«Зимний фестиваль знаний 2025»

Технологическая карта урока окружающего мира

Конспект урока по теме "Степь" входит в раздел по изучению природных зон России. Конспект урока для учащихся 4 класса

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Тема УРОКА: Степи и человек

Цель: формировать знания учащихся об особенностях природы степей, животного и растительного мира.

Задачи:

Обучающие – сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; сформировать навык бережного, созидательного отношения к природе.

Развивающие – развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; развивать положительное отношение к природе, умение сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь.

Воспитательные – сформировать убеждение учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; воспитывать чувство уважения к окружающему миру, осознания себя как части природы.

Формирование УУД: (действия)

Познавательные УУД: сравнивать выполнение своей работы с другими.

Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении.

Регулятивные УУД: выделение и осознание детьми того, что нужно усвоить, осознание результатов выполненной работы.

Планируемые результаты:

Личностные: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; наблюдать и запоминать.

Метапредметные:

Регулятивные: осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: умение выделить для себя полученную информацию на занятие.

Коммуникативные УУД: умение высказать не понимание учителю, чтобы тот пришёл на помощь.

Оборудование: презентация, конспект, карточка ,

Источники информации: собственная информация, презентация.














Структура урока




Ход занятия


Этапы

Деятельность классного руководителя

Деятельность

учащихся

Результаты УУД

I. Организация

1.Приветствие.

2. Эмоциональ-

ный настрой.




Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Всем, всем - добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Слушают





Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении.

II Постановка темы урока


























































III Изучение нового материала.














































-Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего задания предлагаю отгадать кроссворд .

Вопросы к кроссворду:


1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне. (Брусника)

2.Вкруг ствола большой сосны

Шишки по снегу видны.

Здесь на кузнице затратил

Много сил проворный ... (Дятел)

3. Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый. (липа)

5. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках. (ольха)(Слайд 2)

-Что за слово получилось ?

-Назовите тему сегодняшнего урока?

-Правильно!

Тема нашего сегодняшнего занятия «Степь».

(слайд 3)





Прослушайте стихотворение П. Вяземского «Степь»

Бесконечная Россия

Словно вечность на земле!

Едешь, едешь, едешь, едешь,

Дни и версты нипочем!

Степь широко на просторе

Поперек и вдоль летит,

Словно огненное море

Зноем пышет и палит.

Небеса, как купол медный,

Раскалились. Степь гола;

Кое-где пред хатой бедной

Сохнет бедная ветла.

Шагом , с важностью спокойной

Тащут тяжести волы.

Пыль метет метелью знойной,

Вьюгой огненной золы.

Степи голые, немые,

Все же вам и песнь, и честь!

Все вы – матушка Россия,

Какова она ни есть!(слайд)


Учитель Посмотрите на слайд какой бывает степь летом и весной

-Какой бывает летом ?

(Слайд4)

-А весной ?

(Слайд5)

Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Эта зона расположена в умеренном поясе, но ближе к северному тропи-ку. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а небольшая часть – на Западно-Сибирской равнине.

(слайд6)

В степной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. Обычно они ливневые. Почвы в зоне степей очень плодородные.

(Слайд7)

_ Ребята, какие растения степи вы знаете ?

(Слайд 8)

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. У тюльпанов, ирисов, таволги после цветения листья и стебли отмирают, а в почве до следующей весны остаётся луковица с запасом питательных веществ.

(Слайд9)

Ковыль и типчак приспособились по-другому. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Их листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги, а корни уходят глубоко в землю

.(Слайд10)

-Как приспосабливаться растения в степи ?

(Слайд11)

-Какие бывают корни?(Луковицы и длинные)

-Какие листья у степных растений ?(Узкие и мясистые )

-Молодцы ребята!

-А каких животных вызнаете в степной зоне ?

(Слайд12)

Учитель: В степи живут жуки, тли, мухи, пчелы, осы, бабочки и, конечно, сверчки, кобылки, кузнечики и саранча. При использовании степей для сельскохозяйственных целей некоторые насекомые становятся очень опасными вредителями. Однако в природных условиях они не только опыляют многие растения, но и служат пищей для птиц, рептилий и мелких грызунов, В свою очередь, становятся добычей более крупных животных.

