один из вариантов пирамиды питания. Соотнесите установленные факты и сделайте вывод что такое рациональное питание. Первый этаж – зерновые. НО: Поскольку хлеб и выпечка высококалорийны, сведите их потребление к минимуму. Для вашего здоровья будет полезнее съесть кашу из цельного зерна. Второй этаж – фрукты и овощи. Обследование 80 тысяч человек, показало что у людей, потреблявших более восьми порций фруктов и овощей в день, риск возникновения сердечных заболеваний был ниже, чем у съедавших три или меньше порций, каждая дополнительная порция фруктов или овощей снижает риск возникновения сердечных заболеваний на 4%. Особенно преуспевают в этом зеленые листовые овощи и витамин С, содержащийся во многих видах плодов. Третий этаж: продукты животного происхождения Такая пища обеспечивает организм важными питательными веществами, в первую очередь белком, кальцием, железом и цинком молочные продукты
Четвертый этаж: жиры, масла, сладости На вершине Пирамиды Здорового Питания – жиры, сахар и сладости.Как мало им отводится места! Рациональное питание - это питание, которое обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, высокий уровень работоспособности и сопротивляемости воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, максимальную продолжительность активной жизни | Работа с текстом
| Ученики проводят коррекцию знаний | ||||
Первичное закрепление и промежуточная рефлексия | Ответы на вопросы | Учащиеся отвечают на оформляют результаты работы | Развитие общеучебных навыков | ||||
|
|
|
| ||||
III этап. Рефлексивно-оценочный | |||||||
Оценка Рефлексия деятельности | Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили? Какова роль пищи для организма человека?
| Проводят рефлексию своей деятельности (3мин) | Реализация деятельностного подхода: Как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе? | ||||
Домашнее задание |
| Записывают домашнее задание. | Развитие общеучебных навыков |
Подведение итогов урока, определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению - 3 мин
1