Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Структурное подразделение: кафедра естественно-математических наук
«Технологическая карта современного урока как эффективный элемент введения ФГОС в образовательный процесс»
Итоговая работа
Исполнитель:
Дубинина Галина Андреевна учитель математики, физики
Консультант:
Трушкина Татьяна Петровна,
методист кафедры естественнонаучных и
математических дисциплин КРИПКиПРО
Кемерово 2018
Содержание
Введение 3
Основная часть…………………………………………………………………5
Реализация в технологической карте урока специфики педагогической деятельности………………………………………………………………………5
Структура технологической карты ……………………………………………...8
Заключение ………………………………………………………………………12
Список используемой литературы…………………………………………… 13
Приложение №1 виды технологических карт урока …………………………14
Приложение №2 технологическая карта урока по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем"……………19
Введение
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Фактически тем самым воплощаются в жизнь слова К.Д.Ушинского о том, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. Исходя из этого, необходимо на каждом этапе урока предоставить возможность ученику стать реальным субъектом деятельности, то есть сделать так, чтобы он не только выполнял определённые действия по намеченному плану, но и принимал участие в:
постановке (формулировании) цели и задач данного урока на основе границы собственного знания и незнания;
планировании способов достижения намеченной цели;
осуществлении контроля и оценки полученных результатов (самостоятельный и взаимный контроль и оценка);
осуществлении необходимой коррекции учебной деятельности на основе собственных затруднений;
рефлексии деятельности по итогам урока;
выборе домашнего задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
В этой ситуации педагог не должен забывать и о планируемых результатах, в соответствии с деятельностной парадигмой образования построенных на основе уровневого подхода: выделении ожидаемого уровня актуального развития большинства учащихся и зоны ближайшей перспективы их развития и о формировании на уроке универсальных учебных действий. Также меняются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательном учреждении.
Так как главной задачей новой системы ставится: развитие личности ученика, акцент на развитие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания, формулировки заданий на уроках математики теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках математики предлагается наряду с усвоением конкретных знаний, научить преобразовывать и применять освоенный обучающимися опыт для получения нового знания. Научить работать с текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.
В связи с поставленными задачами полностью меняется конструирование урока. Для того чтобы реализовать требования ФГОС наиболее продуктивным сценарием урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока.
Основная часть
Реализация в технологической карте урока специфики педагогической деятельности
Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным. Исходя из определения “технологическая карта”, выделяют те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
должны быть указаны операции, их составные части.
Технологические карты — это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (предметные, личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм изучения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися.
Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подхода требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Структура технологической карты
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных многочисленными учителями разных регионов нашей страны, я пришла к выводу, что единой формы технологической карты пока не существует. На основе изученных мной различных видов карт, в том числе карты, предложенные куратором курсов, предлагаю следующую структуру технологической карты, в которой отражены все новые тенденции образования.
В структуре технологической карты урока выделяются блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
информационный;
содержательно-деятельностный;
методический;
результативно-рефлексивный.
Каждый блок технологической карты включает в себя несколько компонентов.
І. Блок информационный
включает тему урока, тип урока, цели урока, универсальные учебные действия, формируемые на уроке, межпредметные связи, оборудование урока.
ІІ. Блок содержательно-деятельностный
даёт информацию о содержании учебно-познавательной деятельности учащегося, здесь описываются учебно-практические и учебно-познавательные задачи, являющиеся, в свою очередь, деятельностным отражением планируемых результатов.
III. Блок методический
содержит поэтапный методический инструментарий учителя, соответствующий, в том числе, требованиям системно-деятельностного подхода.
IV. Блок результативно-рефлексивный
позволяет фиксировать результаты педагогической рефлексии, выполнения заданий самостоятельной деятельности обучающегося и взаимодействия «ученик — ученик» и «учитель — ученик».
Шаблон такой технологической карты выглядит так:
Учебный предмет класс | | |||
Автор УМК | | |||
Тема урока | | |||
Тип урока | | |||
Цели урока | | |||
Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД | Предметные: Метапредметные: Личностные УУД:
| |||
Межпредметные связи | | |||
Оборудование | | |||
Этапы урока | Планируемый результат | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |
Организационный момент |
|
|
| |
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ | ||||
Актуализация знаний Постановка проблемы. |
|
|
| |
Систематизация и закрепление изученного материала или освоения нового материала | ||||
|
| |
|
|
|
| |
|
|
РЕФЛЕКСИВНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ УРОКА | ||||
Итог урока |
| Подведение итогов урока. |
|
|
Рефлексия |
|
| |
|
Домашнее задание |
| Домашнее задание творческого характера и инструкция по его выполнению
| |
|
Этапы работы над составлением технологической карты.
1.Определение места урока в изучаемой теме.
2.Формулировка цели урока (содержательные и деятельностные)
3.Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор формы работы на уроке:
индивидуальная;
фронтальная;
парная;
групповая.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Количество этапов урока, их последовательность и содержание учитель определяет, исходя из выбранного типа урока и специфики учебного предмета.
Заключение
Важными компонентами проектирования современного урока являются целеполагание и конструирование технологической карты учебного занятия.
Основная идея целеполагания в обучении заключается в овладении учителями и учениками технологией осознания творческой и учебной деятельности. Такие виды деятельности предполагают постановку целей своего образования, организацию их выполнения и последующую рефлексивную деятельность: осознание способов достижения целей, возникших проблем, успехов и результатов.
Проведение современного урока требует высокого социально-нравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности.
Список использованных источников
Корнилова, М. В. Информационная культура учителя [Текст]: монография / М. В. Корнилова; науч. ред. Н. И. Гендина. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006. – 119 с.
Логвинова И.М., Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС: управление начальной школой / И.М.Логвинова, Г.Л. Копотева . 2011. № 12. 12-18с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы: проект. – 3-е изд. Перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.:Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
Чернобай Е.В., Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде / Е.В.Чернобай, М.: Просвещение, 2012 г.
Электронные источники информации:
www.1september.ru
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция ЦОР
http://borisovna.rusedu.net/category/4998/14160
http://school-collection.edu.ru/
https://edu.tatar.ru/upload/images/files
http://dep_mpmnk.pnzgu.ru/files/
Приложение №1
ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКОВ
Технологическая карта урока (вариант 1)
Источник: http://rcpohv.ru/post/open/584
Ф.И.О.
Предмет:
Класс:
Тип урока:
Тема |
|
Цель |
|
Задачи |
|
УУД |
|
Задачи | Образовательные: Развивающие: Воспитательные: |
УУД |
|
Планируемые Результаты: | Предметные:
Личностные: Метапредметные: |
Основные понятия |
|
Межпредметные связи |
|
Ресурсы:
|
|
Формы урока | Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Технология |
|
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент Время: Основные этапы: |
|
|
|
| (Познавательные УУД). (Коммуникативные УУД). (Регулятивные УУД). |
Проверка домашнего задания Время: Этапы: |
|
|
|
|
|
Изучение нового материала Время: Этапы: |
|
|
|
|
|
Закрепление нового материала Время: Этапы: |
|
|
|
|
|
Контроль Время: Этапы: |
|
|
|
|
|
Рефлексия Время: Этапы: |
|
|
|
|
|
Технологическая карта урока (вариант 2)
Источник: https://edu.tatar.ru/upload/images/files
1. Ф.И.О. учителя: ________________________________________________________________________________
2. Класс: ___________ Дата: _________Предмет____________№ урока по расписанию: _________________________
3. Тема урока: ___________________________________________________________________________________________
4. Место и роль урока в изучаемой теме: _____________________________________________________________________
5. Цель урока: ___________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________Характеристика этапов урока
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
|
|
|
|
|
|
|
|
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока: ___________________________________________________________
Технологическая карта урока (вариант 3)
Учебный предмет:
Класс:
Автор УМК (программы учебного курса):
Тема урока:
Тип урока:
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия
| Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия
| Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия
| Формируемые способы деятельности | |
I этап урока | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
II этап урока | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
III этап урока | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
и т. д. | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
Технологическая карта урока (вариант 4)
Источник: http://dep_mpmnk.pnzgu.ru/files/
Учебный предмет: |
| ||||
Класс: |
| ||||
Тип урока: |
| ||||
Цели урока:
| Образовательная: Развивающая: Воспитательная: | ||||
Технологии, методы, приемы: |
| ||||
Основные понятия, термины |
| ||||
Планируемый результат | |||||
Предметные |
| ||||
Личностный |
| ||||
Метапредметный |
| ||||
Организация пространства | |||||
Формы работы |
| ||||
Ресурсы |
| ||||
Технология обучения | |||||
Этапы урока
| Формируемые умения
| Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
|
|
|
|
|
Технологическая карта урока
«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Участники: обучающиеся 5 класса.
Цель: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, развивать умения к их практическому применению.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Базовый учебник: Математика 5 класс, Н.Я Виленкин, В.И. Жохов – М.: Мнемозина 2014г
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска.
Место в общей структуре курса: §5 Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. 8-й урок в разделе «Обыкновенные дроби. 1-й урок по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» согласно календарно-тематическому плану.
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формируемые УУД | |||
Познавательные | Регулятивные
| Коммуникативные
| Личностные
| |||
1. Орг. момент
| Определяет готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся Слайд 1, 2, 3
|
| Целеполагание | Организация своей учебной деятельности | Умение слушать, планирование учебного сотрудничества |
|
2. Мотивация к учебной деятельности | слайд 4 Координирует деятельность учащихся.
| Устно отвечают на вопросы, повторяют теорию | Анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие
| Целеполагание, выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения | Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся, планирование учебного сотрудничества
| Смыслообразование
|
3. Открытие нового знания | Слайд 5 Выводит с учащимися определение сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями Организует деятельность работы с учебником; направляет работу учащихся Слайд 6 | Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы, работают с учебником; Ведут записи в тетрадях | Поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические действия, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; определение основной и второстепенной информации; анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания | Анализ; синтез, установление причинно-следственных связей, волевая саморегуляция в ситуации затруднения | Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации
| Самоопределение, смыслообразование |
Физминутка
| слайд Учитель говорит лова, выполняет движения. Из - за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно, Встали прямо, ноги вместе, Поворот кругом, на месте. Хлопнем пару раз в ладошки. И потопаем немножко. А теперь представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели.
| Ученики за учителем повторяют движения |
|
|
|
|
4. Первичное закрепление
| Мотивирует учащихся. Ставит проблемные вопросы; учит складывать и вычитать обыкновенные дроби | Решают поставленные задачи, отвечают на вопросы | Поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; анализ; синтез, установление причинно-следственных связей | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; принятие решения | Самоопределение, смыслообразование |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой | Организует самостоятельную деятельность учащихся, взаимопроверку. Воспитывает способность принимать самостоятельные решения; развивает навыки самоконтроля | Самостоятельно выполняют задания, затем проверяют в парах по ключу
| Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
| Контролируют процесс и результат учебной математической деятельности; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; способность к волевому решению | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Смыслообразование |
6. Рефлексия деятельности на уроке. Подведение итогов урока
| Мотивирует учащихся на подведение итогов урока. Выявляет уровень усвоения изученного материала
| Обобщают изученный материал. Делают вывод. Оценивают свою работу
| Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха | Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | Самооценка на основе критерия успешности Аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества | Самоопределение |
7. Постановка домашнего задания
| Комментирует домашнее задание
| Записывают домашнее задание |
|
|
|
|