(Слайд13)

В степях водятся сотни видов крупных и мелких птиц, которые гнездятся на земле. Орлы, как правило, гнездятся на деревьях, но в Сибири есть один вид, строящий гнезда на земле, а маленькая пещерная сова, живущая в Северной Америке, иногда роет норы. Самые крупные в мире птицы - африканский страус, похожий на страуса южноамериканский нанду и австралийский эму -тоже обитатели степей. Все эти птицы слишком тяжелые, чтобы летать.

(Слайд14)

Грызуны- это зверьки, приспособленные к быстрому и продолжительному бегу. Они имеют короткие передние и исключительно длинные задние ноги, сбитое в комок туловище и длинный хвост, обычно оканчивающийся уплощенной волосяной кисточкой. Сюда относятся разнообразные тушканчики, передвигающиеся с исключительной быстротой прыжками на одних задних ногах и управляющие своими движениями при помощи хвоста

.(Слайд15)

Хищные млекопитающие (лиса, хорёк и горностай) также очень важны для народного хозяйства, в том числе и как пушные звери. Они значительно уступают другим животным по качеству меха, но в степи считается ценным из-за небогатого количества пушнины.

(Слайд16)

-Назовите приспособление животных к условиям степей ?

-Давайте же посмотрим на слайд

(Слайд 17)

-Прочитайте

-Молодцы ребята !

Самостоятельная работа

Найди правильный ответ. Соедини линиями.

1)Зима сухая2)Весна тёплая

3)Лето холодная4)Осень засушливая


  1. Выбери правильную строчку. Животные степи

  1. Суслики, медведи, лоси, волки.

  2. Лемминг, сова, рысь, соболь.

  3. Хомяки, волки, ласки, суслики.

  1. Выбери правильную строчку. Птицы степи

  1. Дрофа, чайка, казарка, гагара.

  2. Кайра, сова, кедровка, клёст.

  3. Жаворонок, перепёлка, дрофа, орёл.

  1. Выбери правильную строчку. Растения степи

  1. Ковыль, шалфей, тюльпаны, крокусы.

  2. Дуб, клён, липа, ясень.

  3. Мак (полярный), лютик, незабудка, ягель.

  1. Какие почвы в степной зоне?

  2. Чем занимаются люди в степной зоне?

  3. Каково значение зоны степей для человека?

  4. Найди правильный ответ.

  5.  1) Здесь хорошие условия для полеводства садоводства.

  6. 2) Здесь развито оленеводство.

3) Здесь заготавливают полезные для человека ягоды и грибы.

  1. Как в степной зоне сохраняют редких животных?






1 Брусника

2 Дятел

3 Медведь

4 Липа

5 Ольха

















Чтение ученика, заранее подготовленного













Ответы детей.













Ответы детей.









Корни

Листья















Слушают учителя


Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении.

Регулятивные УУД: выделение и осознание детьми того, что нужно усвоить, осознание результатов выполненной работы.

Познавательные УУД: умение выделить для себя полученную информацию на занятие.




























Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении.

Регулятивные УУД: выделение и осознание детьми того, что нужно усвоить, осознание результатов выполненной работы.

Познавательные УУД: умение выделить для себя полученную информацию на занятие.




























Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении.

Регулятивные УУД: выделение и осознание детьми того, что нужно усвоить, осознание результатов выполненной работы.

Познавательные УУД: умение выделить для себя полученную информацию на занятие









Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении.

Регулятивные УУД: выделение и осознание детьми того, что нужно усвоить, осознание результатов выполненной работы.

Познавательные УУД: умение выделить для себя полученную информацию на занятие

III. Итог


Учитель: В заключении предлагаю посмотреть видео ролик о степи ,чтобы закрепить наши знания.

(Слайд 18)

-Ребята ,с чем мы сегодня познакомились ?

-Что нового узнали ?

Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром.

Ребята , если вам понравилась наше сегодняшнее занятие то покажите класс.



Ответы детей

Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении.

Регулятивные УУД: выделение и осознание детьми того, что нужно усвоить, осознание результатов выполненной работы.


На этом наш урок закончился. До новых встреч!

(Слайд19)







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее