Тема УРОКА: Степи и человек
Цель: формировать знания учащихся об особенностях природы степей, животного и растительного мира.
Задачи:
Обучающие – сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; сформировать навык бережного, созидательного отношения к природе.
Развивающие – развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; развивать положительное отношение к природе, умение сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь.
Воспитательные – сформировать убеждение учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; воспитывать чувство уважения к окружающему миру, осознания себя как части природы.
Формирование УУД: (действия)
Познавательные УУД: сравнивать выполнение своей работы с другими.
Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении.
Регулятивные УУД: выделение и осознание детьми того, что нужно усвоить, осознание результатов выполненной работы.
Планируемые результаты:
Личностные: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; наблюдать и запоминать.
Метапредметные:
Регулятивные: осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД: умение выделить для себя полученную информацию на занятие.
Коммуникативные УУД: умение высказать не понимание учителю, чтобы тот пришёл на помощь.
Оборудование: презентация, конспект, карточка ,
Источники информации: собственная информация, презентация.
Структура урока
Ход занятия
Этапы | Деятельность классного руководителя | Деятельность учащихся | Результаты УУД |
I. Организация 1.Приветствие. 2. Эмоциональ- ный настрой.
| Здравствуйте, ребята! Садитесь. Всем, всем - добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! | Слушают
| Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении. |
II Постановка темы урока
III Изучение нового материала.
| -Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего задания предлагаю отгадать кроссворд . Вопросы к кроссворду:
1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне. (Брусника) 2.Вкруг ствола большой сосны Шишки по снегу видны. Здесь на кузнице затратил Много сил проворный ... (Дятел) 3. Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь) 4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый. (липа) 5. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках. (ольха)(Слайд 2) -Что за слово получилось ? -Назовите тему сегодняшнего урока? -Правильно! Тема нашего сегодняшнего занятия «Степь». (слайд 3)
Прослушайте стихотворение П. Вяземского «Степь» Бесконечная Россия Словно вечность на земле! Едешь, едешь, едешь, едешь, Дни и версты нипочем! Степь широко на просторе Поперек и вдоль летит, Словно огненное море Зноем пышет и палит. Небеса, как купол медный, Раскалились. Степь гола; Кое-где пред хатой бедной Сохнет бедная ветла. Шагом , с важностью спокойной Тащут тяжести волы. Пыль метет метелью знойной, Вьюгой огненной золы. Степи голые, немые, Все же вам и песнь, и честь! Все вы – матушка Россия, Какова она ни есть!(слайд)
Учитель Посмотрите на слайд какой бывает степь летом и весной -Какой бывает летом ? (Слайд4) -А весной ? (Слайд5) Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Эта зона расположена в умеренном поясе, но ближе к северному тропи-ку. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а небольшая часть – на Западно-Сибирской равнине. (слайд6) В степной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. Обычно они ливневые. Почвы в зоне степей очень плодородные. (Слайд7) _ Ребята, какие растения степи вы знаете ? (Слайд 8) Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. У тюльпанов, ирисов, таволги после цветения листья и стебли отмирают, а в почве до следующей весны остаётся луковица с запасом питательных веществ. (Слайд9) Ковыль и типчак приспособились по-другому. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Их листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги, а корни уходят глубоко в землю .(Слайд10) -Как приспосабливаться растения в степи ? (Слайд11) -Какие бывают корни?(Луковицы и длинные) -Какие листья у степных растений ?(Узкие и мясистые ) -Молодцы ребята! -А каких животных вызнаете в степной зоне ? (Слайд12) Учитель: В степи живут жуки, тли, мухи, пчелы, осы, бабочки и, конечно, сверчки, кобылки, кузнечики и саранча. При использовании степей для сельскохозяйственных целей некоторые насекомые становятся очень опасными вредителями. Однако в природных условиях они не только опыляют многие растения, но и служат пищей для птиц, рептилий и мелких грызунов, В свою очередь, становятся добычей более крупных животных. (Слайд13) В степях водятся сотни видов крупных и мелких птиц, которые гнездятся на земле. Орлы, как правило, гнездятся на деревьях, но в Сибири есть один вид, строящий гнезда на земле, а маленькая пещерная сова, живущая в Северной Америке, иногда роет норы. Самые крупные в мире птицы - африканский страус, похожий на страуса южноамериканский нанду и австралийский эму -тоже обитатели степей. Все эти птицы слишком тяжелые, чтобы летать. (Слайд14) Грызуны- это зверьки, приспособленные к быстрому и продолжительному бегу. Они имеют короткие передние и исключительно длинные задние ноги, сбитое в комок туловище и длинный хвост, обычно оканчивающийся уплощенной волосяной кисточкой. Сюда относятся разнообразные тушканчики, передвигающиеся с исключительной быстротой прыжками на одних задних ногах и управляющие своими движениями при помощи хвоста .(Слайд15) Хищные млекопитающие (лиса, хорёк и горностай) также очень важны для народного хозяйства, в том числе и как пушные звери. Они значительно уступают другим животным по качеству меха, но в степи считается ценным из-за небогатого количества пушнины. (Слайд16) -Назовите приспособление животных к условиям степей ? -Давайте же посмотрим на слайд (Слайд 17) -Прочитайте -Молодцы ребята ! Самостоятельная работа Найди правильный ответ. Соедини линиями. 1)Зима сухая2)Весна тёплая 3)Лето холодная4)Осень засушливая
3) Здесь заготавливают полезные для человека ягоды и грибы.
|
1 Брусника 2 Дятел 3 Медведь 4 Липа 5 Ольха
Чтение ученика, заранее подготовленного
Ответы детей.
Ответы детей.
Корни Листья
Слушают учителя
| Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении. Регулятивные УУД: выделение и осознание детьми того, что нужно усвоить, осознание результатов выполненной работы. Познавательные УУД: умение выделить для себя полученную информацию на занятие.
Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении. Регулятивные УУД: выделение и осознание детьми того, что нужно усвоить, осознание результатов выполненной работы. Познавательные УУД: умение выделить для себя полученную информацию на занятие.
Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении. Регулятивные УУД: выделение и осознание детьми того, что нужно усвоить, осознание результатов выполненной работы. Познавательные УУД: умение выделить для себя полученную информацию на занятие
Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении. Регулятивные УУД: выделение и осознание детьми того, что нужно усвоить, осознание результатов выполненной работы. Познавательные УУД: умение выделить для себя полученную информацию на занятие |
III. Итог
| Учитель: В заключении предлагаю посмотреть видео ролик о степи ,чтобы закрепить наши знания. (Слайд 18) -Ребята ,с чем мы сегодня познакомились ? -Что нового узнали ? Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром. Ребята , если вам понравилась наше сегодняшнее занятие то покажите класс.
|
Ответы детей | Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении. Регулятивные УУД: выделение и осознание детьми того, что нужно усвоить, осознание результатов выполненной работы. |
| На этом наш урок закончился. До новых встреч! (Слайд19) |
|
|