Технологическая карта урока «Величины»
ФИО учителя: Баторова Т.В.
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
УМК: - Башмаков М.И., Нефёдова М.Г., «Планета знаний». Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 84-85
Тип урока: ОНЗ – «Открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиска её решения в процессе работы. (Изучение нового материала - технология деятельностного подхода)
Цель: формирование у учащихся представления об объёме как величине, о единице объёма и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
1.Формировать представление о новой величине - объём и единицей его измерения литром.
2.Учить решать задачи с новой величиной.
3.Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
4.Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
5.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:
1.Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:
Формирование регулятивных УУД:
Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Формирование коммуникативных УУД:
Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
3. Формирование познавательных УУД:
Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ресурсы урока:
- основные:
М.Башмаков, .И., Нефёдова М.Г., «Планета знаний». Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 84-85.
- дополнительные
-маршрутный лист урока
- презентация
- тетрадь
- физкультминутки
- алгоритм самооценки
Планируемый результат:
Предметные:
Знать величины длины, массы, объёма.
Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
| |
УУД | |||||
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
| Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. | 1Математика – царица наук! - Ребята, а вы дружите с математикой? 2. Слайд. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
| Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | |
II. Актуализация опорных знаний. Цели: - организовать актуализацию умений составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей;
| Слушают и смотрят картинку Проговаривают, что знают. Выполняют задание устно. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). | Организует актуализацию умений составлять равенство, используя связь целого и частей. Организует обобщение актуализированных знаний.
| 1. Слайд. (На слайде: см, цвет, дм, кг.) - Посмотрите внимательно на слайд и найдите лишнее слово? - Почему? (Цвет – это не величина, её нельзя измерить; кг, дм и см – это единицы измерения длины и массы.) - Что объединяет эти слова? (Это величины) - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? - Какие действия мы можем выполнять с величинами? (складывать, вычитать, сравнивать) 2.Устный счёт. Давайте поработаем с изученными величинами. 1. Как с помощью гирь массой 1кг, 2кг. 5 кг взвесить 6кг, 8кг. 2. Длина дождевого червя 9см, а длина гусеницы 5см. На сколько длиннее червь, чем гусеница? - Какое мы должны вспомнить правило? (от большего вычесть меньшее) 3. Масса собаки 10 кг, а масса кота на 4кг меньше. Чему равна масса кота? 4. Вова нарисовал квадрат, длина стороны квадрата равна 2см. Как найти сумму длин всех сторон квадрата? 5. Что тяжелее кг ваты, или кг гвоздей? Почему?
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь составлять равенство, используя связь целого и частей. высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). | |
3. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся выдвигают свои предположения. |
| - Что делать, если имеем дело с жидкостью? - Как мы можем её измерить? - Измерить линейкой можем? - Взвесить можем? (да) В каком случае? (если в сосуде) - А если у меня неподъёмный бидон молока? | Метапредметные (УУД) Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Регулятивные: - высказывать своё предположение; Коммуникативные: - точно и полно высказывать свои мысли. | |
Формулирование проблемы, планирование. | Обучающиеся высказывают свои предположения, что есть другая величина. |
| - Что же на уроке вам предстоит выяснить? - Давайте познакомимся с новой величиной.
|
| |
Открытие нового знания ЦЕЛЬ: Ввести понятие объёма как понятия величины Создать проблемную ситуацию, в результате разрешения которой мы должны прийти к выводу, что для того, чтобы сравнивать объемы надо выбрать особую единицу измерения
| Обучающиеся высказывают свои предположения Обучающиеся высказывают свои предположения Вывод: объём – это величина. Обучающиеся высказывают своё предположение – перелить жидкость из одной в другую. Обучающиеся высказывают свои предположения Работа в группах
|
| Слайд демонстрация 3 сосудов (банка, стакан, кувшин). - Что вы видите? (сосуды) - Что общего у этих сосудов? (материал, предназначение) - Чем отличаются эти сосуды? (форма, размер, вместимость) - Может кто-то знает, как называется свойство предмета вмещать в себя что-либо? (объем) Слайд объём – это свойство предмета вмещать в себя что-либо.
- Назовите предметы, которые отличаются друг от друга по объёму? - Можем ли мы сравнить предметы разные по объёму?
- Давайте проверим, правда ли, что объём кувшина больше объёма стакана. - Как мы можем это сделать? (предположение детей - переливать) Опыт на примере стакана и кувшина. Только что мы с вами измерили объём кувшина(1 кувшин=5 стаканов)
- Как называются такие признаки предмета, которые можно измерить? (величина)
- Какой вывод можно сделать?
Мы возьмем банки. - Одинаков ли их объём? Как проверить? У меня появилась такая мысль, а если я буду объём одной банки измерять чашкой, а объём второй банки измерю стаканом?
- Как вы думаете, что-то изменится?
Проверим: 1 группа измеряет объём чашкой, 2 – стаканом.
- Почему получились в группах разные данные?
-Какой вывод можно сделать? (нужны одинаковые мерки по объёму).
- А удобно ли было измерять этими мерками? Почему? (маленькие неудобные)
Во всём мире решили ввести единую единицу измерения объёма жидкости - Может кто-то знает, как она называется?
Это единица измерения жидкости. Показ банки- 1 литр- она называется литровая, т. к. вмещает 1 литр жидкости.
Сокращённо в математике записывают так-1 л. Существуют кроме литровой банки различные литровые сосуды - показ кружки, мензурки. Раньше жидкость измеряли вёдрами, штофами, бочками, мензурками. Показ 3-х литровой банки.
- А где мы в жизни можем встретиться с этой единицей измерения? - Кто из вас ходил покупать разливное молоко? Чем пользуется продавец? - У кого в вашей семье есть автомобиль? Прежде чем куда-то отправиться, папа заезжает на заправочную станцию. Для чего? |
| |
Физминутка |
|
| Презентация «Я люблю математику» |
| |
Применение нового знания VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Работа с учебником Работа по вариантам Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
- Какая единица измерения встретилась в этой задаче? - Что известно в задаче? - Что нужно узнать? Сколько вопросов в задаче? Значит сколько нужно записать ответов? - Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? ( на стенах - 3чертежа: 1 на сравнение,2 на нахождение целого, 3 на нахождение части)
- Девочки выберите схему, которая подходит к 1 вопросу задачи. Обоснуйте свой выбор. - Мальчики выберите схему, которая соответствует 2 вопросу задачи. Записываем решение своей задачи.
Эталон для самопроверки на слайде.
Эталон для самопроверки на слайде.
|
| |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку в еженедельнике. | Организует подводящий диалог. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Какую учебную задачу вы поставили перед собой на уроке? - Удалось ли нам её решить? - Оцените свою работу в маршрутном листе.
А урок я хочу закончить словами « С малой удачи начинается большой успех!» | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |